Программа внеурочной деятельности на тему «Занимательный мир чисел» (5-8 классы)

4
0
Материал опубликован 16 March 2021

 

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МИР ЧИСЕЛ»


 

5-8 классы

 

2019 год
 

Пояснительная записка

Программа курса «Занимательный мир чисел» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-8-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении, а также интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся.

Программа внеурочной деятельности содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся, создаются условия для успешности каждого.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Таким образом, основной целью разработанной внеурочной деятельности является углубление и расширение математических знаний и умений, сохранение и развитие интереса учащихся к математике.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:

в направлении личностного развития: развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, высокой культуры математического мышления; оптимальное развитие математических способностей у учащихся; расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.

коммуникативные УУД: воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

доброжелательный психологический климат на занятиях;

личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

оптимальное сочетание форм деятельности;

доступность.

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

 

Предполагаемая результативность курса:

усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевых понятий;

улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах, научно-практических конференциях.


 

Общая характеристика курса «Занимательный мир чисел»

Курс «Занимательный мир чисел» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. В образовательном процессе мало времени уделяется геометрическим заданиям, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Место курса «Занимательный мир чисел» в учебном плане

Программа рассчитана на четыре года, 136 часов , 1 час в неделю. Содержание курса «Занимательный мир чисел» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Результаты освоения содержания курса «Занимательный мир чисел»

Личностными результатами изучения данного курса являются:

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов     

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты изучения данного курса.

Обучающиеся научаться:

сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы

применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

воспроизводить способ решения задачи;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

Обучающиеся получат возможность научиться:

конструировать несложные задачи;

анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.


 

Предметные результаты:

знают особые случаи устного счета

решают текстовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»

знают разнообразные логические приемы, применяемые при решении задач.

решают нестандартные задачи

решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов

Содержание курса «Занимательный мир чисел»

Содержание курса «Занимательный мир чисел» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.

5 класс

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. (5ч)

Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Славянские цифры. История возникновения названий – «миллион», «миллиард», «триллион».

Мир занимательных задач (17ч)

Головоломки и числовые ребусы. Судоку. Старинные задачи. Задачи, решаемые способом перебора, «с конца». Логические задачи. Комбинаторные задачи. Графы. Круги Эйлера. Принцип Дирихле. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи на движение нестандартного характера.

Блистательные умы (5ч)

К.Гаусс. Л.Эйлер. Л.Ф.Магницкий. С.В. Ковалевская.

Математика вокруг нас (7ч)

Фольклорная математика. Покорение космоса и математика. Математика и наша станица

Математика и наш край. Математика и здоровье человека.

 

6 класс

Занимательная арифметика (14ч)

Занимательная арифметика. История развития начальной математики. Запись цифр и чисел у других народов. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Числа - великаны и числа- малютки. Открытие нуля. Интересные приемы устных вычислений. Некоторые приёмы быстрого счёта. Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99. Умножение на число, оканчивающееся на 5. Умножение и деление на 25,75,50,125. Умножение и деление на 111,1111 и т.д. Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые. Умножение чисел, близких к 100.Умножение на число, близкое к 1000.Умножение на 101,1001 и т.д.

Занимательные задачи (20ч)

Магические квадраты. Отгадывание и составление магических квадратов. Математические фокусы. Математические фокусы с «угадыванием чисел». Математические ребусы. Решение заданий на восстановление записей вычислений. Понятие софизма. Задачи – шутки. Решение шуточных задач в форме загадок. Старинные задачи. Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.


 

7 класс

Окно в историческое прошлое (6часов)

Системы счисления. Почему нашу запись называют десятичной? Развитие нумерации на Руси. Решение старинных задач . Как появилась алгебра. Ал – Хорезми. Введение буквенной символики. Занимательные факты математики. Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.

Элементы истории математики. "Таинственные знаки" математики Древнего Востока. Древний Египет (2 часа)

Элементы истории математики. "Таинственные знаки" математики Древнего Востока.

Древний Египет

Логические задачи (18ч)

Как научиться решать задачи? Старинный способ решения задач на смешение веществ. Решение задач на движение. Решение нестандартных задач. Решения задач «обратным ходом». Принцип Дирихле. Задачи на переливание. Задачи на делимость. Задачи, решаемые с помощью графов.

 

Действительные числа (8часов)

Историческая справка. Римские и арабские цифры и числа. Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения. Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. Пропорции. Решение задач на пропорции. Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.


 

8 класс

Статистика и теория вероятностей ( 5часов)

Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения. Статистические характеристики наборов чисел. Гистограмма. Простейшие формулы комбинаторики: число сочетаний и число размещений. Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.

 

Таблицы и диаграммы (5часов)

Чтение таблиц и диаграмм. Практическое применение данных для решения задач. Работа с графиками и таблицами.

 

Задачи на проценты (10часов)

Отношение. Деление числа в данном отношении. Пропорции, основные свойства пропорций. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по известному количеству процентов от него. Процентное отношение двух чисел. Увеличение и уменьшение числа на данное количество процентов.

 

Решение жизненно-ориентированных задач (14часов)

Решение задач на движение. Решение задач на работу. Решение банковских задач. Решение задач на целые части. Практические расчеты по формулам.


 

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Кол час

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

5 класс

1

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.

5

Имеют представлении о римских цифрах, о сумме разрядных слагаемых, о позиционном способе записи числа, о десятичной системе счисления. Могут записать, пользуясь римской нумерацией, числа. Умение работы с тестовыми заданиями. Восприятие устной речи.

2

Мир занимательных задач

17

Владение умением предвидеть возможные последствия своих действий

3

Блистательные умы

5

Восприятие устной речи, участие в диалоге. Демонстрируют умение обобщения и системати-зации знаний. Умеют добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа.

4

Математика вокруг нас

7

Аргументировано отвечают на поставленные вопросы, осмысливают ошибки. Умеют добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа.

6 класс

6

Занимательная арифметика

 

14

Умеют работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов. Умеют решать проблемные задачи и ситуации. Выполняют умножение и деление натуральных чисел.

7

Занимательные задачи

20

Знают способы решения уравнений, умеют решать простейшие задачи. Формирование умения запол-нять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц.

7 класс

8

Окно в историческое прошлое.

 

6

Восприятие устной речи, участие в диалоге. Демонстрируют умение обобщения и системати-зации знаний. Умеют добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа.

9

Элементы истории математики. "Таинствен-ные знаки" математики Древнего Востока.

2

Восприятие устной речи, участие в диалоге. Умеют добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа.

10

Логические задачи

18

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; решать задачи из реальной практики, извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; 

11

Действительные числа.

 

8

Вычислять значения числовых и алгебраических выражений. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

 

8 класс

12

Статистика и теория вероятностей

5

Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.). Моделировать ход решения с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов.

13

Таблицы и диаграммы.

5

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений

14

Задачи на проценты.

10

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; решать задачи из реальной практики, извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль

15

Решение жизненно-ориентированных задач

14

Выполнять практико-ориентированные задания на нахождение неизвестного.  Выделять в условии задачи данные, необходимые для её решения,  строить  логическую цепочку рассуждений


 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по курсу «Занимательная математика»

Методические пособия для учителя

Горев П.М., Утёмов В.В. Уроки развивающей математики. 5-6 классы. Задачи математического кружка. – Киров: изд. МЦИТО, 2014

Гусев А.А. Математический кружок. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2013

Киселёва Г.М. Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2013

Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка.– М.: Мнемозина, 2012

Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы. Ю.В. Лепёхин – Волгоград: Учитель, 2011

Факультативные занятия: Математика после уроков. Т.С.Безлюдова – Мозырь: Белый Ветер, 2013

Математические олимпиады: методика подготовки.А.В. Фарков – М.: ВАКО, 2014

Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс, 2005-

8. А.Г.Мордкович, Н.П.Николаев. Алгебра.7 класс. В 2 частях: ч.1. Учебник и ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2013 г.

9. А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2011. 10. А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2014.

11. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».

12. Гаврилова Т. Д. Занимательная математика. 5-11 класс. – Волгоград: Учитель, 2008.

13. Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2004.

 

Интернет-ресурсы

http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

www.1september.ru - приложения к газете «1сентября»

http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://mat-game.narod.ru/ математическая гимнастика

http://mathc.chat.ru/ математический калейдоскоп

http://www.krug.ural.ru/keng/ Кенгуру

http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии

http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики

http://www.uchportal.ru/ - учительский портал

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

http://mmmf.msu.ru/circles/z5/ - Малый Мехмат МГУ. Материалы занятий кружков

www.math-on-line.com – Занимательная математика – школьникам

Календарно – тематическое планирование


 

урока

Темы занятий

Материально-техническое оснащение

Кол-во час.

Дата проведения

Универсальные учебные действия

План

Факт

5 К Л А С С

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. ( 5 часов )

1

Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей.

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал.

1

 

 

КУУД: развивать у учащихся представления о месте математики в системе наук; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные отношении со сверстниками.

РУУД: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения;

составлять план выполнения задания совместно с учителем.

ПУУД: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществен-ных признаков; делать предположения об информации, которая нужна для решения предметной задачи.

2

Иероглифическая система древних египтян.

1

 

 

3

Римские цифры. Славянские цифры.

1

4

Славянские цифры.

1

 

 

5

История возникновения названий-«миллион», «миллиард», «триллион»

1

Мир занимательных задач ( 17 часов )

6-7

Головоломки и числовые ребусы. Судоку

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

2

 

 

КУУД: уметь отстаивать свою точку зрения при необходимости.

РУУД: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.

ПУУД: преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область.

8

Старинные задачи. Задачи, решаемые способом перебора, «с конца»

1

 

 

КУУД: уметь понимать точку зрения другого, слушать друг друга.

РУУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

ПУУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников.

9

Логические задачи

1

 

 

КУУД: отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

10

Игра «Математический футбол»

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

1

 

 

КУУД: уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменить свою точку зрения.

РУУД: понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.

11

Принцип Дирихле

1

 

 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

РУУД: составлять план выполнения заданий совместно с учителем.

ПУУД: записывать выводы в виде правил.

12

Комбинаторные задачи

1

 

 

КУУД: уметь высказывать точку зрения, пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

РУУД: работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные источники для получения информации.

ПУУД: записывать выводы.

13

Круги Эйлера

1

 

 

КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения.

ПУУД: передавать содержание е в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

14

Графы

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

1

 

 

КУУД: уметь отстаивать точку зрения, аргументируя её.

РУУД: использовать основные и дополнительные средства получения информации.

ПУУД: записывать выводы в виде правил.

15

Соревнование. Математическая регата

1

 

 

КУУД: уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменить свою точку зрения.

РУУД: понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.

16

Задачи на взвешивание

1

 

 

КУУД: отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами.

РУУД: работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства.

ПУУД: передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

17-18

Задачи на переливание

1

 

 

КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: определять цель учебной деятельности, искать средства её осуществления.

ПУУД: записывать выводы.

20

«Много» или «мало»

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

1

 

 

КУУД: уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменить свою точку зрения. уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций

РУУД: работать по составленному плану, использовать дополнительные источники информации.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

21

Задачи на движение нестандартного характера.

2

 

 

КУУД: уметь принимать точку зрения другого.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.

22

Соревнование «Кто больше»

1

 

 

КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации.

ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.

Блистательные умы (5 часов)

23

К. Гаусс – король математиков

. Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

1

 

 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

составлять план выполнения заданий совместно с учителем.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

24

Леонард Эйлер – идеальный математик

1

25

Л.Магницкий и его «Арифметика»

1

26

С. Ковалевская – первая женщина математик

1

27

Великие математики

1

Математика вокруг нас (8 часов)

28

Фольклорная математика

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

1

 

 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения; составлять план выполнения заданий совместно с учителем.

работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи; передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.

Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников.

29

Покорение космоса и математика

1

 

30

Математика и наша станица

1

 

31

Математика и наш край

1

 

32-33

Математика и здоровье человека

2

 

34

Соревнование. Математическая карусель

1

 

 

6 К Л А С С

Занимательная арифметика ( 14 часов)

1

Занимательная арифметика. История развития начальной математики.

 

1

 

 

КУУД: развивать у учащихся представления о месте математики в системе наук; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные отношении со сверстниками.

РУУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.

 

2

Запись цифр и чисел у других народов

1

 

 

3

Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация

1

 

4

Числа - великаны и числа- малютки

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

1

 

5

Открытие нуля.

1

 

 

6-7

Интересные приёмы устных вычислений. Некоторые приёмы быстрого счёта.

2

 

 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций. уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации. ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.

 

8-9

Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.

2

 

 

10

Умножение на число, оканчивающееся на 5. Умножение и деление на 25,75,50,125.

1

 

 

11

Умножение и деление на 111,1111 и т.д.

1

 

 

КУУД: уметь принимать точку зрения другого.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.

12

Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10.

1

 

 

13

Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.

1

 

 

14

Умножение чисел, близких к 100. Умножение чисел, близких к 1000. Умножение на 101, 1001 и т.д.

1

 

 

Занимательные задачи ( 20 часов )

15

Магические квадраты

 

1

 

 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: работать по составленному плану, использовать дополнительные источники информации.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

16-17

Отгадывание и составление магических квадратов.

2

 

18-21

Математические фокусы

4

 

 

22-23

Математические фокусы с «угадыванием чисел».

2

 

 

24-25

Математические ребусы.

2

 

 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

26-27

Решение заданий на восстановление записей вычислений.

2

 

 

28-29

Понятие софизма.

2

 

 

30-31

Задачи-шутки. Решение шуточных задач в форме загадок.

2

 

 

32-34

Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

3

 

7 К Л А С С

Окно в историческое прошлое. ( 6 часов)

1

Системы счисления. Почему нашу запись называют десятичной?

 

1

 

 

КУУД: развивать у учащихся представления о месте математики в системе наук; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные отношении со сверстниками.

РУУД: работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации.

ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.

2

Развитие нумерации на Руси. Решение старинных задач.

1

 

3

Как появилась алгебра. Ал-Хорезми.

1

 

4

Введение буквенной символики.

1

 

 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: работать по составленному плану, использовать дополнительные источники информации.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

5

Занимательные факты математики.

 

1

 

 

КУУД: уметь принимать точку зрения другого.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.

6

Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.

1

 

 

КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

Элементы истории математики. "Таинственные знаки" математики Древнего Востока. ( 2 часа)

7

Элементы истории математики. "Таинственные знаки" математики Древнего Востока.

 

1

 

 

КУУД: развивать у учащихся представления о месте математики в системе наук; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные отношении со сверстниками.

РУУД: работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации.

ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.

8

Древний Египет

1

 

Логические задачи ( 18 часов)

9

Как научиться решать задачи?

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

1

 

 

КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

10-11

Старинный способ решения задач на смешение веществ.

2

 

 

12-16

Решение задач на движение.

5

 

 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

РУУД: работать по составленному плану, использовать дополнительные источники информации.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

17-18

Решение нестандартных задач. Решения задач «обратным ходом».

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

2

 

 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций. уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации.

ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.

19-20

Решение логических задач. Принцип Дирихле.

2

 

 

21-22

Задачи на переливание.

2

 

 

КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения.

ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.

23-24

Задачи на делимость.

2

 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

Решать текстовые задачи на делимость.

РУУД: работать по составленному плану, использовать дополнительные источники информации.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

 

25-26

Задачи, решаемые с помощью графов.

2

 

Действительные числа ( 8 часов)

27

Историческая справка. Римские и арабские цифры и числа.

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

1

 

 

РУУД: работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации.

КУУД: развивать у учащихся представления о месте математики в системе наук; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные отношении со сверстниками.

ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.

28-29

Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

2

 

 

КУУД: уметь принимать точку зрения другого.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.

30

Сравнение числовых выражений.

1

 

 

31

Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел.

1

 

 

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: работать по составленному плану, использовать дополнительные источники информации.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

 

32

Пропорции. Решение задач на пропорции.

 

1

 

 

КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

33

Проценты. Основные задачи на проценты.

 

1

 

 

34

Практическое применений процентов.

 

1

 

 

8 К Л А С С

Статистика и теория вероятностей ( 5 часов)

1

Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения.

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

1

 

 

КУУД: уметь принимать точку зрения другого.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.

2

Статистические характеристики наборов чисел.

1

 

 

3

Гистограмма.

1

 

 

4

Простейшие формулы комбинаторики: число сочетаний и число размещений

1

 

 

5

Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.

1

 

 

Таблицы и диаграммы( 5 часов)

6

Чтение таблиц и диаграмм.

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

1

 

 

КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

7-8

Практическое применение данных для решения задач.

2

 

 

9-10

Работа с графиками и таблицами.

2

 

 

 

Задачи на проценты (10 часов)

11

Отношение. Деление числа в данном отношении.

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

1

 

 

КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

12

Пропорции, основные свойства пропорций.

1

 

 

13

 

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

1

 

 

14-15

Проценты.

2

 

 

16

Нахождение процентов от числа и числа по известному количеству процентов от него.

1

 

 

17-18

Процентное отношение двух чисел.

2

 

 

19-20

Увеличение и уменьшение числа на данное количество процентов.

2

 

 

Решение жизненно-ориентированных задач ( 14 часов)

21-23

Решение задач на движение.

Проектор , ПК, Интернет, доска, мел, библиотечный фонд, раздаточный материал

3

 

 

КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения.

Решать текстовые задачи на целые части ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

24-26

Решение задач на работу.

3

 

27-29

Решение банковских задач.

3

 

30-31

Решение задач на целые части.

2

 

32-34

Практические расчеты по формулам.

3

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.