Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мультстудия «Волшебная история»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. К.Г. Мохова
р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области
«Рассмотрено» | «Одобрено» | «Утверждаю» |
На заседании ШМО учителей Протокол №1 от 27 августа 2019 г | Педагогическим советом МБОУСОШ №1 им. К.Г. Мохова р.п. Башмаково Протокол №1 От 29.09.2019 | Директор МБОУСОШ №1 им. К.Г. Мохова р.п. Башмаково _______________ Н.А. Кутырчева Приказ №79-п-2 От 02.09.2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по общекультурному направлению
Мультстудия «Волшебная история»
Срок реализации программы: 2 года
Количество часов: 68
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Составитель - Лавриненко А.В.
учитель внеурочной деятельности
р.п. Башмаково
2019-2020 учебный год
Содержание
1. | Пояснительная записка………………………………………………………… | 3 |
1.1. | Новизна и актуальность программы по внеурочной деятельности Мультстудия……………………………………………………………………. | 3 |
1.2. | Цели и задачи программы по внеурочной деятельности Мультстудия…….. | 4 |
1.3. | Результативность программы………………………………………………….. | 4 |
1.4. | Методическое обеспечение программы по внеурочной деятельности ……. | 6 |
1.5. | Условия и особенности реализации программы по внеурочной деятельности Мультстудия ………………………………………………….. | 8 |
1.6. | Материально-техническое обеспечение программы………………………… | 9 |
2. | Учебно-тематические планы, календарно-тематические и содержание программы по годам обучения………………………………………………… | 11 |
2.1. | Первый год обучения…………………………………………………………... | 11 |
2.2. | Второй год обучения…………………………………………………………... | 14 |
2.3. | Список литературы…………………………………………………………….. | 17 |
Пояснительная записка
При разработке программы была использована авторская креативная программа обучения детей теории и практике мультипликации преподавателя ВГИК, профессионального кинодраматурга Миланы Касакиной, авторская программа комплексного развития детей средствами анимационного кино (т.н. анимационная педагогика), разработанная Ю.Е. Красным, а также учебно-методические пособия Шота Амонашвили, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской и Е.Г. Макаровой.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению в начальной и средней школе.
Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.
Рабочая программа по внеурочной деятельности Мультстудия способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию определенных способностей для адаптации в окружающем мире.
Мультипликация – этого своего рода сводный курс общеобразовательных знаний. Занятия в студии способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждения и идеалов. Программа согласуется с образовательными программами отдельных учебных предметов: «Технология», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство, «Математика».
Актуальность предлагаемой программы определяется, прежде всего, запросом со стороны детей и их родителей как наиболее интересному для детей виду творческой деятельности, с наибольшей полнотой дающему возможность развития способностей и самореализации во многих художественных видах творчества.
Актуальность программы обусловлена ее технической значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.
Огромное значение имеет воспитательная роль мультипликации. Сказка для ребенка – энциклопедия жизни, она учит ребенка тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация всей личности ребенка.
Новизна программы заключается в следующем:
включение в содержание программы разнообразных видов изобразительной (рисование, лепка, конструирование, изготовление кукол из различных материалов и т.д.) и технической (освоение различных техник съемки, работа с видео, - аудио аппаратурой) деятельности;
применение системно-деятельностного подхода при подаче как теоретического так и практического материала с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической деятельности по созданию мультипликационных фильмов;
организация социально значимой практической деятельности (показ отснятых мультфильмов учащимся начальной школы).
Сегодня все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Работа в мультстудии построена в соответствии с требованиями ФГОС с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста и составлена на основании следующих нормативных документов: Закон «Об образовании в РФ»; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р; Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Цели программы:
Создание условий для развития у детей младшего и среднего школьного возраста творческих и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание аудио-визуальных произведений экранного искусства (мультипликаций).
Формирование познавательного интереса и мотивации к художественным, техническим и социальным видам творчества.
Задачи программы:
познакомить учащихся с основными видами мультипликации, освоить рисованную, пластилиновую и кукольную анимации, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;
научить различным видам анимационной деятельности с использованием разнообразных приемов и различных художественных материалов;
познакомить учащихся с технологическим процессом создания мультфильмов, планированием собственной индивидуальной и коллективной работы;
познакомить учащихся с процессами разработки и изготовления кукол, фонов и декораций, установки освещения, раскадровки сюжета и съёмки кадров, озвучивания и сведения в единый итоговый продукт видео- и звукорядов;
расширить понимание учащимися возможностей медийного пространства при создании мультфильмов.
создавать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, умения контролировать свои действия;
способствовать созданию коллектива, который становится развивающей обогащающей средой, где каждый – личность, а все вместе – участники детских творческих проектов: технических, социально-педагогических, художественных.
развивать интерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;
развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;
создавать условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка;
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на два года обучения и реализуется в 2 этапа:
I этап – 1 год обучения (дети 8-10 лет),
II этап – 2 год обучения (дети 10-11 лет).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Продолжительность одного занятия 45 минут.
Планируемые результаты
Освоение программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
познание мира через образы и формы мультипликации;
формирование ценностного отношения к мультипликации, как к культурному наследию народа;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой других детей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;
умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку художественным произведениям.
Метапредметные результаты:
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
формирование первоначальных представлений о видах анимационных техник;
формирование первоначальных представлений о законах развития сюжета и правилах драматургии;
овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Регулятивные:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.
Познавательные:
представлять место искусства мультипликации в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник;
приобретение первоначальных знаний о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов;
умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием общеобразовательной программы;
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров мультипликации;
развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям искусства мультипликации.
Коммуникативные:
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.
Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – защита творческого проекта, создание мультфильма.
Методическое обеспечение программы по внеурочной деятельности
Системно–деятельностный подход является основой организации всего образовательного процесса. Образовательный процесс по данной программе строится на основе игрового метода и организационно оформляется как детская мультстудия.
Занятия в Мультстудии – это, в сущности, длительная творческая игра, позволяющая получить интересный продукт – любительский мультфильм или серию мультфильмов. Это коллективная игра, которая помогает соединить усвоенные детьми навыки и знания с собственным творчеством. Игра организуется с распределением заданий по «кинопрофессиям» (художник, режиссер, сценарист, оператор, художник-мультипликатор и др.) и относительно частым чередованием этих творческих профессий у детей.
Такая система позволяет педагогу обеспечить индивидуальный образовательный маршрут каждому ребенку. Все дети – творцы, у каждого ребенка свои способности и таланты: одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, четвертые – к театральному искусству, а кто-то еще не знает о своих способностях и талантах. Анимация как вид экранного искусства дает детям возможность разбудить творческие способности. Даже в самом коротком мультфильме используются и художественное слово, и визуальный образ, и музыка, и пение. Это способствует развитию личностных качеств, устойчивого интереса к литературе, театру, музыке, дает возможность удовлетворить свои творческие склонности и интересы. Чередование творческих поручений по «киношным профессиям» при проведении занятий обеспечивает возможность нескольких вариантов освоения содержания программного материала исходя из интересов и склонностей ребенка.
Основная форма проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом под руководством педагога дает возможность коллективной деятельности, в результате чего повышается интерес к творчеству. Коллективная творческая работа, как всем коллективом, так и по группам помогает сделать процесс обучения и воспитания более гибким.
Поскольку кино – искусство коллективное, то и в «Мультстудии «Волшебная история»» работа в активном режиме всей учебной группы выстраивается чрезвычайно логично. Группа работает, как единый организм, целым составом, делится на малые творческие группы, выполняя разные задания, иногда выполняются индивидуальные задания. Затем все выполненные задания соединяются в единое произведение кинотворчества – мультфильм. Основная особенность подобной организации работы с группами детей младшего возраста в форме детской мультстудии состоит в том, что игра сочетается с настоящим делом. Она и воспринимается как настоящее дело, а каждый созданный в студии фильм имеет право считаться произведением хотя и всего коллектива, но не безымянных авторов.
Коллективная творческая работа помогает сделать процесс обучения и воспитания более гибким, органичным и эффективным. Эта работа может рассматриваться как организация социального опыта через личный опыт, приобретаемый во время занятия – создания мультфильма, поскольку он является социально значимым продуктом, и организация его дальнейшей судьбы (демонстрация в различных социальных группах, обсуждение, продолжение в последующих «сериях» и т.д.) это тоже наращивание социального опыта ребенка.
В ходе освоения программы «Мультстудия «Волшебная история»» сделан упор на приоритет развития в обучении и воспитании. Применяется технология развивающего обучения, которая предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Проектная технология при реализации программы «Мультстудия «Волшебная история»» позволяет осуществлять активное формирование детского мышления и восприятия, основ продуктивной деятельности. Дети приобретают опыт целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует (в большей или меньшей мере) развитию у детей таких способностей как:
1. исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
2. социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной ценностью образовательного процесса определяется сам ребенок, культура, творчество. В этом случае образование - это деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития ребенка, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество. Особенно актуальным в данном случае является соблюдение принципа природосообразности. В ходе занятий по программе «Мультстудия «Волшебная история»» ребенок постепенно приобретает опыт и проходит своеобразную подготовку к вхождению во взрослую жизнь. У него развиваются те качества, которые необходимы ему для жизни в изменяющемся социуме. Особенно важным становится поддержка и развитие его здоровья и индивидуальных особенностей, оказание помощи в становлении его субъектности, социальности, культурной идентификации, творческой самореализации.
На занятиях по программе «Мультстудия «Волшебная история»» активно применяется технология коллективного взаимодействия, суть которой заключается в следующем:
учебная группа делится на подгруппы с целью решения определенных конкретных задач;
каждая подгруппа получает определенное задание и выполняет его под руководством лидера группы;
работа в подгруппе организуется таким образом, чтобы можно было оценить вклад каждого участника подгруппы в общее дело;
составы подгрупп не являются постоянными;
специально создаются ситуации, когда дети самостоятельно принимают решение о помощи своим товарищам.
В работе по созданию мультфильмов используются также информационные технологии с применением компьютеров (с лицензионным обеспечением) для хранения, преобразования, обработки, передачи и получения информации. Предоставлены возможности самостоятельной работы детей в компьютерных программах «Киностудия Windows Live», «Adobe Photoshop», «Movie Maker» и «Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15».
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает библиотечный фонд, собственные учебно-методические разработки, электронную библиотеку, видеоматериалы.
Условия и особенности реализации программы по внеурочной деятельности
1 год обучения - первый этап – «Хочу стать волшебником». Первый год обучения включает в себя азы мультипликации. Особенностью обучения на первом этапе является знакомство детей с лучшими образцами отечественной мультипликации.
В ходе знакомства с программой пробуются «на вкус» все основные анимационные техники, начиная от самых крупных – фигур самих детей, до самых мелких – круп и песчинок, передвижение которых на мульт-станке может создавать очень красивые анимационные композиции. Проводится как работа над сверхкороткими бессюжетными мультфильмами, в которых происходит только одно какое-то интересное движение, так и создание коротких мультфильмов с сюжетом, определенным детьми (с использованием, стихов, басен, коротких рассказов и т.п.). Дети знакомятся с компьютерными программами для создания мультфильмов, с азами фотографии, записи музыки, работой на компьютере в программе «Киностудия Windows Live», «Adobe Photoshop», «Movie Maker» и «Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15».
2 год обучения - второй этап – «Я еще не волшебник, а только учусь». Второй год обучения включают в себя азы драматургии. Дети учатся применять уже знакомые техники для экранизации общеизвестных сюжетов – песенок, сказок, считалок, рассказов, в том числе и собственного сочинения. Цикл занятий второго года является календарно-тематическими, т.е. мультфильмы готовятся и снимаются к определенным праздникам (Новый год, Рождество, Масленица, Мамин праздник, День защитника Отечества, 9 Мая, День защиты детей и др.) или посвящены определенным темам (детство, экология, дружба, семья, Олимпиада).
На втором этапе детям предоставляется большая самостоятельность в изготовлении кукол, рисунков, декораций и реквизита, фотосъемке фрагментов (кадров) мультфильма, в компьютерной обработке собранных материалов, в выстраивании медийного итогового продукта – мультфильма. Расширяются возможности самостоятельной работы детей в компьютерных программах «Киностудия Windows Live», «Adobe Photoshop», «Movie Maker» и «Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15». Дети уже не используют готовые сюжеты и не копируют ранее придуманные техники, а предлагают для съемки собственные истории и свое видение для их воплощения на экране. Ведется работа над проектами как в группах так и индивидуально. Один из учащихся, как автор своего мультфильма, может привлекать других детей на роли оператора, аниматора и так далее. И одновременно сам может помогать в разных качествах другим ученикам осуществлять их собственные проекты.
Каждый год обучения содержит некоторые повторяющиеся разделы, содержание которых позволяет учащимся постепенно совершенствовать мастерство, улучшать качество изготовляемых изделий.
По итогам программы – изготовление общими усилиями группы учащихся нескольких мультфильмов, представляющих самостоятельную эстетическую ценность.
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий.
Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, круглых столов, театрализаций, мультимедийных занятий с просмотром иллюстративного материала и мультипликационных фильмов.
Основная форма работы в студии – практические занятия.
Практическая часть состоит из следующих разделов:
Тематическое рисование (рисунок по заданной теме) и рисование с натуры.
Ученики выбирают наиболее выразительные сюжеты тематической композиции, проводят подготовительную работу (эскизы, наблюдения, наброски и зарисовки, воплощение). Рисование воспитывает организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет глубже понять конструкцию предмета и закономерности его строения.
Декоративно-прикладное творчество.
Учащиеся знакомятся со спецификой различных материалов (пластилин, бумага, крупа, глина, проволока и т.д.) и самостоятельно учатся работать с ними;
Анимационный тайминг: раскадровка сюжета, анимационное действие и т.д.
Компьютерное преобразование и художественное оформление мультипликационного фильма.
Учащиеся учатся снимать, соединять отдельные части сюжетов, анимировать их с помощью компьютера, монтировать, делать запись закадрового текста – озвучивание.
Занятия включают в себя: упражнения и задания по технике линии и тушевки; определенной манере рисунка, письма, лепки; способы использования тех или иных материалов (бумага, холст, краски, уголь, крупы, пластилин и т.д.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.
Для развития познавательной и интеллектуальной сферы учащимся предлагаются специально составленные кроссворды, ребусы, викторины.
Также в процессе обучения учащиеся увидят множество увлекательных отечественных и зарубежных мультфильмов, познакомятся с историей и этапами развития данного вида творчества.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее оснащение:
компьютер (ноутбук);
видео-проектор для просмотра анимации на экране или классной доске;
доступ в интернет;
фотоаппарат;
два штатива для фотоаппарата:
набор осветительных приборов;
наушники с микрофоном;
звуковые колонки;
набор канцелярских расходных материалов (пластилин, цветная бумага и т.п.)
Программные средства:
операционная система MS Windows XP;
антивирусная программа Антивирус Касперского;
программа-архиватор WinRaR;
MS Office 2003/2007;
звуковой и видео редактор: Windows Movie Maker,«Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15» «Киностудия Windows Live»;
графический редактор: «Adobe Photoshop», «Paint»;
мультимедиа проигрыватель Windows Media;
браузер MS Explorer;
простой редактор Web-страниц (Блокнот).
Учебно-тематический план
первого года обучения
«Хочу стать волшебником»
№п/п | Название разделов, блоков, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводная часть. Откуда взялись мультфильмы? | 2 | 1 | 1 |
2 | Как делаются анимационные фокусы? | 5 | 1 | 4 |
3 | Как мусор превращается в красоту? | 5 | 1 | 4 |
4 | Такие важные мелочи | 5 | 1 | 4 |
5 | Живая линия (графика) | 4 | 1 | 3 |
6 | Разноцветные кляксы (живопись) | 4 | 1 | 3 |
7 | Объемные фигуры (пластилин) | 4 | 1 | 3 |
8 | Экранизация детской считалочки или песенки | 5 | 1 | 4 |
Всего | 34 | 8 | 26 |
Календарно-тематический план
первого года обучения
Наименование раздела | № урока | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Вводная часть. Откуда взялись мультфильмы? | 1 | Вводное занятие. Откуда взялись мультфильмы? | | |
2 | Устройство «волшебного фонаря» | | | |
Как делаются анимационные фокусы? | 3 | Как делаются анимационные фокусы? | | |
4 | Съемки на натуре | | | |
5 | Занятия в студии | | | |
Как мусор превращается в красоту? | 6 | Анимация – это одушевление, оживление неживых предметов | | |
7 | Занятие на натуре (по возможности – экскурсия на природу) | | | |
8 | Занятие в студии | | | |
9 | Оживление предметов, собранных на улице или из школьного портфеля | | | |
Такие важные мелочи | 10 | Как превратить песок в воду? | | |
11 | Работа с песком | | | |
12 | Работа с манной крупой | | | |
13 | Работа с более крупными крупами, мелкой галькой, сухоцветами | | | |
14 | Волшебные точки – пиксели. | | | |
Живая линия (графика) | 15 | Графика в анимации | | |
16 | Контур и его заполнение (точка-точка-запятая…) | | | |
17 | Силуэт | | | |
18 | Мелки – не просто детская забава | | | |
Разноцветные кляксы (живопись) | 19 | Живопись в анимации | | |
20 | Кляксография | | | |
21 | Пробуем краски на ощупь | | | |
22 | Чем компьютерная флэш-анимация отличается от рисованной руками? | | | |
Объемные фигуры (пластилин) | 23 | Объемные фигуры в анимации | | |
24 | Кто прячется в комке глины? | | | |
25 | Работа с цветным пластилином | | | |
26 | Коллективная пластилиновая сказка | | | |
Экранизация детской считалочки или песенки | 27 | Итоговый мультфильм первоклашек | | |
28 | Работа над мультфильмом | | | |
29 | Премьерный показ для зрителей: родителей, учащихся школ, воспитанников детских садов | | |
Содержание учебного плана
первого года обучения
Знакомство (2 часа).
Знакомство детей с историей возникновения анимации. Первые иллюзии движения, воспроизводившиеся еще в древнем Египте и древней Греции. Устройство «волшебного фонаря» XIX века (1 час).
Просмотр первых мультфильмов
Практическая работа: изобретение своего «волшебного фонаря» и оживление картинки с его помощью. (1 час)
Анимационные фокусы (5 часов).
Знакомство с понятием «трюковая съемка». Изобретение «своей» волшебной палочки. (1 час).
Просмотр: мультипликационных рекламных роликов и музыкальных клипов из интернета, содержащих яркие аттракционы. Техника безопасности.
Практическая работа: съемка и монтаж самых простых анимационных трюков: дети «летают», превращаются один в другого, «проходят» сквозь стены и тому подобное (4 часа).
«Оживление» собранных на улице листьев, шишек и др. (5 часов.)
Расширение знаний о способах движения предметов внутри кадра – аниматор может «оживить» и заставить двигаться абсолютно любой предмет, в обычной жизни совершенно неподвижный. Невозможного нет: от танца фонарного столба до громкого спора ручек в пенале (1 час).
Просмотр: мультфильм «Варежка» (1967 г. Союзмультфильм) и фильмы Яна Шванкенмайера с оживающими предметами. (Например, «Игра с камнями», 1965 г.)
Практическая работа: Развитие умения по кадрового движения малых предметов на мультипликационном столе (4 часа).
Песок, крупа и пальчиковые способы рисования(5 часов).
Знакомство с особенностями песочной анимации (1 час).
Просмотр: мультипликационных работ детских студий.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с сыпучими материалами. Работа уже не только с готовыми формами действительности, но создание своих новых форм из песка, манки и других круп. Разводы пальцами и ладошками по поверхности сыпучих мелко-фактурных материалов (4 часа).
Работа с линией (4 часов).
Понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки. Азы сцено-движения, виды линий в природе и технике. Характеристика карандашей, угля, мелков, фломастеров и т.п. (1 час).
Просмотр мультфильмов Жоана-Пабло Сарамельи и анимационных граффити на стенах из Интернета.
Практическая работа: коллективный мультфильм, выполненный мелом на доске. Индивидуальные графические работы (3 часа).
Работа с цветом (4 часов).
От общего к частному – цветовые пятна с графической дорисовкой деталей. Игры на смешение цветов. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка (1 час).
Просмотр: мультфильм «Голубой щенок» (Союзмультфильм, 1976 год), отрывки из фильмов А. Петрова.
Практическая работа: Коллективный мультфильм из набора цветовых пятен и разводов краски на стекле. Индивидуальные работы с превращение цветовых клякс в мультипликационных персонажей (3 часа).
Работы с объемный изображением (4 часов.)
Понятие о пластилиновой анимации. Работа с однотонной массой для лепки и цветным пластилином. Использование проволоки для каркаса и других мелких предметов, которые можно «вживить» в пластилин (1 час).
Просмотр: отрывков из пластилиновых мультфильмов Татарского
Практическая работа: коллективный мультфильм: сюжет дети придумывают вместе по ходу занятия и тут же воплощают свои идеи в пластилине, учитель снимает наиболее удавшиеся идеи для последующего монтажа (3 часа).
Итоговый мультфильм (5 часов).
Выбор песенки, считалочки и любого другого простого и всем известного источника для экранизации. Обсуждение сценария. Распределение и пробы ролей (понятие о мультипликационных профессиях (аниматор, режиссёр, художник, оператор, монтажер и др.) (1 час).
Просмотр: несколько разных мультфильмов на одну и ту же тему (пример того, как по-разному можно изобразить один и тот же текст)
Практическая работа: изготовление коллективного мультфильма-экранизации (4 часа).
Учебно-тематический план
второго года обучения
«Я еще не волшебник, а только учусь»
№п/п | Название разделов, блоков, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Экология в мультипликации | 2 | 1 | 1 |
2 | Анимация-перекладка. Тема – «Школа» или «Спорт». Мультипликационные фестивали | 5 | 1 | 4 |
3 | Коллективный «полнометражный» (2-3 мин.) мультфильм | 5 | 1 | 4 |
4 | «Сердечная» анимация | 5 | 1 | 4 |
5 | Из чего только сделаны мальчики? А девочки? | 5 | 1 | 4 |
6 | Мультипликационный фестиваль | 5 | 1 | 4 |
7 | Дорогами Великой Победы | 5 | 1 | 4 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Всего | 34 | 8 | 26 |
Календарно-тематический план
второго года обучения
Наименование раздела | № урока | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Экология в мультипликации | 1 | Мир вокруг нас. Общество и природа | | |
2 | Каждый человек может что-то сделать для природы. А все люди вместе – могут очень много | | | |
3 | Экологический мультфильм | | | |
Анимация-перекладка. Тема – «Школа» или «Спорт». Мультипликационные фестивали | 4 | Анимация-перекладка | | |
5 | Работа над сюжетом и раскадровкой | | | |
6 | Работа над мультфильмом | | | |
7 | Фабула и сюжет | | | |
Коллективный «полнометражный» (2-3 мин.) мультфильм | 8 | Работа над сюжетом | | |
9 | Работа над мультфильмом | | | |
10 | Просмотр готового мультфильма целиком по схеме | | | |
11 | Подготовка к презентации своей работы. Выступление перед аудиторией | | | |
12 | Целая история за несколько секунд | | | |
«Сердечная» анимация | 13 | Сердечная анимация | | |
14 | Работа над индивидуальными проектами | | | |
15 | Мальчики и девочки | | | |
Из чего только сделаны мальчики? А девочки? | 16 | Работы над мультфильмами в малых группах | | |
17 | История христианской культуры | | | |
18 | Работы над мультфильмами в малых группах | | | |
Мультипликационный фестиваль | 19 | Работа над мультфильмом | | |
20 | Мультфестиваль | | | |
Дорогами Великой Победы | 21 | Дорогами Великой Победы | | |
22 | Работа над мультфильмом | | | |
Итоговое занятие | 23 | Показ и выступления перед показом | | |
Содержание учебного плана
второго года обучения
Экология (2 часов).
Мир вокруг нас. Общество и природа (1 час).
Просмотр: лучшие социальные и экологические анимационные ролики из интернета (1 час).
Анимация-перекладка (5 часов).
Расширение знаний о видах анимационных техник. Комбинирование и смешение нескольких техник в одном художественном решении для фильма (1 час).
Просмотр: первые «детские» мультфильмы Юрия Норштейна. Отрывки из «Ежика в тумане».
Практическая работа: создание коллективного тематического мультфильма в технике перекладки на 3-5 слоев. Участие (заочное посредством сети интернет и очное по возможности) в ряде традиционных осенних мультипликационных фестивалей (4 часа).
Новый год и Рождество (5 часов).
Азы кинодраматургии. Первоначальное представление о развитии любого сюжета по «принципу горки»: завязка-кульминация-развязка. Знакомство с раскадровкой (1 час).
Просмотр: несколько «экранизаций» одной и той же новогодней детской песенки.
Практическая работа: коллективная экранизация новогодней песни. Работа на всю вторую четверть. По итогам – участие в Новогоднем школьном представлении (4 часа).
Валентинки-анимашки (5 часов).
Сверх-короткие анимационные формы. Но это уже не простые элементарные и бессюжетные движения, как в первый год обучения – а с применением основ кинодраматургии. Какую историю можно рассказать за 5 секунд? А за 3(!)? (1 час).
Просмотр: сравнение и анализ победителей сверхкоротких роликов на последних мульт-фестивалях.
Практическая работа: индивидуальные короткие работы к 14 февраля (4 часа).
Мальчики и девочки , 23 февраля, 8 марта (5 часа).
Командное соревнование: группа делится на две команды (мальчики и девочки). Тематическое задание-игра: случилось какая-то беда – как с нею справятся «человеки-пауки»? А как с этой же проблемой разделаются «феи-винкс»? комплексное задание – как из этой же ситуации вышли бы герои «Союзмультфильма» (командные - например, из «Винни-Пуха» или «Муми-троллей»).
Затем обеим командам дается практическое задание «экранизировать» и раскадровать один и тот же сюжет. Сравнительный анализ результатов (1 час).
Просмотр: просмотр любого мультфильма с приключенческим сюжетом – с «остановками»: в ключевых для развития сюжета моментах просмотр останавливается, и детям предлагается предположить, что будет дальше. Или задаются вопросы по только что увиденной части (не всегда ответы оказываются одинаковыми:)
Практическая работа: подготовка командой девочек мультфильма-подарка к 23 февраля, а командой мальчиков – мультфильма-подарка к 8 марта. По возможности, участие в школьных праздничных мероприятиях с итоговыми показами (4 часа).
Мультфестиваль (5 часов).
Знакомство с христианскими мотивами в мировой и мировой анимации. И вообще – в изобразительном искусстве. Можно ли «оживить» наскальные росписи первых христиан? Анализ используемых анимационных техник, их комбинирование (1 час).
Просмотр: просмотр и сравнение роликов-победителей фестиваля короткометражных фильмов «Вижу Бога».
Практическая работа: коллективный мультфильм или серия коротких индивидуальных фильмов к празднику Пасхи. По итогам – показ с чаепитием и соревнованием на крашеных яйцах (4 часа).
Дорогами Великой Победы (5 часов).
Знакомство с военными мотивами в советской и мировой мультипликации. Дети и война. Что могут рассказать старые семейные фотографии? (1 час).
Просмотр: мультфильм "Страницы страха".
Практическая работа: изготовление коллективного мультфильма к Дню Победы. Участие в праздничных мероприятиях (4 часа).
Итоговое занятие (2 часа).
Просмотр мультфильмов, созданных за два года обучения.
Литература для педагога
Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2008;
Гейн А.Г. Информационная культура. – Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003;
Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2004;
Довгялло, Н. Техника и материалы в анимационном фильме. // Искусство в школе. №3. – 2007;
ДЮЦ «Рифей» как ресурсный центр предъявления нового качества образования через апробацию моделей сотрудничества с образовательными учреждениями Индустриального района по внедрению ФГОС в начальной школе (управленческий проект). Информационно-методический сборник. Книга 1 .МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми. – Пермь: изд-во МАОУ ДПО «Центр развития системы образования» г. Перми, 2012;
Иткин В. В. Как сделать мультфильм интересным / http://www.drawmanga;
Иткин В.В.«Жизнь за кадром» (методическое пособие), Новосибирск, 2008;
Красный, Ю.Е. «Первые встречи с искусством», (в соавторстве с А.Артболевской, В.Левиным и Л.Курдюковой). - М, «Искусство в школе», 1995
Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007;
Е.Г. Макарова. Как вылепить отфыркивание. В 3 т. Т.1. Освободите слона. – М.: Самокат, 2011
Е. Г. Макарова. Движение образует форму. – М.: Самокат, 2012
Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/ Велинский Д.В. – Новосибирск, 2004 г;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ-М: Просвещение, 2010;
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 средств передвижения. – Минск, 2000.
Список литературы для детей и родителей
Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007;
Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008;
Иванов-Вано. Рисованный фильм// http://risfilm.narod
Иткин, В. Как сделать мультфильм интересным / http://www.drawmanga;
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 80 птиц. – Минск, 2000;
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 кошек. – Минск, 2000;
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 лошадей. – Минск, 2000;