Программа внеурочной деятельности клуба «Краевед» (1–4 класс)

0
0
Материал опубликован 12 November 2019 в группе















Программа

курса внеурочной деятельности

клуба «Краевед»

для 1-4 класса



















Разработчик программы

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 9

.

Хахелева Галина Викторовна.

















П.Новопокровский

2019











Содержание





Пояснительная записка……………………………………………………………стр.2

Общая характеристика курса…………………………........................................стр.3

Личностные и метапредметные результаты освоения курса……………………стр.4

Содержание курса………………………………………… …………………….стр.4-7

Тематическое планирование……………………………………………………стр.7-12

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения стр.12
















































1.Пояснительная записка



Актуальность программы заключается в том, что:

-во-первых, недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Краснодарского края в начальной школе;

-во-вторых, в тестовых работах по окружающему миру есть вопросы по краеведению для проверки уровня подготовки учащихся по предмету «Окружающий мир».

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего посёлка, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Новопокровского района, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.

Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.

Задачи:

В области образования:

содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашего района, о личностях, оставивших заметный след в истории;

расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;

привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;

научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.

В области воспитания:

содействовать гармоничному развитию личности школьника;

сформировать самостоятельность и деловые качества;

развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

воспитать гуманное отношение к окружающей среде;

способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Новопокровского района;



2.Общая характеристика курса

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников. Ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом карту Новопокровского района и Краснодарского края

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Данная программа рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия кружка «Краевед» осуществляются во второй половине дня.

Формы организации занятий по курсу «Краевед» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными.

Беседы (желательно использовать презентацию);

Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии);

Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);

Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);

Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, учебное издание «Наш Краснодарский край», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;

Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);

Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);

Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);

Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

создания и защиты собственного проекта;

создания презентаций - представлений по изученной теме;

конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

участия в конференциях разного уровня.



3.Личностные и метапредметные результаты освоения курса

В результате обучения по программе «Краевед» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные универсальные учебные действия:

Выпускник научится и приобретет:

научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свой край.

мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;

эстетических чувств на основе знакомства с культурой Новопокровского района;

чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

узнавать символику города Краснодар;

описывать достопримечательности родного края;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Новопокровского района;

работать с атласом, глобусом и картой;

находить на карте свой регион и его главный город;

устанавливать причинноследственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

самостоятельно подбирать литературу по теме;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, архивов и Интернета;

работать в семейных архивах.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

готовить и выступать с сообщениями;

формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

4.Содержание программы



Программа первого класса содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш посёлок», «Наш район», «Люди нашего посёлка».

раздела

Название раздела

Всего часов

1.

Моя маленькая родина

5 часов

2.

Наш посёлок

5 часов

3.

Наш посёлок (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир).

18 часов

4.

Люди нашего посёлка

4 часов

5.

Итоговое занятие

1 часов


итого

33 часа

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях района, о богатстве растительного и животного мира.

Программа второго класса содержит три раздела: «Наш посёлок», «Наш район», «Люди нашего района».

Название раздела

Всего часов

1.

Наш посёлок

8 часов

2.

Наш район (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

18часов

3.

Люди нашего района

5часов

4.

Итоговое занятие

3часа


Итого

34 часа

Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Новопокровском районе. Дети продолжают знакомиться с символикой области, города, с этапами становления города, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром. Во втором классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашего района.

Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наш район», «Наш край», «Путешествие в прошлое», «Люди нашего края».

Название раздела

Всего часов

1.

Наш район

7 часов

2.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

14 часов

3.

Путешествие в прошлое.

6 часов

4.

Люди нашего края

6часов

5.

Итоговые занятия

1часа


Итого

34 часа

Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашего района.

Программа четвертого класса содержит четыре раздела: «Наш район», «Наш край», «Мифы и легенды Краснодарского края», «Люди нашего края».

Название раздела

Всего часов

1.

Наш район, посёлок

7 часов

2.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

14 часов

3.

Легенды и мифы

6 часов

4.

Люди нашего края

5 часов

5

Итоговое занятие

2часа


Итого

34 часа

Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.



5.Тематическое планирование



1 класс

п/п

п/п в разделе

Тема занятия


Основные виды деятельности обучающихся

Моя маленькая родина (5ч)

1.

1.

Моя школа – мой дом

Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить.

Работать в группе.

Составлять рассказ.

Рассказывать об улице, на которой живешь.

Составлять общий план рассказа.

Извлекать из текста нужную информацию.

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

Распределять обязанности по выполнению проекта.

Подбирать фото (открытки и слайды).

Оформлять стенд.

Проводить презентацию.

Оценивать результаты выполнения проекта.

2.

2.

Из истории моей школы. Традиции школы

3.

3.

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

4.

4.

Достопримечательности нашей улице. За что люблю, что бы изменил

5.

5.

Мой район

Наш посёлок(5ч)

6.

1.

Где мы живем Имя моего посёлка

Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить.

Рассматривать символы района (посёлка)

Работать в группе.

Составлять рассказ.

Приводить примеры учреждений культуры.

Составлять общий план рассказа.

Извлекать из текста нужную информацию.

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

Распределять обязанности по выполнению проекта.

Подбирать фото (открытки и слайды).

Оформлять стенд.

Проводить презентацию.

Интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

Рассказывать о профессиях родных и знакомых.

Оценивать результаты выполнения проекта.

7.

2.

Символы нашего посёлка

8.

3.

Достопримечательности нашего посёлка

9.

4.

Профессии посёлка. Где работают родители

10.

5.

Конкурс рисунков «Наш посёлок»

Наш район(18 ч)

11.

1.

Географическое положение Новопокровского района

Раскрашивать герб нашего города. Работать с картой.


12.

2.

История основания Новопокровского района

Говорить об истории возникновения района.

Подбирать фото (открытки и слайды).

Оформлять стенд.

13.

3.

Символика Новопокровского района

Рассматривать символику района.

Подбирать фото (открытки и слайды).

Оформлять стенд.

14.

4.

Коренные жители нашего края

Находить информацию о коренных жителях нашей области. Познакомиться с национальным составом населения района. Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить.

Работать в группе.

Составлять рассказ.

15.

5.

Богатства нашего края.

Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить.

Работать в группе.

Составлять рассказ.

Рассказывать о важнейших богатствах нашего края. Как добывают, где используют. Рассматривать образцы полезных ископаемых.

16.

6.

Традиционные ремесла моего края

Познакомиться с народными и художественными промыслами края. Расписывать посуду национальным орнаментом нашего края.

17.

7.

Растительность нашего края.

Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить.

Работать в группе.

Составлять рассказ.

Рассматривать гербарные экземпляры растений встречающихся на территории области. Говорить о значении растений в жизни человека. Передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

18.

8.

Значение растений в жизни человека

19.

9.

Разнообразие животного мира

Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить.

Работать в группе.

Составлять рассказ.

Беседовать о животных, обитающих на территории Новопокровского района. Создавать Красную книгу животных Новопокровского района.


20.

10.

Животный мир района Охрана и значение животного мира

21.

11.

Водоемы нашего края.

Работать с картой: находить и показывать на физической карте реки, озера. Составлять правила поведения на водоемах.

Рассуждать о значении и охране водоемов. Работать с энциклопедией, составлять рассказ о растении или животном нашего края.

22.

12.

Растительный и животный мир водоемов

23.

13.

Полезные ископаемые нашего края

Искать сведения о полезных ископаемых края. Рассматривать образцы полезных ископаемых.

Работать с картой: находить и показывать на физической карте места залежей полезных ископаемых..

24.

14.

Полезные ископаемые.

25.

15.

Сельское хозяйство.

Рассматривать гербарные экземпляры культурных растений встречающихся на территории района

Разгадывать загадки о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. Составлять устное описание растения (по выбору обучающих)


26.

16.

Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего района.

27.

17.

Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.

28.

18.

Викторина «Почемучек»

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения


Люди нашего края (4ч)

29.

1.

Труд людей нашего края

Искать сведения о крупных предприятиях города и района, Работать в парах: отвечать на вопросы по содержанию.

Знакомиться с людьми прославивших наш край. Обсуждать услышанное. Составлять вопросы по теме.

Определять проблему и тему собственного исследования. Планировать и проводить самостоятельные исследования

30.

2.

Люди, прославившие Новопокровскую землю

31.

3

Экскурсии по достопримечательностям района

32.

4.

Профессии и предприятия, на которых работают наши родители

33.

1.

Мы хотим Вам рассказать…( проект)

Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить.

Составлять общий план рассказа.

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения

Проводить презентацию проекта.

Оценивать результаты выполнения проекта.



2 класс

п/п

п/п в разделе

Тема занятия



Основные виды деятельности обучающихся

Наш посёлок (8ч)

1.

1.

Наш посёлок

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Находить на карте.

Знакомиться с планом города.

Отличать герб от гербов других городов.

Описывать достопримечательности по фото и личными впечатлениями.

Готовить сообщения по предложенному плану.

Извлекать из текста, в том числе дополнительного, нужную информацию.

Сопоставлять современный облик города с видами в прошлом.

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

2.

2.

Из истории образования посёлка

3.

3.

Главные исторические и культурные памятники

4.

4.

Достопримечательности нашего посёлка

5.

5.

Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по ст.Новопокровской

6.

6.

Район, в котором я живу

7.

7.

Предприятия посёлка. Значение для края и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей)

8.

8.

Игра – викторина

Наш край (18ч)

9.

1.

Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб)

Говорить об истории своего края, символах области. Находить символы края. Показывать край на карте.

информации, подготовка сообщений презентаций).

Рисовать элементы национального костюма одежды.

Говорить о народах нашего края, национальном составе, жителях края, особенностях их быта, народного творчества.

Отличать герб района и края от гербов других. Описывать достопримечательности по фото и личными впечатлениями.

Готовить сообщения по предложенному плану.

Извлекать из текста, в том числе дополнительного, нужную информацию.

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

Играть в народные игры.

Обобщать и оформлять материал.

10.

2.

Кубанская земля в древности

11.

3.

История исследования Земли Кубанской(проектная деятельность)

12.

4.

Национальный состав края

13.

5.

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

14.

6.

Экскурсия в краеведческий музей

15.

7.

Населённые пункты Новопокровского района. История возникновения ст.Новопокровской.

16.

8.

Водные ресурсы. Реки Новопокровского района на карте

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Рассказывать о значении воздуха и воды.

Работать в паре.

Анализировать водные ресурсы..

Находить информацию об воды в родном крае.

Готовить фоторассказы о красоте воды.

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

17.

9.

Водные ресурсы. Реки. Откуда берут начало и где заканчиваются

18.

10.

Водные ресурсы. Озера нашего района. Флора и фауна

19.

11.

Рельеф.

Обсуждать рельеф местности. Сравнивать его с рельефом других мест. Отвечать на вопросы

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

20.

12.

Растительность. Растительный мир нашего края.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Устанавливать по схеме различия между группами растений

Работать в паре.

Называть и классифицировать растения .

Приводить примеры растений своего края.

Сравнивать растения .

Готовить фоторассказ .

Выступать с сообщениями.

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

21.

13.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу»

22.

14.

Животный мир. Животные Новопокровского района.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Классифицировать объекты. Приводить примеры.

Находить информацию в текстах.

Сочинять и рассказывать истории по темам.

Обсуждать материалы книги «Зеленые страницы».

Работать с атласом-определителем.

Готовить сообщения по темам, рассказывать о своем отношении к животным.

Составлять общий план рассказа.

Отвечать на .итоговые вопросы

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

23.

15.

Животный мир. Охрана и значение животного мира

24.

16.

Экскурсия в краеведческий музей.

25.

17.

Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для края и страны

Выделять основные свойства полезных ископаемых, значение полезных ископаемых для области и страны. Отвечать на .итоговые вопросы

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

26.

18.

Игра «Цветик - семицветик»

Отвечать на .итоговые вопросы

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

Люди нашего края (5ч)

27.

1.

Известные труженики района

Рассказывать о героях войны и труда..

Составлять общий план рассказа.

Извлекать из текста нужную информацию.

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

Распределять обязанности по выполнению проекта.

Подбирать фото (открытки и слайды).

Оформлять стенд.

Проводить презентацию.

Интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

Рассказывать о героях войны и труда родных и знакомых.

Оценивать результаты выполнения проекта.

28.

2.

Герои войны

29.

3.

Композиторы

Собрать и оформить информацию из разных источников о людях разных профессий.

30.

4.

Поэты нашего края

Познакомиться со знаменитыми людьми . Читать стихи кубанских поэтов

31.

5.

Художники нашего края

Собрать и оформить информацию из разных источников о художниках

Резервные занятия (3ч)

32.

1.

Игра – викторина «Это было интересно»

Проводить презентацию.

Интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

Рассказывать о профессиях родных и знакомых.

Оценивать результаты выполнения проекта.

33.

2.

«Посёлок будущего». Организация исследовательской работы

34

3.

Выставки и защита проекта «Посёлок будущего» (пригласить родителей, учителей школы)









3 класс

занятия в учебном году

урока в теме

Тема занятия

Основные виды деятельности обучающихся

Наш район (7ч)

1

1.

Появление района

Собрать и оформить информацию из разных источников о появлении ст.Новопокровской

2

2.

Истории названий улиц и площадей станицы

Создать иллюстративный текста об истории названий улиц и площадей нашей станицы

3

3.

Храмы и церкви станицы

Описывать храмы по фото и личными впечатлениями.

Готовить сообщения по предложенному плану.

Извлекать из текста, в том числе дополнительного, нужную информацию.

Сопоставлять современный облик храма с видами в прошлом.

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

4

4.

Экскурсия. Храмы и церкви района

5

5.

6

6.

Брейн - ринг «Мой районный центр»

Презентовать проект. Оценивать достижения.

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

7

7.

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего района, если бы был главой района?»

Наш край (8ч)

8

1.

Кубанская Земля в древности

Собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о крае в прошлом.

9

2.

История исследования нашего края

Планирование и проведение самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов.

10

3.

Рельеф. Знакомство с рельефом края


Искать информацию. Анализировать информацию. Отбирать её для рассказа. Составлять план рассказа по теме. Рассказывать о рельефе.

11

4.

Рельеф. Особенности рельефа

Создать модель рельефа нашей местности.

12

5.

Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Краснодарского края

Рассматривать образцы полезных ископаемых. Анализировать. Сравнивать их. Составлять рассказ по плану.

13

6.

Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве, химическая, пищевая промышленность

Находить и показывать на физической карте Краснодарского края месторождения полезных ископаемых.

14

7.

Полезные ископаемые. Вклад в хозяйство края и страны

Определять проблему и тему собственного исследования. Обсуждать тему. Составлять план. Распределять обязанности в группе.

15

8.

Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашего края

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Классифицировать объекты. Приводить примеры.

Находить информацию в текстах.

Готовить сообщения по темам, рассказывать о своем отношении к животным.

Составлять общий план рассказа.

Отвечать на .итоговые вопросы

Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать свои достижения на уроке

16

9.

Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов

Делать выводы. Отвечать на вопросы. Оценивать свои достижения.

17

10.

Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашем крае. Мир растений

Планировать и проводить самостоятельные исследования. Защищать собственные исследовательские проекты.

18

11.

Растительность. Мир растений

19

12.

Животный мир. Разнообразие животного мира в нашем крае

20

13.

Животный мир. Распространенные и редкие животные нашего края

21

14.

Самое интересное о природе нашего края

Путешествие вглубь веков (6ч)

22

1.

Палеонтологические находки на территории края

Отвечать на вопросы. Создавать иллюстративный текста

23

2.

Древние поселения

24

3.

Экскурсия в музей

Отвечать на вопросы по содержанию экскурсии

25

4.

Коренные жители

Определять проблему и тему собственного исследования. Планировать и проводить самостоятельные исследования. Защищать собственный исследовательский проект.

26

5.

Жилища народов, проживающих на территории края

27

6.

Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта

Люди нашего края (6ч)

28

1.

Исследователи земли кубанской. Люди, основавшие край и внесшие большой вклад в его развитие

Собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о первых исследователях района.

Определять проблему и тему собственного исследования. Планировать и проводить самостоятельные исследования.


29

2.

Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)

30

3.

Экскурсия по местам Боевой славы

Создавать иллюстративный текст по материалам экскурсии (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь» Рассказывать о своих родственниках.

31

4.

Великая Отечественная война в истории моего края, моего посёлка, моей семьи (выступление обучающихся на уроке), (участие обучающихся в классной конференции)

Оценивать достижения свои и товарищей.

Защищать собственный исследовательский проект.

32

5.

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции)

33

6.

Почетные граждане нашего края.

34

1.

Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "История земли Кубанской"

Составлять и разгадывать кроссворды. Проводить презентацию.

Рассказывать об истории земли Кубанской.

Оценивать результаты выполнения проекта.



4 класс

п/п

п/п в разделе

Тема занятия





Основные виды деятельности обучающихся

Наш город (7ч)

1

1.

Этапы становления города Краснодара

Рассматривать старые открытки. Работать с энциклопедической литературой.

Осуществлять поиск и отбор информации по теме. Оформить информацию (текст, набор фотографий) об одном из районов нашего края, об улицах названных в честь великих людей и великих событий, о памятных местах нашего города.

Определять проблему и тему собственного исследования. Планировать и проводить самостоятельные исследования. Защищать собственный исследовательский проект.

Оценивать результаты выполнения проекта.

2

2.

Путешествие в старый город

3

3.

Районы края. Индивидуальность каждого района

4

4.

Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города.

5

5.

Улицы, названные в честь великих людей и великих событий

6

6.

7

7.

Памятные места Краснодара.

Наш район (14ч)

8

1.

Границы Новопокровского района.

Работать с картой, с атласом, контурной картой, искать необходимую информацию об истории заселения и освоения района

Определять проблему и тему собственного исследования. Планировать и проводить самостоятельные исследования. Защищать собственный исследовательский проект.

Оценивать результаты выполнения проекта.

9

2.

Какие «пути – дороги» связывают наш район с другими регионами России и зарубежными странами.

10

3.

Население района

11

4.

Посещение краеведческого музея

12

5.

Новопокровская Земля от … до наших дней.

13

6.

История заселения и освоения района.

14

7.

15

8.

Рельеф.

Работать с картой, определять по физической карте особенности рельефа. Находить сходства и различия рельефа разных мест.

16

9.

Водные ресурсы.



Обозначать реки и озера на контурной карте .

Анализировать и сравнивать реки по типу питания

17

10.

Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края

18

11.

Растительность.

Защита собственных исследовательских проектов на тему» «Как мы можем защитить леса».

Сравнительную животный мир и растительность нашего края с другими районами. Определять сходства и различия. Устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой. Моделировать цепи питания.

Определять проблему и тему собственного исследования. Планировать и проводить самостоятельные исследования. Защищать собственный исследовательский проект.

Оценивать результаты выполнения проекта.

19

12.

Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и заказников

20

13.

Животный мир. 

21

14.

Животный мир. ПресмыкающиесяОхрана и восстановление животного мира района

Сказки и легенды (6ч)

22

1.

Легенды о земле Кубанской

Обсуждать услышанное. Сравнивать легенды о земле Кубанской с другими легендами. Моделировать ситуации

23

2.

24

3.

Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь быт людей 1700 года)

Искать и отбирать необходимую информацию по заданной теме . Защита проекта.

25

4.

Сказки Краснодарского края

Пересказать сказку нашего края. Инсценировать сказку в группе. Анализ периодической печати по теме.

26

5.

27

6.

Экскурсия в краеведческий музей

Отвечать на вопросы об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создавать иллюстративного текста (лист, презентация).

Люди нашего края (5ч)

28

1.

Знакомство с поэтами и писателями и их произведениями

Создавать иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: «Поэты и писатели нашего края». Определять проблему и тему собственного исследования. Планировать и проводить самостоятельные исследования

29

2.

Заслуженные и известные артисты

Осуществлять поиск, отбор и оформление информации (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных артистах . Определять проблему и тему собственного исследования. Планировать и проводить самостоятельные исследования

30

3.

Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника.

Осуществлять поиск, отбор и оформление информации (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных художниках края. Определять проблему и тему собственного исследования. Планировать и проводить самостоятельные исследования

31

4.

Экскурсия в краеведческий музей

Создавать иллюстративный текст (лист, презентация) на тему: «Люди, которыми славится наш край». Определять проблему и тему собственного исследования. Планировать и проводить самостоятельные исследования

32

5.

Трудовые династии строителей, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции)

Создавать иллюстративный текст на тему: «Трудовые династии» .


33

6

Научно – практическая конференция « Мой край родной»

Проводить презентацию проекта. Защищать собственный исследовательский проект.

Оценивать результаты выполнения проекта.

34

7

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего района и посёлка, если бы был губернатором»



6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края,

Горовая Н.А., Чеглокова Т.С. География малой родины,

Гриценко Р.М. Русский язык: Литературная норма и кубанские говоры,

История Кубани с древнейших времён до конца XX века.

Кубанская азбука для детей и их родителей /Сост. О.А. Хамцова, 2007.

Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 5 – 6 кл. общеобразовательных учреждений, 2007 –Лотышев И.П. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края , 2009 .

Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008

 Маслов А.В. Три века истории Кубани. XVIII – XX вв.

Мирук М.В. и др. Кубановедение: Учебник для 3 – 4 кл., 2008 

Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли: Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3 – 4 кл. общеобразовательных учреждений, 2007

 Родная Кубань: Книга для чтения /Под ред. В.Н. Ратушняка, 2008

Карта Краснодарского края и РА

Комплект учебно-наглядных пособий по курсу "Кубановедение" для начальной школы (5 шт., 60х90), 2008.

Животный мир Кубани: Комплект учебно-наглядных пособий. (5 табл. 60х90), 2008

Символика Краснодарского края: Комплект учебно-наглядных пособий по краеведению (4 л., А-3), 2008.

Выдающиеся деятели Кубани: Портреты (10 шт. А-3, картон)

А.В.Маслов « История Новопокровского района».

Маслов, А.В. По улицам старой станицы

Бойко, И.К. Этапы большого пути: к 90-летию Новопокровского района.

Бойко, И.К. Храмы моей станицы .

Маслов, А.В. Историческое время в пословицах и поговорках станицы Новопокровской (1827-1927 г.

Бойко, И. Их звёзды освещают путь.

Бойко, И.К. Свято-Покровский храм станицы Новоивановской Новопокровского района Краснодарского края.

Штратников, А.А. История народного образования станицы Новопокровской 1827-2012 гг Штратникова, О.А. Певец  Кубани.

Маслов, А.  Открытые судьбы. Знаменитые люди Новопокровского района 

Маслов. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2004.

Маслов, А.В. Станица Новопокровская: к 170-летию со дня основания



Материально-техническое обеспечение

Классная магнитная доска.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Коллекции горных пород и минералов, почв..

Гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов, семян

Фото и рисунки растений и животных.

Портреты выдающихся людей Кубани

Таблицы и плакаты по темам

Рельефные модели




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.