Программа внеурочной деятельности «Родничок»
Пояснительная записка
1.Направленность и целесообразность
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, педагогов. Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности педагога и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
2. Адресат
Программа внеурочной деятельности «Родничок» адресована обучающимся начальных классов с ОВЗ специальных коррекционных школ 8 вида.
3.Соответствие Государственному образовательному стандарту
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализует духовно - нравственное направление внеурочной деятельности на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020г. регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027.
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 (далее - ФГОС обучающихся с умственной отсталостью).
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Устава КГБОУ школа №3.
4.Цель и задачи программы
Освоение учащимися норм духовно - нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Образовательные задачи:
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения
5.Воспитательные результаты:
В результате реализации программы внеурочной деятельности должнообеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями):
воспитательных результатов — духовно-нравственных
приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или
иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих,
опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к
окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта — последствия результата, того, к чему привело
достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование
его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — ученик с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приобрел социальные
знания (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных
нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичное понимание социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими
учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для
него носителями положительного социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов–ученикполучил опыт переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом, соблюдения правил поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной
просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает)
первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — ученики с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получили начальный
опыт самостоятельного общественного действия, формирования социально
приемлемых моделей поведения, умения вести разговор по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с пред-
ставителями различных социальных субъектов за пределами
общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности
увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации
обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная,
этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная
идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут
варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и
особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
принятие и освоение различных социальных ролей, умение
взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
---ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному
учреждению, своему селу, городу, народу, России;
осознание себя как члена общества, гражданина Российской
Федерации, жителя конкретного региона;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов;
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной
жизни и профессиональной деятельности;готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и
освоение различных социальных ролей;
способность к организации своей жизни в соответствии с
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, нормах социального взаимодействия;
способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
элементарные решения;
---мотивация к самореализации в социальном творчестве,
познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
6. Содержание курса: Программа состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков. Каждая тема занятий предполагает организацию познавательно-творческой деятельности обучающихся.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.
Таблица содержания основных тем по четвертям.
№ | Раздел | четверть | итого | ||||
Iч | II ч | III ч | IYч | ||||
1 | Моя семья | 6ч | 1ч | | | | |
2 | Моя школа | | 6ч |
|
| | |
3 | Азбука вежливости | | 1ч | 9ч | | | |
4 | Моя Родина | |
| 1ч | 6ч | | |
5 | Диагностика | 2ч |
|
| 2ч | | |
| Итого: | 8ч | 8ч | 10ч | 8ч | 34ч |
Моя семья
Моё имя, что оно значит. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям.
В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье.
Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка).
Как мы проводим выходные дни. Песни родителей, бабушек, дедушек. Русские традиции отношения к старшим.
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Товарищи и друзья. Мой лучший друг.
2. Моя школа
Знакомство с детьми. Дерево как символ класса, представление себя на этом месте.
Правила школьника (на уроке, на переменах, в буфете, в раздевалке). Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
История школы. Экскурсия по школе.
Правила детского общежития.
Искусство делать подарки. Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
3. Азбука вежливости
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Роль мимики, жестов и позы в общении.Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении.
Правдивость, честность.
Правила знакомства, представления и обращения
О трудолюбии.
Правило «Учусь все делать сам». Помогаю другим своим трудом дома и в школе.
Что значит быть бережливым?
О дружбе.
Бескорыстие в дружбе. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
Культура внешнего вида.
Как ты выполняешь правила личной гигиены. Одежду нужно беречь.
4. Моя Родина
История основания города. Геральдика города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве.
Улиц, площади, памятники города.
Мой край: города, реки, люди.
Моя страна: символика, достижения.
Великая Отечественная война.
Природа родного края.
Календарно-тематическое планирование
курса «Родничок» 1 класса А, Б
(1 ч / нед.)
№ | Название темы | Кол-во часов | Календарные сроки | |||
По плану | По факту | |||||
| ||||||
Диагностика | ||||||
1-2 | | 2 | 03.09 10.09 | 03.09 10.09 | ||
| ||||||
3 | Давайте познакомимся. | 1 | 17.09 | 17.09 | ||
4 | Моё имя. Сказочные имена. | 1 | 24.09 | 24.09 | ||
5 | Мой дом – моя крепость. | 1 | 01.10 | 01.10 | ||
6 | Тепло родного дома. | 1 | 08.10 | 08.10 | ||
7 | Семейные традиции. | 1 | 15.10 | 15.10 | ||
8 | Наши бабушки и дедушки. | 1 | 22.10 | 22.10 | ||
Моя школа | ||||||
9 | Экскурсия по школе. | 1 | 05.11 | 05.11 | ||
10 | Школьная жизнь. Правила школьника. | 1 | 12.11 | 12.11 | ||
11 | Одноклассники. | 1 | 19.11 | 19.11 | ||
12 | Я и учитель. | 1 | 26.11 | 26.11 | ||
13 | Учусь делать подарки. | 1 | 03.12 | 03.12 | ||
14 | Без друзей и дом пустой. | 1 | 10.12 | 10.12 | ||
15 | Умеем общаться. | 1 | 17.12 | 17.12 | ||
16 | Делу - время, потехе - час. | 1 | 24.12 | 24.12 | ||
Азбука вежливости | ||||||
17 | Мимика и жесты. | 1 | 14.01 | 14.01 | ||
18 | Доброе слово и кошке приятно. | 1 | 21.01 | 21.01 | ||
19 | Волшебные руки. | 1 | 28.01 | 28.01 | ||
20 | Мой внешний вид-лицо школы. | 1 | 04.02 | 04.02 | ||
21 | Правда и ложь. | 1 | 11.02 | 11.02 | ||
22 | О дружбе мальчиков и девочек. | 1 | 25.02 | 25.02 | ||
23 | От улыбки хмурый день светлей. | 1 | 04.03 | 04.03 | ||
24 | Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое. | 1 | 11.03 | 11.03 | ||
25 | Без труда мы никуда. | 1 | 18.03 | 18.03 | ||
26 | С чего начинается Родина. | 1 | 25.03 | 25.03 | ||
Моя Родина | ||||||
27 | Широка страна моя родная. | 1 | 08.04 | 08.04 | ||
28 | Край родной. | 1 | 15.04 | 15.04 | ||
29 | Мой город. | 1 | 22.04 | 22.04 | ||
20 | Знакомые улицы. | 1 | 29.04 | 29.04 | ||
31 | Вставай страна огромная. | 1 | 06.05 | 06.05 | ||
32 | Природа родного края. | 1 | 13.05 | 13.05 | ||
Диагностика | ||||||
33-34 | | 2 | 20.05 27.05 | 20.05 27.05 | ||
| Итого за год | 34 | | |