Программа внеурочной деятельности по биологии (6 класс)
|
Часть основной образовательной программы основного общего образования
Рабочая программа
внеурочной деятельности
на уровень основного общего образования
кружок «Экзотические комнатные растения»
направление общекультурное
2019 – 2024 г. г.
Составитель:
Клюшова Е.Н..,
учитель биологии
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Экзотические комнатные растения» для 5-9 классов является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №56 г. Новосибирска. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г), с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 56.
В процессе обучения реализуются следующие цели:
освоение технологических знаний и умений по выращиванию и уходу за цветочными культурами, наиболее широко используемых в комнатном и декоративном цветоводстве;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей;
овладение трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
Задачи:
Обучить технологическому подходу к работе: формулировать конкретную цель работы; разбивать деятельность на этапы, операции; выполнять работу поэтапно; анализировать полученные результаты; обсуждать результаты работы с товарищами; делать выводы.
Расширить представление о многообразии видов комнатных, декоративных растений.
Правильно выполнять агротехнологические операции: сеять семена, проводить вегетативное размножение цветочных культур, поливать, подкармливать, формировать внешний вид цветочного растения.
Использовать знания, полученные на уроках биологии.
Проводить фенологические наблюдения, оформлять дневник наблюдений.
Научить школьников применять полученные знания в практической деятельности, использовать их в новых ситуациях.
Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность; уважительное отношения к природе, людям и результатам их труда.
Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Согласно учебному плану образовательной организации программа предусматривает изучение курса на уровне основного общего образования в объеме: 35ч, 1 час в неделю в 5,6 ,7 классах, в 8 классах– 36ч,1 час в неделю, в 9 классах – 34 ч., 1 час в неделю. Всего на изучение учебного курса внеурочной деятельности «Экзотические комнатные растения» на уровне основного общего образования отводится 175 часов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, понимание значения нравственности. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;
- приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
- в соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
- планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Предметные результаты
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться |
выбирать почву для посадки растений, создавать условия для выращивания растений, применять виды посадок и их планирование, создавать цветовую гамму цветников; работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию; формулировать задачи исследования и гипотезы; извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде; формулировать тему работы, ее цели, ставить задачи исследования; качественно и количественно описывать и представлять результаты исследований; оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ. | соблюдать правила работы с инструментами необходимыми для выращивания растений использовать приемы выращивания и размножения растений выделять эстетические достоинства объектов живой природы; осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую. |
Содержание курса внеурочной деятельности «Экзотические комнатные растения»:
Введение 1ч
Экскурсия в сад им. Дубинина
Уход за растениями 9 ч
Экскурсия на пришкольную территорию. Как определить состав почвы. Состав почвы. Обработка почвы. Практическая работа. Виды обработки почвы. Значение копки почвы. Правильный полив растений. Практическая работа «Полив растений». Знакомство с рекомендациями по составлению паспорта растения.
Цветковые растения 2ч
Разновидности посадок и их планирование. Разновидности цветов.
Размножение растений 3ч
Вегетативное размножение. Размножение семенами. Практическая работа «Размножение растений»
Выращивание растений 17 ч
Посев семян, посадка растений уход за ними.
Мой проект 3ч
Выполнение проекта. Оформление проекта. Защита проекта.
Цветочные растения, их история и особенности 2ч.
Краткая история цветоводства. Важнейшие особенности цветочных растений. Роль цветочных растений. Инструктаж по ТБ и ППБ.
Классификация цветочно-декоративных растений 3ч
Классификация растений по происхождению, по форме самого растения и его частей, систематика растений по видам. Выставка-конкурс на лучший букет или композицию.
Микроклиматические условия 8 ч
Роль света в жизни растений. Зависимость развития растения от длины светового дня. Колебание температуры в зависимости от формы развития растения. Влияние температурного режима на декоративность растений. Вода – составная часть любого растения. Влияние воды на развитие растений.
Практические работы (3):
- влияние света на рост и развитие растений
- влияние полива на рост и развитие растений.
- экскурсия « Осенние явления в жизни растений»
Строение декоративных растений 15 ч
Особенности строения декоративных растений. Корень. Лист. Побег. Цветок. Плоды и семена.
Практические работы(4).
-строение цветкового растения;
-строение корневой системы;
-клеточное строение листа.
-строение цветка;
Мой проект 7ч
Выполнение проекта. Оформление проекта. Защита проекта.
Комнатное цветоводство 35/36 ч
Десять правил выращивания растений в доме.
Влияние освещенности, температуры, влажности на комнатные растения.
Практические работы (2).
- влияние воды на рост и развитие комнатных растений;
- влияние температуры на рост и развитие растений.
Основные горшки (глиняные и пластиковые). Емкости из других материалов. Разнообразие и формы емкостей для выращивания.
Виды субстратов и их характеристики.
Виды удобрений – органические, минеральные, естественные, искусственные. Комплексные удобрения. Жидкая корневая подкормка. Внекорневая подкормка.
Практические работы (3).
- распознавание удобрений по внешнему виду;
- жидкая корневая подкормка (многократная);
- внекорневая подкормка.
Насекомые – переносчики вредителей. Методы и нормы предосторожности. Наиболее распространенные вредители. Защита растений от грибов. Загнивание корней и корневой шейки. Инфекционные болезни.
Практические работы(2).
- изучение признаков болезней комнатных растений;
- осмотр комнатных растений (1 раз в 2 мес.);
Гидропоника.10 ч
Основы гидропоники. Субстрат для укрепления корней. Выбор растений. Сосуды для гидропонного способа выращивания. Подготовка растений.
Практические работы
- выращивание растений гидропонным способом;
- уход за растениями.
Многообразие комнатных растений 10 ч
Тропические и субтропические культуры. Красивоцветущие комнатные культуры. Декоративнолистные растения. Оформление жилых помещений ( классной комнаты)
Практические работы.
- определение названий комнатных растений в кабинете биологии, в школе по атласу;
- оформление этикеток.
«Зеленая аптека на подоконнике» 14 /16ч
Знакомство с правилами оформления работы, подбором литературы, работа с литературой. Выступление.
Оформление результатов исследовательской работы и списка литературы. Оформление тезисов и наглядности к учебно-исследовательской работе «Зеленая аптека на подоконнике».
Практическая работа
работа с литературой по основным разделам:
- значение растений в жизни человека;
- виды лекарственных комнатных растений;
Декоративное цветоводство 10ч
Наиболее популярные однолетники, двулетники, многолетники, зимующие в открытом грунте. Особенности выращивания цветочных растений в открытом грунте. Многолетники, зимующие в помещениях. Декоративные кустарники и лианы. Планировки и разбивка цветников.
Практические работы
- изучение видового состава однолетников и многолетников в районе территории школы.
- посев семян цветов в рассадники;
- составление проектов клумб;
-подготовка почвы и высадка рассады на цветник.
Цветоводство в защищенном грунте 7 ч
Виды защищенного грунта для выращивания цветов. Ускорение срока цветения. Выгонка. Цветоводство в оранжерее.
Озеленение балконов, террас и внутренних дворников 3ч
Кадочные растения. Родина кадочных растений. Посадка и пересадка. Горшки для растений. Подбор места для расположения растений, правильный уход. Зимнее содержание растений. Образка.
Работа в летний период 14ч
Высадка растений. Оформление клумб на пришкольной территории.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Экзотические комнатные растения» 5-9 класс
№п/п | Название темы | Количество часов |
1 | 5 класс Введение | 1 |
2 | Уход за растениями | 9 |
3 | Цветковые растения | 2 |
4 | Размножение растений | 3 |
5 | Выращивание растений | 17 |
6 | Мой проект | 3 |
| Итого 5 класс | 35 |
| 6класс | |
1 | Цветочные растения, их история и особенности | 2 |
2 | Классификация цветочно-декоративных растений | 3ч |
3 | Микроклиматические условия | 8 ч |
4 | Строение декоративных растений | 15 ч |
5 | Мой проект | 7ч |
| Итого 6 класс | 35 |
| 7 класс | |
1 | Комнатное цветоводство Итого 7 класс | 35 ч 35 |
| 8 класс | |
1 | Гидропоника | 10 ч |
2 | Многообразие комнатных растений | 10 ч |
3 | «Зеленая аптека на подоконнике» | 16ч |
| Итого 8 класс | 36 |
| 9 класс | |
1 | Декоративное цветоводство | 10ч |
2 | Цветоводство в защищенном грунте | 7 ч |
3 | Озеленение балконов, террас и внутренних дворников | 3ч |
4 | Работа в летний период на пришкольной территории | 14 ч |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Экзотические комнатные растения» 6-9 класс
№п/п | Название темы | Количество часов |
1 | 6 класс Введение | 1 |
2 | Уход за растениями | 9 |
3 | Цветковые растения | 2 |
4 | Размножение растений | 3 |
5 | Выращивание растений | 17 |
6 | Мой проект | 3 |
| Итого 6 класс | 35 |
| 7 класс | |
1 | Цветочные растения, их история и особенности | 2 |
2 | Классификация цветочно-декоративных растений | 3ч |
3 | Микроклиматические условия | 8 ч |
4 | Строение декоративных растений | 15 ч |
5 | Мой проект | 7ч |
| Итого 7 класс | 35 |
| 8 класс | |
1 | Комнатное цветоводство Итого 8 класс | 36 ч 36 |
| 9 класс | |
1 | Гидропоника | 10 ч |
2 | Многообразие комнатных растений | 10 ч |
3 | «Зеленая аптека на подоконнике» | 14ч |
| Итого 9 класс | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Экзотические комнатные растения», 6 класс
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
Введение 1ч | ||||
Введение. Экскурсия в сад им. Дубинина | 1 | Цели, задачи, содержание курса. | Знакомятся с целями, задачами и содержанием программы, видовым составом экзотических растений сада. | |
| | Уход за растениями 9ч | | |
Состав почвы | 2 | Экскурсия на пришкольную территорию. Как определить состав почвы. | Изучают состав почвы | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
3 | Состав почвы | Работают с дополнительными источниками информации, представляют изученный материал, используя возможности компьютерных технологий | | |
Состав почвы | 4 | Состав почвы | Определяют состав почвы необходимого для выращивания растения | |
Обработка почвы | 5 | Обработка почвы (вскапывание, рыхление) | Определяют состав почвы необходимого для выращивания растения | |
Практическая работа. Виды обработки почвы. | 6 | Значение копки почвы; знакомятся с разными видами обработки почвы | Работают в группах и соблюдают все этапы практической работы по рекомендации учителя | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
Удобрения | 7 | Значение копки почвы. | Работают с дополнительными источниками, видео просмотр | |
Полив растений | 8 | Правильный полив растений. | Видео просмотр, обсуждение | |
Практическая работа «Полив растений» | 9 | Практическая работа «Полив растений» | Выполняют практическую работу | |
Паспорт растения | 10 | Знакомятся с рекомендациями по составлению паспорта растения | Составляют паспорт растения | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки | |
Цветковые растения 2ч | | ||||
Разновидности посадок и их планирование | 11 | Разновидности посадок и их планирование | Используя дополнительную литературу, изучают разновидности посадок, их планирование | | |
Разновидности цветов | 12 | Разновидности цветов | Знакомятся с разновидностями цветов, учатся их определять | | |
Размножение растений 3ч | | ||||
| Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
| Размножение растений | 13 | Вегетативное размножение | Изучают способы размножения растений | |
| Размножение растений | 14 | Размножение семенами | Изучают способы размножения растений | |
| Практическая работа «Размножение растений» | 15 | Практическая работа «Размножение растений» | Выполняют практическую работу | |
| | | | Выращивание растений 20ч | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
Выращивание растений | 16-30 | Выращивание растений | Производят посев семян, посадку растений, осуществляют за ними уход | |
| | | Мой проект 4ч | |
Мой проект «Выращивание растений» | 31-34 | Оформляют проект | Учатся правильному составлению проектов и защите их | |
Защита проекта | 35 | Презентация проектов. | Представляют проект | |