12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ибрагимова Насиба Исмаиловна727
Работаю логопедом. Имею первую квалификационную категорию по специальности"Учитель истории и ообществознания".Прошла переподготовку по программе:"Коуч в образовании:организация работы учителя-наставника"
Россия, Новгородская обл., Великий Новгород










Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Этикетное поведение гимназиста»

7 – 9 класс













Составитель: Ибрагимова Н.И.

учитель истории и обществознания.






Великий Новгород


2021 год









СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




………………………………..

3-7

Содержание курса по внеурочной деятельности 7 – 9 классы …………………………….

8

Тематическое планирование …………….………

21-27



Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса ………………………………………………………………..

28

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………..

29



























Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

В   настоящее   время   важнейшим   объектом   познания   стал   человек, его мировосприятие, отношение к самому себе и к окружающим людям. Приоритетной   целью   образования   является   личностное, познавательное, общекультурное   развитие   учащихся.   Для   реализации   этой   цели   разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения. Приобщение   детей   к   духовным   богатствам   человечества   способствует формированию   гармоничной, творческой   личности   человека, способной   к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному   отношению ко всему   окружающему, овладению   своими   эмоциями   и   чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней. Сегодня требуется новый тип личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному   совершенствованию   человека.

Поэтому так необходимы уроки, посвященные этикетному воспитанию личности человека, способные сохранить и развить в ребенке стремление к духовным ценностям человеческой жизни и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития и самореализации.

Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Это связано с необходимостью людей познать, как нужно вести

себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский контакт.

Этикетное воспитание – дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается этикетное обучение учащихся, тем

больше у них возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.


Правильное использование этикетных правил в поведении помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в

тональности вежливости, доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми. Внеклассная и внешкольная работа сегодня нацелена на развитие индивидуальных интересов учащихся и решение обязательных вопросов, направленных на формирование личностных качеств. Результат будет виден именно там, где это связанно с профессиональной ориентацией.



Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Этикетное поведение гимназиста» является частью основной образовательной программы основного общего образования и разработана в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

2.Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);

3.Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020http://fgosreestr.ru;

4.Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).



Актуальность и перспективность программы

Актуальность данной программы состоит в том, что она призвана помочь учащимся в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать пути самовоспитания и самореализации.

Педагогическая целесообразность разработки и внедрения данной программы обусловлена пробуждением интереса обучающихся к всестороннему развитию в себе устойчивой, позитивно настроенной и принимающей активную жизненную позицию личности.

Новизна программы заключается в реализации воспитательной работы с применением и внедрением новых педагогических технологий в проведении занятий. Практическая значимость данной программы состоит в том, что в ходе занятий учащиеся смогут овладеть базовыми этикетными знаниями, способствующими приобретению навыков социально-приемлемого поведения, построению конструктивных взаимоотношений с окружающими, решению задач формирования нравственной, эстетической и толерантной культуры.


Цель и задачи программы

Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, к людям, к себе.

В ходе занятий учащиеся смогут овладеть базовыми этикетными знаниями, способствующими приобретению навыков социально-приемлемого поведения,

построению конструктивных взаимоотношений с окружающими, решению задач формирования нравственной, эстетической и толерантной культуры.

Задачи:

сформировать у учащихся знания о роли этикета в развитии культуры, организации межличностных отношений;

обеспечить понимание логических связей между этикой и этикетом, моралью и поведением человека в обществе;

сформировать представления о нормах и правилах этикета, компонентах этикетного поведения;

сформировать у учащихся умения и навыки социально приемлемого поведения и адекватного взаимодействия в обществе;

расширить общую культуру и кругозор учащихся, сформировать у них уважительное отношение к окружающим, укрепить дух патриотизма и идею толерантности в восприятии обычаев и нравов других наций;

способствовать формированию у учащихся позитивного мышления. В ходе занятий учащиеся смогут овладеть базовыми этикетными знаниями, способствующими приобретению навыков социально-приемлемого поведения, построению конструктивных взаимоотношений с окружающими, решению задач формирования нравственной, эстетической и толерантной культуры.


Формы и методы работы

Программа внеурочной деятельности построена по модульному принципу. Программа предназначена для учащихся 7-9 классов.

Длительность курса 35 академических часов в год, по 1 часу в неделю. Занятия может проводить учитель, педагог-психолог, классный руководитель.


В основе модульной программы обучения лежат диалогические и тренинговые формы деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся: беседы, обсуждения, дидактические и ролевые игры, тренинговые упражнения, проектная деятельность, мини-сочинения и эссе, тестирование, карточки с заданиями. Предполагается использование дидактических пособий, видеоматериалов. Предусмотрена внешкольная деятельность – посещение различных культурных мероприятий, экскурсий, с последующим их обсуждением.


Планируемые результаты реализации программы

Личностные


1.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.

2.формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

3.освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

4.развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6.осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;



Метапредметные


1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


Направленность программы


Год обучения

3 года

Возраст учащихся

13-15 лет

Количество часов в год

35

Режим занятий (часов в неделю)

1

Программа предназначена для обучения этикету в учреждениях общего среднего образования учащихся 7-9 классов и рассчитана на 3 года. Длительность курса 35 академических часов в год, по 1 часу в неделю. Занятия может проводить учитель, педагог-психолог, классный руководитель.


Программа внеурочной деятельности в 7 классе построена по модульному принципу, и стоит из 3 модулей. Модуль 1 «Я в мире этикета»-12 часов, модуль-2 «Я и мои чувства, настроения, эмоции»-10 часов, модуль 3 «Я и толерантность»-13 часов.

Программа внеурочной деятельности в 8 классе состоит из 4 модулей.

Модуль 1 «Я и другие» (8 часов), модуль 2 «Я - гражданин» (11 часов),

модуль 3» Я и мое завтра» (6 часов), модуль 4 «Я изучаю мир» (10 часов)

Программа внеурочной деятельности в 9 классе состоит из 5 модулей.

Модуль 1» Я и самообразование» (7 часов), модуль 2 »Я и самоорганизация»( самореализация»(15 часов).модуль 3»Я и самоопределение», модуль 4 «Я и самореализация»,модуль5 «Я и моя самооценка»




Содержание программы 7 класс


Пп/п


Название модуля, темы

Кол-во часов

Планируемые результаты

Кол-во часов

Теория/практика

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

1I

Модуль «Я в мире этикета»

12

10Т/2П



Понимать этикет как одну из основных культурных ценностей в обществе, имеющую большую роль в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;



Модуль 2 «Я и мои чувства, настроение, эмоции»

10

7Т/3 П

Способность развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;

Развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;




Работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;



Модуль 3 «Я и толерантность»

13

10 Т /3П

Формировать чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; понимание своей причастность к русскому народу, уважительное от

ношение к его культуре и самобытности; уважение

-родного языка и других языков, и культур, прежде всего тех, которые функционируют в России




Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




Учебно-тематический план 8 класс (2 год обучения)


Пп/п


Название модуля, темы

Кол-во часов

Планируемые результаты

Кол-во часов

Теория/практика

Личностные результаты

Метапредметные результаты

1

Модуль 1 «Я и другие»

8

6Т/2П

Сознание этических норм и владение культурой общения в разных ситуациях

общения с различными адресатами общения

(сверстниками, взрослыми, близкими знакомыми, малознакомыми, незнакомыми людьми);

- способность понимать другого человека (сверстника и взрослого), становиться в его позицию и рассматривать свои

действия и их результат с точки зрения этого человека;

- способность к критическому мышлению, умение формировать и обосновывать собственное мнение по поводу того или

иного предмета, сопоставлять его с другими мнениями, уважать их


Умение вести диалог, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;

- выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения;

- уважительное восприятие других точек зрения;

- умение работать коллективно или в группах, парах;

- использовать доброжелательный тон в общении, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты


2

Модуль 2» Я –гражданин»










11

9Т/2П

Формировать и развивать навыки и умения направленные на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.


Анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи;

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и гражданственности;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области изучения культурно -исторического значения своего края с использованием различных источников и новых информационных технологий;


3

Модуль 3 «Я и мое завтра»









6

3/3

Сформировать у обучающихся умение в выборе жизненных, профессиональных приоритетов, направленных на получение первоначальных знаний в их будущей практической деятельности.

познакомить обучающихся с типами профессий и характеристикой каждого типа (человек — техника, человек – человек, человек – природа, человек – художественный образ, человек – знаковая система);

закрепить понятия «профессия», «специальность»; умение подбирать конкретные примеры по данным понятиям;

развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности;

воспитывать целеустремленность, предприимчивость, уважительное отношение к людям различных профессий, результатам их труда


Формулировать проблему профессионального самоопределения для себя, владеть способами решения проблем профессионального самоопределения

вести поиск необходимой информации, перерабатывать, структурировать её в нужной         форме, делать выводы,

добывать необходимую информацию, отбрасывая второстепенную, для самопознания (диагностические методики), об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии.


4

Модуль 4 «Я изучаю мир»

10

8Т/2П

Формирование готовности и способности обучающихся к

саморазвитию


формирование

мотивации к обучению и познанию


формирование

целостного, социально ориентированного взгляда

на мир в его органичном единстве и разнообразии природы


формирование

уважительного отношения к иному мнению


Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;


осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков


адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов






Учебно-тематический план 9 класс (3 год обучения)


п/п

Название темы, модуля

Кол-во часов

Планируемые результаты

Кол-во часов

Теория/практика

Личностные результаты

Метапредметные результаты


Модуль 1

«Я и самообразование»









7

4Т/3П

Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Научить организовывать собственную учебную деятельность; знакомство с формами самообразования.

Совершенствование умений учащихся при работе с текстом учебника и интернет ресурсами, высказывать собственное мнение, развитие умений строить логические суждения.







Модуль 2

«Я и самоорганизация»










7

4Т/3П

Развить умения анализировать реальные социальные ситуации, связанные с нарушением дисциплины, выбирать адекватные модели поведения, способствовать развитию у учащихся заинтересованности не только в личном успехе, но и в улучшении различных сторон жизни общества, развитию следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; самоконтроль и самооценивание, умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками, обеспечить мотивацию самовоспитанию, самоконтролю, развитию силы воли.

Осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека; дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию; научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом; учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.


Модуль 3

«Я и самоопределение»







6

5Т/1П

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области профориентации;

осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

самооценка выполнения практической деятельности;






Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе и познавательной деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая интернет-ресурсы и другие базы данных;



Модуль 4

«Я и самореализация»







6

5Т/1П

Формирование осознанного стремления быть успешным человеком;

развитие позитивного мировоззрения, стремление раскрыть свои способности;

воспитание активной личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию.


Создавать условия для личностной рефлексии, осознания собственных жизненных целей и перспектив.

Развивать умения анализировать различную социальную информацию, относящуюся к изучаемой тематике, осмысливать влияние различных социальных факторов на становление личностных свойств человека, формулировать собственную позицию по жизненно важным проблемам, создавать условия для применения на практике полученных сведений.



Модуль 5

«Я и самооценка личности»

9

7Т/2П

- Сформировать понятие о самооценке и ее видах;

- показать влияние самооценки на процесс общения;

- определить самооценку учащихся;

- способствовать формированию адекватной самооценки;

 снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.


 

Формирование способности анализировать полученную информацию,

развивать у учащихся объективное отношение к самооценке самокритичности и самоконтролю;

воспитывать стремление к самосовершенствованию личности учащихся, к самообразованию и самовоспитанию.

работать индивидуально и в парах, доказывать свою точку зрения, выступать публично;





Тематическое планирование

7 класс


Модуль 1 «Я в мире этикета»(12 часов)


1.Этикетное поведение как проявление воспитанности и

толерантности (1 ч)

Понятие «этикет» и «толерантность»

2.Из истории этикета (1 ч)

Понятие «этикет». История возникновения этикета. Этикет как механизм, регулирующий отношения людей в обществе. Необходимость изучения и активного использования норм и правил этикета. Виды этикета. Этика и этикет.

3.Школьный этикет (1 ч)

Соблюдение правил этикета в школе. Поведение на уроке, перемене. Умение выстраивать алгоритм общения с одноклассниками и педагогами. (1 ч)

4.Внутрисемейный этикет(1 час)

Семья-главная ценность для каждого человека. Умение выстраивать отношение с родителями, старшими и младшими членами семьи.

5.Деловой этикет (1 ч)

Визитные карточки, деловая переписка, деловые поздравительные открытки как основные формы делового общения. Общие правила обмена контактами и информацией.

6.Цифровой этикет: как вести себя в социальных сетях? (1 час)

Что такое сетевой этикет? Базовые правила сетевого этикета. Правила использования интернета вовремя офлайн встреч.

7.Тренинг «телефонный этикет (1 ч)

Общие правила разговора по телефону дома и на работе. Допустимые и недопустимые варианты начала разговора, корректировки, прерывания, завершения телефонного общения.

8.Столовый этикет (1 ч)

Общие правила организации стола. Обращение со столовыми приборами. Поведение за столом как отражение культуры и образа жизни человека.

9.Правила поведения в общественных местах (1 ч)

Основные правила поведения на улице, в кинотеатре, театре, ресторане, на выставке, во время танцев. Необходимость соблюдения норм этикета и осмысления собственных действий при нахождении в общественных местах и на улице.

10.Правила поведения в общественном транспорте (1 час)

Основные правила поведения в общественном транспорте, такси, автомобиле другого человека. Наиболее распространенные проблемные ситуации и их решение в соответствии с нормами этикетного поведения.

11.Гостевой этикет (1 час)

Общие правила и принципы гостеприимства. Наиболее распространенные ситуации, связанные с пребыванием в гостях, и возможные модели поведения в них.


12.Упражнения по этикету (1 час)

Тренировочные упражнения в форме игры. Темы: «приветствие», «прощание»,

«поведение на улице», «говорим по телефону».


Модуль 2 «Я и мои чувства, настроение, эмоции»(10 часов)


13.Дорогой доброты и терпения (1 час)

Значимость и ценность понятий доброта и терпение.

14.Мой класс - мои друзья (1час)

Формирование личности школьника через создание и развитие дружного коллектива.

15.Конфликт и его разрешение (1ч)

Развитие навыков поведения в конфликтной ситуации. Важность психологической комфортности в коллективе.

16.Тренинг» Толерантность как основа корректного бесконфликтного общения (1 час).

Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

17.Дружба и ее роль в жизни человека (1 час)

Как стать хорошим другом? Как найти друзей?

18.Тренинг «Учимся понимать и уважать других» (1 час) 19.Значение семьи в жизни человека (1 ч)

Семья как ячейка общества. Основные семейные ценности. Этикет как регулятор семейных отношений. Необходимость внедрения правил этикета в быту.

20.Права и обязанности родителей и детей (1 ч)

Обязанности и права родителей и детей.

21.Диагностика толерантности в классе (1 ч)

Психологическая диагностика уровня толерантности в классе. Анкетирование.

22.Диспут «Не смейся надо мной» (1 ч)

Диспут, способствующий формированию благожелательной эмоциональной атмосферы в классе.


Модуль 3 «Я и толерантность» (13 часов)


23.Умение общаться толерантно (1 час)

Виды и способы толерантного общения.

24.Границы и виды толерантности (1 ч)

Виды толерантности.

25.Милосердие спасает мир (1 ч)

Милосердие в истории России. Умение быть милосердным, что это значит?

26.Волонтерское движение (1 ч)

Волонтер и его гражданская позиция. Развитие волонтерского движения.

27.Подвиг: подвиги в военное и мирное время (1 ч)

Значимость и ценность подвига в обществе. Кто он герой нашего времени?

28.В дружбе народов – единство России (1 ч)

Понятие многонациональное государство. Культура и традиции народов и народностей в России.

29.На перекрестке культур (1 час)

Развитие коммуникативной компетентности, уважительное отношение к мнению другого человека, толерантное и дружелюбное отношение к людям других национальностей.

Взаимосвязь культурных, исторических и духовных ценностей.

30.Я – ученик многонационального класса (1 час)

Национальный состав класса.

31.Ярмарка народных традиций (1 час)

Представление культуры, обычаев и традиций своего народа.

32.Музыкальная толерантность. (1 час)

Толерантное отношение к разным стилям и жанрам музыки.

33.Тренинг «Этническая толерантность» (1 час)

34.Диспут «Толерантность-возможность диалога» (1 час)

35.Итоговое занятие (1 час) Диагностика этики поведения

Содержание программы

8 класс


Модуль 1 «Я и другие»( 8 часов)


1.Речевой этикет и культура общения (1 час)

Культура и правила речевого поведения и общения. Нормы речевого этикета.

2. Роль этикетных слов в жизни современного человека (1 час)

Почему человеку необходимо употреблять этикетные слова? Значение и происхождение этикетных слов» спасибо»,» пожалуйста»,» здравствуйте».

3.Этикет общения учителя и ученика (1 час)

Сюжетно-ролевая игра «Урок», умение выстраивать отношения с педагогами,

Определять стратегию поведения в различных ситуациях.

4.Правила общения среди друзей, знакомых, с взрослыми людьми.(1 час0

Алгоритм отношений с взрослыми людьми. Правила поведения с незнакомыми людьми.

5.Особенности общения с пожилыми людьми и инвалидами.(1 час)

Такта и уважение в общении. Умение слушать и понимать, усваивать новые знания. Соблюдение культурных норм.

6. Этикет и чувство собственного достоинства. (1 час)

Тренинг «эмоциональный дневник». Продуктивное общение. Уметь выражать свою точку зрения, вступать в разнообразные отношения.

7.Вежливость и чувство такта. (1 час)

Вежливость – качество тактичного человека. Практические занятия : упражнения «Мои вежливые слова, которые я использую чаще всего»,»Мои примеры тактичных и нетактичных поступков».

8.Этикетные нормы поведения между юношей и девушкой (1 час)

Этические особенности отношений юношей и девушек. Нравственность. Ценность семьи в обществе.


Модуль 2 «Я гражданин»(11 часов)


9.Моя страна - моя Россия. (1 час)

Гражданственность и патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека, любви к Родине, к семье.

10.Этикетное восприятие символики государства(1 час)

Ценность патриотических символов.

Почитание государственной символики в качестве выражения патриотического духа.

11.Господин Великий Новгород-отец городов русских. (1 час)

Культурно-историческое значение Великого Новгорода. Основные вехи истории.

Колыбель российской государственности.

12. Герб и флаг моего города. (1 час)

Изображение на гербе. Первая печать. Флаг. Описание.

13.Памятные и исторические места России (1 час)

Индивидуальные сообщения по теме.

14.Архитектурные символы и достопримечательности моего города. (1 час)

Групповые проекты: Софийский собор, Ярославово дворище, памятник «Тысячелетие России»

15.Современная городская скульптура. (1 час)

16.Реки и озера Новгородской области. (1 час)

Мста, Ильмень, Волхов -старейший водный путь Балтийского региона.

17.Из истории городских мостов (1 час)

Мост Александра Невского, мост в Колмово, мост в Деревянницах

18.Экскурсия (1 час)

19.Города побратимы Великого Новгорода (1 час)

Групповой творческий проект


Модуль 3 »Я и мое завтра»(6 часов)


20.Что такое профессии? Как появились профессии? (1 час)

Мир профессий. Что такое профессия? История появления. Профессия и специальность. Кто такой профессионал?

21.Интересы, склонности и способности в выборе профессии.(1 час)

Анкетирование. Психологическая диагностика.

22.Самые востребованные профессии будущего.(1 час)

Основные тенденции на рынке труда. Проект «Атлас новых профессий».

23.Резюме-первый шаг к успеху.(1 час)

Как составить резюме. О чем оно может рассказать.

24.Речевой этикет в различных профессиях.(1 час)

Соблюдение норм этики в общении. Профессиональное взаимодействие в грамотно построенном диалоге.

25.Экскурсии в колледжи Великого Новгорода.(1 час)


Модуль 4 «Я изучаю мир»(10 часов)


26. «Этикет» слово французское.(1 час)

Виды этикета: придворный, дипломатический, воинский, общегражданский.

27.История российского этикета и его национальные особенности (1 час)

Русский этикет: становление и развитие российского этикета.

28.Национальный этикет: как можно и как нельзя вести себя в разных странах мира. (1 час)

Традиции и правила поведения в разных странах мира. Особенности поведения и жестикуляции.

29.Европейский этикет(1 час)

Из истории европейского этикета. Особенности этикета у разных народов стран Европы.

30.Восточный этикет.(1 час)

Основные характеристики делового общения в странах Востока. Правила международной вежливости.

31.Традиции этикета в мировой культуре. (1 час)

Этикет как часть мировой культуры. История международной вежливости.

32.Международный этикет в повседневной жизни и в деловой сфере.(1 час)

Этикет и современный деловой мир. Дипломатический протокол.

33.Национальные особенности речевого этикета в разных странах мира(1 час)

Групповой проект» Особенности речевого этикета русского, французского и английского языков на примере конкретных ситуаций»

34.Тренинг «Международный этикет»

35.Итоговое занятие(1 час ) Диагностика отношения к жизненным ценностям


Содержание программы

9 класс


Модуль 1»Я и мое самообразование» ( 7 часов)


1.Этика самовоспитания самого себя.(1 час)

Самовоспитание. Самосовершенствование. Упражнение «Самооценка».

2.Что такое самообразование?(1 час)

Понятие самообразование. Основные задачи самообразования. Виды и мотивы.

Формы самообразования.

3.Плюсы и минусы самообразования.(1 час)

Плюсы: гибкий распорядок, возможность выбирать наставника, свобода выбора программы обучения и источников информации.

Минусы: мобилизация силы воли и дисциплины, отсутствие преподавателя.

4.Саморазвитие и мотивация(1 час)

Мотивация в саморазвитии - главная составляющая успеха. Самоанализ. Составление плана действий. Самоконтроль.

5. Полезные сайты для самообразования.(1 час)

Подборка интерактивных сайтов для самообразования.

6.План самообразования (1 час)

Мотивация. Цель. Список ресурсов. Распорядок дня. Вехи обучения.

7.Практическое занятие. Анкетирование.(1 час)


Модуль 2 »Я и моя самоорганизация»( 7 часов)


8.Что такое самоорганизация? ( 1 час)

Понятие самоорганизации, особенности ее проявления. Интегральность. Приемы и техники, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности.

9.Я в коллективе и коллектив для меня. (1 час)

Понятие коллектив. Правила эффективной коммуникации.

10. Тренинг уверенного поведения (1час)

11.Тренинг «Лидерство. Создание команды» ( 1 час)

12.Личностный рост: определение, особенности и принципы(1 час)

Личностный рост и саморазвитие.

13.Тренинг «Самодисциплина» (1 час)

14.Роль самовоспитания в жизни человека. ( 1 час)

Как воспитывать в себе личность? Примеры самовоспитания из жизни известных людей.


Модуль 3»Я и мое самоопределение»( 6 часов)


15.Что такое профессиональное самоопределение? (1 час)

Трудность выбора профессии. Стадии профессионального самоопределения и возраст.

16.Многообразие мира профессий. (1 час)

Понятие профессия. Классификация профессий. Специальность.

17. Выбор и моделирование профессии. (1 час)

Технология выбора профессии. Выбор профессии (тест)

18.Современный рынок труда и его требования к профессионалу. (1 час)

Что такое рынок труда? Анализ рынка труда. Служба занятости населения.

19.Склонности и профессиональная направленность. (1 час)

Эссе «Моя будущая профессия»

20.Тренинг по профориентации «Выбор профессии» (1 час)


Модуль 4 «Я и самореализация» (6 часов)


21.Что такое самореализация? (1час)

Понятие самореализация. Виды самореализации личности: творческая, профессиональная, социальная.

22. Управление желаниями и эмоциями (1 час)

Виды эмоционального состояния и их отличительные особенности.

Значение эмоций в жизни человека.

23.Мои жизненные ценности и ориентиры (1 час)

Понятие нравственности, морали, общечеловеческих ценностей, совести,

доброты, чести и долга.

24.Мои способности – мои возможности (1 час)

Понятие способности и одаренности. Виды одаренности.


25.Моя цель в жизни(1час)

Определение ключевой цели. Советы в поиске жизненной цели. Основные

шаги к достижению.

26. Тренинг развития уверенности и личностного роста «Верю в себя» (1 час)

Модуль 5 «Я и самооценка личности» (9 часов)


27. Что такое самооценка? Виды и уровни самооценки. (1 час)

Понятие самооценки. Роль самооценки в жизни человека.

28. Причины формирования разной самооценки (1 час)

Завышенная и заниженная самооценка. Как повысить самооценку?

29.Определение уровня самооценки (1 час)

Какой уровень самооценки у меня? Эссе «Моя самооценка»

30.Последствия высокой и низкой самооценки (1 час)

Какие могут быть последствия заниженной и завышенной самооценки?

Как это влияет на отношения с окружающими?

31.Повышение уровня самооценки (1 час)

Методы и пути повышения самооценки.

32.Тренинг «Я и моя самооценка» (1 час)

33.» Искусство позитивного мышления» (1 час)

34.Диспут «Что значит быть счастливым?»

35.Итоговое занятие. Диагностика нравственной мотивации (1 час)



Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: мультимедийный компьютер, проектор, экран, Интернет, программное обеспечение, операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MSWord, графический редактор Paint, программа MS PowerPoint


Учебно-наглядные пособия: таблицы и раздаточный материал по этикету.


Список литературы


1.Бачков И.А. Основы технологии группового тренинга.

2. М.М.Безруких «Я и другие Я, или Правила поведения для всех» -издательство» Политиздат,1991 г.

3. М.Ю. Григорьева «Я и другие Я», Издательство «Школьная пресса»,2011г.

4. Д. Джонсон, Тайлер Л Не кладите смартфон на стол. Правила этикета, которые помогут вам всегда быть на высоте/ Москва: 2016. - 176с.

5.Кузин, Ф.А. Культура делового общения. / Ф.А.Кузин. – Москва: Ось-89, 2002. – 320 с.

6.Кузнецов, И.Н. Современный этикет / И.Н. Кузнецов. – Москва: Дашков и Кº, 2008. – 494 с.

7.Курочкина, И.Н. Современный этикет: Методическое пособие для преподавателя курса. / И.Н.Курочкина – Калуга, 1993. – 147с.

8.Рожков М.И., Безбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников – Ярославль.

9.Степанов П.В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование – 2011 -№ 6

10.Солдатова Г.У.Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности у подростков, М, 2001

11.Уолцер М. О терпимости, М, 2012

12.Щеголихина И. Б. К проблеме формирования культуры межнациональных отношений/ / История – 2002г




7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.