Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»
СП «Школа-интернат»
Рассмотрена на заседании Педагогического совета Протокол № ____ от _____ 20____ г. | Утверждаю: Директор МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» ____________________ Приказ № ______ от _______ 20____ г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному развитию,
воспитанию и социализации обучающихся
«Народные промыслы»
Вариант I (1 - 4 классы)
Составила: Токарева Е.Н.
с.Пыскор
1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся младших классов проходит после основных уроков и прогулки. Внеклассная деятельность организуется, основываясь на
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- АООП 1 вариант МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ», СП «Школа – интернат»
Основные ориентиры воспитания подрастающего поколения мы находим в традициях народов нашего края. Нравственные устои будущего общества, зависят от того, сумеем ли мы сохранить наследие, каким является народное творчество и какое ещё можно наблюдать в наших деревнях Уходящие корнями в древность, традиции связывают прошлое, настоящее и будущее. Русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты - все эти народы, живущие рядом в нашем крае, имеют богатую культурную историю. И её надо сохранить.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в школе. Вместе с другими учебными дисциплинами и кружками оно помогает обучающимся понимать художественные образы, знакомит их с различными средствами выразительности. На основе эстетических знаний и начального художественного опыта обучающиеся формируют отношение к собственной художественно-творческой деятельности.
«Народные промыслы» расширяют круг интересов детей и любознательность, что благоприятно сказывается на усвоении базовых учебных действий.
Организация занятий направлена на:
Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
Воспитание нравственных и общекультурных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
Формирование интереса к народному творчеству.
Развитие эстетического вкуса.
2. Цель программы: вовлечение детей в процесс творчества; приобщение к народным традициям; расширение их представлений о культуре народов, населяющих Пермский край; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
Знакомство обучающихся с промыслами народов Пермского края, историей их возникновения, современной жизнью этих промыслов;
Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т.д.;
Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации к творчеству и художественного вкуса;
3. Участники программы:
Программа для начальных классов 2-4; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
3. Ожидаемые результаты.
Освоение программы «Народные промыслы» предполагает достижение обучающимися комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных результатов обучающихся:
- осознание себя, как гражданина России, формирование чувства гордости за свою страну;
- проявление уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- эмоционально – ценностного отношения к декоративно-прикладному творчеству в жизни, присвоить традиционную систему общечеловеческих ценностей;
-первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности;
- навыков взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- собственного мнения.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать в совместной деятельности мнения других людей;
-задавать вопросы, нужные для самоорганизации и взаимодействия в группе;
-адекватно использовать речь для планирования и осуществления деятельности.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны развиться такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
4. Содержание программы «Художественные промыслы»
Занятия направлены на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага, картон, и т.д.), знакомство с историей декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий.
1.Вводное занятие, правила техники безопасности.
Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином, бумагой, картоном, красками, природным материалом.
Аппликация из природного материала «Зайчик под листиком»
2. Плоскостное изображение «Подарки осени».
Учимся строить композицию на листе бумаги.
Практическая часть. Создание сюжета о подарках осени, используя технику пластилинографии.
3. Аппликация из сухих листьев «Осенний день»
Закрепление знаний о колорите осени. Способы сохранения красоты растений.
4. «Букет для учителя»
Создание букета по технологии «Работа с бумажными салфетками».
Практическая часть. Выполнение «Веточка мимозы»
5 . Аппликация из бумаги «Ёжик и грибочек»
Создание выразительного образа посредством прорисовывания дополнительных деталей, использования природного материала.
Практическая часть. Соединение частей изделия клеем ПВА.
6. Коллективная работа «А в моём кузовке»
Возможности сочетания в одной работе плоскостных и объемных элементов из бумаги и подручного материала.
Практическая часть. Составление композиции на ватмане с использованием сухих листьев, картона или бересты, мха.
7. «Береза – символ России» - рисование по мокрому фону.
8. Знакомство с народными игрушками.
Виртуальное путешествие в музей народных игрушек.
Практическая часть. Лепка из пластилина сказочных героев.
9. Лепка Дымковской игрушки из солёного теста (глины).
Понятие народная игрушка.
Практическая часть. Соединение из отдельных деталей, способом придавливания деталей к основе.
10. Роспись игрушки.
Характерные элементы росписи. Стилизация.
Практическая часть. Роспись игрушки гуашевыми красками.
11.«Натюрморт из чайной посуды»
Сочетание цветов и расположение элементов на поверхности тарелочки, чашки.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.
12. Знакомство с симметрией. Аппликация «Русская матрёшка»
Понятие симметрии на примере матрешки в игрушке и в рисунке.
Практическая часть. Работа с аппликацией. Вырезание способом сложения бумаги «гармошкой».
13. Вырезание из бумаги «Узоры на окне».
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Изготовление снежинок объёмной формы, расположение на окне.
14-15. «Новый год и зайцы»
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.
16. «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги - торцевание».
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ методом торцевания. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и торцевания.
17. Новогодние игрушки разных народов Пермского края. «Фонарик»
Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации из цветной бумаги.
18 -19. Открытка к Новому году.
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
20-21. Коллективная работа «Зимние забавы».
Последовательность выполнение работы в составлении коллективного панно.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.
22. Декоративно-прикладное искусство.
Изобразительные виды декора.
Виды орнаментов. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты.
Практическая часть. Создание ленточного орнамента.
23 - 32. Народный орнамент.
Дымковская роспись.
Городецкая роспись.
Пермская роспись.
Характерные декоративные элементы городецкой, дымковской, пермской росписей.
33. Подготовка работ к итоговой выставке.
Практическая часть. Оформление выставки
34. Итоговое занятие.
5. Литература:
1.Белякова О. В. Большая книга поделок/ О. В. Белякова. – М., 2009.
2.Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала/ Э. К. Гульянц. – М., 1991.
3.Ильин М. П. Школьный гербарий/ М. П. Ильин. – М., 1997.
4.Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры/ М. И. Нагибина. – Ярославль, 1997.
5. Аксенова М, Ананьева Е., Евсеева Т Куклы мира. /ред. группа: М. Аксенова, Е. Ананьева, Т. Евсеева. – Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 184 с: ил. – (Самые красивые и знаменитые)
6.Винник И. Мир кукол. Истории и легенды. – М.: АСТ Астрель: CORPUS, 2009. – 30с.
7. Народное искусство на уроках творческого рисования / Т.Я. Шпикалова.
8. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 2005.
9. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
10.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
11. http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html
12. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).