Программа внеурочной деятельности «Искусство выступать»
Микина Олеся Александровна
Учитель информатики, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Гимназия № 9»
Самарская область, город Тольятти
Программа внеурочной деятельности «ИСКУССТВО ВЫСТУПАТЬ»
Тезис к публикации:
Программа внеурочной деятельности «Искусство выступать», в первую очередь, направлена на формирование умений публичного выступления. Использование информационных технологий предоставляет возможность учащимся овладеть основами самостоятельного поиска решений интересующих их проблем, в том числе средствами проектной деятельности. Программа предполагает использование содержания различных предметов, что свидетельствует о возможности построения межпредметных связей.
Программа внеурочной деятельности «ИСКУССТВО ВЫСТУПАТЬ»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема
Многие пятиклассники по окончании начальной школы имеют представление о презентации результатов своей деятельности. Однако умение публично выступать и качественно подкреплять свои выступления возможностями современной техники развивается и совершенствуется на протяжении многих лет. В современных условиях информатизации общества Учащийся вынужден научиться создавать интерактивные документы для своих выступлений. К сожалению, знаний по созданию технических продуктов недостаточно. Возникает противоречие между желанием учащихся презентовать результаты своей работы с использованием информационных технологий и отсутствием таковых навыков и опыта.
Актуальность курсаПрограмма внеурочной деятельности «Искусство выступать», в первую очередь, направлена на формирование умений публичного выступления, которое позволит учащимся не только презентабельно выступать с докладами, но и будет выступать основой в процессе повышения самооценки и приобретении опыта публичных выступлений в различных сферах деятельности. Использование информационных технологий, рассматриваемые в данном курсе, предоставляет возможность учащимся овладеть основами самостоятельного поиска решений интересующих их проблем, в том числе средствами проектной деятельности.
Программа предполагает использование содержания различных предметов, что свидетельствует о возможности построения межпредметных связей, обеспечивающих программе с одной стороны характер универсальности, а с другой – связь с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на поддержание интереса учащихся к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, творчески подходить к решению учебной задачи.
Таким образом, внеурочная деятельность учащихся по данному курсу является наиболее благоприятным этапом для активизации личностных ресурсов, для достижения метапредметных результатов.
НовизнаДанная программа отличается от других в рассматриваемом проблемном поле включением в содержание материалов по изучению психологических приемов и упражнений для поддержки выступлений учащихся в контексте неразрывной связи с использованием информационных технологий. Этот акцент преследует идею повышения самооценки учащихся и расширению зоны актуального развития личности. Другим существенным отличием является включение в содержание курса раздела по изучению достаточно нового сервиса Prezi.com по созданию интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой. Этот материал не изучается в школьном курсе предмета «Информатика», что обеспечивает расширение представлений в данном направлении и представляет учащимся возможность выбора в средствах визуализации результатов своей работы. Один из аспектов новизны данной программы заключается в формирование у учащихся компонентов ИКТ-компетентности средствами внеурочной деятельности.
Цель - формирование у учащихся навыков самопрезентации результатов собственной деятельности с применением информационных технологий.
Задачи:Расширить представления о возможностях использования мультимедиа технологий в учебной и внеучебной деятельности,
Развивать умения поиска и обработки информации,
Формировать умения по созданию электронных презентаций разных видов,
Развивать культуру общения, навыки сотрудничества,
Формировать умения использования приемов ораторского искусства,
Мотивировать учащихся к использованию технических средств для подготовки собственных выступлений.
Объем программыСрок реализации программы: 1 год. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 40 мин), всего 34 часа в год. Возраст учащихся 11-13 лет, 5 или 6 класс.
Принципы реализации программы внеурочной деятельностиПринцип связи теории с практикой;
Принцип последовательности, систематичности;
Принцип доступности при необходимой степени трудности;
Принцип наглядности, разнообразия методов;
Принцип активности учащихся.
Межпредметные связиДанный курс внеурочной деятельности предусматривает интеграцию со многими учебными предметами: русский язык, литература, изобразительное искусство, информатика. Создание творческих проектов на занятиях расширяет сферу межпредметных связей (история, география, биология, технология, математика и другие)
Формы проведения занятийВыставки, игры, заочные путешествия, дискуссии, конференции, творческие проекты.
Критерии оцениванияОпросные листы, карты, защита проекта.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Учащийся научится:
приводить не менее 3 примеров жизненных ситуаций, в которых можно использовать возможности успешного выступления,
находить 3 аргумента, подтверждающих необходимость использования технических возможностей для выступлений,
объяснять интерес или антипатию к созданию продуктов проектной деятельности,
приводить разъяснение о личной значимости обучения созданию мультимедиа презентаций,
раскрывать не менее 5 моральных правил поведения человека в сотрудничестве с другими людьми.
Учащийся получит возможность научиться:
формулировать не менее трех направлений желаемого освоения информационных технологий,
предлагать не менее 2 идей для планирования и реализации собственных проектов,
формулировать не менее 5 правил сохранения здоровья при работе за компьютером.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
формулировать цель выступления,
составлять план выступления не менее чем из 3 пунктов,
формулировать четкий алгоритм выполнения творческого проекта с указанием времени,
проводить контроль своей деятельности в соответствии с предложенными критериями,
осуществлять взаимооценку и самооценку достигнутых результатов по предложенным критериям.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно контролировать свою деятельность в соответствии с собственными критериями,
осуществлять самооценку достигнутых результатов,
вносить необходимые коррективы, как в ходе, так и после выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Учащийся научится:
раскрывать содержание понятия «презентация»,
подбирать информацию для организации выступления не менее чем из 3 источников,
создавать схему-структуру презентации не менее чем из 3 частей,
приводить отличительные признаки выступления и электронной презентации,
сравнивать, анализировать и делать выводы о сильных и слабых сторонах презентации (приводить по 3 позиции),
Учащийся получит возможность научиться:
анализировать структуру презентации, выделяя в ней не менее 3 частей,
осуществлять синтез презентации как составление целого из частей,
приводить примеры классификации презентаций по цели и формам представления,
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
создавать рисунки, модели, схемы для представления информации,
устанавливать не менее 3 причинно-следственных связей между успешным выступлением и его подготовкой.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
при построении личного высказывания придерживаться определенного плана (мнение, аргументы, вывод),
приводить не менее 3 аргументов для доказательства собственного мнения,
формулировать не менее 3 правил коллективного общения,
находить как минимум 2 точки соприкосновения с партнером по общению,
формулировать не менее 3 вопросов к высказыванию собеседника.
Учащийся получит возможность научиться:
приводить более 3 аргументов для доказательства собственного мнения,
формулировать не менее 3 причин возникновения конфликтов,
формулировать не менее 3 приемов разрешения конфликтов,
признавать свою неправоту,
приводить 2 контрпримера из жизни о соблюдении и несоблюдении правил общения.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правила работы за компьютером.
Знакомство с программой MS PowerPoint.
Виртуальная экскурсия в «Мир презентаций»: демонстрация презентаций, анализ и составление правил создания презентаций.
Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Панели инструментов.
Создание слайдов. Дизайн. Форматирование текста.
Вставка рисунка, диаграммы, графики, звука, гиперссылки.
Создание собственной композиции (рисунка) средствами программы.
Настройка эффектов анимации. Настройка показа презентации.
Особенности публичного выступления.
Проблемы публичного выступления и способы их решения.
Правила и приемы. Создание памятки «Рекомендации оратору»
Примеры успешных публичных выступления. Приёмы и психотехники
Творческие проекты
Создание презентаций по темам образовательных предметов и интересам.
Веб-сервис создания интерактивных мультимедийных презентаций Prezi.com
Знакомство с веб-сервисом создания интерактивных мультимедийных презентаций Prezi.com
Структура презентации. Вставка объектов: рисунков, текстов, звука, видео
Ролевая игра «Лучший рекламный агент»
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество учебных часов |
В том числе |
Основные виды внеурочной деятельности учащихся |
Формы проведения занятий |
Формы контроля |
|
Теоретических |
Практических |
||||||
|
Правила работы за компьютером. Виртуальная экскурсия в «Мир презентаций» |
1 |
1 |
|
Знакомятся с содержанием курса и основными правилами работы за компьютером, наблюдают и анализируют виды презентаций, устанавливают причинно-следственные связи в структуре презентаций |
Виртуальная экскурсия
|
Беседа |
|
Электронная презентация – цель или средство? |
1 |
|
1 |
Обсуждают назначение презентаций, ее структуры, выбирают объекты для заполнения слайдов, составляют схему |
Дискуссия с последующим созданием схемы |
Схема «Цель презентации» |
|
Чудесные возможности презентаций |
6 |
1 |
5 |
Изучают возможности программы, создают слайды с объектами |
Практикум, работа в группах |
Наблюдение |
|
Хочу творить |
1 |
|
1 |
Придумывают и создают собственный рисунок на произвольную тему |
Создание творческих работ с последующей выставкой |
Выставка рисунков |
|
Мультфильмы своими руками |
2 |
|
2 |
Знакомятся с эффектами настройки показа и анимации презентации, создают слайд с анимацией на заданную тему |
Практикум |
Мини-проект |
|
Игра «Путешествие в мир анимации». |
1 |
|
1 |
Отвечают на вопросы викторины, создают слайды с собственной анимацией |
Игра-практикум |
Конкурс |
|
Почему выступать сложно? |
2 |
1 |
1 |
Анкетируют 5 окружающих людей в школе, подводят итоги анкетированию, анализируют ответы, обсуждают проблемы выступления и предлагают пути их разрешения |
Круглый стол о проблемах выступающего, анкетирование |
Наблюдение |
|
Мечтаю стать искусным оратором |
2 |
1 |
1 |
Посещают выставку или конференцию либо наблюдают за выступлением старшеклассников, делают выводы о правилах выступлений, создают памятку |
Экскурсия на выставку, конференцию или приглашение старшеклассников для наблюдения за их выступлением |
Наблюдение |
|
Помогите овладеть собой |
2 |
1 |
1 |
Встречаются с психологом, выполняют упражнения, просматривают видеофрагменты, подготавливаются к турниру |
Встреча с психологом или просмотр видеофильма, выполнение упражнений и тренингов |
Наблюдение |
|
Турнир «Лучший оратор!» |
1 |
|
1 |
Представляют творческие мини-постановки |
Турнир с элементами мини-постановок |
Конкурс |
|
Творческая мастерская |
6 |
1 |
5 |
Создают творческие проекты по темам различных учебных предметов или интересам |
Творческая проектная деятельность |
Презентация |
|
Конференция по защите проектов |
2 |
|
2 |
Представляют свои проекты |
Конференция с привлечением зрителей: родителей, друзей, классного руководителя |
Презентация |
|
Какие они, летающие презентации? |
6 |
|
6 |
Создают творческие проекты, готовятся к ролевой игре |
Практикум по созданию презентаций |
Презентация |
|
Ролевая игра «Лучший рекламный агент» |
1 |
|
1 |
Представляют интерактивные презентации Prezi в форме ролевой игры |
Ролевая игра |
Игра |
|
Итого: |
34 |
6 |
28 |
|
|
|
IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-технические средства
Рабочее место учителя:
Системный блок + монитор (при этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона)
Интерактивная доска
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — колонки
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, микрофон
Рабочее место учащегося (не менее 10):
Системный блок + монитор (при этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона)
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Для всех рабочих мест:
Специализированная учебная мебель
Перечень программного обеспечения
Лицензионное или свободное ПО:
Операционная система
Антивирусная программа
Архиватор
Браузер
Мультимедиа проигрыватель
Клавиатурный тренажер
Координатный тренажер
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Текстовый редактор
Растровый и векторный графические редакторы
Программы для создания презентаций
Список литературы для учащихсяИ. Пахомов, Р. Прокди. Создание презентаций в PowerPoint 2010, - Издательство: Наука и техника, 2011 г. -80 с.
Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Вершинина Г.Б. - Школьная риторика. 5 класс. Учебное пособие в 2 частях, - Издательство: Баласс, 2013г.
Электронные ресурсы
Как создать презентацию в MS PowerPoint? http://учебныепрезентации.рф/kak-sozdat-prezentaciju-v-powerpoint.html
Всё о Prezi-презентациях http://www.oprezi.ru/
Prezi на русском http://prezi-narusskom.ru/index/uchebnik_po_prezi/0-15
Лучшие презентации Prezi http://www.openclass.ru/node/306683
Список использованной литературы и источников
А. Муромцева. Искусство презентации. Основные правила и практические рекомендации, - Издательство: Флинта , 2011 г.-112 с.
Макс Аткинсон. Выступать легко. Все, что вам нужно знать о речах и презентациях, - Издательство: Альпина Паблишер, 2011 г. -296 с.
Алексей Каптерев. Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир, - Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2012 г.-336 с.
Марина Свиридова. Создание презентации в PowerPoint,- Издательство: Академия, 2010 г.-224 с.
И. Пахомов, Р. Прокди. Создание презентаций в PowerPoint 2010, - Издательство: Наука и техника, 2011 г. -80 с.
Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Вершинина Г.Б. - Школьная риторика. 5 класс. Учебное пособие в 2 частях, - Издательство: Баласс, 2013 г.
Электронные ресурсы
Всё о Prezi-презентациях http://www.oprezi.ru/
Prezi на русском http://prezi-narusskom.ru/index/uchebnik_po_prezi/0-15
Лучшие презентации Prezi http://www.openclass.ru/node/306683
Сергей Пархоменко «Зачем для публичного выступления нужна PowerPoint презентация?»
http://parxxxomenko.narod.ru/olderfiles/1/Zachem_nuzhna_prezentaciya.pdf
Сделать и провести презентацию? Запросто! http://projectorman.ru/kak-sdelat-prezentaciu
Учебный класс Леонида Ястребова http://yastrebov.li/r.htm
Центральная Научная Библиотека
Правила и приемы публичного выступления
http://www.0ck.ru/menedzhment_i_trudovye_otnosheniya/pravila_i_priemy_publichnogo.html
Подготовка к публичному выступлению (Конспект лекции по риторике) http://filfak.mrsu.ru/prepo/filippova/lekcii.html
Успешные публичные выступления. Приёмы и психотехники http://naydisebya.ru/articles/45-uspeshnye-publichnye-vystupleniya-prijomy-i-psikhotekhniki
8