Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире прекрасного»
Программа внеурочной деятельности
общекультурного направления «В мире прекрасного»,
для 4 класса
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть деятельности образования школьников. Это проявляемая вне уроков активность, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя в окружающей действительности, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, создание условий для развития интереса к различным видам искусства, истории, искусства, творчества через развитие индивидуальных способностей детей и знакомство с культурными традициями г. Кемерово.
Задачи программы:
Создать условия для:
Расширения кругозора учащихся;
Развития познавательного интереса, воображения, памяти, мышления, речи;
Развития активности и самостоятельности;
Формирования представлений об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;
Формирования доброжелательного отношения к товарищам, коммуникативных компетенций.
Общая характеристика курса
Актуальность курса обусловлена насущной социально –педагогической потребностью, обновления содержания образования, развитие воспитательных функций школы в новых социокультурных условиях. Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности, благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира, именно в это период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, посредством включения ребенком в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественная –практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке.
Специфика курса состоит в том, что данная программа составлена как непредметный курс и разработана в рамках плана воспитательной деятельности образовательного учреждения, традиций школы и сотрудничества с учреждениями культуры Приморского края.
При проведении занятий ведущими формами деятельности являются: экскурсии, праздничные мероприятия, посещение театров, музеев, самостоятельная творческая деятельность обучающихся.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, истории и дальнейшее накопление этого опыта.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Возраст детей, участвующих в реализации данной воспитательной программы от 7 до 10 лет (начальное общее образование).
Сроки реализации воспитательной программы – 1 год.
Форма и режим занятий: программа рассчитана на 60ч
3-й год обучения (всего 60часов).
Итого: 60 часов
Периодичность занятий – 1, 2 раза в неделю плюс аникулы.
Исходя из специфики программы количество часов отводимых на каждый из разделов программы может варьироваться, с учетом фактически затраченного времени на мероприятие.
Расписание проведений занятий свободное, связано с планами работы учреждений культуры Приморского края, школьным планом воспитательной работы и планами воспитательной работы классных руководителей.
Связь содержания программы с учебными предметами
Данная программа осуществляет взаимосвязь между различными образовательными областями: литературное чтение, окружающий мир, искусство (музыка, ИЗО), технология.
В структуре программы выделяется 3 раздела:
«Школьный мир творчества»
Данный раздел посвящен творческой, практической деятельности обучающихся (поделки, рисунки, участие в конкурсе чтецов, подготовка творческих номеров).
«Очаровательный мир Приморья»
Посещение театров, зоопарков, выставок и познавательных мест Приморского края.
«Увлекательный мир библиотеки»
Посещение библиотек п. Раздольное, расширение читательского кругозора, вовлечение детей в читатели.
Ценностные ориентиры содержания курса
Развитие творческих способностей детей через творческую деятельность;
Формирование театральной культуры. Представление об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;
Формирование гражданского отношения к малой родине, родной школе, формирование способности размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать способности наблюдения, впечатления;
Формирование читательской культуры, расширение кругозора и познавательной деятельности;
Формирование музыкальной культуры, расширение кругозора учащихся в области музыки и искусства.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «В мире прекрасного» является сформированность следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Рассказать об увиденном в (театре, музее, филармонии, библиотеках);
Разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
Проявлять тактично чувства (восторг, радость и т.д.), самостоятельно читать книги, участвовать в концертах;
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «В мире прекрасного» - является сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на творческих занятиях, экскурсиях с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на творческих занятиях.
Высказывать своё предположение (версию) после просмотра спектакля, посещения экскурсий, музеев, выставок и пр.., учиться работать на творческих занятиях по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкусобственной деятельности на творческих занятиях, проявлять интерес к различным видам искусства своего Отечества, края.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную после посещения театров, экскурсий, библиотек.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Средством формирования этих действий служит познавательный материал, ориентированный на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки, филармонию.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки степени достижения планируемых результатов предполагается использовать следующие показатели:
Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий, соблюдение правил техники безопасности);
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
Формы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
тестирование;
анкетирование;
демонстрации и выставки творческих работ.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»
«Школьный мир творчества»
Цель: развитие творческих способностей детей через творческую
деятельность.
Тематические конкурсы рисунков,
Тематические конкурсно –игровые программы
Конкурсы прикладного творчества
Тематические конкурсы юных поэтов и чтецов
«Очаровательный мир Приморья»
Цель: формирование общей культуры. Представление об
эстетических и нравственных идеалах и ценностях.
Выезд в арт-парк «Штыковские пруды» Приморского края.
Посещение Примрского сафари-парка в Шкотовском районе.
Экскурсия во Владивостокский музей Арсеньева
Экскурсия в музей «Ворошиловские батареи» на о. Русский
Выезд в историко-технический музей автомотостарины г. Владивостока.
Посещение усадьбы Вавилова и кондитерского дома «Вишневый сад» г. Владивостока.
«Удивительный мир библиотеки»
Цель: формирование читательской культуры, расширение кругозора и познавательной деятельности.
Посещение библиотек:
Школьная библиотека
Уроки информационной грамотности
Конкурсно –игровые программы на литературные темы
Классный час «Мой читательский формуляр»
№ | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | Виды деятельности | Дата | |
Теория | Практика | | ||||
«Школьный мир творчества», 14 ч | | |||||
1 | Конкурс рисунков «Мой учитель» | 1 | | 1 | Тематическое рисование | |
2 | Конкурс творческих работ «Моя любимая школа» (рисунки) | 1 | | 1 | Тематическое рисование | |
3 | Конкурс стихов, рисунков «До свидания, осень» | 1 | | 1 | Тематическое рисование, исполнение тематических произведений | |
4 | Конкурс творческих работ ко дню матери «Моя мамочка» (рисунки, стихи) | 1 | | 1 | Тематическое рисование, исполнение тематических произведений | |
5 | «Проделки Деда Мороза» конкурсно – игровая программа | 1 | | 1 | Участие в игровой программе | |
6 | Конкурс «Волшебная снежинка» | 1 | | | Изготовление поделок | |
7 | Конкурс творческих работ «Зимушка –зима» (рисунки, стихи) | 1 | | 1 | Тематическое рисование, исполнение тематических произведений | |
8 | Конкурс рисунков и плакатов «Защитники Отечества» | 1 | | 1 | Тематическое рисование | |
9 | Конкурс стихов «Наша армия родная» | 1 | | 1 | Исполнение тематических произведений | |
10 | Конкурс творческих работ к 8 марта (рисунки, поделки) | 1 | | 1 | Тематическое рисование, аппликация | |
11 | Конкурс рисунков «Нас ждут космические дали» | 1 | | 1 | Тематическое рисование | |
12 | Конкурс рисунков, поделок на противопожарную тему | 1 | | 1 | Тематическое рисование, поделки (работа с бумагой) | |
13-14 | Конкурс рисунков «Безопасная дорога» | 1 | | 2 | Тематическое рисование | |
«Очаровательный мир Приморья», 32 ч | ||||||
15 | Выезд в арт-парк «Штыковские пруды» Приморского края. Посещение Примрского сафари-парка в Шкотовском районе. | 8 | | 8 | экскурсия | |
16 | Экскурсия во Владивостокский музей Арсеньева | 8 | | 8 | экскурсия | |
17 | Экскурсия в музей «Ворошиловские батареи» на о. Русский | 8 | | 8 | экскурсия | |
18 | Выезд в историко-технический музей автомотостарины г. Владивостока. Посещение усадьбы Вавилова и кондитерского дома «Вишневый сад» г. Владивостока. | 8 | | 8 | экскурсия | |
«Увлекательный мир библиотеки», 14 ч | | |||||
19 | Посещение школьной библиотеки | 4 | 2 | 2 | Посещение библиотеки | |
20 | Посещение библиотеки в ДЦ«Юность» п. Раздольное | 5 | 2 | 3 | Посещение библиотеки | |
21 | Посещение библиотеки в ДЦ «Ровесник» п. Раздольное | 5 | 2 | 3 | Посещение библиотеки | |
| Итого: | 60 ч | 6 ч | 54 ч | | |
Описание учебно –методического и материально-техническое обеспечения курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»
Учебно-иллюстративный материал:
презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
аудиоматериалы по темам;
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
наглядные пособия (таблицы, картинки).
Авторские методики/разработки:
разработка тем программы;
описание отдельных занятий;
сценарии театральных постановок.
Методические материалы:
литературы для учителя
Аленский, В.Л. Азбука театра. [Текст]: /Сост. В.Л. Аленский. – Ленинград: Изд-во «Восход»,1990. -102 с.
Воспитание на региональном материале. [Текст]: Сборник материалов под редакцией О.Г. Красношлыковой. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. – 113 с.
Корчинова, О.В. Детский этикет. [Текст]: /Сост. О.В. Корчинова -Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2002. -89 с.
Кудрина, Т.А. Музей и школа. [Текст]: /Сост. Т.А. Кудрина. - Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1995. - 201 с.
Солодова, Г.Г., Губанова, М.И. Развитие и воспитание личности в общении. [Текст]: - Учебное пособие. / Г.Г. Солодова, М.И. Губанова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. 216 с.
Силуянова, С.В. От интереса к чтению –духовно-нравственному здоровью учащихся. [Текст]: /Сост. С.В. Силуянова. - М.: Изд-во «Школьная библиотека». 2008. - 83 с.
Тангиева Хулимат Хусеновна
Козка Оксана Юрьевна