12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Токарева Елена Николаевна707
Место работы МАОУ "Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Россия, Пермский край, Усолье

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»

СП «Школа-интернат»




Рассмотрена на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____ от _____ 20____ г.


Утверждаю:

Директор МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ»

____________________

Приказ № ______ от _______ 20____ г.






Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному развитию,

воспитанию и социализации обучающихся

«Народные промыслы»


Вариант I (1 - 4 классы)





Составила: Токарева Е.Н.



с.Пыскор

1. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность обучающихся младших классов проходит после основных уроков и прогулки. Внеклассная деятельность организуется, основываясь на

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;



- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;



- АООП 1 вариант МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ», СП «Школа – интернат»


Основные ориентиры воспитания подрастающего поколения мы находим в традициях народов нашего края. Нравственные устои будущего общества, зависят от того, сумеем ли мы сохранить наследие, каким является народное творчество и какое ещё можно наблюдать в наших деревнях Уходящие корнями в древность, традиции связывают прошлое, настоящее и будущее. Русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты - все эти народы, живущие рядом в нашем крае, имеют богатую культурную историю. И её надо сохранить.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в школе. Вместе с другими учебными дисциплинами и кружками оно помогает обучающимся понимать художественные образы, знакомит их с различными средствами выразительности. На основе эстетических знаний и начального художественного опыта обучающиеся формируют отношение к собственной художественно-творческой деятельности.

«Народные промыслы» расширяют круг интересов детей и любознательность, что благоприятно сказывается на усвоении базовых учебных действий.

Организация занятий направлена на:

Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

Воспитание нравственных и общекультурных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

Формирование интереса к народному творчеству.

Развитие эстетического вкуса.


2. Цель программы: вовлечение детей в процесс творчества; приобщение к народным традициям; расширение их представлений о культуре народов, населяющих Пермский край; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. 

Задачи программы:

        Знакомство обучающихся с промыслами народов Пермского края, историей их возникновения, современной жизнью этих промыслов;

        Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т.д.;

        Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации к творчеству и художественного вкуса; 

 

3. Участники программы:

Программа для начальных классов 2-4; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).


3. Ожидаемые результаты.

Освоение программы «Народные промыслы» предполагает достижение обучающимися комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных результатов обучающихся:

- осознание себя, как гражданина России, формирование чувства гордости за свою страну;

- проявление уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- эмоционально – ценностного отношения к декоративно-прикладному творчеству в жизни, присвоить традиционную систему общечеловеческих ценностей;

-первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности;

- навыков взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

- собственного мнения.

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать в совместной деятельности мнения других людей;

-задавать вопросы, нужные для самоорганизации и взаимодействия в группе;

-адекватно использовать речь для планирования и осуществления деятельности.

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны развиться такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.


4. Содержание программы «Художественные промыслы»

Занятия направлены на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага, картон, и т.д.), знакомство с историей декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий.

1.Вводное занятие, правила техники безопасности.

Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином, бумагой, картоном, красками, природным материалом.

Аппликация из природного материала «Зайчик под листиком»

2. Плоскостное изображение «Подарки осени».

Учимся строить композицию на листе бумаги.

Практическая часть. Создание сюжета о подарках осени, используя технику пластилинографии.

3. Аппликация из сухих листьев «Осенний день»

Закрепление знаний о колорите осени. Способы сохранения красоты растений.

4. «Букет для учителя»

Создание букета по технологии «Работа с бумажными салфетками».

Практическая часть. Выполнение «Веточка мимозы»

5 . Аппликация из бумаги «Ёжик и грибочек»

Создание выразительного образа посредством прорисовывания дополнительных деталей, использования природного материала.

Практическая часть. Соединение частей изделия клеем ПВА.

6. Коллективная работа «А в моём кузовке»

Возможности сочетания в одной работе плоскостных и объемных элементов из бумаги и подручного материала.

Практическая часть. Составление композиции на ватмане с использованием сухих листьев, картона или бересты, мха.

7. «Береза – символ России» - рисование по мокрому фону.

8. Знакомство с народными игрушками.

Виртуальное путешествие в музей народных игрушек.

Практическая часть. Лепка из пластилина сказочных героев.

9. Лепка Дымковской игрушки из солёного теста (глины).

Понятие народная игрушка.

Практическая часть. Соединение из отдельных деталей, способом придавливания деталей к основе.

10. Роспись игрушки.

Характерные элементы росписи. Стилизация.

Практическая часть. Роспись игрушки гуашевыми красками.

11.«Натюрморт из чайной посуды»

Сочетание цветов и расположение элементов на поверхности тарелочки, чашки.

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

12. Знакомство с симметрией. Аппликация «Русская матрёшка»

Понятие симметрии на примере матрешки в игрушке и в рисунке.

Практическая часть. Работа с аппликацией. Вырезание способом сложения бумаги «гармошкой».

13. Вырезание из бумаги «Узоры на окне».

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Изготовление снежинок объёмной формы, расположение на окне.

14-15. «Новый год и зайцы»

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.

16. «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги - торцевание».

История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ методом торцевания. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и торцевания.

17. Новогодние игрушки разных народов Пермского края. «Фонарик»

Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации из цветной бумаги.

18 -19. Открытка к Новому году.

Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

20-21. Коллективная работа «Зимние забавы».

Последовательность выполнение работы в составлении коллективного панно.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

22. Декоративно-прикладное искусство.

Изобразительные виды декора.

Виды орнаментов. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты.

Практическая часть. Создание ленточного орнамента.

23 - 32. Народный орнамент.

Дымковская роспись.

Городецкая роспись.

Пермская роспись.

Характерные декоративные элементы городецкой, дымковской, пермской росписей.

33. Подготовка работ к итоговой выставке.

Практическая часть. Оформление выставки

34. Итоговое занятие.



5. Литература:

1.Белякова О. В. Большая книга поделок/ О. В. Белякова. – М., 2009.
2.Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала/ Э. К. Гульянц. – М., 1991.
3.Ильин М. П. Школьный гербарий/ М. П. Ильин. – М., 1997.
4.Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры/ М. И. Нагибина. – Ярославль, 1997.
5. Аксенова М, Ананьева Е., Евсеева Т Куклы мира. /ред. группа: М. Аксенова, Е. Ананьева, Т. Евсеева. – Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 184 с: ил. – (Самые красивые и знаменитые)
6.Винник И. Мир кукол. Истории и легенды. – М.: АСТ Астрель: CORPUS, 2009. – 30с.
7. Народное искусство на уроках творческого рисования / Т.Я. Шпикалова.

8. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 2005.

9. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.

10.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

11. http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html

12. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.