Программа внеурочной деятельности «Инфознайка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тавричанская средняя общеобразовательная школа»
Любинского муниципального района Омской области
Согласовано Зам. директора по УВР _________ «____»________2016 г. |
Утверждаю Приказ № _________от «____»_____2016 г. Директор школы ._____________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«ИНФОЗНАЙКА»
на один учебный год
Составитель: Климко А.В. заместитель директора по УВР
Тавричанка -2016
Климко А.В. Инфознайка: Программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления с использованием Информатика учебник - тетрадь. 2 класс. / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова — М.; Академкнига/Учебник, 2003.-80 с.: ил. ISBN 5-94908-015-7 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Инфознайка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ООП НОО, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Рабочая программа нацелена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности является целью-ориентиром изучения информатики на занятиях.
Курс «Инфознайка» носит интегративный, межпредметный характер. Знание ребенка работы на компьютере имеет положительные стороны для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности по другим предметам, в жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе. Полученные знания навыки определяют дальнейшую информационную активность детей не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей социализации ребенка, вхождении его в информационное общество.
Программа рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю и) для обучающихся начальных классов (34 часа во внеурочное время и 2 часа на каникулах). Т.к. отдельного предмета информатики нет в начальных классах, курс могут посещать обучающиеся как 2 класса, так и 3-4 класса. Задания имеют двухуровневый характер, что позволяет их выполнять обучающимся разного возраста.
Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе. Для учета особенностей образования одаренных детей и детей с ОВЗ предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты освоения программы. В программе жирным шрифтом выделено содержание повышенного уровня сложности.
В программе можно использовать программный учебно-методический комплекс:
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Учебник в 2-х ч. – М. : Академкнига/Учебник, 2012
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник, 2012
Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СД. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
Структура образовательной рабочей программы внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности включает разделы:
Пояснительную записку, характеристику предмета, цели его изучения, основные содержательные линии; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, требования к уровню подготовки; особенности организации контроля, особенности реализации программы; список учебно-методической литературы.
Тематическое планирование (включает разделы программы, количество часов на их изучение; тему урока, форму представления результата).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривается понятие «информация». Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нём процессах.
В течение всего курса обучающиеся выполняют практические задания, связанные со сбором информации путём наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами; поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи; обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер».
Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере (изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии) и практическая работа на компьютере (изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования).
Целью является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Основные задачи курса:
– научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
– сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
– дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
– подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;
– дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Общая характеристика внеурочных занятий «Инфознайка» раскрывается через описание основных содержательных линий:
- Информационная картина мира.
- Компьютер.
- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
- Применение приобретенных знаний на практике (создание документов, презентаций, видеофильмов, участие в телекоммуникационных проектах).
В процессе освоения программы обучающиеся будут работать в команде, парами, индивидуально. Выполнять коллективные и самостоятельные работы. Выполняя самостоятельную работу, будут обращаться к социуму (школьному библиотекарю, педагогам предметникам, родителям, сверстникам, односельчанам).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
Нравственно-этическое оценивание.
Будут знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Обучающийся сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Обучающийся научится самостоятельно соблюдать правила работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование.
Смогут находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» Будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).
Планирование и целеполагание.
Будут сформированы умения:
- ставить учебные цели;
- использовать внешний план для решения поставленной задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контроль и коррекция.
Будут сформированы умения:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
- сличать результат действий с эталоном (целью),
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Обучающийся будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
К окончанию года в процессе изучения курса «Инфознайка» у обучающегося будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;
- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, видеофильмов.
Логические универсальные учебные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»)
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Инфознайка» к концу учебного года
Обучающиеся должны иметь представление: о понятии «информация», о многообразии источников информации, о восприятии информации человеком, о компьютере, об устройствах компьютера.
Обучающиеся научатся: исполнять правила поведения в компьютерном классе, называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память), приводить примеры: источников информации, работы с информацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон), полезной и бесполезной информации, запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования).
Обучающиеся получат возможность научиться: работать на компьютере, создавать документы, презентации, видеофильмы, участвовать в телекоммуникационных проектах.
С учётом психологических и возрастных особенностей обучающихся на занятиях внеурочной деятельности используются следующие формы организации занятий:
фронтальная;
групповая;
работа в паре;
индивидуальная.
Формы и методы работы:
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Круглые столы, проекты.
Творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).
Традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и пр.),
Игровые формы обучения (специальные информационные игры, мини-игры, экскурсии, конкурсы, творческие проекты и т. п.),
Методы коллективного обсуждения (дискуссия, беседа и пр.).
Формы проведения занятий нестандартные:
Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, электронный тест, различные головоломки, которые, помимо определенной образовательной функции, непосредственно стимулируют интерес обучающихся к изучаемому предмету, побуждают логически рассуждать, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память.
Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности обучающихся на уроке. Игровые методы обучения способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе.
Формы и методы оценивания результатов обучения
• традиционная оценка учителем,
• самооценка,
• коллективная оценка.
Для того чтобы полностью обеспечить планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности, учебный процесс должен быть обеспечен: компьютерами, обучающими компьютерными программами, входящими в методический комплект авторов Бененсон Е.П., Паутова А.Г., программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций).
Обучающие программы методического комплекта работают со следующими операционными системами: Windows 98/200/XP/Vista/7, MacOS X, Linux.
Тематическое планирование
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
Форма представления |
||
общее к-во часов |
теорет. занятия |
практ. занятия |
|||
1 |
Информация и информационная безопасность. |
4 |
1 |
3 |
Правила успешной совместной деятельности. |
1.1. |
Информация и информационная безопасность. |
1 |
1 |
Проведение экскурсии в кабинет информатики. Составление правил безопасности для членов внеурочной деятельности. Правила безопасности в картинках. Правила безопасности в презентации. |
|
1.2. |
Еще раз о том, что такое информация |
1 |
1 |
Мини-проект «Мы живем в мире информации». Распределение на группы. Работа в группах сменного состава. |
|
1.3. |
Действия с информацией. Информация, источники информации. |
1 |
1 |
Мини исследование. Работа в парах. |
|
1.4. |
Работа с информацией. Информация и информационные процессы. |
1 |
1 |
Компьютерный практикум. Работа в группах и индивидуально. |
|
2 |
Компьютер помощник человека. |
4 |
2 |
2 |
Правила успешной совместной деятельности. |
2.1. |
Основные устройства компьютера. |
1 |
1 |
Компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой на компьютере. |
|
2.2. |
Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. |
1 |
1 |
Учебно-практическая деятельность. Тренажер. |
|
2.3. |
Работа на компьютере. |
1 |
1 |
Практическая работа. |
|
2.4. |
Обобщение |
1 |
1 |
Практикум. |
|
3 |
Алгоритмы и исполнители. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Правила успешной совместной деятельности. |
3.1. |
Знакомство с алгоритмами и исполнителями. Составление |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практическая работа. Игра соревнование «Алгоритмы». |
3.2. |
Обобщение |
1 |
1 |
Игра «Мы и логика». |
|
4 |
Работа на компьютере. |
9 |
3 |
6 |
Правила успешной совместной деятельности. |
4.1. |
Освоение клавиатурного тренажёра |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум. |
4.2. |
Знакомство с текстовым процессором MS Office Word |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум. Алгоритмическое мышление, умение создавать информационные модели объектов, применять начальные навыки по использованию компьютера для решения задач, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
4.3. |
Инструменты для рисования. |
1 |
1 |
Практикум. Игра «Весёлые художники». |
|
4.4. |
Освоение среды графического редактора Paint. |
1 |
1 |
Рисунок. Открытка «Для Вас!» |
|
4.5. |
Знакомство или закрепление знаний о MS Office PowerPoint |
1 |
1 |
Знакомство с мультимедиа технологиями. Изучение меню программы. Работа с анимацией. Запуск готовых презентаций. |
|
4.6. |
Создание и дизайн слайда. |
1 |
1 |
Сборник презентаций. Работа в парах и индивидуально. |
|
4.7. |
Работа над творческим проектом |
1 |
1 |
Творческий проект. |
|
4.8. |
Работа над творческим проектом |
1 |
1 |
Защита проекта. |
|
4.9. |
Обобщение по теме «Работа на компьютере». |
1 |
1 |
Игра «Путешествие по информатике» |
|
5. |
Применение приобретенных знаний на практике (создание документов, презентаций, видеофильмов, участие в телекоммуникационном проекте). |
10 |
10 |
Правила успешной совместной деятельности. |
|
5.1. |
Работа над мини проектом «Открытка подарок». |
1 |
1 |
Открытка подарок. |
|
5.2. |
Мини-проект «Открытка подарок» |
1 |
1 |
Открытки для пожилых людей. |
|
5.3. |
Информационный буклет по пропаганде здорового образа жизни. |
1 |
1 |
Буклет. |
|
5.4. |
Проведение акции на территории села. |
Акция «Здоровье это главное» |
|||
5.5. |
Работа над созданием презентации. Видеофильма. |
1 |
1 |
Сборник презентаций, видеофильмов «Моя семья». |
|
5.6. |
Программки-обучалки. |
1 |
1 |
Правила успешной совместной деятельности. |
|
5.7. |
Знакомство с программами обучалками. |
1 |
1 |
Практикум. |
|
5.8. |
Интернет и его роль в жизни человека. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Виртуальная экскурсия. |
5.9. |
Телекоммуникационные проекты. |
1 |
1 |
Круглый стол. Выбор тематики проекта для участия. |
|
5.10. |
Участвуем в проекте. |
1 |
0,5 |
0,5 |
План участия в проекте. Сбор материала. Работа в группах. |
5.11. |
Работа над проектом. |
1 |
1 |
Подготовительный этап проекта. Работа в образовательной среде. |
|
5.12. |
Работа над проектом |
1 |
1 |
Исследовательский этап проекта. Работа в группах. Сбор материала. Работа в образовательной среде. |
|
5.13. |
Работа над проектом |
1 |
1 |
Творческий этап проекта. Создание продуктов проектной деятельности. Работа в образовательной среде. |
|
5.14. |
Работа над проектом |
1 |
1 |
Работа в образовательной среде. |
|
5.15. |
Работа над проектом |
1 |
1 |
Работа в образовательной среде. |
|
5.16. |
Работа над проектом |
1 |
1 |
Завершающий этап проекта. Публикация на сайте проекта. |
|
5.17. |
Работа над проектом |
1 |
1 |
Защита проекта. Презентация результатов проектной деятельности. |
|
5.18. |
Наши успехи. |
1 |
1 |
Культурно-образовательное событие. |
|
ВСЕГО: |
36 |
11 |
25 |
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
||
По плану |
Фактически |
примечание |
||
1 |
Информация и информационная безопасность. |
|||
1.1. |
Информация и информационная безопасность. |
|||
1.2. |
Еще раз о том, что такое информация |
|||
1.3. |
Действия с информацией. Информация, источники информации. |
|||
1.4. |
Работа с информацией. Информация и информационные процессы. |
|||
2 |
Компьютер помощник человека. |
|||
2.1. |
Основные устройства компьютера. |
|||
2.2. |
Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. |
|||
2.3. |
Работа на компьютере. |
|||
2.4. |
Обобщение |
|||
3 |
Алгоритмы и исполнители. |
|||
3.1. |
Знакомство с алгоритмами и исполнителями. Составление |
|||
3.2. |
Обобщение |
|||
4 |
Работа на компьютере. |
|||
4.1. |
Освоение клавиатурного тренажёра |
|||
4.2. |
Знакомство с текстовым процессором MS Office Word |
|||
4.3. |
Инструменты для рисования. |
|||
4.4. |
Освоение среды графического редактора Paint. |
|||
4.5. |
Знакомство или закрепление знаний о MS Office PowerPoint |
|||
4.6. |
Создание и дизайн слайда. |
|||
4.7. |
Работа над творческим проектом |
|||
4.8. |
Работа над творческим проектом |
|||
4.9. |
Обобщение по теме «Работа на компьютере». |
|||
5. |
Применение приобретенных знаний на практике (создание документов, презентаций, видеофильмов, участие в телекоммуникационном проекте). |
|||
5.1. |
Работа над мини проектом «Открытка подарок». |
|||
5.2. |
Мини-проект «Открытка подарок» |
|||
5.3. |
Информационный буклет по пропаганде здорового образа жизни. |
|||
5.4. |
Проведение акции на территории села. |
|||
5.5. |
Работа над созданием презентации. Видеофильма. |
|||
5.6. |
Программки-обучалки. |
|||
5.7. |
Знакомство с программами обучалками. |
|||
5.8. |
Интернет и его роль в жизни человека. |
|||
5.9. |
Телекоммуникационные проекты. |
|||
5.10. |
Участвуем в проекте. |
|||
5.11. |
Работа над проектом. |
|||
5.12. |
Работа над проектом |
|||
5.13. |
Работа над проектом |
|||
5.14. |
Работа над проектом |
|||
5.15. |
Работа над проектом |
|||
5.16. |
Работа над проектом |
|||
5.17. |
Работа над проектом |
|||
5.18. |
Наши успехи. |
|||
ВСЕГО: |
36 |