Программа «Ямальский родник» (поликультурной направленности) для школьников 8–9 классов

8
0
Материал опубликован 1 April 2021

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Ямальский родник» (поликультурной направленности)

для школьников 8-9 классов

Пояснительная записка

В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.

Нормативная основа проекта программы:

Конституция РФ

Закон РФ «Об образовании»

Ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию РФ.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.

Программа предназначена для проведения внеклассных кружков в общеобразовательной школе по формированию гуманных, толерантных отношений школьников, сохранению культурного разнообразия народов нашей страны.

Программа рассчитана для обучающихся 8-9 классов, реализуется в течение года по 2 часа в неделю.

Цель программы: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека школьников средствами краеведческого материала.

Задачи:

познакомить учащихся с межнациональным историко – культурным наследием Тюменского края и его районов: Пуровской земли, Ямала на основе изучения прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры народов Севера Ямала;

развитие поликультурных знаний, умений у школьников на основе изучения краеведческого материала;

активизация проектно - исследовательской деятельности учащихся;

развитие у школьников поликультурных качеств: толерантности, коммуникативности, интереса;

пополнение фондов школьной библиотеки проектными, творческими работами обучающихся по краеведению.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему городу; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Программа включает следующие основные направления учебной

деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное (посещение музеев, использование дистанционных образовательных Интернет ресурсов).

Умения и качества, необходимые личности XXI века:

ответственность и адаптивность;

коммуникативные умения;

творчество и любознательность;

критическое и системное мышление;

умения работать с информацией и медиасредствами;

межличностное взаимодействие и сотрудничество;

умения ставить и решать проблемы;

направленность на саморазвитие;

социальная ответственность.

Требования к личности в поликультурном обществе:

патриот

любознательный, проявляющий исследовательский интерес

деятельный, креативный;

открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый

умеет работать в группе;

быстрое принятие решений;

уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения.

Образовательные технологии

В ходе реализации программы используются:

- личностно-ориентированная технология обучения и воспитания;

- информационные и коммуникационные технологии;

- технология сотрудничества;

- технология коллективного взаимодействия;

- технология исследовательского (проблемного) обучения;

- технология творческой деятельности.

Алгоритм реализации программы:

Первый этап – организационный (сентябрь) - анализ, мониторинг духовно-нравственных ценностей обучающихся, непосредственное планирование, согласование планов, изучение потребностей в учащихся.

Второй этап – деятельностный (октябрь – май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап – итоговый (июнь) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Формы проведения занятий:

экскурсия;

конференции;

учебные занятия

работа с документами.

исследовательская (проектная) деятельность

создание презентаций, выставок.

Механизм реализации программы:

организация экскурсий в районный краеведческий музей, сельскую библиотеку;

посещение концертов фольклорных коллективов;

сбор краеведческого материала по конкретной теме;

оформление материалов экспедиции;

пополнение фонда школьного этнографического музея;

взаимодействие учащихся в виртуальных сообществах с другими регионами;

участие в краеведческих дистанционных конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях;

использование дистанционных образовательных Интернет ресурсов. Например в группе ВКонтакте можно размещать видео, документы в формате Word, PDF, PowerPoint, Excel и других, ссылки на полезные страницы или сервисы сети Интернет, проводить прямые трансляции, опросы, создавать беседы, общаться в чате и т.д., ученики могут отправлять файлы или фото с выполненными заданиями для проверки;

приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, краеведения.

Основные направления работы: программа включает следующие основные направления деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), дистанционное, межсетевое взаимодействие (виртуальные экскурсионные программы, использование дистанционных образовательных Интернет ресурсов).

Воспитательные задачи

Ключевые дела

воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;

формирование гражданского отношения к Отечеству;

воспитание верности духовным традициям России;

развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

День Российского флага;

День народного единства «Мы –единая страна»;

участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России»;

Месячник гражданско-патриотического воспитания;

Уроки мужества;

Акция «Бессмертный полк»

День космонавтики;

Акция «Поздравляю(поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда);

«Вахта Памяти»;

День России. День Ямала -Фестиваль «Дружбы народов»;

интеллектуальные игры;

участие в районных, региональных и всероссийских научно-практических конференциях творческих конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;

посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;

привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

изучение семейных традиций;

организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

организация совместных экскурсий в музеи;

совместные проекты, творческие работы.

Обеспечение программы

Психологическое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:

- учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

- психолого-педагогическая диагностика;

- оптимизация психологических состояний в процессе учебной и практической деятельности.

Кадровое: педагоги дополнительного образования.

Материально-техническое:

- «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивная доска» (ИД);

- мультимедиа.

Планируемые результаты: реализация программы «Ямальский родник» способствует социальному становлению и развитию личности - гражданина и патриота своей страны, представителя этноса, члена мирового сообщества, готового к успешной деятельности в поликультурной среде, способного к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству в российском и мировом поликультурном пространстве.

В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

ценностное отношение к России, своему народу, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Рекомендации по использованию методической разработки

Данная методическая разработка поможет организовать в ОУ любого типа работу по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Материал предназначен для классных руководителей, методистов по ВР, педагогов дополнительного образования, центров развития творчества детей.

Литература для учащихся

Гриценко В.Н. История Ямальского Севера. 1-2 т. Омск, 2014.

Историко-этнографический атлас ЯНАО. Москва. Издательство ДНК, 2015.

3.Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2012.

4. Лар Л.А. Культовые памятники Ямала. Тюмень. Институт проблем освоения Севера СО РАН. 2006.

5. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Тюмень: Издательство Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2001. 134 с.

6. Пуровский район. ОАО «Тюменский дом печати». Тюмень, 2016.

7. Русское освоение Ямала до начала ХХ века (документы и исследования). Екатеренбург, 2005.

8. Соколков А.В. К истории древней культуры Ямала. // Экспериментальная археология. Тобольск, 1991. Вып. 1.Социально-экономические проблемы древней истории Западной Сибири. Тобольск, 1989.

9. Туров С.В. Православные храмы Обдорского края (XVII – начале XX вв.). // Русское освоение Ямала до начала ХХ в. (документы и исследования). Екатеренбург, 2005.

10. Ядринцев Н.М. Сочинения. Сибирь как колония. Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое. Тюмень, 2000. Т.1

Интернет – ресурсы

Коренные народы Севера Ямала – История Ямала. ww.kmns.yanao.ru|11Салехард

История России. Компьютерный учебник: http://www.history.ru/

История Ямала: www.meseum:ru/E5686

Историческая библиолека - http://historylib.org/historybooks/Istoriya-Sibiri-KHrestomatiya/61

http://etnic.ru/video/obichai-i-tradicii-narodov-severs.html

http://www.mvk-yamal.ru/

http://www.cultura-yamala.ru/podvedomstvennye-uchrezhdeniya/yamalo-nenetskij-okruzhnoj-muzejno-vystavochnyj-kompleks-im-i-s-shemanovskogo

О ЯМАЛЕ: История освоения Ямала. www.gublibraru/pub/istriya_osvoenya.html Салехард

http://irkipedia.ru/news/v_irkutske_muzhchina_ugnal_marshrutku_na_zapravke_chtoby_uehat_domoy

http://polarart.ucoz.ru/publ/iskusstvo_drevnego_severa/fenomen_kultury_malykh_narodov_severa/3-1-0-19

Ямальский филиал Института Истории и Археологии/

http://knowledge.allbest.ru/history/3c0b65635a2bd78a5d53b89421216c27_0.html

Педагогический комплекс методической разработки

внеклассного мероприятия

Наименование комплекса

Краткая характеристика сущности комплекса краеведческих средств

Информационные


hhttps://ru.wikipedia.org/wiki

http://yamal.altsoft.spb.ru/

http://regionyamal.ru/

http://www.bankgorodov.ru/region/region.php?id=75

http://www.yamal-spb.ru/29

http://www.tonb.ru/

http://libraries-yanao.ru/index.php

http://cbsn.nojabrsk.ru/index.html

http://library.purpe.ru/

Образовательные программы

Программа «Ямальский родник»

НИР школьников.

Распространение христианства на Крайнем Севере (Пяк А. А., 2018 г.).

Сердце женщины Ямала золотое (Пяк М. У. ( 2018 г.).

Особенности коллективизации на Крайнем Севере (на примере Пуровского района) (Пяк В.Ю. 2019 г.).

Колыбельные песни – духовность народа (Пяк В. Х., 2018 г).

Синкретизм духовных ценностей народов Крайнего Севера (Пяк Т. Х. ( 2019 г.).

«Сохраним оленя – сохраним себя» (Айваседо А.А., 2019 г.).

Сравнительная характеристика духовных ценностей народов Ямала ( на примере трех народностей: славянской, мусульманской и ненецкой)( Айваседо К.Р., 2020 г.).

Конференции, конкурсы

VIII окружное заочное соревнование юных исследователей "Ступень в будущее. Юниор"

IV открытую научно-исследовательскую конференцию учащихся и студентов «Ступень в будущее» в г. Новый Уренгой в декабре 2015 года.

Ямало-Ненецкий окружной тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (далее – Конкурс).

Всероссийские заочные конкурсы исследовательских работ:

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» – для учащихся 1–4 классов;

«ШАГИ В НАУКУ» – для учащихся 5–9 классов;

«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» – для учащихся 9–11 классов;

Фестиваль исследовательских и творческих

работ учащихся «Портфолио». Издательский дом «Первое сентября»

Проекты

Моя семья в истории «малой» и «большой» Родины.

Человек в истории родного города. Села.

Православная церковь на Ямале

Политические репрессии ХХ века в ЯНАО

Этно-историческая культура Ямала.

Ямал военный (Боевые подвиги северян; Все для фронта, все для победы).

Ямал между прошлым и будущим.

Примерные темы рефератов, докладов и электронных презентаций для учащихся

1. Многонациональная и Златокипящяя Мангазея.

2. История освоения Ямала (состоявшиеся экспедиции, путешествия на территории Ямала с ХV1 по ХХ век)

3. Миссионерская деятельность на Ямале. Иван Семенович Шимановский (игумен о. Иринарх) – известный русский церковный деятель, историк, переводчик, основатель первого музея на Обдорской земле, настоятель Обдорской православной миссии.

4. Особенности коллективизации на Крайнем Севере (на примере Пуровского района).

5. Освоение Сибири: ХV1 –ХV11 вв.

6. Отечественные предприниматели кон. Х1Х – нач. ХХ вв.

7. Первые национальные деятели культуры Ямала.

8. Первые города – остроги на севере.

9. Сибирь и ее народы.

10. «Тундра – земля обетованная» (гипотеза о происхождении коренных жителей Ямала).

11. «Сталинская дорога – 501 стройка» - общие судьбы многонациональной страны.

12. Промышленное освоение Севера.

13. Многонациональная духовная культура народов Ямала.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #364647 был удален 28 April 2021


Похожие публикации