Программа спортивной внеурочной деятельности «Быстрые и ловкие» (1 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Чижовская средняя школа»
Рославльский район, Смоленская область
Утверждено Утверждаю
на педагогическом совете Директор школы
Протокол №__________ _________/ __________
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивная секция «Быстрые и ловкие»
1 класс
Срок реализации программы:
1 год
Рассмотрено Согласовано
на заседании Заместитель директора по УВР
методического совета школы__________/ __________
школы____________
Автор: Усик Михаил Петрович,
учитель физической культуры
МБОУ «Чижовская средняя школа»
д. Чижовка-2
2018
СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ «БЫСТРЫЕ И ЛОВКИЕ»
(ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА)
1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Ляха В. И. Физическая культура. (Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/ В.И. Лях . – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016).
Программа секции легкой атлетики рассчитана на школьников в возрасте 7-8 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений, участие в спортивных соревнованиях. (Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий.)
Содержание учебно-тренировочной работы отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Цели и задачи
Главная цель программы – формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности; физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности ребёнка.
Общими задачами секции являются:
укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников;
обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов.
В соответствии с общими задачами секции легкой атлетики перед учебной группой ставятся следующие задачи:
ознакомление с видами легкой атлетики;
укрепление здоровья и закаливание организма;
воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой;
развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умения расслаблять мышцы;
укрепление опорно-двигательного аппарата;
воспитание общей выносливости, ловкости;
изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков и метаний.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс рассчитан на 33 часа:
1 класс - 33 ч (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (малокомплектная сельская школа);
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам сверстникам при выполнении учебных заданий;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
Планируемые предметные результаты
Содержательной и критериальной основой для разработки данной программы явились планируемые результаты освоения ООП НОО.
В результате обучения учащиеся:
начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
начнут осознанно использовать знания при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; измерять величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Физическая культура и спорт
Значение физической культуры. Влияние спорта на укрепление здоровья.
Гигиена спортсмена и закаливание
Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий.
Места занятий, их оборудование и подготовка
Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований, правила пользования спортивным инвентарем.
Практические занятия. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест к занятиям дельными видами легкой атлетики.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой
Правила пользования спортивным инвентарем, оборудованием, одеждой и обувью. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина — основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и предупреждения.
Общая физическая подготовка
Понятия о строе и командах; строевые упражнения на месте и в движении; строевой походный шаг; переход с шага на бег и с бега на шаг; ход в переменном темпе и с различными движениями рук; бег с изменениями направления. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении, в положении стоя, лежа и сидя, без предметов и с предметами. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.
Упражнения из других видов спорта
Акробатика. Различные кувырки вперед и назад; перекатывание. Стойка на лопатках; «мостик». «Полушпагат», «шпагат». Напрыгивание на подкидной мостик; прыжки с трамплина вверх с движением ног и рук; полет «в шаге» с выпрямлением толчковой ноги, с подъемом бедра маховой ноги активным движением, с приземлением «в шаге» и на обе ноги.
Подвижные игры. Эстафеты встречные и по кругу, в том числе с преодолением препятствий: «Перестрелка», «Удочка», «Мяч капитану», «Лапта», «Пионербол», «Третий лишний», «Не давай мяч водящему».
Баскетбол. Ведение мяча, ведение с изменением направления; ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди; передача мяча двумя руками от груди после ловли на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте, броски мяча в корзину.
Футбол. Удары по мячу ногой (левой и правой) на месте и в движении, удары после остановки; ведение мяча, остановка мяча; простейшие навыки командной борьбы.
Ознакомление с отдельными элементами техники ходьбы, бега, прыжков и метаний.
Ходьба. Обычная в равномерном темпе со свободным взмахом рук, глубоким и ритмичным дыханием; ходьба с палкой за спиной по доске и бревну, с выполнением упражнений, укрепляющих мышцы ног; ходьба в равномерном, быстром и переменном темпе (отрезки 60, 100, 200 и 400 м).
Бег. Свободный бег по прямой и повороту, с наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции. Отталкивание как основная фаза бега, техника высокого старта, финиширование, выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; осанка и работа рук во время бега, вынос бедра, постановка стопы; техника бега на короткие дистанции (ознакомление), техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу, техника бега на короткие дистанции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «На старт!», «Внимание!»). Бег по пересеченной местности; эстафетный бег на отрезках 40—60 м; кроссовый бег до 500м; различные беговые упражнения и многоскоки.
Прыжки. С места в длину, в высоту; прыжки с ноги на ногу, на двух ногах; скачки на левой и правой ноге; маховые движения ногами в прыжках в длину и в высоту, определение толчковой ноги, постановка толчковой ноги, маховые движения руками в прыжках в длину и в высоту, отталкивание, приземление; прыжки в длину способом «согнув ноги», прыжки в высоту способом «перешагивание» и «перекидной» (ознакомление). Различные прыжки с доставанием предметов головой, ногой и рукой.
Метания. Общее ознакомление с техникой метания, упражнения с набивными мячами.
Формы проверки результативности занятий и подведения итогов реализации программы:
В целях лучшей реализации учебной программы необходимо соединять учебно-тренировочные занятия в секции с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, разработанному руководителем секции совместно с учеником. В конце учебного года проводятся итоговые соревнования на первенство школы.
Кроме того, в каждой четверти (не менее четырёх раз в учебном году) проводятся испытания по контрольным упражнениям (тестам).
Итог реализации программы – портфолио юного спортсмена.
Календарно-тематическое планирование секции для 1 класса
(33ч)
/data/files/c1522167610.doc (Календарно-тематическое планирование)
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение курса
Программа
Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.И. Лях. – 5-е изд. - М.: «Просвещение», 2016.
Учебники
Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. – 12-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 2011.
Методические пособия для учителя
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы». Н.И.Дереклеева. - М.: «ВАКО», 2010.
«Подвижные игры 1-4 классы» А.Ю.Патрикеев. - М.: «ВАКО», 2012.
«Зимние подвижные игры 1-4 классы» А.Ю.Патрикеев. - М.: «ВАКО», 2009.
Учебно-практическое оборудование
Стенка гимнастическая.
Бревно гимнастическое.
Скамейка гимнастическая.
Канат для лазанья.
Мячи: набивные весом 1 кг, малый, мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные.
Палка гимнастическая.
Скакалка гимнастическая детская.
Маты гимнастические.
Кегли.
Обручи.
Секундомер.
Средства первой помощи
Аптечка медицинская.
10