12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия55
Россия, Приморский край, Уссурийск









Творческое объединение

«Волшебное словечко»

программа кружковой работы

для детей младшего школьного возраста



























Уссурийск

2020 год





1. Пояснительная записка

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая.

Программа курса рассчитана на 35 учебных недель в году – 2 часа в неделю.

Уровень образования школьников: 2 класс

Форма учебной работы: кружковая.

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Волшебное словечко» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

2.Общая характеристика программы.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Волшебное словечко» для учащихся начальных классов.Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «волшебство» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

3.Цели и задачи программы

  Цель:

           Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей. 

Задачи:

1.     Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2.     Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3.      Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4.      Обогащать словарный запас учащихся.

5.     Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.







2. Планируемые результаты освоения курса «Волшебное словечко»

2-й класс

Личностные:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека и условий общения;

уметь определять свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения.


Метапредметные:


формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

отличать подробный пересказ от краткого;

знать основные приёмы сжатия текста для реализации краткого пересказа;

пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить);

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

при выполнении некоторых заданий использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы.



Предметные:


характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.












4.Содержание программы

2-й класс (70 ч)

п/п


Наименование раздела и количество часов


Содержание раздела

1.

Развитие речевых компетенций (устная форма)



Речевые (коммуникативные) задачи.

Говорение. Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.


2.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)


Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.


3

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия , прощания, просьбы, благодарности, извинения. Правила поведения в гостях, в магазине, в автобусе. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой.














Календарно-тематическое планирование 2020-2021 уч.год.

№ п/п

Тема занятий



Задачи

Кол-во

часов

Дата

1 гр

Дата

2 гр

1.

Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?

Практическая работа. Познакомить с основными требования написания письма

2



2.

Что такое адрес? Путешествие письма Экскурсия на почту.

Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант».

2



3.

Зачем нужны звуки языка? Загадки, скороговорки.

Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками.

2



4.

Играем в загадки. Сочинение загадок.

Познакомить с приемами конструирования загадки.

2



5.

Сочинение скороговорки.

Учить сочинять скороговорку.

2



6.

Сочиняем считалку. Два секрета считалки.


Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.

2



7.

Конкурс необычных историй.

Творческий конкурс. Учить составлению плана. Творческая работа «Необычная история».

2



8.

Работа с картиной.

Творческая работа. Учить составлять рассказ, описание по картине

2



9.

Устное изложение текста.

Учить составлять план текста, пересказ.

2



10.

Что такое текст. Особенности связанного текста.

Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

2



11.

Что такое текст. Название текста и основная мысль.

Учить различать текст и предложения.

2



12.

Структура текста.


2



13.

Главное переживание текста


2



14.

Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка.

Обогатить словарный запас учащихся.

2



15.

Происхождение слов. Как нужно говорить.


Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить.

2



16.

Крылатые слова и выражения.

Познакомить с крылатыми словами и выражениями.

2



17.

Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок.

Познакомить с фольклорными жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их.

2



18.

Сочинение стихов по заданной рифме.

Сочинить стихи по заданной рифме.

2



19.

Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.

Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.

2



20.

Сочинение сказки по серии картинок.


Сочинить сказку по серии картинок.

2



21.

Чтение и инсценировка русской народной сказки «Теремок»


2



22.

Чтение и инсценировка русской «Варежка»


2



23.

Чтение и инсценировка русской «Заюшкина избушка»


2



24.

Что такое речь? Речь устная и письменная.

Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной.

2



25.

Составление предложений из отдельных слов.

Научить составлять предложения из отдельных слов.

2



26.

Выделение признаков предложения в устной речи и на письме.

Выделить признаки предложения.

2



27.

Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.

Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте.

2



28

Сочинение по плану «Моя бабушка».


Написать сочинение на заданную тему.

2



29-30

Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам.

Написать рассказ по заданной теме.

4



31

Сочинение «Мой друг. Моя подруга».

Написать сочинение на заданную тему.

2



32-33

Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.

Написать рассказ по заданной теме.

4



34-35

Деление сплошного текста на предложения.

Учить делить сплошной текст на предложения.

4



36-37

Восстановление деформированного текста.

Учить восстанавливать деформированный текст.

4



38-39

Редактирование текста.

Учить редактировать текст.

4



40.

Сочинение «Мое любимое домашнее животное».

Написать сочинение на заданную тему.

2



41.

Слова – близнецы (омонимы).


Познакомить учащихся с группой таких слов.

2



42.

Слова – друзья – (синонимы).

Дать возможность не только воспроизвести знакомые синонимические ряды. Но и расширить их перечень за счет новых.

2



43.

Антонимы.


Расширить представление учеников об антонимах.

2



44.

Работа со словом и словарями.

Какие бывают словари?

Учить работать со словарями.


2



45.

Работа со словом и словарями.

Толковый словарь

Учить работать со словарями.


2



46.

Работа со словом и словарями.

Обратный словарь

Учить работать со словарями.


2



47.

Работа со словом и словарями.

«Пиши правильно»

Учить работать со словарями.


2



48

Работа со словом и словарями.

«Произноси правильно»

Учить работать со словарями.


2



49

Работа со словом и словарями.

Словарь происхождения слов

Учить работать со словарями.


2



50.

Ознакомление с понятием «изложение».


Познакомить с понятием «изложение». Учить писать изложения.

2



51.

Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам.

Научить написанию изложения по вопросам и опорным словам.

2



52

Обучающее изложение.

Учить писать изложение.

2



53

Творческое изложение.


Учить писать творческое изложение.

2



54-55

Путешествие по детским журналам.


4



56.

Написание записки товарищу.


2



57.

Как написать поздравление?


2



59.

Необычные слова. Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).


2



60.

Необычные слова.

Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина


2



61-62

Азбука вежливости. Адекватные ситуации речи (в беседе с взрослыми).


4



63

Научный и художественный текст.

Учить различать научный и художественный тексты.

2



64

Описание и повествование.


2



65-66

Составление текста описания на заданную тему.


4



67

Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия и слова прощания.


2



68

Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения.


2



69.

Культура общения. Правила поведения в школе.


2



70.

Культура общения. Правила поведения в общественных местах, магазинах


2




Всего


70













10


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.