Программа внеурочной деятельности «В мире фразеологизмов» для учащихся начальных классов
Программа внеурочной деятельности
«В мире фразеологизмов»
Автор – составитель: Парфильева Светлана Александровна
Краткая аннотация
Речь современных детей отличается бедностью словарного запаса, в ней зачастую отсутствуют фразеологизмы. А ведь это наше наследие, историческая память, огромный пласт истории русского языка. Данная программа призвана познакомить детей с разнообразием фразеологизмов, учит их понимать и применять в различных речевых ситуациях.
Новизна и актуальность заключается в том, что ни в одной из программ обучения младших школьников русскому языку нет разработанной системы изучения фразеологии. В учебниках русского языка есть упражнения, в которых встречаются фразеологизмы, однако в целом работа носит эпизодический характер и сводится к толкованию значения фразеологизмов. Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования. Важность данной работы очевидна, поскольку усвоение фразеологических единиц – постепенный, длительный процесс.
Данная программа написана в помощь учителям начальных классов и обобщает опыт последних лет работы автора с образными выражениями. Пособие максимально приспособлено для практической работы, как на уроке, так и на дополнительных занятиях. Включает в себя методические рекомендации по использованию методов и приемов работы с фразеологизмами на уроках русского языка, подборку занимательного материала для работы кружка.
За основу взята авторская программа Валеевой Г. Х., учителя начальных классов МБОУ «Кужерская основная общеобразовательная школа»
Цель: организация целенаправленной работы по приобщению младших школьников к употреблению в речи фразеологизмов с целью её обогащения.
Задачи:
Добиваться от учащихся понимания смысла фразеологизмов, умения подбирать к ним синонимы и антонимы.
Обогащать словарный запас детей путём усвоения фразеологизмов.
Воспитывать у детей уважение и любовь к родному языку через понимание его национальной специфики – фразеологизмы.
Проблема: речь современных детей отличается бедностью словарного запаса, в ней зачастую вовсе отсутствуют фразеологизмы, большая часть детей их не знает, и не понимает смысл
Методика работы с фразеологическим материалом основывается на следующих критериях:
Доступность фразеологизмов пониманию детьми младшего школьного возраста.
Фразеологизмы должны прививать детям эстетические нормы при овладении родным языком, формировать мировоззрение.
Знакомить с теми фразеологизмами, которые чаще всего употребляются в различных жизненных ситуациях.
Учитывать сферу потребления (не вводить фразеологизмы из жаргонной речи, исторической, публицистической и пр. – трудных для восприятия данной возрастной категории детей).
Соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей фразеологизмов тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Работа с фразеологическим материалом ведётся в трёх направления:
Знакомство с фразеологизмом, толкование его значения.
Использование фразеологизмов в детской литературе.
Активизация словаря детей.
Ожидаемые результаты:
Понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, газет, при просмотре фильмов, употребление их в письменной и устной речи является показателем уровня владения родным языком младшими школьниками.
Обучение фразеологии русского языка в начальной школе
Фразеология как раздел школьного курса русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. "Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы... Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации". Употребление фразеологизмов усиливает выразительность фразы, так как в большинстве из них присутствуют обобщенно-метафорический смысл, оценочность, эмоциональность. Знание семантики и стилистической принадлежности фразеологизмов, наличие их в активном словаре придает речи особую яркость, меткость, образность.
Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования, однако на современном этапе ей уделяется внимание и в начальном курсе русского языка. Важность данной работы очевидна, поскольку усвоение фразеологических единиц – постепенный, длительный процесс.
Аспектный анализ современных учебников по русскому языку для начальной школы свидетельствует: авторы предусматривают в том или ином объеме специальные задания и упражнения по фразеологии, однако в целом работа носит эпизодический характер и сводится к толкованию значения фразеологизмов. Поэтому целесообразна организация кружковой работы по данной теме.
Программа рассчитана на 3 года обучения, начиная со 2 класса. Занятия проводится 1 раз в неделю. Общее количество часов по годам:
2 класс | 34 ч |
3 класс | 34 ч |
4 класс | 34 ч |
Итого | 102 ч |
«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.
Обучение фразеологии складывается из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:
обогащение словаря учащихся фразеологизмами,
его уточнения и активизации,
усвоения учащимися понятия "фразеологизм",
формирования умения пользоваться фразеологическим словарем.
Методика работы предполагает различные приемы объяснения значения фразеологизмов, большая часть стимулирует самостоятельный поиск учащихся.
С целью активизации словаря младших школьников предусмотрены следующие упражнения:
составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом;
подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста;
подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
Как прием, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендуется использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
– пользоваться фразеологическим богатством русского языка;
– выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях;
– применять в своей речи фразеологические обороты.
Планирование занятий 1 года обучения (2 класс)
№ занятия | Тема занятия | Универсальные учебные действия | |||
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||
1 | Вводный урок. «Что такое фразеологизм?» Входная диагностика | интерес к занятиям, желание умело пользоваться полученными знаниями | Познакомиться с новым понятием «фразеологизм» находить в тексте фразеологизмы; работать с толковым словарем | -вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность | -Проговаривать последовательность действий на уроке |
2- 3 | Заводим фразеологический словарик Игра «Я скажу, а ты продолжи» Работа с фразеологизмами: С азов. Америку открывать | - формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; - воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; - развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач
| -Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (в оглавлении, в словаре). | -Уметь донести свою позицию до собеседника; -Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). | -Учиться работать по предложенному учителем плану. -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
4 | Бить баклуши. Бросать слова на ветер. Быть на седьмом небе. | ||||
5 -6 | Занимательный календарь | ||||
7 | Работа с фразеологизмами: Водить за нос. Выносить сор из избы. Всыпать по первое число. Вывести на чистую воду. | ||||
8 | Работа с фразеологизмами: Глухая тетеря. Голая правда. Гол как сокол. | ||||
9 | Игра «Объяснялки» Работа с фразеологизмами: Делать из мухи слона. Дело в шляпе. Держать нос по ветру (Держать ухо востро) | - формирование духовных и эстетических потребностей; - воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; - отработка навыков самостоятельной и групповой работы. | -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | -Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. | -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
10 | Игра «Распределялки» Работа с фразеологизмами: Жить на широкую ногу. Заварить кашу(Расхлёбывать кашу) Зарубить на носу. За тридевять земель. | ||||
11 | Игра «Доскажи словечко» Работа с фразеологизмами: Играть в бирюльки. И на солнце есть пятна. Идти в гору. | ||||
12 | Работа с фразеологизмами: Как с гуся вода. Как об стенку горох. Крокодиловы слёзы. Купить кота в мешке. | - формирование самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; -желание пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания | -Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. | -допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать. | -Учить работать со словарем; анализировать справочную статью |
13 | Работа с фразеологизмами: Ломать шапку. Лезть на стенку. | ||||
14 | Работа с фразеологизмами: Москва слезам не верит. Медвежья услуга. Мартышкин труд. | ||||
15 | Работа с фразеологизмами: На лбу написано. Наломать дров. Несолоно хлебавши. | ||||
16 | Игра «Кто больше?» Работа с фразеологизмами: Олимпийское спокойствие. От ворот поворот. От горшка два вершка. | - формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию | -учить находить и анализировать образные выражения; работать со словарем | -Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. | -Учить самостоятельно работать с фразеологическим словарем |
17 | Работа с фразеологизмами: Повесить нос. Попасть впросак. Продавать (делить) шкуру неубитого медведя. Птица Феникс. Показать, где раки зимуют. | ||||
18 | Диагностическое занятие «Что я уже знаю» | -Формировать интерес к занятиям, желание умело пользоваться полученными знаниями | - проверить степень усвоения полученных знаний | - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного |
19 | Работа с фразеологизмами: Родиться в сорочке. Рог изобилия. Родные пенаты. | -формирование целостности и научно- обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей | -понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач, умело пользоваться средствами языка | - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность | - учить работать со словарем; пересказывать статью |
20 - 21 | Работа с фразеологизмами: С бухты-барахты. Семь пятниц на неделе. Собаку съесть. Спустя рукава. Стоять как вкопанный. Строить воздушные замки. Сидеть, сложа руки. С коломенскую версту. Снять стружку. | ||||
22-23 | Рассказ «Три загадки» Н Сладков Работа с фразеологизмами: Типун тебе на язык. Точить лясы. Три кита. Тютелька в тютельку. Тяжела ты, шапка Мономаха. Тянуть волынку. | - развитие умений четко и правильно выражать свои мысли | Учить находить в тексте фразеологизмы, уметь объяснять их значение | - допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать. | -Учить сравнивать фразеологизмы по содержанию |
24 - 25 | Работа с фразеологическим словарем Работа с фразеологизмами: Убить двух зайцев. Умывать руки. У чёрта на куличках. Философский камень Филькина грамота. | - формировать учебно-познавательный интерес | Учить анализировать и выделять общее в фразеологизмах; находить и анализировать средства художественной выразительности | -участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | -Учить работать с словарем; анализировать справочную статью |
26 | Игра «Объяснялки» Работа с фразеологизмами: Ход конём. Хоть лопни! Чёрная кошка пробежала. Шиворот-навыворот | - формировать положительное отношение к учению; -желание пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания | -учить находить и анализировать образные выражения; работать со словарем | - осознавать речь как способ устного и письменного общения людей | - учить работать с фразеологическим словарем; - учить принимать и понимать учебную задачу; осознавать то, что уже усвоено и еще подлежит усвоению, понимать выделенные учителем ориентиры действия |
27 | Игра «Я скажу, а ты продолжи» Работа с фразеологизмами: Вилами на воде писано. Витать в облаках. Взять себя в руки. Выйти из себя. | ||||
28 - 29 | «Рисуем и объясняем» (составление картинного словаря) – проектная работа | - развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими способностями | -учить находить и анализировать образные выражения; работать со словарем | - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | -сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке |
30 | Защита проектов | - развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами | -учить анализировать иллюстрации | -Учить высказывать свое мнение | - учить связно излагать свои мысли |
31 | Фразеологический турнир | - развитие умений анализировать, обобщать | - формировать интерес к фразеологизмам | - формировать чувство товарищеского соперничества, сопереживания | - учить выполнять задания творческого характера |
32 - 33 | Работа с фразеологизмами: Класть зубы на полку. Как за каменной стеной. Как Мамай прошёл. Считать ворон. Гонять лодыря. Палец о палец не ударит. | - формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию | -находить в тексте фразеологизмы; составлять с ними предложения | -Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. | -Учить работать с словарем; анализировать справочную статью |
34 | Итоговое занятие. «Чему мы научились?» | - положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения | Учить пользоваться толковым словарем для выяснения значения смысла слов | - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | - оценить полученные знания с помощью теста |
Планирование занятий 2 года обучения (3 класс)
№ занятия | Тема занятия | Универсальные учебные действия | |||
личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||
1 | Входная диагностика Игра «Вспомнить все» | -Формировать интерес к занятиям, желание умело пользоваться полученными знаниями | -Познакомиться с новым понятием «фразеологизм» находить в тексте фразеологизмы; работать с толковым словарем | -вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность | -Проговаривать последовательность действий на уроке |
2 | Фразеологизмы – мудрость народа | - положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения | -формировать умение вычленять из устной и письменной речи устойчивые сочетания слов, осознанно применять в речи фразеологические обороты | -учить воспринимать точку зрения других людей | - учить выполнять учебные действия в устной речи |
3 - 4 | Работа со словариком фразеологизмов | -развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства | -учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл | - совершенствовать навыки работы в группе | -формировать умение работать с разными источниками информации, ориентироваться в них |
5 | Работа с фразеологизмами: Аршин проглотить. На свой аршин мерить. На авось. | ||||
6 - 7 | Работа с фразеологизмами: Как баран на новые ворота. Гнуть в бараний рог. Болеть душой. Буква в букву. Бить ключом. Биться как рыба об лед. Как белка в колесе | ||||
8 - 9 | Проект «Растительный и животный мир в фразеологизмах» | - формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; уметь выдвигать и обосновывать гипотезы | - учить понимать информацию; постановка вопросов, анализ объектов с целью выделения признаков | -Учиться работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | - первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев; - учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале |
10 | Защита проектов | - развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами | -учить анализировать иллюстрации | -Учить высказывать свое мнение | - учить связно излагать свои мысли |
11 - 12 | Игра «Объяснялки» Работа с фразеологизмами: Ни жарко, ни холодно. Ждать у моря погоды. На живую нитку. Вопрос жизни или смерти. Жить чужим умом. Играть в жмурки (в прятки) | -развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства | - учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл | совершенствовать навыки работы в группе | - учить выполнять учебные действия в устной речи; - учить осуществлять пошаговый контроль своих действий |
13 - 14 | Фразеологизмы - антонимы | - положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения | - учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта | -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | совершенствовать навыки самостоятельности, самоконтроля, самооценивания |
15 - 16 | Фразеологизмы - синонимы | -развитие логического мышления, фонематического слуха, речи, внимания | - учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта | - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | - контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы |
17 | Диагностическое занятие «Что я уже знаю» | -Формировать интерес к занятиям, желание умело пользоваться полученными знаниями | - проверить степень усвоения полученных знаний | - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного |
18 - 19 | Проект «Анатомия в образных выражениях» | - формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; уметь выдвигать и обосновывать гипотезы | - учить понимать информацию; постановка вопросов, анализ объектов с целью выделения признаков | -Учиться работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | - первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев; -учить принимать и понимать учебную задачу; осознавать то, что уже усвоено и еще подлежит усвоению, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале |
20 | Защита проектов | - развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами | -учить анализировать иллюстрации | -Учить высказывать свое мнение; воспринимать точку зрения других людей | - учить связно излагать свои мысли |
21 | Игра «Идем в зоопарк» | -развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства | - учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл | совершенствовать навыки работы в группе; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | - учить выполнять учебные действия в устной речи - контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы |
22 | Игра «Фразеологическое лото» | ||||
23 - 24 | Игра «Кто больше?» Работа с фразеологизмами: Знать назубок. Иголку некуда воткнуть (яблоку негде упасть). С иголочки. Ищи ветра в поле. Играть в кошки – мышки. Не иголка | ||||
25 | Игра «Распределялки» Работа с фразеологизмами: Легок на помине. Кто в лес, кто по дрова. Обвести вокруг пальца. Очки втирать. Плясать под чужую дудку. | - положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения | - учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта | -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | совершенствовать навыки самостоятельности, самоконтроля, самооценивания |
26 | Игра «Цепочка фразеологизмов» | - формировать интерес к изучению фразеологизмов | - под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям | - учить воспринимать точку зрения других людей | - развивать умение осознанно строить речевое высказывание и записывать его |
27 - 28 | Работа с фразеологизмами: Спустя рукава и засучив рукава. Боку припека. Сучок в глазу не замечать | ||||
29 - 30 | Проект «Составление тематического фразеологического словаря» | - формировать положительное отношение к чтению, русскому языку; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке | - учить понимать информацию; постановка вопросов, анализ объектов с целью выделения признаков | -Учиться работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | - первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев; - учить принимать учебную задачу, самоопределяться с выбором сложности уровня самостоятельной работы |
31 | Защита проектов | - развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами | -учить анализировать иллюстрации | -Учить высказывать свое мнение | - учить связно излагать свои мысли |
32 | Игра «Отгадай по картинке образное выражение» | - формировать положительное отношение к чтению, русскому языку; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке | - учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл, рефлексия, умение ставить вопросы | - учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе | - развивать умение осознанно строить речевое высказывание и записывать его |
33 | Игра «Я скажу, а ты продолжи» Работа со словариком | - формировать интерес к изучению фразеологизмов | - под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям | совершенствовать навыки работы в группе | - учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности |
34 | Итоговое занятие. «Чему мы научились?» | - положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения | Учить пользоваться толковым словарем для выяснения значения смысла слов | - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | - оценить полученные знания с помощью теста |
Планирование занятий 3 года обучения (4 класс)
№ занятия | Тема занятия | Универсальные учебные действия | |||
личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||
1 | Вводный урок. «Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи». | - формировать положительное отношение к чтению, русскому языку; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке | - под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям | - учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе | - выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий |
2 | Использование фразеологизмов | - формировать интерес к изучению фразеологизмов | - учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл, рефлексия, умение ставить вопросы | - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | - учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности |
3 - 4 | Фразеологизмы – синонимы и фразеологизмы – антонимы | - формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; уметь выдвигать и обосновывать гипотезы | - учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта | - учить воспринимать точку зрения других людей | - контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы |
5 | Игра «Собери фразеологизмы» Работа с фразеологизмами: Морочить голову. Мышиная возня. | -развитие логического мышления, фонематического слуха, речи, внимания | - учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл | -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | - учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении |
6 - 7 | Иностранцы - фразеологизмы –в русском языке | -развитие речевых умений и логического мышления | -использовать нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом | - адекватно использовать средства устного общения, управлять поведением партнера, контроль, оценка действий | - учить выполнять учебные действия в устной речи |
8 - 9 | Фразеологизмы из Библии | - положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения | - под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям | - адекватно использовать средства устного общения | - учить принимать и понимать учебную задачу; осознавать то, что уже усвоено и еще подлежит усвоению, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале |
10 | Работа с фразеологизмами: А Васька слушает да ест. Засучив рукава. В поте лица. Держать камень за пазухой. Держать язык за зубами. Держи карман шире. | - формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; уметь выдвигать и обосновывать гипотезы | - учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл, рефлексия, умение ставить вопросы | - планирование сотрудничества с одноклассниками | - выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий |
11 | Исконно русские образные выражения: Грош цена. Ходить гоголем. Все дело в шляпе. От доски и до доски. Не лыком шит. Лыка не вяжет. Медвежья услуга. Попасть впросак | - формировать положительное отношение к чтению, русскому языку; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке | - учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта | - учить воспринимать точку зрения других людей | - учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении |
12 - 13 | Проект «Ты – мне, я - тебе» | - формировать интерес к изучению фразеологизмов; -желание пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания | - учить понимать информацию; постановка вопросов, анализ объектов с целью выделения признаков | - адекватно использовать средства устного общения, управлять поведением партнера, контроль, оценка действий | - первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев; - учить принимать учебную задачу, самоопределяться с выбором сложности уровня самостоятельной работы |
14 | Защита проектов | - развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами | -учить анализировать иллюстрации | -Учить высказывать свое мнение | - учить связно излагать свои мысли - контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы |
15 - 16 | Фразеологизмы из Древней Греции: Ахиллесова пята. Все течет, все изменяется. Гомерический хохот. Золотое руно. Эзопов язык. Яблоко раздора. Ящик Пандоры. Лавры пожинать. Лавровый венок. Рог изобилия | -развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства | - учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл | - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | - учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности |
17 | Диагностическое занятие «Что я уже знаю» | -Формировать интерес к занятиям, желание умело пользоваться полученными знаниями | - проверить степень усвоения полученных знаний | - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного |
18 | Это все Крылов. Волк в овечьей шкуре. Ворона в павлиньих перьях. Демьянова уха. Тришкин кафтан. Лебедь, рак да щука | - формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; уметь выдвигать и обосновывать гипотезы | - учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта | -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | -учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале |
19 - 20 | Фразеологизмы из сказок: Молочные реки и кисельные берега. За тридевять земель. Сказка про белого бычка. Живая вода. Мутить воду. По щучьему велению, по моему хотению. Рожки да ножки. Царевна Несмеяна | - положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения | - учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл, рефлексия, умение ставить вопросы | - учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе | -учить выполнять учебные действия в устной речи |
21 | Работа со словарем: Перемывать косточки. Плясать под чужую дудку. Тихой сапой | - формировать интерес к изучению фразеологизмов | -использовать нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом | - адекватно использовать средства устного общения | - учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности |
22 - 23 | Проект «Цветные фразеологизмы» | - формировать положительное отношение к чтению, русскому языку; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке | - учить понимать информацию; постановка вопросов, анализ объектов с целью выделения признаков | - адекватно использовать средства устного общения, управлять поведением партнера, контроль, оценка действий | - первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев |
24 | Защита проектов | - развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами | -учить анализировать иллюстрации | -Учить высказывать свое мнение | - учить связно излагать свои мысли; - учить осуществлять пошаговый контроль своих действий |
25 - 26 | Фразеологизмы из истории: Положить в долгий ящик. Делу время и потехе час. Вот тебе бабушка и Юрьев день. Во всю Ивановскую | -развитие логического мышления, фонематического слуха, речи, внимания | - учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл | - учить воспринимать точку зрения других людей | -учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении |
27 | Фразеологизмы и литературные произведения Разбитое корыто | -желание пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания | - выполнять логические действия с языковым материалом, - проводить анализ синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение | - учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе | - контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы |
28 | КВН | - развитие речевых умений и логического мышления | - учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл, рефлексия, умение ставить вопросы | -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | -выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий |
29 | Игры с фразеологизмами | -развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства | -учить понимать информацию; постановка вопросов, анализ объектов с целью выделения признаков | - планирование сотрудничества с одноклассниками | - учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности |
30 | Конкурс «Знаток фразеологизмов» | -развитие логического мышления, фонематического слуха, речи, внимания | - выполнять логические действия с языковым материалом, - проводить анализ синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение | - учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы, точно выражать свои мысли | - учить принимать и понимать учебную задачу; осознавать то, что уже усвоено и еще подлежит усвоению, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале |
31 | Фразеологизмы «От А до Я» | -желание пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания | - учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл | - учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе | - учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале |
32 - 33 | Мой фразеологический словарь | -развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства | -использовать нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом | - учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы, точно выражать свои мысли | - учить осуществлять пошаговый контроль своих действий |
34 | Итоговое занятие. «Чему мы научились?» | - положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения | Учить пользоваться толковым словарем для выяснения значения смысла слов | - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | - оценить полученные знания с помощью теста |
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в словарях, быстро находить нужную словарную статью;
• находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем фразеологизмы;
• выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (книгой, тетрадью; словарями и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте различные фразеологизмы.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Предполагаемое использование результатов реализации программы
Распространение опыта работы по реализации программы на методических объединениях педагогических работников.
Включение программы «В мире фразеологизмов» в Программу развития общеобразовательного учреждения.
Список использованной литературы
1. Вальчук Е.В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе. – М., 1989. – 190с
2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение,1991. – 368с
3. Волина В.В. Фразеологический словарь: Популярное пособие для начальной школы. – М.:АСТ-ПРЕСС,1997. – 96с
4. Гвоздарёв Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. – М.: Просвещение, 1998. – 192с.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. - М.: Просвещение, 1976.- 224 с.
6. Нестандартные уроки русского языка по теме «Лексика» . (3 – 4 класс) составитель - Менькова Е.В. – Волгоград. Корифей., - 2006. – 128 с
7. Телия В.Н. Русская фразеология. – М.: Языки русской культуры, 1996.– 288с.
8. Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест по разделу «Фразеология» (для 3 и 4 класса)
(вопросы учитель может выбрать в соответствии с классом и уровнем подготовки детей)
Класс _____________
Дата заполнения теста_____________________
ФИ ученика _______________________________________________________________________
Укажите правильный ответ. Фразеология – это …
а) раздел науки о языке, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова;
б) раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов;
в) раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания, целостные по своему значению;
г) раздел науки о языке, в котором слово изучается как основная единица языка.
Укажите неверное утверждение.
а) фразеологизмы придают речи живость и образность; в) существуют фразеологизмы – антонимы;
б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом; г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.
Найди фразеологизм «четвертый лишний» по значению:
а) Хоть пруд пруди. в) Тьма – тьмущая.
б) Кот наплакал. г) Яблоку негде упасть.
Укажите исконный вариант преобразованных фразеологизмов и запишите его:
а) В этом деле легавую собаку съел. ____________________________________
б) Из мухи делает протодиакона1______________________________________
в) Спит как из ведра. ________________________________________________
г) Зарубить на подбородке. ___________________________________________
Укажите фразеологизмы – синонимы2 к словосочетанию «очень быстро»:
а) как с гуся вода; в) хоть пруд пруди;
б) сломя голову; г) со всех ног.
Найдите синонимические фразеологизмы:
а) волосы дыбом; в) кровь стынет в жилах;
б) два сапога пара; г) одним миром мазаны.
Найдите антонимические3 фразеологизмы:
а) семь пядей во лбу; в) олух царя небесного; д) заячья душа.
б) проще париной репы; г) не робкого десятка;
Укажите, какое толкование фразеологизмов является правильным:
1. Выйти сухим из воды. | а) Избежать заслуженного наказания. б) Не получить ожидаемого. в) Не обрести душевного равновесия. г) Преодолеть все жизненные испытания, не потеряв лучшего в себе. |
2. Не робкого десятка. | а) Трус. б) Храбрец. в) Член преступной группировки. г) Компанейский человек, у которого много друзей. |
3. Семь пядей во лбу. | а) О человеке высокого роста. б) Умница, наделен незаурядными4 способностями. в) О человеке с излишним самомнением. г) О человеке со странностями. |
4. Олух царя небесного. | а) Верующий человек. б) Неверующий человек. в) Глупый, некчемный человек. г) Человек, наделенный способностями. |
Определите, в каком значении употребляется фразеологизмы в контексте.
а) С часу на час Сергей ожидал телеграмму. (А. Гайдар)
б) Он всю литературу как свои пять пальцев знает (Б. Лавренев)
в) Но и такая она была мне не по карману. (С. Маршак)
г) Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика. (В. Катаев)
Стрелками соедините рисунок с соответствующим ему фразеологизмом.
Висеть на хвосте. Волосы дыбом Вылететь в трубу. Как конь в яблоках. Заткнуть за пояс. Заметать следы.
Распредели записанные ниже фразеологизмы в таблицу соответственно их морфологическим признакам.
глагольные | именные | наречные |
| | |
Вывести на чистую воду, вылететь в трубу, прибрать к рукам; душа в душу жить, за обе щеки есть, положа руку на сердце; нечист на руку, воробью по колено, легок на помине.
Выпиши из текста только образные словосочетания:
а) По стене бежали стрелки, б) Природы странною игрой
Час похож на таракана. В нем двух начал раздор скрывает
Брось, к чему швырять тарелки, Как может быть он человек пустой
Бить тревогу, бить стаканы? (Б. Пастернак) И вместе с тем дурак набитый. (П. Вяземский)
в) Нельзя доверится Надежде г) В его хозяйстве небольшом
Она ужасно часто лжет: Автомобилей изобилье
Он подавал надежды прежде, Где не дойдет своим умом,
Теперь доносы подает. (Д. Минаев) Там довезут автомобили. (Э. Кроткий)
а),___________________________________________________ б) ___________________________________________
в) ___________________________________________________ г) ___________________________________________
Запишите значение фразеологизма одним словом:
а) как снег на голову ______________________________; в) как две капли воды ____________________________;
б) как в воду канул ________________________________; г) как на подбор _________________________________.
Распределите фразеологизмы на две группы: однозначные и многозначные и запиши их в таблицу
(в работе используйте словарь):
однозначные | многозначные |
| |
Вгонять в пот, куда глаза глядят, комар носа не подточит, попадать в руки, по крайней мере,
смотреть в оба, переламывать себя, где раки зимуют, точить лясы.
Найди фразеологизмы соответственно схеме:
«прилагательное + существительное» | а) Буря в стакане. б) Заколдованный круг. в) Чувство локтя. г) Кровь с молоком. |
«существительное в И.п. + существительное с предлогом» | а) Яблоко раздора. б) Коптить небо. в) Буря в стакане воды. г) Точка замерзания |
«глагол + существительное без предлога» | а) Лебединая песня. б) Мания величия. в) Брать на буксир. г) Сжигать мосты. |
Допиши правильно фразеологизм:
а) А ларчик просто …______________________. б) Раз, два и …____________________________.
в) Бабушка надвое …______________________. г) А Васька слушает, да …__________________.
Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота:
а) топорная работа; без сучка, без задоринки; б) на один покрой; трещать по швам;
снять стружку; разделать под орех. семь раз отмерь, один отрежь;
(_______________________) шито белыми нитками. ________________________
б) доводить до белого калена; в) калачом не заманишь; заварить кашу;
между топором и наковальней толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип (____________________________) (_______________________________)
г) ставить в тупик; зеленая улица;
на всех парах _________________________________________
Отгадай и запиши, какие фразеологизмы имеются в виду.
а) его вешают, приходя в уныние; задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в сове дело ___________________
б) не цветы, а вянут, не белье, а развешивают ____________________
в) он в голове у легкомысленного, несерьезного человека;
г) его советуют искать в поле; куда бросают слова, деньги _________
Запишите, какие животные живут во фразеологизмах, объясните одним словом его значение.
а) Пишет, как ____________________ лапой. (________________________)
б) Делит шкуру неубитого ___________________. (_____________________________)
в) На сердце ________________________ скребут. (____________________________)
г) _____________________ носа не подточит. (_______________________________)
Анализ тестирования
Дата проведения тестирования: «______» _____________ 20_______ г.
(число) (месяц) (год)
Количество учащихся по списку: ________________ чел.
Количество учеников, выполнявших работу: ____________________ чел.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ ТЕСТИРОВАНИЯ.
№ п.п. | вопросы | да | нет | Кол-во | Причина, в том случае, если ответ – нет. | |||
*вместо «да» или «нет» в колонке напротив вопроса ставим (+) | ||||||||
В процессе тестирования выявилось следующее: учащиеся ЗНАЮТ: | ||||||||
1 | Что такое наука фразеология (определение) | | | | | |||
2 | Что такое синонимы антонимы | | | | | |||
3 | Что такое фразеологизм, паремия, крылатое выражение и как их отличить от свободного словосочетания и предложения | | | | | |||
4 | Какие слова называются однозначными, какие многозначными. | | | | | |||
В процессе тестирования выявилось следующее: учащиеся УМЕЮТ: | ||||||||
5 | Определить особенность ФЕ в языке и речи | | | | | |||
6 | Указать исконный вариант преобразованных фразеологизмов | | | | | |||
7 | Умеют выбрать из предложенных ФЕ фразеологические синонимы фразеологические антонимы | | | | | |||
8 | Подобрать правильное толкование ФЕ | | | | | |||
9 | Определить через контекст значение ФЕ | | | | | |||
10 | Правильно соотнести рисунок с предложенными ФЕ | | | | | |||
11 | Записать значение ФЕ одним словом | | | | | |||
12 | Выявить с помощь словаря однозначность и многозначность ФЕ среди предложенных в задании | | | | | |||
13 | Правильно соотнести ФЕ со схемой, ей соответствующей | | | | | |||
14 | По предложенному началу правильно продолжить ФЕ | | | | | |||
15 | Определить, какой профессии принадлежат предложенные ФЕ | | | | | |||
16 | По загадке (варианту имплицитности информации), о какой ФЕ идет речь. | | | | | |||
17 | Правильно определить центральный образ, лежащий в основе ФЕ (например, образ к-л животного) | | | | | |||
18 | Умеют определить значение ФЕ дают точное толкование своими словами, но близкое к точному | | | | | |||
| Итого: | | | | |
Приложение 2 Диагностика уровня сформированности знаний о фразеологических единицах у младших школьников
1. Найти в тексте устойчивые выражения (фразеологизмы). Подчеркнуть.
а) Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа.
б) Я бы сквозь землю провалился от стыда. Глеб позавтракал на скорую руку, взял сумку с учебниками и вышел на крыльцо. Разбудить Димку было делом нелегким, потому что Димка спал, как убитый. Если бы за рулем сидел Зуев, ни рыба, ни мясо, мы ползли бы, как черепахи. Все бросили Ваню на произвол судьбы и накинулись на Букатина.
2. Привести примеры фразеологизмов со следующим значением:
очень близко ____________
попасть в неудобное положение ____________
справляться с любой работой ____________
не осрамиться ____________
небрежно, кое-как ____________
3. Объяснить, что обозначают представленные фразеологизмы:
ворон считать ____________
вышел сухим из воды ____________
рукой подать ____________
заговаривать зубы ____________
обвести вокруг пальца ____________
Составить рассказ (4–5 предложений) с использованием фразеологизмов.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3 Критерии оценки сформированности использования фразеологических единиц в речи младшими школьниками.
№ п/п | Задания | Критерии оценок (в баллах) | |||
0 | 1 | 2 | 3 | ||
1 | Найти в тексте устойчивые выражения (фразеологизмы) | Не подчеркнуто ни одного фразеологизма | Подчеркнуто 1–4 фразеологизма | Подчеркнуто 5–7 фразеологизмов | Подчеркнуты все фразеологизмы |
2 | Приведите примеры фразеологизмов к предложенным свободным словосочетаниям (5 свободных словосочетаний) | Не приведено ни одного фразеологизма | Приведены 1–2 примера | Приведены 3–4 примера | Приведены примеры ко всем пяти словосочетаниям |
3 | Объяснить, что обозначают представленные фразеологизмы (5 фразеологизмов) | Не объяснено ни одного фразеологизма | Объяснены 1–2 фразеологизма | Объяснены 3–4 фразеологизма | Объяснены все 5 фразеологизмов |
4 | Составить рассказ с использованием фразеологизмов (4–5 предложений) | Рассказ не составлен | Составлен бессвязный рассказ без фразеологизмов | Составлен связный рассказ из 2–3 предложений с правильным использованием одного фразеологизма | Составлен связный рассказ из 4–5 предложений с использованием нескольких фразеологизмов |
0–4 баллов – низкий уровень; 5–8 баллов – средний уровень; 9–12 баллов – высокий уровень
1 протодиакон – в православной церкви старший дьякон в соборе. Толковый словарь С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, с. 614
2 синонимы – слова или выражения близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем, и другим (красный, алый, багровый и т.д.).
3 антонимы – слова противоположным значением (день – ночь)
4 Незаурядный – необычный, выделяющийся среди других. Толковый словарь С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова с. 397
Парфильева Светлана Александровна, учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7»
муниципального образования «город Бугуруслан»
Кияйкина Наталья Федоровна