Программа «Ямальский родник» (поликультурной направленности) для школьников 8–9 классов
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Ямальский родник» (поликультурной направленности)
для школьников 8-9 классов
Пояснительная записка
В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.
Нормативная основа проекта программы:
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию РФ.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.
Программа предназначена для проведения внеклассных кружков в общеобразовательной школе по формированию гуманных, толерантных отношений школьников, сохранению культурного разнообразия народов нашей страны.
Программа рассчитана для обучающихся 8-9 классов, реализуется в течение года по 2 часа в неделю.
Цель программы: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека школьников средствами краеведческого материала.
Задачи:
познакомить учащихся с межнациональным историко – культурным наследием Тюменского края и его районов: Пуровской земли, Ямала на основе изучения прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры народов Севера Ямала;
развитие поликультурных знаний, умений у школьников на основе изучения краеведческого материала;
активизация проектно - исследовательской деятельности учащихся;
развитие у школьников поликультурных качеств: толерантности, коммуникативности, интереса;
пополнение фондов школьной библиотеки проектными, творческими работами обучающихся по краеведению.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему городу; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Программа включает следующие основные направления учебной
деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное (посещение музеев, использование дистанционных образовательных Интернет ресурсов).
Умения и качества, необходимые личности XXI века:
ответственность и адаптивность;
коммуникативные умения;
творчество и любознательность;
критическое и системное мышление;
умения работать с информацией и медиасредствами;
межличностное взаимодействие и сотрудничество;
умения ставить и решать проблемы;
направленность на саморазвитие;
социальная ответственность.
Требования к личности в поликультурном обществе:
патриот
любознательный, проявляющий исследовательский интерес
деятельный, креативный;
открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
умеет работать в группе;
быстрое принятие решений;
уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения.
Образовательные технологии
В ходе реализации программы используются:
- личностно-ориентированная технология обучения и воспитания;
- информационные и коммуникационные технологии;
- технология сотрудничества;
- технология коллективного взаимодействия;
- технология исследовательского (проблемного) обучения;
- технология творческой деятельности.
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – организационный (сентябрь) - анализ, мониторинг духовно-нравственных ценностей обучающихся, непосредственное планирование, согласование планов, изучение потребностей в учащихся.
Второй этап – деятельностный (октябрь – май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап – итоговый (июнь) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Формы проведения занятий:
экскурсия;
конференции;
учебные занятия
работа с документами.
исследовательская (проектная) деятельность
создание презентаций, выставок.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в районный краеведческий музей, сельскую библиотеку;
посещение концертов фольклорных коллективов;
сбор краеведческого материала по конкретной теме;
оформление материалов экспедиции;
пополнение фонда школьного этнографического музея;
взаимодействие учащихся в виртуальных сообществах с другими регионами;
участие в краеведческих дистанционных конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях;
использование дистанционных образовательных Интернет ресурсов. Например в группе ВКонтакте можно размещать видео, документы в формате Word, PDF, PowerPoint, Excel и других, ссылки на полезные страницы или сервисы сети Интернет, проводить прямые трансляции, опросы, создавать беседы, общаться в чате и т.д., ученики могут отправлять файлы или фото с выполненными заданиями для проверки;
приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, краеведения.
Основные направления работы: программа включает следующие основные направления деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), дистанционное, межсетевое взаимодействие (виртуальные экскурсионные программы, использование дистанционных образовательных Интернет ресурсов).
Воспитательные задачи | Ключевые дела |
воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства; формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите; формирование гражданского отношения к Отечеству; воспитание верности духовным традициям России; развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям. | День Российского флага; День народного единства «Мы –единая страна»; участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России»; Месячник гражданско-патриотического воспитания; Уроки мужества; Акция «Бессмертный полк» День космонавтики; Акция «Поздравляю(поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда); «Вахта Памяти»; День России. День Ямала -Фестиваль «Дружбы народов»; интеллектуальные игры; участие в районных, региональных и всероссийских научно-практических конференциях творческих конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности. |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
изучение семейных традиций;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
организация совместных экскурсий в музеи;
совместные проекты, творческие работы.
Обеспечение программы
Психологическое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
- психолого-педагогическая диагностика;
- оптимизация психологических состояний в процессе учебной и практической деятельности.
Кадровое: педагоги дополнительного образования.
Материально-техническое:
- «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивная доска» (ИД);
- мультимедиа.
Планируемые результаты: реализация программы «Ямальский родник» способствует социальному становлению и развитию личности - гражданина и патриота своей страны, представителя этноса, члена мирового сообщества, готового к успешной деятельности в поликультурной среде, способного к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству в российском и мировом поликультурном пространстве.
В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
ценностное отношение к России, своему народу, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Рекомендации по использованию методической разработки
Данная методическая разработка поможет организовать в ОУ любого типа работу по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Материал предназначен для классных руководителей, методистов по ВР, педагогов дополнительного образования, центров развития творчества детей.
Литература для учащихся
Гриценко В.Н. История Ямальского Севера. 1-2 т. Омск, 2014.
Историко-этнографический атлас ЯНАО. Москва. Издательство ДНК, 2015.
3.Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2012.
4. Лар Л.А. Культовые памятники Ямала. Тюмень. Институт проблем освоения Севера СО РАН. 2006.
5. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Тюмень: Издательство Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2001. 134 с.
6. Пуровский район. ОАО «Тюменский дом печати». Тюмень, 2016.
7. Русское освоение Ямала до начала ХХ века (документы и исследования). Екатеренбург, 2005.
8. Соколков А.В. К истории древней культуры Ямала. // Экспериментальная археология. Тобольск, 1991. Вып. 1.Социально-экономические проблемы древней истории Западной Сибири. Тобольск, 1989.
9. Туров С.В. Православные храмы Обдорского края (XVII – начале XX вв.). // Русское освоение Ямала до начала ХХ в. (документы и исследования). Екатеренбург, 2005.
10. Ядринцев Н.М. Сочинения. Сибирь как колония. Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое. Тюмень, 2000. Т.1
Интернет – ресурсы
Коренные народы Севера Ямала – История Ямала. ww.kmns.yanao.ru|11Салехард
История России. Компьютерный учебник: http://www.history.ru/
История Ямала: www.meseum:ru/E5686
Историческая библиолека - http://historylib.org/historybooks/Istoriya-Sibiri-KHrestomatiya/61
http://etnic.ru/video/obichai-i-tradicii-narodov-severs.html
http://www.cultura-yamala.ru/podvedomstvennye-uchrezhdeniya/yamalo-nenetskij-okruzhnoj-muzejno-vystavochnyj-kompleks-im-i-s-shemanovskogo
О ЯМАЛЕ: История освоения Ямала. www.gublibraru/pub/istriya_osvoenya.html Салехард
http://irkipedia.ru/news/v_irkutske_muzhchina_ugnal_marshrutku_na_zapravke_chtoby_uehat_domoy
http://polarart.ucoz.ru/publ/iskusstvo_drevnego_severa/fenomen_kultury_malykh_narodov_severa/3-1-0-19
Ямальский филиал Института Истории и Археологии/
http://knowledge.allbest.ru/history/3c0b65635a2bd78a5d53b89421216c27_0.html
Педагогический комплекс методической разработки
внеклассного мероприятия
Наименование комплекса | Краткая характеристика сущности комплекса краеведческих средств |
Информационные | hhttps://ru.wikipedia.org/wiki http://www.bankgorodov.ru/region/region.php?id=75 http://libraries-yanao.ru/index.php http://cbsn.nojabrsk.ru/index.html |
Образовательные программы | Программа «Ямальский родник» |
НИР школьников. | Распространение христианства на Крайнем Севере (Пяк А. А., 2018 г.). Сердце женщины Ямала золотое (Пяк М. У. ( 2018 г.). Особенности коллективизации на Крайнем Севере (на примере Пуровского района) (Пяк В.Ю. 2019 г.). Колыбельные песни – духовность народа (Пяк В. Х., 2018 г). Синкретизм духовных ценностей народов Крайнего Севера (Пяк Т. Х. ( 2019 г.). «Сохраним оленя – сохраним себя» (Айваседо А.А., 2019 г.). Сравнительная характеристика духовных ценностей народов Ямала ( на примере трех народностей: славянской, мусульманской и ненецкой)( Айваседо К.Р., 2020 г.). |
Конференции, конкурсы | VIII окружное заочное соревнование юных исследователей "Ступень в будущее. Юниор" IV открытую научно-исследовательскую конференцию учащихся и студентов «Ступень в будущее» в г. Новый Уренгой в декабре 2015 года. Ямало-Ненецкий окружной тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (далее – Конкурс). Всероссийские заочные конкурсы исследовательских работ: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» – для учащихся 1–4 классов; «ШАГИ В НАУКУ» – для учащихся 5–9 классов; «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» – для учащихся 9–11 классов; Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Издательский дом «Первое сентября» |
Проекты | Моя семья в истории «малой» и «большой» Родины. Человек в истории родного города. Села. Православная церковь на Ямале Политические репрессии ХХ века в ЯНАО Этно-историческая культура Ямала. Ямал военный (Боевые подвиги северян; Все для фронта, все для победы). Ямал между прошлым и будущим. |
Примерные темы рефератов, докладов и электронных презентаций для учащихся
1. Многонациональная и Златокипящяя Мангазея.
2. История освоения Ямала (состоявшиеся экспедиции, путешествия на территории Ямала с ХV1 по ХХ век)
3. Миссионерская деятельность на Ямале. Иван Семенович Шимановский (игумен о. Иринарх) – известный русский церковный деятель, историк, переводчик, основатель первого музея на Обдорской земле, настоятель Обдорской православной миссии.
4. Особенности коллективизации на Крайнем Севере (на примере Пуровского района).
5. Освоение Сибири: ХV1 –ХV11 вв.
6. Отечественные предприниматели кон. Х1Х – нач. ХХ вв.
7. Первые национальные деятели культуры Ямала.
8. Первые города – остроги на севере.
9. Сибирь и ее народы.
10. «Тундра – земля обетованная» (гипотеза о происхождении коренных жителей Ямала).
11. «Сталинская дорога – 501 стройка» - общие судьбы многонациональной страны.
12. Промышленное освоение Севера.
13. Многонациональная духовная культура народов Ямала.