Программа курса внеурочной деятельности "Я гражданин"

0
0
Материал опубликован 16 September в группе

​​​​​​​ государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Туринская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Рассмотрена

и рекомендована

к утверждению

на заседании МО кл.рук

протокол № _______

Руководитель МО кл.рук.

«____» ________2023г.



Согласовано:

Зам. дир. по воспитательной работе:

Кампаускайте А.А.

«__» __________2023г.

Утверждаю:

директор школы

_______ Н.Н. Кондырева

«____» ________2023г.






Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Я - гражданин»

на 2023-2024 учебный год

















Составитель:

Бердникова Евгения Геннадьевна,

учитель высшей кв. категории



г. Туринск


2023г



Пояснительная записка

Рабочая программа данного факультативного курса разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 13.08.2021 № 805-Д «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области».

Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Туринской школы – интернат, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.01.2020 №20-Д.

Локальные акты образовательного учреждения.

Программа создана с учётом психофизического развития и потенциальных возможностей обучающихся. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении на уровне основного общего образования.

Цель курса: формирование ценностной сферы обучающихся посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации обучающихся, воспитанников.

Основные задачи:

- ориентация обучающихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой;

-формирование у обучающихся готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;

-воспитание уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;

-развитие у обучающихся, толерантности, ответственности за будущее своей страны.

- социальная адаптация обучающихся с нарушением интеллекта, формирование эмоциональных и социальных навыков, необходимых в повседневной жизни, компенсация особенностей их психофизического развития.

-формирование у обучающихся законопослушного поведения, необходимых правовых норм поведения.

-формирование нравственного самосознания, ответственности как черту личности и обучение культуре поведения на основе управления собой (коррекция поведения).

-развитие познавательной активности обучающихся, повышение мотивации к учебной деятельности.

-привитие сознательного отношения к труду.

асширение знаний обучающихся о мире профессий, осознания ими связи между благополучием человека и его трудом, выработка устойчивых волевых и моральных качеств, необходимых в трудовой деятельности.

Данные цель и задачи реализуются через классные часы, которые имеют следующие направления воспитательной работы:

Ученик – гражданин и патриот России;

Ученик – здоровая личность;

Ученик – нравственная личность;

Ученик – трудолюбивая личность;

Ученик – знаток и ценитель прекрасного.

Классные часы по данным разделам имеют разнообразную тематику, которая указана в программе по воспитательной работе, и направлены на:

коррекцию девиантного, поведения некоторых обучающихся класса и выработке единых ценностных норм и правил поведения, формирование законопослушного гражданина;

формирование адекватной самооценки у обучающихся;

выполнение правил внутреннего распорядка: формирование дисциплинированности на уроках, ответственности при выполнении домашнего задания, негативного отношения к опозданиям и прогулам, сквернословию;

формирование санитарно-гигиенических навыков, а также выполнение требований к внешнему виду обучающегося (школьная форма и сменная обувь).

обучение культуре поведения, формирование отрицательного отношения к аморальным поступкам, осуждения грубости, оскорблений.

профилактику безнадзорности и вредных привычек.

профилактику хищения малогабаритного товара в торговых заведениях и торговых центрах.

Занятия проводятся по каждому разделу 1 раз в неделю по одному часу в виде различных форм проведения классных часов, исходя из психофизических особенностей обучающихся данного класса. Особое внимание следует уделить коррекции девиантного, неадекватного поведения некоторых обучающихся, профилактике вредных привычек, формированию санитарно-гигиенических навыков и обучению культуре поведения.

На классных часах используются разнообразные методы и приёмы: беседа, обсуждение, просмотр презентации, анкетирование, объяснение, рассказ. В конце каждой четверти и в конце учебного года с обучающимися класса запланированы итоговые классные собрания по результатам классных соревнований «Наши успехи», на которых подводятся итоги учебной и воспитательной деятельности, итоги по соуправлению. Основная цель таких собраний: воспитание умения адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности.

Планируемые результаты освоения факультативного курса

Личностные результаты:

становление ценностного отношения к своей Родине – России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

уважение к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

бережное отношение к природе;

неприятие действий, приносящих вред природе.

Программа формирования базовых учебных действий

Познавательные базовые учебные действия:

1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные базовые учебные действия:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Регулятивные базовые учебные действия:

1) самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Планируемые предметные результаты.

Сформировано представление:

о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;

символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;

народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;

важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:

к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;

семье и семейным традициям;

учебе, труду и творчеству;

своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:

к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;

общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;

государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;

природе, природным явлениям и формам жизни;

художественному творчеству.

Сформированы умения:

устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;

распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Тематическое планирование


Дата

Направление классных часов

Тема

Форма

СЕНТЯБРЬ


1 сентября

«Ученик – патриот и гражданин России».

День знаний. Всероссийский открытый урок по безопасности детей и подростков.

Беседа, показ презентации

8 сентября

«Ученик – здоровая личность и его безопасность»

«Боль Беслана-боль России»

Беседа, показ видеофильма

15 сентября

«Ученик – здоровая личность и его безопасность»

Союлюдая ПДД -не окажешься в беде!

Викторина

22 сентября

«Ученик – здоровая личность и его безопасность»

Дружба – чудесное слово.

Экскурсия в детскую библиотеку

29 сентября

«Ученик – нравственная личность»

Безопасность на все 100!

Путешествие по станциям

ОКТЯБРЬ


6 октября

«Ученик – нравственная личность»

Общешкольный праздник, посвящённый Дню учителя «Праздник своими руками»

Общешкольное мероприятие

13 октября

«Ученик – патриот и гражданин России»

«Мы в ответе за свои поступки» (Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)

«Я и закон» (хищение малогабаритного товара в торговых заведениях, хулиганство, нецензурная брань, комендантский час, самовольные уходы и т.д.)

Групповая дискуссия

20 октября

Деловая игра

27 октября

«Ученик – нравственная личность»

Классное итоговое собрание за 1 четверть.

Итоговое собрание

31.10-03.11

ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ.

«Ученик – знаток и ценитель прекрасного»

Осенние каникулы с пользой.

Экскурсии в музеи, предприятия, в детскую библиотеку, походы в кинотеатр, на природу.

НОЯБРЬ


10 ноября

«Ученик – патриот и гражданин России»

«Они живы памятью нашей». (памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов Внутренних дел России.)

Беседа, обсуждение.

Показ видеороликов

17 ноября

«Ученик – здоровая личность и его безопасность»

«Есть о чём подумать» (формирование негативного отношения к незаконному потреблению наркотических и психотропных веществ, вредные привычки: курение, токсикомания, употребление спиртных напитков).

Групповая дискуссия, обсуждение

24 ноября

«Ученик – нравственная личность»

Общешкольный праздник, посвящённый Дню матери «Пусть всегда будет мама!»

Общешкольное мероприятие

ДЕКАБРЬ


1 декабря

«Ученик – здоровая личность и его безопасность»

«СТОП ВИЧ/СПИД»

Акция

8 декабря

«Ученик – патриот и гражданин России»

«Мы-патриоты». День добровольца (волонтёра) в России

Флешмоб

15 декабря

«Ученик – патриот и гражданин России»

«В гости к художнику» (классный час, посвящённый Международному дню художника.)

Виртуальная экскурсия

22 декабря

«Ученик – нравственная личность»

Классное итоговое собрание за 2 четверть.

Итоговое собрание

28 декабря

«Ученик – нравственная личность»

«Дорога и мы». Профилактика ПДД, на железной дороге.

Обсуждение, соревнование

ЯНВАРЬ


01.01-08.01.

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ


12 января

«Ученик – нравственная личность»

«Вежливость и невежество»

Викторина

19 января

«Ученик – нравственная личность»

«Твори добро» (проведение совместных мероприятий с обучающимися младших классов)

Тренинг

26 января

«Ученик – патриот и гражданин России»

Помнить… и никогда не забывать День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвип-Биркенау (Освенцима) – День памяти Холокоста

Обсуждение, видео хроника

ФЕВРАЛЬ


2 февраля

«Ученик – патриот и гражданин России»

 «Сталинград никем непокоренный». 81 год со дня победы Вооружённых сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве

Лекция, видеохроника

9 февраля

«Ученик – патриот и гражданин России»

Общешкольное мероприятие битва хоров «Военная песня»

Общешкольное мероприятие

16 февраля

«Ученик – нравственная личность»

Общешкольный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества «В честь защитников Отечества».

Общешкольное мероприятие

20.02-26.02

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ. «Ученик – знаток и ценитель прекрасного»

«Зимняя сказка»

Экскурсии в музеи, предприятия, в детскую библиотеку, походы в кинотеатры, на природу.

МАРТ


2 марта

«Ученик – здоровая личность и его безопасность»

«За здоровье и безопасность наших детей» (профилактика наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков, немедицинского потребления психоактивных веществ)

Акция

9 марта

«Ученик – нравственная личность»

Общешкольный праздник, посвящённый международному женскому дню 8 Марта «Самые обаятельные и привлекательные».

Общешкольное мероприятие

16 марта

«Ученик – нравственная личность»

Классное итоговое собрание за 3 четверть.

Итоговое собрание

20.03-26.03

ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ

Экскурсия в кинотеатр.

Экскурсия

30 марта

«Ученик – трудолюбивая личность»

Общешкольное мероприятие по профориентации.

Общешкольное мероприятие

АПРЕЛЬ


6 апреля

«Ученик – патриот и гражданин России»

«Единый день профилактики» взаимодействие с субъектами профилактики специалистов ПДН, ГИБДД

Акция

13 апреля

«Ученик – патриот и гражданин России»

«Без срока давности» День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ.

Беседа, дискуссия

20 апреля

«Ученик – трудолюбивая личность»

«Весенняя неделя добра» (общественно-полезный труд, благоустройство школьного двора)

Добровольческая акция

27 апреля

«Ученик – здоровая личность и его безопасность»

«За здоровье и безопасность наших детей» (профилактика наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков, немедицинского потребления психоактивных веществ)

Просмотр видеосюжетов

МАЙ


4 мая

Ученик – патриот и гражданин России

Общешкольный праздник, посвящённый Дню Победы «Девятый день большого мая».

Общешкольное мероприятие

11 мая

«Ученик – нравственная личность»

Классное итоговое собрание за 4 четверть, за год.

Итоговое собрание

18 мая

«Ученик – патриот и гражданин России»

«Твои безопасные каникулы» Безопасность в летние каникулы (ПДД, ПБ, водоёмы, комендантский час, самовольные уходы из дома, кражи в магазинах, вымогательство, порча чужого имущества)

Беседа, обсуждение.

Викторина

25 мая

«Ученик – здоровая личность и его безопасность»

Общешкольный праздник, посвящённый последнему звонку


Общешкольное мероприятие

ИЮНЬ


1 июня

«Ученик – здоровая личность и его безопасность»

Общешкольный праздник - День защиты детей

Общешкольное мероприятие


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации