12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Ященко46
Россия, Курская обл., Железногорск
1

Программа внеурочной деятельности "Школа речевого этикета" 3 класс













«ШКОЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА»

для 3 КЛАССА

ФГОС НОО































«Школа речевого этикета»

для 3 класса

ФГОС НОО


Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа речевого этикета» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений..
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и
контролировать, как ведёт себя ребёнок.
Принадлежность предмета « Речь и культура общения»
Курс « Речь и культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».
В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Курс «Культура общения «дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся культуру устного общения.
Цель занятий по программе курса внеурочной деятельности «Речь и культура общения»– формирование у младших школьников адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – совокупность норм и традиций общения. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как
эффективней?).
Коммуникативная грамотность предполагает форсированность у учащихся:
устойчивых риторических навыков;
устойчивых навыков культуры устной речи;
навыков эффективного общения.
Основные задачи курса
В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса сводятся к следующему:
1. Сформировать у детей универсальные учебные действия (личностных и мета предметных) на межпредметном уровне.
2.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся
2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации
3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.
4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.


ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА « Школа речевого этикета»
Третий класс.
По программе: 34 часа
По учебному плану: 1 час в неделю
1. Культура диалога
Понятие правильной речи. Культура устной и письменной речи.
Понятие литературной и нелитературной речи. Понятие культурной речи. Понятие разговорной речи.
Понятие об основных правилах речи. Правила произношения, ударения, выбора слов, изменения слов, сочетания слов между собой, построения
предложений.
Диалог и монолог. Понятие диалога и монолога. Понятие реплики. Основные правила ведения диалога. Вежливость, чередование ролей
говорящего и слушающего, умение слушать, не перебивая, ответы на вопросы, краткость, учет возраста, положения, степени знакомства с
собеседником, тон речи.
2. Общение в стандартных коммуникативных ситуациях
Знакомство. Для чего люди знакомятся. Знакомство и представление. Способы знакомства. Знакомство через посредника, представление и
само представление. Зависимость способа знакомства от ситуации, возраста, степени знакомства с собеседником. Правила поведения при
знакомстве. Рукопожатие при знакомстве. Жесты и мимика в ситуации знакомства. Речевые формулы знакомства, представления, ответа на
представление.
Вежливая просьба. Понятие просьбы. Виды просьб. Просьбы вежливые и невежливые. «Просить» и «клянчить». Просьба – совет. Просьба и
требование. Речевые формулы просьбы.
Согласие, несогласие, вежливый отказ. Как вежливо отвечать на просьбу. Формулы вежливого согласия. Можно ли отказать в просьбе. Виды
отказа в просьбе. Вежливый и грубый отказ. Правила вежливого отказа. Формулы вежливого отказа. Формулы смягчения отказа. Как вести себя,
если вам отказали в просьбе.
Понятие извинения. За что надо извиняться. Что такое вежливое извинение. Правила вежливого извинения. Формулы вежливого извинения.
Способы расширения извинения. Ответ на извинение.
Утешение и сочувствие. Понятие утешения. Кого и когда надо утешить. Правила вежливого утешения. Формулы выражения утешения. Формулы
предложения помощи.
Понятие комплимента. Комплимент, похвала и лесть. Виды комплиментов. Комплименты стандартные и нестандартные, краткие и развернутые.
Когда делают комплименты. Правила произнесения комплиментов. Темы комплиментов. Как надо отвечать на комплимент.
Правила поведения зрителей на школьном празднике. Как одеваться на праздник. Как вести себя в зале. Как разговаривать во время праздника.
Как слушать выступления. Как приветствовать и благодарить выступающих. Как поддерживать «своих». Как реагировать на выступления
«чужих».
Правила поведения в гостях. Подарки, их выбор и преподнесение. Как написать поздравление. Правила поведения гостя за столом. Формулы
благодарности за проведенное в гостях время.
Правила приглашения гостей. Правила приема гостей. Обязанности хозяина. Общение хозяина с гостями.
Посещение больного. Почему надо посещать больного. Правила посещения больного. Темы разговора с больным.
Правила общения с друзьями. Умение поддержать, уступить друг другу. Умение хранить секреты. Что можно, что нельзя говорить о своем друге.
Правила поведения зрителей на стадионе. Как поддерживать свою команду. Как реагировать на неудачи своей команды, на успехи команды
соперника.
Понятие спора. Различие между спором и ссорой. Почему возникают споры и ссоры. Можно ли обойтись без споров. Спор по серьезным
вопросам и спор по мелочам. Спор вежливый и грубый. Правила вступления в спор. Понятие аргумента. Формулы выражения уступки. Правила
ведения спора. Формулы вежливого выражения несогласия.
Разговор во взрослой компании. Правила общения среди взрослых. Как отвечать на вопросы. Громкость, темп, тон речи. Обсуждение личных
вопросов. Тематика разговора. Объем общения.
Доверительный разговор. Понятие доверительного разговора. Цель доверительного общения. Особенности доверительного разговора. Правила
ведения доверительного разговора. Формулы утешения собеседника в доверительном общении.
Общение между мальчиками и девочками. Почему надо общаться мальчикам и девочкам. Какие качества ценят мальчики и девочки друг у друга.
Правила общения мальчиков и девочек.
Общение с малышами. Почему надо общаться с малышами. Что ждут малыши от старших ребят. Понятие снисходительности. Необходимость
быть терпеливым, снисходительным в общении с малышами. Правила общения с малышами.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.