Программа внеурочной деятельности «Родничок»

0
0
Материал опубликован 23 October

Пояснительная записка


1.Направленность и целесообразность

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, педагогов. Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности педагога и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

2. Адресат

Программа внеурочной деятельности «Родничок» адресована обучающимся начальных классов с ОВЗ специальных коррекционных школ 8 вида.


3.Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализует духовно - нравственное направление внеурочной деятельности на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020г. регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027.

- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 (далее - ФГОС обучающихся с умственной отсталостью).

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Устава КГБОУ школа №3.


4.Цель и задачи программы

Освоение учащимися норм духовно - нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Образовательные задачи:

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения


5.Воспитательные результаты:

В результате реализации программы внеурочной деятельности должнообеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями):

воспитательных результатов — духовно-нравственных
приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или
иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих,
опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к
окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

эффекта — последствия результата, того, к чему привело
достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование
его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — ученик с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приобрел социальные
знания (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных
нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичное понимание социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими
учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для
него носителями положительного социального знания и повседневного
опыта.

Второй уровень результатов–ученикполучил опыт переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом, соблюдения правил поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной
просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает)
первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — ученики с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получили начальный
опыт самостоятельного общественного действия, формирования социально
приемлемых моделей поведения, умения вести разговор по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с пред-
ставителями различных социальных субъектов за пределами
общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности
увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации
обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная,
этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная
идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут
варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и
особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).

Личностные результаты:

принятие и освоение различных социальных ролей, умение
взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;

---ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному
учреждению, своему селу, городу, народу, России;

осознание себя как члена общества, гражданина Российской
Федерации, жителя конкретного региона;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов;

готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной
жизни и профессиональной деятельности;готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и
освоение различных социальных ролей;

способность к организации своей жизни в соответствии с
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, нормах социального взаимодействия;

способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
элементарные решения;

---мотивация к самореализации в социальном творчестве,
познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

6. Содержание курса: Программа состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков. Каждая тема занятий предполагает организацию познавательно-творческой деятельности обучающихся.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.

Таблица содержания основных тем по четвертям.

Раздел

четверть

итого

Iч

II ч

III ч

IYч

1

Моя семья




2

Моя школа



3

Азбука вежливости




4

Моя Родина



5

Диагностика



Итого:

10ч

34ч



Моя семья

Моё имя, что оно значит. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям.

В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье.

Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка).

Как мы проводим выходные дни. Песни родителей, бабушек, дедушек. Русские традиции отношения к старшим.

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Товарищи и друзья. Мой лучший друг.


2. Моя школа

Знакомство с детьми. Дерево как символ класса, представление себя на этом месте.

Правила  школьника (на уроке, на переменах, в буфете, в раздевалке). Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

История школы. Экскурсия по школе.

Правила детского общежития.

Искусство делать подарки. Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.


3. Азбука вежливости

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Роль мимики, жестов и позы в общении.Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении.

Правдивость, честность.

Правила знакомства, представления и обращения

О трудолюбии.

Правило «Учусь все делать сам». Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

Что значит быть бережливым?

О дружбе.

Бескорыстие в дружбе. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

Культура внешнего вида.

Как ты выполняешь правила личной гигиены. Одежду нужно беречь.


4. Моя Родина

История основания города. Геральдика города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве.

Улиц, площади, памятники  города.

Мой край: города, реки, люди.

Моя страна: символика, достижения.

Великая Отечественная война.

Природа родного края.



Календарно-тематическое планирование

курса «Родничок» 1 класса А, Б

(1 ч / нед.)


Название темы

Кол-во часов

Календарные сроки

По плану

По факту


Диагностика

1-2


2

03.09

10.09

03.09

10.09


3

Давайте познакомимся.

1

17.09

17.09

4

Моё имя. Сказочные имена.

1

24.09

24.09

5

Мой дом – моя крепость.

1

01.10

01.10

6

Тепло родного дома.

1

08.10

08.10

7

Семейные традиции.

1

15.10

15.10

8

Наши бабушки и дедушки.

1

22.10

22.10

Моя школа

9

Экскурсия по школе.

1

05.11

05.11

10

Школьная жизнь. Правила школьника.

1

12.11

12.11

11

Одноклассники.

1

19.11

19.11

12

Я и учитель.

1

26.11

26.11

13

Учусь делать подарки.

1

03.12

03.12

14

Без друзей и дом пустой.

1

10.12

10.12

15

Умеем общаться.

1

17.12

17.12

16

Делу - время, потехе - час.

1

24.12

24.12

Азбука вежливости

17

Мимика и жесты.

1

14.01

14.01

18

Доброе слово и кошке приятно.

1

21.01

21.01

19

Волшебные руки.

1

28.01

28.01

20

Мой внешний вид-лицо школы.

1

04.02

04.02

21

Правда и ложь.

1

11.02

11.02

22

О дружбе мальчиков и девочек.

1

25.02

25.02

23

От улыбки хмурый день светлей.

1

04.03

04.03

24

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое.

1

11.03

11.03

25

Без труда мы никуда.

1

18.03

18.03

26

С чего начинается Родина.

1

25.03

25.03

Моя Родина

27

Широка страна моя родная.

1

08.04

08.04

28

Край родной.

1

15.04

15.04

29

Мой город.

1

22.04

22.04

20

Знакомые улицы.

1

29.04

29.04

31

Вставай страна огромная.

1

06.05

06.05

32

Природа родного края.

1

13.05

13.05

Диагностика

33-34


2

20.05

27.05

20.05

27.05


Итого за год

34


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.