Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире прекрасного»

1
2
Материал опубликован 3 November 2020 в группе

Программа внеурочной деятельности

общекультурного направления «В мире прекрасного»,

для 4 класса



Пояснительная записка



Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть деятельности образования школьников. Это проявляемая вне уроков активность, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя в окружающей действительности, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, создание условий для развития интереса к различным видам искусства, истории, искусства, творчества через развитие индивидуальных способностей детей и знакомство с культурными традициями г. Кемерово.

Задачи программы:

Создать условия для:

Расширения кругозора учащихся;

Развития познавательного интереса, воображения, памяти, мышления, речи;

Развития активности и самостоятельности;

Формирования представлений об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;

Формирования доброжелательного отношения к товарищам, коммуникативных компетенций.



Общая характеристика курса



Актуальность курса обусловлена насущной социально –педагогической потребностью, обновления содержания образования, развитие воспитательных функций школы в новых социокультурных условиях. Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности, благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира, именно в это период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, посредством включения ребенком в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественная –практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке.

Специфика курса состоит в том, что данная программа составлена как непредметный курс и разработана в рамках плана воспитательной деятельности образовательного учреждения, традиций школы и сотрудничества с учреждениями культуры Приморского края.

При проведении занятий ведущими формами деятельности являются: экскурсии, праздничные мероприятия, посещение театров, музеев, самостоятельная творческая деятельность обучающихся.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, истории и дальнейшее накопление этого опыта.

Место курса в плане внеурочной деятельности

Возраст детей, участвующих в реализации данной воспитательной программы от 7 до 10 лет (начальное общее образование).

Сроки реализации воспитательной программы – 1 год.

Форма и режим занятий: программа рассчитана на 60ч

3-й год обучения (всего 60часов).

Итого: 60 часов

Периодичность занятий – 1, 2 раза в неделю плюс аникулы.

Исходя из специфики программы количество часов отводимых на каждый из разделов программы может варьироваться, с учетом фактически затраченного времени на мероприятие.

Расписание проведений занятий свободное, связано с планами работы учреждений культуры Приморского края, школьным планом воспитательной работы и планами воспитательной работы классных руководителей.

Связь содержания программы с учебными предметами

Данная программа осуществляет взаимосвязь между различными образовательными областями: литературное чтение, окружающий мир, искусство (музыка, ИЗО), технология.

В структуре программы выделяется 3 раздела:

«Школьный мир творчества»

Данный раздел посвящен творческой, практической деятельности обучающихся (поделки, рисунки, участие в конкурсе чтецов, подготовка творческих номеров).

«Очаровательный мир Приморья»

Посещение театров, зоопарков, выставок и познавательных мест Приморского края.

«Увлекательный мир библиотеки»

Посещение библиотек п. Раздольное, расширение читательского кругозора, вовлечение детей в читатели.

Ценностные ориентиры содержания курса

Развитие творческих способностей детей через творческую деятельность;

Формирование театральной культуры. Представление об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;

Формирование гражданского отношения к малой родине, родной школе, формирование способности размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать способности наблюдения, впечатления;

Формирование читательской культуры, расширение кругозора и познавательной деятельности;

Формирование музыкальной культуры, расширение кругозора учащихся в области музыки и искусства.



Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»



Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «В мире прекрасного» является сформированность следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Рассказать об увиденном в (театре, музее, филармонии, библиотеках);

Разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

Проявлять тактично чувства (восторг, радость и т.д.), самостоятельно читать книги, участвовать в концертах;

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «В мире прекрасного» - является сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на творческих занятиях, экскурсиях с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на творческих занятиях.

Высказывать своё предположение (версию) после просмотра спектакля, посещения экскурсий, музеев, выставок и пр.., учиться работать на творческих занятиях по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкусобственной деятельности на творческих занятиях, проявлять интерес к различным видам искусства своего Отечества, края.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную после посещения театров, экскурсий, библиотек.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Средством формирования этих действий служит познавательный материал, ориентированный на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки, филармонию.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.



Контроль и оценка планируемых результатов

Для оценки степени достижения планируемых результатов предполагается использовать следующие показатели:

Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий, соблюдение правил техники безопасности);

Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

Формы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

тестирование;

анкетирование;

демонстрации и выставки творческих работ.  

     Контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы  ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.  



Содержание курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»



«Школьный мир творчества»

Цель: развитие творческих способностей детей через творческую

деятельность.

Тематические конкурсы рисунков,

Тематические конкурсно –игровые программы

Конкурсы прикладного творчества

Тематические конкурсы юных поэтов и чтецов



«Очаровательный мир Приморья»

Цель: формирование общей культуры. Представление об

эстетических и нравственных идеалах и ценностях.

Выезд в арт-парк «Штыковские пруды» Приморского края.

Посещение Примрского сафари-парка в Шкотовском районе.

Экскурсия во Владивостокский музей Арсеньева

Экскурсия в музей «Ворошиловские батареи» на о. Русский

Выезд в историко-технический музей автомотостарины г. Владивостока.

Посещение усадьбы Вавилова и кондитерского дома «Вишневый сад» г. Владивостока.



«Удивительный мир библиотеки»

Цель: формирование читательской культуры, расширение кругозора и познавательной деятельности.

Посещение библиотек:

Школьная библиотека

Уроки информационной грамотности

Конкурсно –игровые программы на литературные темы

Классный час «Мой читательский формуляр»






4 класс

Темы

Общее

кол-во часов

В том числе

Виды

деятельности

Дата

Теория

Практика



«Школьный мир творчества», 14 ч


1

Конкурс рисунков «Мой учитель»

1


1

Тематическое рисование


2

Конкурс творческих работ «Моя любимая школа» (рисунки)

1


1

Тематическое рисование


3

Конкурс стихов, рисунков «До свидания, осень»

1


1

Тематическое рисование, исполнение тематических произведений


4

Конкурс творческих работ ко дню матери «Моя мамочка» (рисунки, стихи)

1


1

Тематическое рисование, исполнение тематических произведений


5

«Проделки Деда Мороза» конкурсно – игровая программа

1


1

Участие в игровой программе


6

Конкурс «Волшебная снежинка»

1



Изготовление поделок


7

Конкурс творческих работ «Зимушка –зима» (рисунки, стихи)

1


1

Тематическое рисование, исполнение тематических произведений


8

Конкурс рисунков и плакатов «Защитники Отечества»

1


1

Тематическое рисование


9

Конкурс стихов «Наша армия родная»

1


1

Исполнение тематических произведений


10

Конкурс творческих работ к 8 марта (рисунки, поделки)

1


1

Тематическое рисование, аппликация


11

Конкурс рисунков

«Нас ждут космические дали»

1


1

Тематическое рисование


12

Конкурс рисунков, поделок на противопожарную тему

1


1

Тематическое рисование, поделки (работа с бумагой)


13-14

Конкурс рисунков «Безопасная дорога»

1


2

Тематическое рисование


«Очаровательный мир Приморья», 32 ч



15

Выезд в арт-парк «Штыковские пруды» Приморского края.

Посещение Примрского сафари-парка в Шкотовском районе.


8


8

экскурсия


16

Экскурсия во Владивостокский музей Арсеньева


8


8

экскурсия


17

Экскурсия в музей «Ворошиловские батареи» на о. Русский


8


8

экскурсия


18

Выезд в историко-технический музей автомотостарины г. Владивостока.

Посещение усадьбы Вавилова и кондитерского дома «Вишневый сад» г. Владивостока.


8


8

экскурсия


«Увлекательный мир библиотеки», 14 ч


19

Посещение школьной библиотеки

4

2

2

Посещение библиотеки


20

Посещение библиотеки в ДЦ«Юность» п. Раздольное

5

2

3

Посещение библиотеки


21

Посещение библиотеки в ДЦ «Ровесник» п. Раздольное

5

2

3

Посещение библиотеки



Итого:


60 ч

6 ч

54 ч






Описание учебно –методического и материально-техническое обеспечения курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»

Учебно-иллюстративный материал:

презентации по темам;

видеоматериалы по темам;

аудиоматериалы по темам;

иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;

наглядные пособия (таблицы, картинки).

Авторские методики/разработки:

разработка тем программы;

описание отдельных занятий;

сценарии театральных постановок.

Методические материалы:

литературы для учителя

Аленский, В.Л. Азбука театра.­ [Текст]: /Сост. В.Л. Аленский. – Ленинград: Изд-во «Восход»,1990. -102 с.

Воспитание на региональном материале. [Текст]: Сборник материалов под редакцией О.Г. Красношлыковой. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. – 113 с.

Корчинова, О.В. Детский этикет. [Текст]: /Сост. О.В. Корчинова -Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2002. -89 с.

Кудрина, Т.А. Музей и школа. [Текст]: /Сост. Т.А. Кудрина. - Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1995. - 201 с.

Солодова, Г.Г., Губанова, М.И. Развитие и воспитание личности в общении. [Текст]: - Учебное пособие. / Г.Г. Солодова, М.И. Губанова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. 216 с.

Силуянова, С.В. От интереса к чтению –духовно-нравственному здоровью учащихся. [Текст]: /Сост. С.В. Силуянова. - М.: Изд-во «Школьная библиотека». 2008. - 83 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо огромное,Оксана Юрьевна, за ресурс! Беру в копилку.

3 November 2020

И вам спасибо

4 November 2020

Похожие публикации