Программа внеурочной деятельности «Инфознайка»

2
0
Материал опубликован 2 February 2017 в группе
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тавричанская средняя общеобразовательная школа»

Любинского муниципального района Омской области

 

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________

«____»________2016 г.

 

Утверждаю

Приказ № _________от «____»_____2016 г.

Директор школы

._____________

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«ИНФОЗНАЙКА»

на один учебный год

Составитель: Климко А.В. заместитель директора по УВР

Тавричанка -2016

 

Климко А.В.

Инфознайка: Программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления с использованием Информатика учебник - тетрадь. 2 класс. / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова — М.; Академкнига/Учебник, 2003.-80 с.: ил.

ISBN 5-94908-015-7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Инфознайка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ООП НОО, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Рабочая программа нацелена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности является целью-ориентиром изучения информатики на занятиях.

Курс «Инфознайка» носит интегративный, межпредметный характер. Знание ребенка работы на компьютере имеет положительные стороны для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности по другим предметам, в жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе. Полученные знания навыки определяют дальнейшую информационную активность детей не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей социализации ребенка, вхождении его в информационное общество.

Программа  рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю и) для обучающихся начальных классов (34 часа во внеурочное время и 2 часа на каникулах). Т.к. отдельного предмета информатики нет в начальных классах, курс могут посещать обучающиеся как 2 класса, так и 3-4 класса. Задания имеют двухуровневый характер, что позволяет их выполнять обучающимся разного возраста.

Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе. Для учета особенностей образования одаренных детей и детей с ОВЗ предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты освоения программы. В программе жирным шрифтом выделено содержание повышенного уровня сложности.

В программе можно использовать программный учебно-методический комплекс:

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Учебник в 2-х ч. – М. : Академкнига/Учебник, 2012

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник, 2012

Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СД. – М.: Академкнига/Учебник, 2012

Структура образовательной рабочей программы внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности включает разделы:

Пояснительную записку, характеристику предмета, цели его изучения, основные содержательные линии; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, требования к уровню подготовки; особенности организации контроля,  особенности реализации программы; список учебно-методической литературы.

Тематическое планирование (включает разделы программы, количество часов на их изучение; тему урока, форму представления результата).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается понятие «информация». Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нём процессах.

В течение всего курса обучающиеся выполняют практические задания, связанные со сбором информации путём наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами; поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи; обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер».

Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере (изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии) и практическая работа на компьютере (изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования).

Целью  является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

        Основные задачи курса:

        – научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;

        – сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;

        – дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

        – подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;

        – дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

        Общая характеристика внеурочных занятий «Инфознайка» раскрывается через описание основных содержательных линий:

        - Информационная картина мира.

        - Компьютер.

        - Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность. 

- Применение приобретенных знаний на практике (создание документов, презентаций, видеофильмов, участие в телекоммуникационных проектах).     

В процессе освоения программы обучающиеся   будут работать в команде, парами, индивидуально. Выполнять коллективные и самостоятельные работы.  Выполняя самостоятельную работу, будут обращаться к социуму (школьному библиотекарю, педагогам предметникам, родителям, сверстникам, односельчанам).                    

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты

Нравственно-этическое оценивание. 

Будут знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Обучающийся сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Обучающийся научится самостоятельно соблюдать правила работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование. 

Смогут находить ответы на   вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» Будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.

Метапредметные результаты образовательной деятельности

В процессе изучения формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).

Планирование и целеполагание. 

Будут сформированы умения:

- ставить учебные цели;

        - использовать внешний план для решения поставленной задачи;

        - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Контроль и коррекция. 

Будут сформированы умения:

        - осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

        - сличать результат действий с эталоном (целью),

        - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Оценивание. Обучающийся будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.

К окончанию года в процессе изучения курса «Инфознайка» у обучающегося будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Общеучебные универсальные действия:

поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;

- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, видеофильмов.

Логические универсальные учебные действия:

        - анализ объектов с целью выделения признаков (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»)

        

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

«Инфознайка» к концу учебного года

        

        Обучающиеся должны иметь представление: о понятии «информация», о многообразии источников информации, о восприятии информации человеком, о компьютере, об устройствах компьютера.

        Обучающиеся научатся: исполнять правила поведения в компьютерном классе, называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память), приводить примеры: источников информации, работы с информацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон), полезной и бесполезной информации, запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования).

     

   Обучающиеся получат возможность научиться: работать на компьютере, создавать документы, презентации, видеофильмы, участвовать в телекоммуникационных проектах.

С учётом психологических и возрастных особенностей обучающихся на занятиях внеурочной деятельности используются следующие формы организации занятий:

фронтальная;

групповая;

работа в паре;

индивидуальная.

     

Формы  и методы  работы:

Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Круглые столы, проекты.

Творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).

Традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и пр.),

Игровые формы обучения (специальные информационные игры, мини-игры, экскурсии, конкурсы, творческие проекты и т. п.),

Методы коллективного обсуждения (дискуссия, беседа и пр.).

Формы проведения занятий нестандартные:

Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, электронный тест, различные головоломки, которые, помимо определенной образовательной функции, непосредственно стимулируют интерес обучающихся к изучаемому предмету, побуждают логически рассуждать, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память.

Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности обучающихся на уроке. Игровые методы обучения способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе.

Формы и методы оценивания результатов обучения

традиционная оценка учителем,

самооценка,

коллективная оценка.

Для того чтобы полностью обеспечить планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности, учебный процесс должен быть обеспечен: компьютерами, обучающими компьютерными программами, входящими в методический комплект авторов Бененсон Е.П., Паутова А.Г., программами по обработке информации различного вида (текстовый   процессор, графический редактор, редактор презентаций).

Обучающие программы методического комплекта работают со следующими  операционными системами: Windows 98/200/XP/Vista/7, MacOS X, Linux.

Тематическое планирование

Наименование тем

Количество часов

Форма представления
результата

общее к-во

часов

теорет. занятия

практ. занятия

1

Информация и информационная безопасность.

4

1

3

Правила успешной совместной деятельности.

1.1.

Информация и информационная безопасность.

1

 

1

Проведение экскурсии в кабинет информатики. Составление правил безопасности для членов внеурочной деятельности.

Правила безопасности в картинках. Правила безопасности в презентации.

1.2.

Еще раз о том, что такое информация

1

 

1

Мини-проект «Мы живем в мире информации». Распределение на группы. Работа в группах сменного состава.

1.3.

Действия с информацией. Информация, источники информации.

1

1

 

Мини исследование. Работа в парах.

1.4.

Работа с информацией. Информация и информационные процессы.

1

 

1

Компьютерный практикум. Работа в группах и индивидуально.

2

Компьютер помощник человека.

4

2

2

Правила успешной совместной деятельности.

2.1.

Основные устройства компьютера.

1

1

 

Компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой на компьютере.

2.2.

Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.

1

1

 

Учебно-практическая деятельность. Тренажер.

2.3.

Работа на компьютере.

1

 

1

Практическая работа.

2.4.

Обобщение 
по теме «Компьютер».

1

 

1

Практикум.

3

Алгоритмы и исполнители.

2

0,5

1,5

Правила успешной совместной деятельности.

3.1.

Знакомство с алгоритмами и исполнителями. Составление 
и выполнение алгоритмов.

1

0,5

0,5

Практическая работа. Игра соревнование «Алгоритмы».

3.2.

Обобщение 
по теме «Алгоритмы и исполнители».

1

 

1

Игра «Мы и логика».

4

Работа на компьютере.

9

3

6

Правила успешной совместной деятельности.

4.1.

Освоение клавиатурного тренажёра

1

0,5

0,5

Практикум.

4.2.

Знакомство с текстовым процессором MS Office Word

1

0,5

0,5

Практикум. Алгоритмическое мышление, умение создавать информационные модели объектов, применять начальные навыки по использованию компьютера для решения задач, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4.3.

Инструменты для рисования.

1

1

 

Практикум. Игра «Весёлые художники».

4.4.

Освоение среды графического редактора Paint.

1

 

1

Рисунок. Открытка «Для Вас!»

4.5.

Знакомство или закрепление знаний о MS Office PowerPoint

1

 

1

Знакомство с мультимедиа технологиями. Изучение меню программы. Работа с анимацией.

Запуск готовых презентаций.

4.6.

Создание и дизайн слайда.

1

 

1

Сборник презентаций. Работа в парах и индивидуально.

4.7.

Работа над творческим проектом

1

1

 

Творческий проект.

4.8.

Работа над творческим проектом

1

 

1

Защита проекта.

4.9.

Обобщение по теме «Работа на компьютере».

1

 

1

Игра «Путешествие по информатике»

5.

Применение приобретенных знаний на практике (создание документов, презентаций, видеофильмов, участие в телекоммуникационном проекте). 

10

 

10

Правила успешной совместной деятельности.

5.1.

Работа над мини проектом «Открытка подарок».

1

 

1

Открытка подарок.

5.2.

Мини-проект «Открытка подарок»

1

 

1

Открытки для пожилых людей.

5.3.

Информационный буклет по пропаганде здорового образа жизни.

1

 

1

Буклет.

5.4.

Проведение акции на территории села.

     

Акция «Здоровье это главное»

5.5.

Работа над созданием презентации. Видеофильма.

1

 

1

Сборник презентаций, видеофильмов «Моя семья».

5.6.

Программки-обучалки.

1

1

 

Правила успешной совместной деятельности.

5.7.

Знакомство с программами обучалками.

1

 

1

Практикум.

5.8.

Интернет и его роль в жизни человека.

1

0,5

0,5

Виртуальная экскурсия.

5.9.

Телекоммуникационные проекты.

1

1

 

Круглый стол. Выбор тематики проекта для участия.

5.10.

Участвуем в проекте.

1

0,5

0,5

План участия в проекте. Сбор материала. Работа в группах.

5.11.

Работа над проектом.

1

 

1

Подготовительный этап проекта. Работа в образовательной среде.

5.12.

Работа над проектом

1

 

1

Исследовательский этап проекта. Работа в группах. Сбор материала. Работа в образовательной среде.

5.13.

Работа над проектом

1

 

1

Творческий этап проекта. Создание продуктов проектной деятельности. Работа в образовательной среде.

5.14.

Работа над проектом

1

 

1

Работа в образовательной среде.

5.15.

Работа над проектом

1

 

1

Работа в образовательной среде.

5.16.

Работа над проектом

1

 

1

Завершающий этап проекта. Публикация на сайте проекта.

5.17.

Работа над проектом

1

 

1

Защита проекта. Презентация результатов проектной деятельности.

5.18.

Наши успехи.

1

 

1

Культурно-образовательное событие.

 

ВСЕГО:

36

11

25

 
Календарно-тематическое планирование

Наименование тем

Количество часов

По плану

Фактически

примечание

1

Информация и информационная безопасность.

1.1.

Информация и информационная безопасность.

     

1.2.

Еще раз о том, что такое информация

     

1.3.

Действия с информацией. Информация, источники информации.

     

1.4.

Работа с информацией. Информация и информационные процессы.

     

2

Компьютер помощник человека.

2.1.

Основные устройства компьютера.

     

2.2.

Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.

     

2.3.

Работа на компьютере.

     

2.4.

Обобщение 
по теме «Компьютер».

     

3

Алгоритмы и исполнители.

3.1.

Знакомство с алгоритмами и исполнителями. Составление 
и выполнение алгоритмов.

     

3.2.

Обобщение 
по теме «Алгоритмы и исполнители».

     

4

Работа на компьютере.

4.1.

Освоение клавиатурного тренажёра

     

4.2.

Знакомство с текстовым процессором MS Office Word

     

4.3.

Инструменты для рисования.

     

4.4.

Освоение среды графического редактора Paint.

     

4.5.

Знакомство или закрепление знаний о MS Office PowerPoint

     

4.6.

Создание и дизайн слайда.

     

4.7.

Работа над творческим проектом

     

4.8.

Работа над творческим проектом

     

4.9.

Обобщение по теме «Работа на компьютере».

     

5.

Применение приобретенных знаний на практике (создание документов, презентаций, видеофильмов, участие в телекоммуникационном проекте).

5.1.

Работа над мини проектом «Открытка подарок».

     

5.2.

Мини-проект «Открытка подарок»

     

5.3.

Информационный буклет по пропаганде здорового образа жизни.

     

5.4.

Проведение акции на территории села.

     

5.5.

Работа над созданием презентации. Видеофильма.

     

5.6.

Программки-обучалки.

     

5.7.

Знакомство с программами обучалками.

     

5.8.

Интернет и его роль в жизни человека.

     

5.9.

Телекоммуникационные проекты.

     

5.10.

Участвуем в проекте.

     

5.11.

Работа над проектом.

     

5.12.

Работа над проектом

     

5.13.

Работа над проектом

     

5.14.

Работа над проектом

     

5.15.

Работа над проектом

     

5.16.

Работа над проектом

     

5.17.

Работа над проектом

     

5.18.

Наши успехи.

     
 

ВСЕГО:

36

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.