Программа курса внеурочной деятельности "Я гражданин"
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Туринская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО кл.рук протокол № _______ Руководитель МО кл.рук. «____» ________2023г. | Согласовано: Зам. дир. по воспитательной работе: Кампаускайте А.А. «__» __________2023г. | Утверждаю: директор школы _______ Н.Н. Кондырева «____» ________2023г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Я - гражданин»
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Бердникова Евгения Геннадьевна,
учитель высшей кв. категории
г. Туринск
2023г
Пояснительная записка
Рабочая программа данного факультативного курса разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 13.08.2021 № 805-Д «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области».
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Туринской школы – интернат, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.01.2020 №20-Д.
Локальные акты образовательного учреждения.
Программа создана с учётом психофизического развития и потенциальных возможностей обучающихся. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении на уровне основного общего образования.
Цель курса: формирование ценностной сферы обучающихся посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации обучающихся, воспитанников.
Основные задачи:
- ориентация обучающихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой;
-формирование у обучающихся готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;
-воспитание уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;
-развитие у обучающихся, толерантности, ответственности за будущее своей страны.
- социальная адаптация обучающихся с нарушением интеллекта, формирование эмоциональных и социальных навыков, необходимых в повседневной жизни, компенсация особенностей их психофизического развития.
-формирование у обучающихся законопослушного поведения, необходимых правовых норм поведения.
-формирование нравственного самосознания, ответственности как черту личности и обучение культуре поведения на основе управления собой (коррекция поведения).
-развитие познавательной активности обучающихся, повышение мотивации к учебной деятельности.
-привитие сознательного отношения к труду.
-расширение знаний обучающихся о мире профессий, осознания ими связи между благополучием человека и его трудом, выработка устойчивых волевых и моральных качеств, необходимых в трудовой деятельности.
Данные цель и задачи реализуются через классные часы, которые имеют следующие направления воспитательной работы:
Ученик – гражданин и патриот России;
Ученик – здоровая личность;
Ученик – нравственная личность;
Ученик – трудолюбивая личность;
Ученик – знаток и ценитель прекрасного.
Классные часы по данным разделам имеют разнообразную тематику, которая указана в программе по воспитательной работе, и направлены на:
коррекцию девиантного, поведения некоторых обучающихся класса и выработке единых ценностных норм и правил поведения, формирование законопослушного гражданина;
формирование адекватной самооценки у обучающихся;
выполнение правил внутреннего распорядка: формирование дисциплинированности на уроках, ответственности при выполнении домашнего задания, негативного отношения к опозданиям и прогулам, сквернословию;
формирование санитарно-гигиенических навыков, а также выполнение требований к внешнему виду обучающегося (школьная форма и сменная обувь).
обучение культуре поведения, формирование отрицательного отношения к аморальным поступкам, осуждения грубости, оскорблений.
профилактику безнадзорности и вредных привычек.
профилактику хищения малогабаритного товара в торговых заведениях и торговых центрах.
Занятия проводятся по каждому разделу 1 раз в неделю по одному часу в виде различных форм проведения классных часов, исходя из психофизических особенностей обучающихся данного класса. Особое внимание следует уделить коррекции девиантного, неадекватного поведения некоторых обучающихся, профилактике вредных привычек, формированию санитарно-гигиенических навыков и обучению культуре поведения.
На классных часах используются разнообразные методы и приёмы: беседа, обсуждение, просмотр презентации, анкетирование, объяснение, рассказ. В конце каждой четверти и в конце учебного года с обучающимися класса запланированы итоговые классные собрания по результатам классных соревнований «Наши успехи», на которых подводятся итоги учебной и воспитательной деятельности, итоги по соуправлению. Основная цель таких собраний: воспитание умения адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности.
Планируемые результаты освоения факультативного курса
Личностные результаты:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Программа формирования базовых учебных действий
Познавательные базовые учебные действия:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные базовые учебные действия:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные базовые учебные действия:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Планируемые предметные результаты.
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.
Сформированы умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическое планирование
Дата | Направление классных часов | Тема | Форма |
СЕНТЯБРЬ | | ||
1 сентября | «Ученик – патриот и гражданин России». | День знаний. Всероссийский открытый урок по безопасности детей и подростков. | Беседа, показ презентации |
8 сентября | «Ученик – здоровая личность и его безопасность» | «Боль Беслана-боль России» | Беседа, показ видеофильма |
15 сентября | «Ученик – здоровая личность и его безопасность» | Союлюдая ПДД -не окажешься в беде! | Викторина |
22 сентября | «Ученик – здоровая личность и его безопасность» | Дружба – чудесное слово. | Экскурсия в детскую библиотеку |
29 сентября | «Ученик – нравственная личность» | Безопасность на все 100! | Путешествие по станциям |
ОКТЯБРЬ | | ||
6 октября | «Ученик – нравственная личность» | Общешкольный праздник, посвящённый Дню учителя «Праздник своими руками» | Общешкольное мероприятие |
13 октября | «Ученик – патриот и гражданин России» | «Мы в ответе за свои поступки» (Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) «Я и закон» (хищение малогабаритного товара в торговых заведениях, хулиганство, нецензурная брань, комендантский час, самовольные уходы и т.д.) | Групповая дискуссия |
20 октября
| Деловая игра | ||
27 октября | «Ученик – нравственная личность» | Классное итоговое собрание за 1 четверть. | Итоговое собрание |
31.10-03.11 | ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ. «Ученик – знаток и ценитель прекрасного» | Осенние каникулы с пользой. | Экскурсии в музеи, предприятия, в детскую библиотеку, походы в кинотеатр, на природу. |
НОЯБРЬ | | ||
10 ноября | «Ученик – патриот и гражданин России» | «Они живы памятью нашей». (памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов Внутренних дел России.) | Беседа, обсуждение. Показ видеороликов |
17 ноября | «Ученик – здоровая личность и его безопасность» | «Есть о чём подумать» (формирование негативного отношения к незаконному потреблению наркотических и психотропных веществ, вредные привычки: курение, токсикомания, употребление спиртных напитков). | Групповая дискуссия, обсуждение |
24 ноября | «Ученик – нравственная личность» | Общешкольный праздник, посвящённый Дню матери «Пусть всегда будет мама!» | Общешкольное мероприятие |
ДЕКАБРЬ | | ||
1 декабря | «Ученик – здоровая личность и его безопасность» | «СТОП ВИЧ/СПИД» | Акция |
8 декабря | «Ученик – патриот и гражданин России» | «Мы-патриоты». День добровольца (волонтёра) в России | Флешмоб |
15 декабря | «Ученик – патриот и гражданин России» | «В гости к художнику» (классный час, посвящённый Международному дню художника.) | Виртуальная экскурсия |
22 декабря | «Ученик – нравственная личность» | Классное итоговое собрание за 2 четверть. | Итоговое собрание |
28 декабря | «Ученик – нравственная личность» | «Дорога и мы». Профилактика ПДД, на железной дороге. | Обсуждение, соревнование |
ЯНВАРЬ | | ||
01.01-08.01. | ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ | | |
12 января | «Ученик – нравственная личность» | «Вежливость и невежество» | Викторина |
19 января | «Ученик – нравственная личность» | «Твори добро» (проведение совместных мероприятий с обучающимися младших классов) | Тренинг |
26 января | «Ученик – патриот и гражданин России» | Помнить… и никогда не забывать День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвип-Биркенау (Освенцима) – День памяти Холокоста | Обсуждение, видео хроника |
ФЕВРАЛЬ | | ||
2 февраля | «Ученик – патриот и гражданин России» | «Сталинград никем непокоренный». 81 год со дня победы Вооружённых сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве | Лекция, видеохроника |
9 февраля | «Ученик – патриот и гражданин России» | Общешкольное мероприятие битва хоров «Военная песня» | Общешкольное мероприятие |
16 февраля | «Ученик – нравственная личность» | Общешкольный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества «В честь защитников Отечества». | Общешкольное мероприятие |
20.02-26.02 | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ. «Ученик – знаток и ценитель прекрасного» | «Зимняя сказка» | Экскурсии в музеи, предприятия, в детскую библиотеку, походы в кинотеатры, на природу. |
МАРТ | | ||
2 марта | «Ученик – здоровая личность и его безопасность» | «За здоровье и безопасность наших детей» (профилактика наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков, немедицинского потребления психоактивных веществ) | Акция |
9 марта | «Ученик – нравственная личность» | Общешкольный праздник, посвящённый международному женскому дню 8 Марта «Самые обаятельные и привлекательные». | Общешкольное мероприятие |
16 марта | «Ученик – нравственная личность» | Классное итоговое собрание за 3 четверть. | Итоговое собрание |
20.03-26.03 | ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ | Экскурсия в кинотеатр. | Экскурсия |
30 марта | «Ученик – трудолюбивая личность» | Общешкольное мероприятие по профориентации. | Общешкольное мероприятие |
АПРЕЛЬ | | ||
6 апреля | «Ученик – патриот и гражданин России» | «Единый день профилактики» взаимодействие с субъектами профилактики специалистов ПДН, ГИБДД | Акция |
13 апреля | «Ученик – патриот и гражданин России» | «Без срока давности» День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ. | Беседа, дискуссия |
20 апреля | «Ученик – трудолюбивая личность» | «Весенняя неделя добра» (общественно-полезный труд, благоустройство школьного двора) | Добровольческая акция |
27 апреля | «Ученик – здоровая личность и его безопасность» | «За здоровье и безопасность наших детей» (профилактика наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков, немедицинского потребления психоактивных веществ) | Просмотр видеосюжетов |
МАЙ | | ||
4 мая | Ученик – патриот и гражданин России | Общешкольный праздник, посвящённый Дню Победы «Девятый день большого мая». | Общешкольное мероприятие |
11 мая | «Ученик – нравственная личность» | Классное итоговое собрание за 4 четверть, за год. | Итоговое собрание |
18 мая | «Ученик – патриот и гражданин России» | «Твои безопасные каникулы» Безопасность в летние каникулы (ПДД, ПБ, водоёмы, комендантский час, самовольные уходы из дома, кражи в магазинах, вымогательство, порча чужого имущества) | Беседа, обсуждение. Викторина |
25 мая | «Ученик – здоровая личность и его безопасность» | Общешкольный праздник, посвящённый последнему звонку | Общешкольное мероприятие |
ИЮНЬ | | ||
1 июня | «Ученик – здоровая личность и его безопасность» | Общешкольный праздник - День защиты детей | Общешкольное мероприятие |