«Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 4 класса»
Образовательная программа по теме:
«Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 4 класса»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 4 класса направлена на углубленное изучение языка и развитие коммуникативных навыков учащихся в условиях внеучебной деятельности. Введение такой программы обусловлено необходимостью формирования у учащихся более высокого уровня владения английским языком в неформальной обстановке, что способствует улучшению их языковой компетенции и мотивации к изучению иностранного языка. Программа предоставляет возможность закрепить и расширить знания, полученные на уроках, через проектную деятельность, игры, творческие задания, которые помогают сделать процесс изучения языка более увлекательным и доступным для детей.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для учащихся 4 класса. Основной акцент сделан на развитие у детей навыков аудирования, говорения, чтения и письма, а также на приобщение их к культуре стран изучаемого языка. Программа предполагает использование различных методов и приемов, таких как игровые формы работы, драматизация, диалоги, песни, конкурсы и квесты. Особое внимание уделяется формированию умения работать в команде и развитии критического мышления.
Программа рассчитана на 34 часа в учебном году, по 1 часу в неделю. Занятия проводятся в малых группах, что позволяет каждому ученику получать индивидуальное внимание и поддержку. Результаты занятий оцениваются не по традиционным оценочным шкалам, а через участие в коллективных и индивидуальных проектах, презентациях, а также в форме самооценки.
Цели программы
Развитие и углубление знаний по английскому языку, формирование интереса к изучению языка.
Повышение уровня коммуникативных навыков учащихся.
Обогащение словарного запаса и развитие навыков использования языка в различных ситуациях.
Приобщение к культуре англоязычных стран через внеурочные формы работы.
Задачи программы
Формировать у учащихся устойчивый интерес к изучению английского языка.
Развивать навыки устной и письменной речи через творческую и проектную деятельность.
Содействовать формированию межкультурной компетенции учащихся.
Развивать навыки работы в команде, творческое мышление и воображение.
Обучать основам самостоятельного поиска информации на английском языке и ее использования в учебных целях.
Стимулировать использование английского языка в реальных жизненных ситуациях и игровых сценариях.
Характеристика участников программы
Участники программы – это учащиеся 4 класса общеобразовательной школы в возрасте 9-10 лет, которые изучают английский язык как обязательный предмет в школьной программе. Дети имеют разный уровень владения английским языком: от базового (начального) до промежуточного, и каждый из них нуждается в поддержке для развития уверенности в использовании языка. В основном, это ученики с интересом к иностранному языку, стремящиеся расширить свои знания за пределами школьной программы. Многие из участников проявляют склонность к творческим видам деятельности, любят разгадывать загадки, играть в командные игры, участвовать в театрализованных постановках. Среди участников программы есть дети с разным уровнем мотивации, однако игровой подход и активные методы работы позволяют вовлечь всех участников в процесс изучения и сделать его максимально интересным. Некоторые ученики нуждаются в дополнительных языковых заданиях для повышения успеваемости по основному курсу, а у других есть ярко выраженные коммуникативные способности, которые требуют развития и углубления. Все участники программы должны учиться работать как индивидуально, так и в группах, а также развивать способность критически оценивать свою работу и работу сверстников.
Этапы реализации программы
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 4 класса реализуется поэтапно, что позволяет систематически достигать поставленных целей и задач. Основные этапы реализации включают:
Подготовительный этап (1 неделя): На этом этапе происходит знакомство с участниками программы, проведение диагностического тестирования для определения исходного уровня знаний учащихся. Учитель оценивает языковую подготовку детей, их интересы и предпочтения, что позволяет адаптировать программу под потребности группы. Также обсуждаются правила работы на занятиях, ставятся цели, разъясняется формат выполнения заданий и проектов.
Основной этап (32 недели): Этот этап включает непосредственное проведение занятий. Он охватывает все основные аспекты программы — развитие навыков аудирования, говорения, чтения и письма через игровые формы, проектные задания, коллективные и индивидуальные творческие работы. Учащиеся постепенно погружаются в англоязычную среду, развивают коммуникативные способности через участие в ролевых играх, диалогах, конкурсах и викторинах. Программа также предусматривает культурное обогащение детей, знакомство с традициями, праздниками и обычаями англоязычных стран. Занятия чередуются с практическими заданиями для закрепления изученного материала.
Заключительный этап (1 неделя): На заключительном этапе учащиеся подводят итоги работы. Проводится анализ достигнутых результатов, финальное тестирование, которое позволяет оценить прогресс участников. Также проходит итоговое занятие, на котором дети презентуют свои проекты, выполняют творческие задания (например, театрализованные выступления или мини-концерты), что позволяет продемонстрировать приобретенные навыки. Оценивается развитие коммуникативных умений, а также сформированность интереса к изучению языка. В конце дети могут дать самооценку своей работы в рамках программы.
Сроки действия программы
Программа внеурочной деятельности рассчитана на один учебный год (34 недели). Занятия проводятся по 1 часу в неделю, что в сумме составляет 34 часа. Такая продолжительность программы позволяет систематически развивать языковые навыки, не перегружая учащихся дополнительными нагрузками. Программа может быть продлена или изменена в зависимости от итоговых результатов и потребностей учащихся.
Содержание программы
Содержание программы ориентировано на развитие всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) и включает несколько тематических блоков, которые адаптированы под уровень знаний учащихся и их интересы:
Блок 1. Знакомство с миром английского языка (4 недели)
Введение в программу, цели и задачи.
Повторение основных тем школьного курса: «My Family and Friends», «School Life», «Hobbies».
Закрепление базового словарного запаса.
Игры на развитие внимания и памяти, активизация разговорной речи.
Блок 2. Развитие навыков общения и аудирования (8 недель)
Диалоги на повседневные темы: покупки, время, погода, животные.
Прослушивание и обсуждение аудиоматериалов, диалогов, сказок.
Развитие навыков восприятия речи на слух через игры, песни и упражнения.
Постановка простых диалогов и сценок.
Блок 3. Чтение и работа с текстом (6 недель)
Чтение адаптированных текстов (сказки, рассказы).
Разбор ключевых лексических единиц.
Развитие навыков понимания прочитанного текста, обсуждение и пересказ.
Работа с квестами и заданиями на основе прочитанного материала.
Блок 4. Культура и традиции англоязычных стран (6 недель)
Знакомство с культурой Великобритании и США.
Праздники: Halloween, Christmas, Easter.
Проектная работа: подготовка и проведение мероприятий на тему англоязычных традиций.
Игры, презентации, викторины, творческие задания.
Блок 5. Творческие задания и проектная деятельность (5 недель)
Театральные постановки на английском языке.
Коллективные проекты (например, создание настенных газет, видеороликов).
Разработка мини-проектов о любимых темах (например, «My Dream Vacation», «My Pet»).
Презентация проектов перед группой.
Блок 6. Итоговая работа и оценка результатов (3 недели)
Итоговое тестирование (аудирование, говорение, чтение).
Подготовка и проведение итогового занятия с презентацией проектов.
Обсуждение успехов и затруднений, самооценка участников.
Ожидаемые результаты
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 4 класса направлена на развитие у детей коммуникативных навыков и расширение их знаний о языке и культуре англоязычных стран. Ожидается, что по окончании программы учащиеся смогут:
Развить устную речь и навыки общения: Дети научатся использовать базовые разговорные фразы на английском языке в различных ситуациях, таких как приветствие, просьбы, покупки, описание повседневной жизни. Они смогут участвовать в диалогах, ролевых играх и обсуждениях на английском языке, используя более широкий словарный запас.
Улучшить восприятие на слух (аудирование): Ученики смогут лучше воспринимать речь на слух, понимать простые диалоги, рассказы и аудиоматериалы. В результате работы с различными аудиозаписями и диалогами они научатся различать основные слова и фразы в потоке речи, что облегчит им восприятие реальных разговорных ситуаций.
Расширить словарный запас и грамматические знания: Ожидается, что учащиеся увеличат свой словарный запас, освоят новые слова и фразы, необходимые для общения. Они также смогут применять основные грамматические конструкции, такие как времена глаголов, артикли, местоимения и предлоги, в устной и письменной речи.
Улучшить навыки чтения и письма: Дети научатся читать и понимать простые адаптированные тексты на английском языке (рассказы, сказки, короткие статьи). Они смогут пересказывать содержание текста, отвечать на вопросы по прочитанному и создавать собственные небольшие письменные работы, такие как письма, короткие рассказы и диалоги.
Приобрести межкультурные знания: Учащиеся познакомятся с культурой и традициями англоязычных стран. Они узнают об основных праздниках (Christmas, Halloween, Easter), традиционных блюдах, популярных играх и песнях, что расширит их представление о культуре стран, где английский язык является основным.
Развить навыки проектной деятельности и работы в команде: Дети будут участвовать в коллективных и индивидуальных проектах, развивая навыки работы в команде, умение планировать и реализовывать творческие задачи. Они смогут представлять результаты своей работы в виде презентаций, сценок, театрализованных постановок и других творческих форматов.
Таким образом, по окончании программы ученики станут более уверенными в использовании английского языка, что положительно скажется на их общей мотивации и результатах в школьном обучении.
Критерии оценки результатов
Оценка достижений учащихся по программе внеурочной деятельности проводится на основе их участия в различных заданиях и проектах, а также с учетом их личного прогресса в овладении английским языком. Основными критериями оценки являются:
Активность и участие на занятиях: Учащиеся регулярно участвуют в игровых упражнениях, диалогах, групповых обсуждениях. Активность ребенка, его стремление применять полученные знания и фразы в устной речи учитываются как важный критерий успеха. Оценивается не только правильность, но и готовность взаимодействовать на языке.
Качество выполнения проектных заданий: Учащиеся принимают участие в коллективных и индивидуальных проектах (например, создание постеров, презентаций, театральных постановок). Критериями являются креативность, оригинальность идей, соответствие поставленным задачам и участие в работе группы. Также оценивается соблюдение сроков и способность детей доводить начатую работу до конца.
Прогресс в развитии языковых навыков: Оцениваются изменения в уровне владения английским языком: улучшение произношения, расширение словарного запаса, успешное применение изученных грамматических конструкций в устной и письменной речи. Текущий прогресс фиксируется через наблюдения на занятиях и регулярные проверочные задания.
Умение работать в команде: Оценивается способность учащихся взаимодействовать с одноклассниками при выполнении коллективных заданий, обсуждениях и проектах. Важно не только индивидуальное выполнение задач, но и готовность помогать другим участникам группы, учитывать мнения сверстников и совместно достигать цели.
Самостоятельность и ответственность: Важным критерием является способность учащихся самостоятельно выполнять задания, планировать свою работу, проявлять ответственность за результаты. Оценивается также готовность ребенка брать на себя инициативу, предлагать идеи и решения.
Творческий подход: При выполнении творческих заданий (рисунков, презентаций, сценок) оцениваются оригинальность идей, эстетика оформления, а также способность использовать английский язык в нестандартных ситуациях.
Оценка достижений учащихся по итогам программы проводится в форме анализа выполненных проектов и презентаций, итогового тестирования (письменного и устного), а также через самооценку самих учащихся, что стимулирует их к более осознанному подходу к процессу обучения.
Список литературы
Вербицкая, М.В. «Spotlight. Английский язык для начальной школы». Учебник для 4 класса. — М.: Просвещение, 2018.
Биболетова, М.З., Денисенко, О.А., Трубанева, Н.Н. «Enjoy English». Учебник по английскому языку для 4 класса. — М.: Титул, 2017.
Афанасьева, О.В., Михеева, И.В. «Английский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений». — М.: Дрофа, 2020.
Мурфи, Рэймонд. «English Grammar in Use». — Cambridge: Cambridge University Press, 2019.
Аракин, В.Д. «Практический курс английского языка для школ и лицеев». — М.: ВЛАДОС, 2015.
Камянова, Т.Г. «Игры и упражнения для обучения английскому языку в начальной школе». — М.: Айрис-Пресс, 2018.