Программа внеурочной деятельности «Волшебное словечко»
|
Творческое объединение
«Волшебное словечко»
программа кружковой работы
для детей младшего школьного возраста
Уссурийск
1. Пояснительная записка
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Направленность курса практическая, развивающая.
Программа курса рассчитана на 35 учебных недель в году – 2 часа в неделю.
Уровень образования школьников: 2 класс
Форма учебной работы: кружковая.
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Волшебное словечко» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
2.Общая характеристика программы.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Волшебное словечко» для учащихся начальных классов.Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «волшебство» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
3.Цели и задачи программы
Цель:
Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
2. Планируемые результаты освоения курса «Волшебное словечко»
2-й класс
Личностные:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека и условий общения;
уметь определять свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения.
Метапредметные:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать основные приёмы сжатия текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить);
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы.
Предметные:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
давать оценку невежливому речевому поведению.
4.Содержание программы
2-й класс (70 ч)
№ п/п | Наименование раздела и количество часов | Содержание раздела |
1. | Развитие речевых компетенций (устная форма) | Речевые (коммуникативные) задачи. Говорение. Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи. |
2. | Развитие речевых компетенций (письменная форма) | Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова. |
3 | Культура общения | Волшебные слова: слова приветствия , прощания, просьбы, благодарности, извинения. Правила поведения в гостях, в магазине, в автобусе. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой. |
Календарно-тематическое планирование 2020-2021 уч.год.
№ п/п | Тема занятий | Задачи | Кол-во часов | Дата 1 гр | Дата 2 гр | |||
1. | Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? | Практическая работа. Познакомить с основными требования написания письма | 2 | | | |||
2. | Что такое адрес? Путешествие письма Экскурсия на почту. | Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант». | 2 | | | |||
3. | Зачем нужны звуки языка? Загадки, скороговорки. | Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками. | 2 | | | |||
4. | Играем в загадки. Сочинение загадок. | Познакомить с приемами конструирования загадки. | 2 | | | |||
5. | Сочинение скороговорки. | Учить сочинять скороговорку. | 2 | | | |||
6. | Сочиняем считалку. Два секрета считалки. | Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи. | 2 | | | |||
7. | Конкурс необычных историй. | Творческий конкурс. Учить составлению плана. Творческая работа «Необычная история». | 2 | | | |||
8. | Работа с картиной. | Творческая работа. Учить составлять рассказ, описание по картине | 2 | | | |||
9. | Устное изложение текста. | Учить составлять план текста, пересказ. | 2 | | | |||
10. | Что такое текст. Особенности связанного текста. | Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом. | 2 | | | |||
11. | Что такое текст. Название текста и основная мысль. | Учить различать текст и предложения. | 2 | | | |||
12. | Структура текста. | | 2 | | | |||
13. | Главное переживание текста | | 2 | | | |||
14. | Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка. | Обогатить словарный запас учащихся. | 2 | | | |||
15. | Происхождение слов. Как нужно говорить. | Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить. | 2 | | | |||
16. | Крылатые слова и выражения. | Познакомить с крылатыми словами и выражениями. | 2 | | | |||
17. | Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок. | Познакомить с фольклорными жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их. | 2 | | | |||
18. | Сочинение стихов по заданной рифме. | Сочинить стихи по заданной рифме. | 2 | | | |||
19. | Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок. | Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок. | 2 | | | |||
20. | Сочинение сказки по серии картинок. | Сочинить сказку по серии картинок. | 2 | | | |||
21. | Чтение и инсценировка русской народной сказки «Теремок» | | 2 | | | |||
22. | Чтение и инсценировка русской «Варежка» | | 2 | | | |||
23. | Чтение и инсценировка русской «Заюшкина избушка» | | 2 | | | |||
24. | Что такое речь? Речь устная и письменная. | Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной. | 2 | | | |||
25. | Составление предложений из отдельных слов. | Научить составлять предложения из отдельных слов. | 2 | | | |||
26. | Выделение признаков предложения в устной речи и на письме. | Выделить признаки предложения. | 2 | | | |||
27. | Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова. | Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте. | 2 | | | |||
28 | Сочинение по плану «Моя бабушка». | Написать сочинение на заданную тему. | 2 | | | |||
29-30 | Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам. | Написать рассказ по заданной теме. | 4 | | | |||
31 | Сочинение «Мой друг. Моя подруга». | Написать сочинение на заданную тему. | 2 | | | |||
32-33 | Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам. | Написать рассказ по заданной теме. | 4 | | | |||
34-35 | Деление сплошного текста на предложения. | Учить делить сплошной текст на предложения. | 4 | | | |||
36-37 | Восстановление деформированного текста. | Учить восстанавливать деформированный текст. | 4 | | | |||
38-39 | Редактирование текста. | Учить редактировать текст. | 4 | | | |||
40. | Сочинение «Мое любимое домашнее животное». | Написать сочинение на заданную тему. | 2 | | | |||
41. | Слова – близнецы (омонимы). | Познакомить учащихся с группой таких слов. | 2 | | | |||
42. | Слова – друзья – (синонимы). | Дать возможность не только воспроизвести знакомые синонимические ряды. Но и расширить их перечень за счет новых. | 2 | | | |||
43. | Антонимы. | Расширить представление учеников об антонимах. | 2 | | | |||
44. | Работа со словом и словарями. Какие бывают словари? | Учить работать со словарями. | 2 | | | |||
45. | Работа со словом и словарями. Толковый словарь | Учить работать со словарями. | 2 | | | |||
46. | Работа со словом и словарями. Обратный словарь | Учить работать со словарями. | 2 | | | |||
47. | Работа со словом и словарями. «Пиши правильно» | Учить работать со словарями. | 2 | | | |||
48 | Работа со словом и словарями. «Произноси правильно» | Учить работать со словарями. | 2 | | | |||
49 | Работа со словом и словарями. Словарь происхождения слов | Учить работать со словарями. | 2 | | | |||
50. | Ознакомление с понятием «изложение». | Познакомить с понятием «изложение». Учить писать изложения. | 2 | | | |||
51. | Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам. | Научить написанию изложения по вопросам и опорным словам. | 2 | | | |||
52 | Обучающее изложение. | Учить писать изложение. | 2 | | | |||
53 | Творческое изложение. | Учить писать творческое изложение. | 2 | | | |||
54-55 | Путешествие по детским журналам. | | 4 | | | |||
56. | Написание записки товарищу. | | 2 | | | |||
57. | Как написать поздравление? | | 2 | | | |||
59. | Необычные слова. Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке). | | 2 | | | |||
60. | Необычные слова. Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина | | 2 | | | |||
61-62 | Азбука вежливости. Адекватные ситуации речи (в беседе с взрослыми). | | 4 | | | |||
63 | Научный и художественный текст. | Учить различать научный и художественный тексты. | 2 | | | |||
64 | Описание и повествование. | | 2 | | | |||
65-66 | Составление текста описания на заданную тему. | | 4 | | | |||
67 | Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия и слова прощания. | | 2 | | | |||
68 | Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения. | | 2 | | | |||
69. | Культура общения. Правила поведения в школе. | | 2 | | | |||
70. | Культура общения. Правила поведения в общественных местах, магазинах | | 2 | | | |||
| Всего | | 70 | | |
10