Программа внеурочной деятельности "Краски природы"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа» г.о.Саранск РМ
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ________ / ______/ Е.В.Агапова _________ /О.С.Михайлова
_______/Е.С.Вдовина «30» августа 2023 года Приказ по школе № 028-2
Протокол № 1 от от «31» августа 2023 г.
«29» августа 2023 года
Программа курса внеурочной деятельности
«Краски природы»
(наименование курса, кружка, секции, студии, факультатива)
Интеллектуальное
(направление)
на ступени начального общего образования, 2 класс
(ступень образования/класс)
2023-2024 учебный год
(срок реализации программы)
Внеурочная деятельность «Краски природы»
(наименование программы)
Программу составила:
Ухтинская Елена Геннадьевна (высшая квалификационная категория)
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу,
квалификационная категория)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Признание необходимости и важности формирования экологической культуры у современного человека в настоящее время является насущной, потребностью. Само понятие экологической культуры многогранно и включает различные аспекты взаимоотношений человека с природой. Экологическая культура невозможна без развитого чувства красоты природы с признанием ее эстетической ценности.
Важность эстетического аспекта экологической культуры и необходимость воспитания у человека любви к природе высказал один из руководителей Международного союза охраны природы Ж. Дорста – «У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы, в конечном счете, природу может спасти только его любовь. Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек хоть немного полюбит ее просто потому, что она прекрасна…».
Эстетическое чувство природы формируется на основе и в процессе практического ее освоения. Однако этот процесс не должен быть стихийным и необходимо специально развивать умение видеть прекрасное в природе и наслаждаться им. Раскрывая перед ребенком красоту и хрупкость мира природы, педагог показывает ее эстетическую ценность и формирует экологическую культуру.
Образовательная область программы
Программа «Краски природы» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению и предназначена для углубления представлений детей начального звена о природе, ее многообразии и изменениях, происходящих в ней в связи со сменой времен года, формировании элементов исследовательских навыков.
Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также непосредственный контакт с внешним миром и начальный этап процесса его познания.
Назначение программы:
для обучающихся 2 класса:
образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, основанных на свободе выбора учащимся сфер и форм познания, деятельности и творчества, права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников:
программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации школ:
программа является основанием для определения качества реализации начального общего образования.
Рабочая программа содержит:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учётом специфики учебного курса;
2) общую характеристику учебного курса;
3) описание места учебного курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного курса;
5) планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;
6) календарно-тематическое планирование;
7) формы контроля;
8) методические рекомендации;
9) учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса.
Содержание внеурочной деятельности регулируется следующими нормативно-правовыми актами и рекомендациями:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"».
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"».
Программа внеурочной деятельности «Краски природы» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры на основе ознакомления с цветовым многообразием природы.
Цель конкретизирована следующими задачами:
1.Формировать знания учащихся об окружающем мире в соответствии с их возрастом и способностями;
2.Формировать эмоциональное и чувственное отношение к природе на основе развития умения видеть многоцветие в окружающем мире;
3.Формировать системы знаний, о разнообразии животных и растений. 4.Формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на всё прекрасное в жизни и в природе.
5. Развивать познавательные способности учащихся, вовлекая их в активную деятельность.
6. Развивать восприимчивость ребёнка к миру природы, поддерживать чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительного отношения к объектам флоры и фауны.
7. Развивать воображение и эмоциональную сферу учащихся, альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
8.Воспитывать нравственно-эстетические чувства.
9.Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе.
Цель и задачи программы внеурочной деятельности «Краски природы» соответствуют цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ «Зыковская СОШ».
Обоснование выбора программы
Всем известно, что время, проведенное на природе, хорошо влияет на наше здоровье. Каждый день нас окружает красота природы, но, к сожалению, мы редко наслаждаемся ею.
Мы с вами живём в век удивительных перемен. Многие ребята с детства на «ты» с компьютером, мобильным телефоном и другой бытовой аппаратурой, которая, с одной стороны, является ярким свидетелем технического прогресса, но, с другой, неумолимо диктует новые и достаточно жёсткие правила жизни. Мы незаметно попадаем в своеобразную зависимость от всех этих технических новшеств, отнимающих свободное время и увлекающих в виртуальный мир. Нам кажется, что мы уже не можем без чтения и отправки эсэмэсок, бесконечного слушания музыки в наушниках, просмотра видеофильмов. А ведь нужно нажать только на одну кнопку «выкл.», чтобы освободить себя от этой паутины и шагнуть в живую природу: сквер, парк, лес, луг… И не просто шагнуть, а шагнуть, чтобы увидеть красоту окружающей нас природы, краски природы, услышать звуки природы и там, где это нужно, протянуть руку помощи!
Программа внеурочной деятельности «Краски природы» дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир». Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы.
Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы такие как: развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов (речи, мышления, воображения); эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности. Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«Природа – источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям. Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы», - говорил И.Песталоцци.
Природа завораживает своими фантастическими пейзажами, радует человеческий взор, приносит уйму положительных эмоций. Красота природы уникальна в любую пору года.
Природа живописна, иногда ее красоту просто невозможно описать словами. Каждый уголок природы таит в себе волшебное и таинственное чувство. Нужно с раннего детства учить детей беречь природу, заботиться о ней, она восторгает души и делает людей счастливыми.
Красота природы не имеет границ, она дарит людям яркие незабываемые моменты, заставляет радоваться каждой минуте, каждому новому дню.
Программа внеурочной деятельности «Краски природы» о ярких и разнообразных красках природы. О том, как художник – невидимка своей невидимой, но созидающей и вдохновляющей рукой водит своей волшебной кистью и раскрашивает весь мир, всю нашу Вселенную чудесными волшебными красками. А какие он использует разнообразные оттенки, не жалея ни сил, ни времени, ни средств! И не устает! Просто не перестаешь удивляться новым преображениям совершенства природы, окружающего нас мира. На занятиях дети должны научиться быть внимательными к нашей природе, не переставая удивляться ее чудесам и переменам, научиться сейчас и в будущем бесконечно благодарить художника – невидимку за его чудесно – волшебные творения, который дарит всем нам радость снова и снова. Ведь это тоже для каждого из нас путь к познанию себя, а значит верный путь к совершенству.
Новизна программы заключается в том, что она обеспечивает ознакомление младших школьников с красотой окружающего мира и расширяет природоведческие и экологические знания, которые необходимы для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 8 – 9 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе. Данная программа совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно - прикладным творчеством. Также знакомит учащихся с окружающим миром с использованием различных видов учебной деятельности: теоретические занятия и практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах.
С первого года обучения в начальной школе учащиеся попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, насколько прочным окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство любви к окружающей природе, желание понять и глубже узнать её. Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному общению учащихся с природой. Именно целенаправленная работа с детьми начальной школы способствует вовлечению учащихся в мир окружающей природы, накоплению учащимися краеведческих знаний. Большую роль играет природоведческая работа в нравственном воспитании школьников.
"Природа - великая воспитательница", - говорил К.Д. Ушинский. Она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности. Но восхищение красотой природы должно быть действенным, т.е. сочетаться с активным познанием её законов и обязательным участием в её преобразовании. Система работы по данной программе активно способствует воспитанию у школьников бережного отношения к природе. Всё это подчёркивает актуальность данной программы.
Внеурочная деятельность позволяет ребёнку раскрыть его творческий потенциал и применять свой жизненный опыт на практике: в творчестве, наблюдении, экспериментах, опытах.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний и во внеурочном пространстве.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность и целесообразность работы по программе «Краски природы» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводятся тестирование учащихся, в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают Неделя экологии, экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др., акции: «Покормите птиц зимой», «Домик для скворца», «Мой чистый город», «Сохраним мордовские леса», «Растения на подоконнике», «Цветочная клумба», и др.; конкурсы рисунков и поделок из природного и бросового материала, интеллектуальная игра «Поле чудес».
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение программы «Краски природы» проводится во 2 классе. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Содержание курса включает и раскрывает следующие приоритетные содержательные линии:
Природа – великий художник.
Цвет в природе существует не сам по себе.
Познавая Землю – сохраняй природу.
Благополучие природы – наше благополучие.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о методе познания природы - наблюдении;
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Принципы организации образовательного процесса
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:
1. самостоятельность учащихся;
2. развивающий характер обучения;
3. интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний. При составлении программы и методики её реализации были учтены принципы реализации внеурочной деятельности такие как:
• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от «простого к сложному» при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;
• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности; • принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, творческие задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, беседы; игры, праздники, экскурсии, наблюдения, экологические конкурсы, соревнования, участие в экологических акциях, ролевые игры, викторины и другие.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы организации занятий:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, презентаций, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, плакатам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на способы поиска ответов на поставленные вопросы, умение работать со справочной, энциклопедической и научно-популярной литературой, умение её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса:
уважительное отношение к окружающему миру;
понимание особой роли каждого и отдельного человека в сохранении окружающей среды;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты:
1) Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
использовать знаково-символические средства для составления памяток и экознаков.
2) Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
3) Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних (обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео -, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:
о неживой и живой природе;
об основных группах растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
о влиянии деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
о значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
о многообразии растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
об организмах, приносящих ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
о позитивном и негативном влиянии деятельности человека в природе;
об экологически сообразных правилах поведения в природе;
об активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.
Сформированы умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в природе;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы,
выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.д.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к окружающему миру. Подобная реализация программы внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Краски природы» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию интеллектуального развития учащихся через организацию различных занятий.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Краски природы», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении интересных фактов из жизни природы; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в интеллектуальные практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА «КРАСКИ ПРИРОДЫ» 2 класс.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Красота вокруг нас | 2 |
2 | Жаркие краски | 6 |
3 | Солнечный цвет | 6 |
4 | Серебряный дворец | 7 |
5 | Голубые потоки | 11 |
6 | Охрана природы | 2 |
ИТОГО: | 34 |
Тематическое планирование занятий курса «Краски природы»
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Кол-во ча сов | ЦОР/ЭОР | |
1 раздел. Красота вокруг нас (2 часа) | |||||
1.1 | Вводное занятие. Природа – великий художник. | Экскурсия | 1 | ||
1.2 | Изготовление поделок из природного материала. | Творческая мастерская | 1 | ||
2 раздел. Жаркие краски (6 часов) | |||||
2.1 | Гроза. Почему радуга многоцветная? | Работа с видео Материалами | 1 | ||
2.2 | Золотой и белый луг. Луговые самоцветы. | Викторина. | 1 | ||
2.3 | Живые цветы и прыгуны. | Групповое обсуждение | 1 | ||
2.4 | У воды. | Работа с книжным текстом | 1 | ||
2.5 | Животные летом. | Беседа. | 1 | ||
2.6 | Поле чудес «Жаркие краски лета» | Поле чудес. | 1 | ||
3 раздел. Солнечный цвет (6часов). | |||||
3.1 | Листопадный карнавал. Семена – путешественники. | Работа с видеома- Териалами | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=7oyyw-XBSxc | |
3.2 | Красные и белые ягоды. | Работа с текстом | 1 | ||
3.3 | Стаи птиц. | Работа с книжным текстом и видеороликом | 1 | ||
3.4 | Праздник синиц. | Работа с видео-роликом | 1 | ||
3.5 | В ожидании зимы. | Беседа. Акция «Столовая для птиц» | 1 | ||
3.6 | Мы – художники. | Конкурс рисунков | 1 | ||
4 раздел. Серебряный дворец (7 часов). | |||||
4.1 | Морозные узоры и ледяные цветы. | Работа с видеома-териалами | 1 | ||
4.2 | Зимние портреты деревьев. | Обсуждение видеоролика. Работа с карточками | 1 | ||
4.3 | Птицы – соседи. | Групповое обсуждение | 1 | ||
4.4 | Чёрные птицы. | Работа с видеома- териалами | 1 | ||
4.5 | Птицы – гости. | Групповая работа | 1 | ||
4.6 | Зимовье зверей. | Виртуальная экскурсия в лес | 1 | ||
4.7 | Поле чудес «Эти забавные животные» | Поле чудес | 1 | ||
5 раздел. Голубые потоки (11 часов). | |||||
5.1 | Зебровый ландшафт и освобождение из плена. | Работа с видеороликами | 1 | ||
5.2 | Странное цветение. | Работа с иллюстрациями и книгой | 1 | ||
5.3 | Ранние цветы. | Беседа. Викторина | 1 | ||
5.4 | Малахитовая зелень. | Практическая работа. | 1 | ||
5.5 | Радуга на клумбах. | Интерактивная игра «Цветы» | 1 | ||
5.6 | Фарфоровые колокольчики. | Работа с текстом | 1 | ||
5.7 | Душистый снег. | Работа с иллюстрациями и текстом | 1 | ||
5.8 | Разбуженные теплом. | Работа с видеороликом | 1 | ||
5.9 | Самые, самые… | 1 | |||
5.10 | Викторина «Эти удивительные животные». | Викторина | 1 | ||
5.11 | Экскурсия в весенний парк. | Экскурсия | 1 | ||
6 раздел. Охрана природы (2 часа). | |||||
6.1 | Охрана природы – долг каждого жителя планеты. | Изготовление экознаков | 1 | ||
6.2 | Правила поведения в природе. Экскурсия в краеведческий музей. | Изготовление памятки. Экскурсия в краеведческий музей | 1 | ||
Итого: 34 часа. |
Содержание программы курса «Краски природы» во 2 классе.
Курс программы внеурочной деятельности «Краски природы» во 2 классе состоит из 6 разделов.
1 раздел – “Красота вокруг нас ” – 2 часа.
Эти первые занятия программы направлены на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, воспитанию внимательности, наблюдательности, умению видеть в обычном – необычное.
Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё. Перламутр раковин и переливы крыльев бабочек, нежные лепестки цветков и алые зори на небе, радужные переливы птичьих перьев – как много красок у природы!
Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно связан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире. Так, жёлтая листва – это не просто цвет листьев. Это следствие изменений в самом растении, это примета осени. Беседа «Краски природы» проходит на природе во время экскурсии. После беседы дети рисуют особо понравившуюся красоту в природе. Конкурс рисунков «Краски природы».
Сбор природного материала. Творческая мастерская: изготовление поделок из природного материала.
2 раздел – “Жаркие краски ” – 6 часов.
В этом разделе программы дети вспоминают жаркую, солнечную пору лета. Все краски, какие только есть, выплеснула природа. Все цвета сочные, яркие. Лето – это время растений и насекомых. Различной формы, расцветок, характеров, в огромных количествах заполняют они всё вокруг. Самое время познакомиться с этим разнообразием жизни. А вот птиц и зверей летом бес покоить не надо: у них в это время много серьёзных забот. Им нужно вырастить и выкормить малышей.
Лето богато грозами. В одно мгновение на землю обрушиваются сильные ливни воды. Грозы бывают в очень жаркую погоду. Яркая вспышка электрического света прочертила ломаную линию по небу, осветив на мгновение всё голубым светом, и погасла. Раздался треск. Затем, словно пушечный выстрел, прогремел гром. Эхом прокатился его звук. Ещё, ещё раз за разом сверкает молния и грохочет гром. По крышам, подоконникам, улице неожиданно застучали размером с горошину льдинки. Это пошёл град. Ливень ослаб, и уже моросит тёплый дождичек. Туча уходит. Светлеет.
Выглянуло солнце. В капельках дождя, распластавшись во всё небо разноцветной дугой, загорелась радуга. Это лучи солнца, как в стеклянной призме, преломляясь в капельках дождя, рисуют цветные полосы.
Ранним утром покрываются все травы голубой росой. Хрустальными капельками сверкает она в первых лучах солнца.
Летом очень пёстрое разнообразие красок, различить их не так - то просто. Но наблюдательность всегда поможет.
Под лучами солнца лужайки, поляны, газоны сияют золотисто-жёлтым цветом. Яркая, сочная зелень раскрашивает деревья. На этом жёлто-зелёном фоне распускаются луговыми самоцветами лиловые герани, красные гвоздики, пёстрый иван-да-марья, голубые колокольчики, синие полевые васильки и много других красивых цветов. Над всем этим ковром, словно ожившие цветы, летают бабочки.
Природа создала один из своих шедевров – узоры на крыльях бабочек. Материалом послужили мельчайшие, как пыльца, чешуйки, ярко и нежно окрашенные во всевозможные цвета. Эти цвета расположены на крыльях в строгом порядке и образуют незабываемый рисунок. По рисунку на крыльях получили своё название самые красивые из наших бабочек: павлиний глаз, перламутровка, траурница и другие.
О присутствии кузнечика чаще всего узнаёшь по его необычной стрекочущей песне, так как зелёная окраска делает их незаметными в траве. По длинным усам кузнечика отличают от похожих на него кобылок и саранчи, у которых усики короткие.
На влажных местах и около водоёмов тоже растут разноцветные растения, летают красивые стрекозы, ползают настоящие живые фильтры – улитки. Разнообразие и красота раковин и самих улиток – хороший объект для рисунка.
Конкурс рисунков «Они живут около воды».
Трудно в высокой траве и зелёной листве увидеть в лесу даже крупного зверя. И всё же, если будешь внимательным, тебе очень повезёт, то могут произойти удивительные встречи, которые запомнятся на всю жизнь. Летом в траве можно встретиться с ящерицей, ужом или ежом…
Поле чудес на тему «Жаркие краски лета».
3 раздел – “Солнечный цвет ” – 6 часов.
В этом разделе программы дети знакомятся с жёлтым цветом – символом осени. С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название – золотая.
Кроме жёлтого цвета этому времени года для своих пейзажей нужен серый и малиновый цвета. Редко – редко где поставит осень голубое или зелёное пятнышко. До чего увлекательно наблюдать, как природа всего тремя красками пишет сначала радостный, яркий, сочный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый!
Мало становится солнечного света и тепла для растений, и зелёная окраска листьев сменяется жёлтой, оранжевой, сине-фиолетовой.
Издали листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмешь в руки лист – какого цвета тут только нет! Зелёные полосы и коричневые пятна, бордовые узоры и многообразные переходы различных цветовых оттенков. Некоторые листочки похожи на тончайшие кружева. Ярко, пёстро, разнообразно нарядились деревья и кустарники. Настоящий карнавал красок!
У деревьев и кустарников на том месте, где весной были цветки, теперь гроздьями висят плоды с семенами. Их интересная жизнь только начинается. Отправляются семена путешествовать – искать новые, необжитые места. У каждого семечка свой «транспорт». Кто на чём пускается в путь.
Больше всего среди семян любителей полётов. Самый быстрый, выгодный, удобный способ попасть в далёкие края.
Многие семена крылаты. Семена клёна похожи на пропеллер. Забавно смотреть, как быстро вращаются крылатки клёна в воздухе. Куда только не заносит их! Но вот семена отлетались, успокоились и залегли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа – растить новое дерево.
Загорелись, засияли красные ягоды на деревьях и кустарниках. Словно красный светофор останавливает их не в меру яркая окраска. Только светофор этот не для людей, а для птиц. Многие красные ягоды для человека несъедобны, а то и вовсе ядовиты, а для птиц – самое вкусное угощение.
В самом начале осени многие птицы собираются в стаи. Подошло время осенних перелётов. Птицы – великие путешественники. Стаями и в одиночку летят они из мест, где родились, туда, где проведут зиму.
Много птиц пролетает осенью, но мы редко видим птичьи стаи, потому что перелётные птицы в основном летят по ночам. Во время пролёта птицы придерживаются определённого порядка. Так им удобней и легче лететь.
Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник «День синицы».
В наших парках и в лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.
Самая крупная и заметная – большая синица. Лазоревка – чуть поменьше большой синицы. Длиннохвостые синицы предпочитают летать отдельной стайкой. Красива ещё одна синица – белая лазоревка, или князёк. Заметный признак московки – белое пятно на затылке. Синица гаичка похожа на московку. Хохлатую синицу – гренадёрку узнают по вздёрнутому хохолку на голове.
Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.
Много написано книг о жизни зверей. Вот бы самому понаблюдать за их жизнью в природе. Но как и кого увидишь в городском парке и даже пригороде? Звери на воле очень осторожны. Да к тому же многие ведут ночной образ жизни. Не очень – то понаблюдаешь в темноте. И вот мы с вами сейчас отправимся на встречу с дикими зверями, узнаем их повадки, рассмотрим цвет их шубки, поинтересуемся, чем они питаются…
Наблюдение за птицами. Беседа «Почему птицы улетают?» Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».
Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.
Беседа «Чем питаются дикие животные». Рассказ детей на основе наблюдений. Выставка поделок из природных материалов: шишек, семян, листьев.
Акция «Птичья столовая».
4 раздел – “Серебряный дворец ” – 7 часов.
На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, чёрный – деревьев. Солнце в первозимье греет слабо. Цвет у солнца часто красно-малиновый. Даже в полдень стоит оно низко над горизонтом. После 23 декабря – начала коренной зимы, будет раньше рассветать, позже смеркаться. Солнце поднимается всё выше, светит ярче. Его бледно-жёлтый диск в сильные морозы украшается красивыми кольцами, появляющимися от отражения лучей солнца в ледяных кристалинках воздуха. Бело-голубое, светлое небо наполняется морозной дымкой. Цветными, жёлтыми, зелёными, красными, голубыми искорками переливается снег на солнце. Роскошный наряд пушистой изморози надевают деревья… Если быть наблюдательным, то можно заметить, что морозные узоры на окнах цветные: то голубые – в пасмурную погоду, то жёлтые – на солнце, то розовые и лиловые – на закате.
Не только стёкла кружевной росписью разрисовывает мороз. Рисует он ледяные цветы и на земле. Образуются ледяные цветы чаще всего в местах выхода тёплого воздуха, там, где под землёй проходят трубы теплотрассы, у вентиляционных люков. Влажный тёплый воздух быстро охлаждается и замерзает. Кристаллы льда при этом располагаются группами, образуя узоры, похожие на пальмы, папоротники, цветы.
Чёрные силуэты деревьев чётко выделяются на белом снегу. В народе лес, сбросивший на зиму листву, называется чернолесьем. В спящем царстве чернолесья на первый взгляд деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек, цвет ствола, плоды и шишечки.
Зимой наши птицы - соседи стараются держаться поближе к человеческому жилью: теплее и сытнее здесь. Сытому и мороз не так страшен. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. Трудное время легче пережить сообща. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стае как? Нашёл один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. Опасность вовремя заметить легче – всегда кто-нибудь на страже, пока другие кормятся или дремлют. Понадобится от крупного хищника отбиться, то и здесь всем вместе сподручнее. Так что никак маленькой птахе нельзя зимой быть одной.
В парке, в саду, у кормушек в стайке разных синиц можно увидеть поползня. Эта маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. Окраска птички голубовато-серая, горлышко, грудь и брюшко – белые, от клюва идёт чёрная полоска.
Дятлы тоже зимой к синичьей стае прибиваются. Дятел – птица заметная. Спина, крылья, хвост у него чёрные, будто на нём чёрный фрак надет. Горло, грудь, брюшко белые, а на голове яркая красная шапочка.
По садам и паркам можно встретить стайку красивых птиц – щеглов. Мимо них не пройдёшь, чтоб не залюбоваться: красная маска около клюва; спина и пятна на груди ярко-коричневые; хвост, крылья, верх головы чёрные; на крыльях широкая жёлтая полоса; грудь и брюшко чисто белые.
Ближе к домам встретишь сороку – птицу с белыми грудью и брюшком, чёрными крыльями и длинным чёрным хвостом. Такой хвост, длиннее тела, ни с каким другим не спутаешь.
Воробьи уже давно живут вместе с человеком, приспосабливаясь к самым разнообразным условиям жизни в городах и посёлках. По-своему очень красива эта птичка. Чёрные пятна, коричневые полоски, беловатое брюшко – узор очень симпатичный.
Весь год живут голуби рядом с нами в городе. Перья на теле у голубя тёмно-серые, с синеватым отливом – сизые. Шея и грудь переливаются металлическим блеском, то изумрудно-зелёными, то нежно-розовыми оттенками. Ярко-оранжевый ободок у глаз и красные лапки довершают этот наряд.
Галки, грачи, вороны – птицы одного семейства, близкие родственники, и на зиму собираются в общие стаи. Устраиваются эти птицы на зимовку в центре города. Ночью спят на крышах домов и на деревьях в скверах, а утром разлетаются небольшими группами по городу в поисках корма.
Раньше все галки и грачи улетали зимой на юг. Прилёт грачей считался началом весны. Но в крупных городах становится всё больше мест, где можно согреться в мороз и найти корм. И вот всё чаще видишь в больших городах, оставшихся на зиму галок и грачей.
Вороны, грачи, галки похожи друг на друга своим чёрно-серым оперением.
С первыми морозами и снегом прилетают к нам гости с севера. Даже с островов самого Северного Ледовитого океана летит маленькая птичка-пуночка. Только кончики крыльев и полоска вдоль хвоста чёрные. За сходство с белым снегом и прилёт с первыми морозами иногда её неправильно называют снегирём.
Настоящий снегирь с ярко-красной грудкой, в чёрной шапочке, с чёрным хвостом и крыльями. Приметная птица. Любит лакомиться ягодой калины и рябины.
Не уступит по красоте оперения снегирю и ещё один северный гость – свиристель. Перья на теле розовато-серые, на конце чёрного хвоста - широкая полоса, поперёк крыла – красные капельки, на шее – чёрный шарф, а на голове – большой остро зачёсанный хохол. Любит свиристель ягоды рябины – за день может съесть их больше, чем сам весит!
Ещё один зимний гость – клёст. Стайки красно- коричневых большеголовых птиц можно увидеть на хвойных деревьях, где шишек побольше.
Зимой перебираются поближе к человеку зайцы. Удобней им по утоптанным дорогам скакать, да и корма в лесопарках зимой больше, чем в полях. Увидеть самого зайца трудно. Шубка на нём беленькая – под цвет снега. Сам зверёк очень осторожный, чуткий и пугливый. А как не быть пугливым, если столько врагов кругом: хищные птицы, лисы, собаки!.. И от человека зайцам достаётся. А всей защиты у него: быстрые ноги да умение спрятаться.
Белка зимой всё светлое время суток проводит в поисках пищи. Её динненькое тело в рыжевато-серенькой шубке с белым мехом на брюшке мелькает в ветвях деревьев. То там, то здесь покажется из-за ствола её кругленькая головка с большими чёрными глазами и длинными ушками с кисточками на концах. Кисточки на ушах у белок вырастают зимой. Ловко перескакивать с дерева на дерево белке помогает красивый длинный пушистый хвост. Он служит белке и как планёр, позволяя парить во время прыжка; и как руль, для управления полётом; и как парашют, замедляя падение. Имея такой хвост, белка без вреда для себя совершает прыжки с самых высоких деревьев прямо на землю.
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, Е. Чарушина.
Экологическая игра «Найди зимующих птиц». Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки». Прогулка в парк. Операция «Подкормка». Разгадывание кроссвордов, ребусов. Беседа «Как звери проводят зиму». «Санитары леса». Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе. Наблюдения «Внешний вид животных».
Поле чудес «Эти забавные животные».
5 раздел – “Голубые потоки ” – 11 часов.
Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зелёный. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод, вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелёными огоньками распускающихся листочков на деревьях. И уж, конечно, только весной можно увидеть необыкновенно красивое оперение птиц, цветных лягушек, нежные весенние цветы. Но что особенно отличает краски весны от любого другого времени года, так это блеск. Блестят дома и асфальт, весенний снег и лужи, только весной так ярко блестят зелёные листья и травы, перья птиц и глянцевые лепестки цветков!
Вряд ли кому приходит на ум, что за один сезон мы встречаем четыре весны! Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием: Весна света, Весна воды, Весна зелени и Предлетье.
В народе о весне говорят – снег сходит. И действительно, снежное покрывало вначале сползает с вершин холмов и возвышенных мест, затем всё так же, сверху вниз, стаивает, сходит по южным склонам в овраги, ямки, глубокую тень, где будет лежать до последних своих дней.
Светятся, искрятся на солнце сосульки. Своей формой сосульки похожи на стволы деревьев. Только растут эти стволы не вверх, а вниз…
Лужицы талой воды в радость всему живому. Лужи эти не сравнить с осенними. Ледяное дно и снежные края делают их цвет прозрачным, светящимся, сверкающим. Голубое небо красивой синевой отражается в них.
Что такое ледоход и половодье? Правила поведения около водоёмов весной.
Весеннее пробуждение можно заметить по изменившемуся цвету деревьев: тонкие ветки берёз стали бордово-фиолетовые, стволы осин – ярко-зелёные. Фиолетово-красноватый оттенок его верхушек, как отблеск разгорающейся весны.
Начинается цветение деревьев. Странное на первый взгляд: ещё и листьев нет, да и сами цветки на цветки не похожи. Как цветут орешник, ольха, осина, тополь, ива?
Многообразие раннецветущих растений. Легенды о раннецветущих растениях.
Наконец из почек на ветках показались зелёные листочки. До чего интересно смотреть, как из футляра набухшей почки вылезают малюсенькие, сморщенные, но уже оформившиеся листочки! Парки, скверы, аллеи словно переоделись в новый, ярко-зелёный, весенний наряд.
По листьям теперь легко можно узнать деревья. У каждого дерева лист имеет свою особую форму. Практическая работа: «Узнай с какого дерева листочек».
Весной начинается посадка цветов на клумбах в парках и садах, на улицах и площадях. Как преображается город, украшенный умелой рукой цветовода! Палитра красок цветов необычайно богата. Все цвета радуги есть на ней, а оттенков – не счесть.
В тенистых уголках леса и парков среди двух крупных листьев растёт, изогнувшись дугой, хрупкий стебелёк с цветками, похожими на маленькие фарфоровые колокольчики. Это ландыш, который стал для людей символом весны.
В чём сходство и различия ландыша и майника?
Майское цветение деревьев и кустарников завораживает. Вдруг посреди яркой зелени распускаются белыми цветками яблоня, вишня, черёмуха, калина, рябина, слива… Чистый, нежный цвет, осыпающий все деревья, рождает удивительное чувство весны, обновления, светлого и ясного времени года. Когда ветер срывает и кружит белые лепестки цветков, кажется, будто идёт снег, только снег этот тёплый и душистый.
В конце марта, когда ещё лежит снег, появляются первые весенние насекомые. Какие насекомые предпочитают бегать, а какие летать? Почему некоторых насекомых называют опылителями растений? Какие насекомые при носят вред, а какие огромную пользу?
Маленькие певчие птицы, прилетая из дальних странствий на родину, надевают яркий, праздничный наряд. Много птиц возвращаются к нам с зимовок. Давайте полюбуемся на самых красочных, самых нарядных из тех, кого мы сможем увидеть в парках и скверах.
Что происходит в жизни подземных животных с наступлением весны? Любопытные факты о жизни диких животных.
Практическая работа: сбор материала для гербария. Проект «Изготовление гербария».
Акции «Чистый школьный двор», «Комнатные растения», «Домик для скворца».
6 раздел – “Охрана природы” – 2 часа.
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Включил громко музыку в лесу и увидим, что птички разлетаются, а звери разбегаются, насекомые тоже стараются побыстрее спрятаться.
В этом разделе дети продолжат знакомиться с правилами поведения в природе, рассмотрят плакаты по теме раздела, сформулируют и запомнят правила поведения в природе, составят свои памятки о культуре поведения в природе. Стихи, песни, загадки о природе. Выставка книг о природе и животных, рисунков, поделок из природного материала.
Составление памятки: «Правила поведения в природе».
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - об этом знают даже дети. Поэтому в конце учебного года нужно детям показать наглядно, как выглядят животные и растения в природе. Экскурсия в краеведческий музей будет как нельзя кстати.
Ожидаемые результаты курса «Краски природы» к концу 2 класса:
Учащиеся к окончанию 2 класса должны знать:
- значение природы для человека.
- наиболее типичных представителей животного мира России;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- основные признаки времен года.
- неживое и живое в природе;
-примеры групп растительных и животных организмов России;
- насекомых, которые приносят пользу и наносят вред растениям;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- некоторые охраняемые растения и животные нашей республики, страны;
-правила поведения в природе.
- Учащиеся должны уметь:
- Узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию.
-Выполнять правила поведения в природе.
-Улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение).
-Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.
-Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
-Называть основные особенности каждого времени года.
-Различать изученные растения, животных.
-Оценивать правильность поведения людей в природе.
-Подкармливать птиц в простейших кормушках.
-Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
-Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя.
-Научиться делать заключение на основе наблюдений.
- Оформлять результаты наблюдений в виде простейших знаков, рисунков, описаний.
-Уметь работать индивидуально и в группе.
-Быть способными отстаивать свою точку зрения.
-Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений.
-Уметь изготовлять экологические памятки.
-Выражать своѐ эстетическое отношение к объектам и явлениям природы.
- Выделять цвет объектов природы в зависимости от времени года.
-Изображать особенности разных времен года.
7.ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведётся на безотметочной основе.
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Творческие работы представляются в виде:
Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
Отчётов по наблюдению за природными объектами;
Оформленных исследовательских и проектных работ;
Стихотворений; памяток;
Книг-раскладушек и т.д.
Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, «Поле чудес», ролевые игры.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником деятельности.
8.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы. Всё деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество. Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты. Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей к выполнению заданий. Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка. Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсии в природу. Общение с природой пробуждает у детей чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира.
9. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиографический список для занятий.
Для педагога:
1.«Я познаю мир» Детская энциклопедия. Животные. Москва. «АСТ» 2003.
2.«Я познаю мир» Детская энциклопедия. Растения. Москва. «АСТ - Люкс» 2005.
3.«Всё обо всём» Популярная энциклопедия для детей. Москва, «АСТ», 1996.
4. Плешаков А.А «Зелёные страницы» Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2021.
5.“Не просто сказки” Рыжова Н.А (экологические рассказы, сказки, праздники). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
6.«Уроки экологии в начальной школе» под ред. Куровского В.Н. ЗАТО Северск, 2004 г.
7.«Деревья и листья». Энциклопедия. М; 1997 г.
8.«Жизнь животных». Энциклопедия в 3-х томах. М; 2015г.
9.«Наблюдай птиц». Энциклопедия. М; 2016г.
10.Тубельская Г.Н., Новикова Е.Н., Лебедева А.Э. «Жемчужины народной мудрости: пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки», М.: «Издательство АСТ», 2018 г.
11.«Экологическое воспитание в начальной школе», Н.В.Лободина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2011.
12.Атлас-определитель «От земли до неба», А.А.Плешаков, Москва, «Просвещение», 2021.
13.«Растительный мир нашей Родины», В.В.Петров, Москва, «Просвещение», 2015.
14. «Краски природы». Книга для учащихся начальных классов. Корабейников В.А. Москва, «Просвещение»,2018.
15. Красная книга Республики Мордовии.В 2 т. Т.1. Редкие виды растений, лишайников и грибов. /Сост. Т.Б.Силаева. – Саранск. Мордовское кн. изд-во,2005.
16. Красная книга Республики Мордовии. В 2 т. Т.2. Животные. /Сост.В.И. Астрадамов. – Саранск. Мордовское кн. изд-во,2005.
17.«Атлас Земли». Светлова И.Е.- М.: Изд-во «Эксмо», 2005.
18.«Полная энциклопедия животных». Цеханская А.Ф., Стрелков Д.Г. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2010.
19. «Моя самая первая энциклопедия»: Научно - поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2009.
20. «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2021.
21. Журнал «Начальная школа» , 2001 г, №7, стр. 66-71.
Для воспитанников:
1.Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба», Москва, изд-во «Просвещение», 2020.
2.Плешаков А.А «Зелёные страницы» Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2020.
3.«Полная энциклопедия животных». Цеханская А.Ф., Стрелков Д.Г. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2010.
4.«Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
5. «Я познаю мир» Детская энциклопедия. Животные. Москва. «АСТ» 2003.
6.«Я познаю мир» Детская энциклопедия. Растения. Москва. «АСТ - Люкс» 2005.
Технические средства обучения.
1. Проектор.
2. Экран.
3.Компьютер.
4. Классная доска.
Экранно-звуковые пособия.
1.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения
«Интересные факты о радуге»,
«Цветущие луга»
«Растения – путешественники»
https://www.youtube.com/watch?v=7oyyw-XBSxc
«Осенью ягоды на деревьях и кустарниках очень красивы!»
Самые красивые бабочки» https://yandex.ru/video/search?filmId=12609728731477667098&text=видеоролик%20бабочки&reqid=1504279511563131-1625736672669261394735212-man1-3541-V
«Стая птиц»
«Переливы стаи птиц»
«Синички – озорные птички»
«Кто такие кузнечики?»
«Дикие животные в лесу»
«Морозные узоры на стекле»
«Ледяные цветы»
«Зимние портреты деревьев»
«Птицы, которые прилетают к нам на кормушки»
«Чёрные птицы»
«Вороны, грачи и галки (В мире животных)»
«Птицы – гости»
«Как белка зимует»
«Как заяц зимой живёт?»
«Животные зимой в лесу»
«Весна. Ледоход»
«Половодье»
«Колокольчики»
«Цветущий сад весной»
«Мгновение весны. Ландыши»
«Весна. Пробуждение насекомых»
«Перелётные птицы и их звуки»
2.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
3. Запись пения птиц, звуков природы.
4. Собственные презентации по темам занятий: «Природа – великий художник», «Луговые самоцветы», «Бабочки и кузнечики», «Животные, которые живут около воды», «Листопадный карнавал», «Семена – путешественники», «Красные и белые ягоды», «Цветение без цветов (ива, лещина, ясень)». «Ранние цветы», «Малахитовая зелень», «Цветы на клумбах», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Опасные растения», «Лекарственные растения», «Полезные и вредные насекомые».
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
1. Термометры, для измерения температуры воздуха.
2.Лупа.
3. Компас.
4. Микроскоп.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
1. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания занятий.
2. Карты географические: России, мира, Мордовии.
Натуральные объекты.
1. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания занятий).
2. Живые объекты (комнатные растения, дикорастущие и культурные растения).
Игры и игрушки.
1. Карточки с ребусами, кроссвордами, загадками и т.п.
2. Дидактические материалы (наборы картинок: деревья, ягоды садовые, ягоды лесные, дикие животные, цветы, овощи и фрукты).
3. Настольные развивающие игры.
Оборудование класса.
1. 1. Ученические столы двуместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения печатных изданий, дидактических материалов, пособий и т.д.
4. Подставки для книг
Наименование программы | «Краски природы» |
Направление | Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся |
Форма | Внеурочная деятельность "Краски природы". |
Тип программы | Тематическая образовательная программа. |
Составители программы | Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория. |
Целевая группа | Учащиеся 8-9лет. |
Цель программы | Формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры на основе ознакомления с цветовым многообразием природы. |
Задачи программы | 1.Формировать знания учащихся об окружающем мире в соответствии с их возрастом и способностями; 2.Формировать эмоциональное и чувственное отношение к природе на основе развития умения видеть многоцветие в окружающем мире; 3.Формировать системы знаний, о разнообразии животных и растений. 4.Формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на всё прекрасное в жизни и в природе. 1. Развивать познавательные способности учащихся, вовлекая их в активную деятельность. 2. Развивать восприимчивость ребёнка к миру природы, поддерживать чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительного отношения к объектам флоры и фауны. 3. Развивать воображение и эмоциональную сферу учащихся, альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. 1.Воспитывать нравственно-эстетические чувства. 2.Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе. |
Принципы программы | • Принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей; • Принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от «простого к сложному» при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий; •Принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности; • принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы. |
Сроки реализации | 1 год. |
Режим занятий | 1занятие в неделю по 35 минут. |
Ожидаемые результаты | Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса: уважительное отношение к окружающему миру; понимание особой роли каждого и отдельного человека в сохранении окружающей среды; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих вред природе. Метапредметные результаты: 1) Базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного учителем алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; использовать знаково-символические средства для составления памяток и экознаков. 2) Базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. 3) Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних (обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; анализировать и создавать текстовую, видео -, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты Сформировано представление: о неживой и живой природе; об основных группах растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); о влиянии деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); о значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; о многообразии растений, животных, грибов, экологические связи между ними; об организмах, приносящих ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; о позитивном и негативном влиянии деятельности человека в природе; об экологически сообразных правилах поведения в природе; об активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; семье и семейным традициям; учебе, труду и творчеству; своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; природе, природным явлениям и формам жизни; художественному творчеству. Сформированы умения: устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; соблюдать общепринятые нормы поведения в природе; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; заботиться об оздоровлении окружающей природной среды; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы, выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.д. |
Формы подведения итогов реализации программы | Архивирование творческих работ учащихся, накопление материалов по типу «портфолио». |