Программа кружка познавательной направленности для дошкольников «Сундучок чудес»

4
0
Материал опубликован 18 October 2016 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Детский сад № 9 «Семицветик»

 

ПРОГРАММА КРУЖКА «СУНДУЧОК ЧУДЕС»

 

Разработала воспитатель

высшей категории

Димяненко Е. В.


 

г. Зеленогорск 2012г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращениек отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. О воспитании у дошкольников причастности к духовным и культурным ценностям России говорится и в обновлённом Законе об образовании. На мой взгляд, именно система знаний поможет моим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, её духовности, национальных традиций русского народа и родного края.

Программа кружка составлена на основе парциальной программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», и методическому пособию «Народные праздники в детском саду»авторов М.Б.Зацепиной, Т.В. Антоновой.

Цель программы: приобщение дошкольников к русской народной культуре

Задачи программы кружка:

способствовать овладению детьми знаниями о предметах русского быта через экспозиции мини-музея «Горница»;

способствовать овладению детьми системой краеведческих знаний;

формировать основы праздничной культуры в традициях старинного русского народного гостеприимства, старинного гостевого этикета;

формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;

осуществлять гендерное воспитание;

способствовать овладению детьми некоторыми действиями при изготовлении предметов народного прикладного искусства;

способствовать овладению детьми некоторыми певческими навыками и способностями к музицированию;

способствовать формированию у дошкольников основ экологической культуры.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

Всё богатство русской культуры это как сундучок, который каждый раз открывает для дошкольников чудесное, выраженное не только в предметах, но и словах, традициях, играх. Таким образом, содержанием работы кружка являются:

фольклор (частушки, заклички, загадки, потешки и т.п.);

народные праздники и традиции;

предметы быта, одежды;

народное искусство;

русская народная игрушка;

русские народные игры.

Весь материал разбит на темы. Завершает изучение темы комплексные занятия, вечера развлечений, праздники в ритме народного календаря. Они обобщают все виды детской деятельности и дают ощущения целостности и законченности определённого календарного периода.


 

3. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:

Первый год работы: 3-4лет

Второй год работы: 4-5 лет

Третий год работы: 5-6 лет

Четвёртый год работы: 6-7 лет

4. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАНЯТИЙ И КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

Два раза в неделю, 18 занятий в год

5. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:

игра «Сундучок, открой тайну»;

знакомство с содержанием занятия;

художественно-творческая деятельность; двигательная деятельность; составление коллекции; музыкально- художественная деятельность (возможно привлечение других участников образовательного процесса: родителей, социальных партнёров);

выставление продукта занятия в мини-музее; итоговое мероприятие; праздник, акция, досуг.


 

6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (на этапе завершения обучения).

Дети владеют знаниями о русской культуре, произведениях русских мастеров, предметах старинного русского быта, русского фольклора. Используют в игре, самостоятельной деятельности, творчестве эти знания. Имеют представления о стране, крае, городе, о символике, растительном и природном мире, климатических и других национальных особенностях местности в которой живут.

Проявляют любознательность, стремление участвовать в экологических и благотворительных акциях и других социально значимых мероприятиях на разных уровнях.


 

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ:

СРОКИ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

СЕНТЯБРЬ

Знакомство с русской избой (первое посещение)

Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (с мини-музеем «Горница», домашней утварью). С устройством русской печи в простейшем понимании детей.

Развивать интерес к посещению мини-музея.

Макет избы, предметы быта, макет печи, горшки, лавка; потешки, песенки, сказки: «Заюшкина избушка», «Теремок».

ОКТЯБРЬ

«Ходит дрёма у ворот…».

Знакомить со старинным предметом – колыбелькой, развивать познавательный интерес к песням, потешкам. Активизировать в речи детей слова «колыбелька», «люлька», «зыбка»

Колыбелька. Сюжетная игра «качаем куколку»

Пение и слушание колыбельных песенок

НОЯБРЬ

Матрёшка

Знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, из чего она сделана, как украшена, рассматривание элементов росписи. Развивать интерес к народной игрушке. Использовать простейшие элементы росписи (завиток, точка) в росписи косыночки для матрёшки.

Расписные матрёшки – семёновские, загорские; краски, кисти, печатки и треугольная заготовка для росписи косыночки для матрёшки

ДЕКАБРЬ

«Маша варежку надела»

Знакомить с предметом рукотворного мира – варежкой, перчаткой; из чего и каким способом изготавливают эти предметы (показ вязания на спицах). Знакомить с понятием рукодельница, с инструментами для рукоделия и материалами: клубочками шерсти. Развивать бережное отношение к труду взрослых и вещам как к результату их труда.

Пряжа, клубочки разного цвета и размера, спицы разные, вязаные вещи: варежки, перчатки, шарфики, шапочки

ЯНВАРЬ

История чайника

Познакомить с историей возникновения чайника, с его предшественником – самоваром, расширять словарный запас, воспитывать культуру поведения за столом.

Самовар, чайник, чайная посуда, угощение: сушки, пряники, баранки

ФЕВРАЛЬ

«Кто живёт у бабушки…»

Знакомить с обитателями избы: котиком Васькой, а так же другими домашними животными и их детёнышами, которые живут в деревне. Развивать интерес к малому фольклорному жанру.

Кот Васька (игрушка), корзина – домик для кота, потешка «Как у нашего кота», аудиозапись: мурлыкание кота, звуки, издающие дом. животными.

МАРТ

Куколка-тряпичка (проводится совместно с мамами в виде мастер-класса)

Знакомить с рукотворной тряпичной куклой. Развивать желание совместно с мамой творить куколку из простейших материалов по мотивам народного творчества, украшать её и играть с ней.

Готовые куколки-тряпички, куски ткани, набивка, нитки, иглы, пуговицы, обрезки тесьмы, ленты

АПРЕЛЬ

«Приди весна с радостью»

Знакомить детей с закличками весны, приметами, вестниками весны – птицами. Развивать интерес к народному творчеству в процессе изготовления птичек из солёного теста

Картины «Весна», «Птицы прилетели», заклички весны, аудиозапись «пение и щебет птиц»; для лепки: солёное тесто, стеки, печатки для придания индивидуальности, краски, кисти для украшения птичек после их высыхания

МАЙ

«Ах, моя берёзонька…» (проводится на территории детского сада в уголке леса, где высажены деревья нашей полосы)

Знакомить детей с деревьями нашей полосы, учить узнавать среди них берёзку, отличая её по внешним признакам. Побуждать детей принимать активное участие в хороводной игре, пению песенки «Берёзонька», повязыванию ленточек на веточки. Развивать желание бережно относиться к живой природе.

Картинки-иллюстрации «Деревья», ленты, птицы из бумаги, прикрепленные на палочках.


 

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ:

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь:

«Во саду ли в огороде»

«Каша – сила наша» Итоговое мероприятие: мастерская по изготовлению куколок – побрякушек

Знакомство детей с сундучком чудес. Расширение знаний о русской природе, об урожае овощей и зерновых на примере русского фольклора.

Корзинка с овощами, мешочки с крупами, загадки об овощах, игры: «как у нас огород», продуктивная деятельность: куклы-побрякушки

Октябрь:

«Капустница»

«Пироги – то пироги»

Итоговое мероприятие: развлечение «Капустница» (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.29)

Знакомство детей с бытом русского народа, периодом, когда на Руси принято было рубить капусту и заготавливать её на зиму.

Знакомить детей с производством пирогов, замесом теста, начинкой для осенних пирогов – капустой.

Потешка «Капусту рубим», игра «Пироги печём мы сами», продуктивная деятельность: лепка из солёного теста пирожков, демонстрация замешивания теста для пирожков.

Ноябрь:

«Петушок – петушок»

«Весёлая ярмарка» Итоговое мероприятие: Развлечение «Осенние посиделки» (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.33)

Знакомить детей с дымковской игрушкой. Показать, как белят дымковские игрушки: мелом, разведённым на молоке. Создание коллекции народных игрушек.

Рассматривание дымковской игрушки, сказка «Кот, петух и лиса», игра «Лиса в курятнике», роспись силуэтов дымковской игрушки

Декабрь:

«Здравствуй, Зимушка – Зима!»

«Снегурушка»

Знакомство детей с русским фольклором о зиме: загадки, пословицы, приметы, сказки. Закрепить знания детей о природных явлениях зимой, о жизни домашних животных и зверей в зимнее время года.

Загадки о зиме, снеге, морозе. Сказка «Зимовье зверей», закличка «Мороз, мороз», создание макета «Зимний лес», украшение фонариков. Просмотр мультфильма по р.н.с. «Снегурочка»

(Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс. 5)

Итоговое мероприятие: мастерская «Новогодний фонарик»

Январь:

«Рождественские колядки»

«Милости просим, гости дорогие» Итоговое мероприятие: фольклорное развлечение «Рождественские колядки» (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.41)

Знакомство с горницей и её обитателями Митрофаном и Марусей и обстановкой горницы. Знакомить с основами гостеприимства. Показать, как освещались дома в старину.

Предмет в сундучке: фонарик со свечкой, лучина, керосиновая лампа. Приговорка «Приглашение»,колядка «Щедровочка», игра «Два Мороза», просмотр мультфильма «Морозко»

Февраль:

«Масленица»

«Идёт Матушка Весна»

Итоговое мероприятие: фольклорное развлечение «Масленица» (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.49)

Знакомить детей с народным праздником Масленицей и традициями русского народа.

Песня «Блины», чтение сказки «Солнце и блины», изготовление соломенного чучела, закличка «Весна красна», просмотр мультфильма по русской сказке «Крылатый, Мохнатый да Масленый»

Март:

«Русский женский головной убор»

«Платок расписной с кистями» Итоговое мероприятие: фольклорное развлечение «Праздник русского платка»

Продолжать знакомство с предметами из чудесного сундучка: головными уборами. Рассматривание русских платков.

Демонстрация способов ношения современного платка.

Приговорка «Мой платочек расписной», игра «Платок»; просмотр мультфильмов «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продуктивная деятельность: украшение платочка (печатание); демонстрация фильма «Праздник русского платка»

(Авторская разработка «Русский платок» см. в приложении)

Апрель:

«Птицы летите, весну несите!»

«Пасха» Итоговое мероприятие: мастерская по украшению пасхальных яиц.

Знакомить детей с фольклором о весне, о птицах, с русским праздником Пасха. Рассматривание яиц-писанок.

Загадки, заклички, потешки о весне, прилёте птиц. Лепка птичек из солёного теста. (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 63)

Создание коллекции «Пасхальные яйца», украшение пасхальных яиц – продуктивная деятельность. Игра «Катание яиц с горки»

(Э.А.Халикова «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» с. 83)

Май:

«Я сплету венок»

«Сошью Маше сарафан»

Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник «Русский национальный костюм»

Продолжать знакомство с предметами из чудесного сундучка: сарафаном, венком и лентами.

Загадки об одежде, предметах, необходимых для изготовления одежды. Плетение венка: наблюдение за действием взрослого. Аппликация «Украшение сарафана»

(В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 60)

 

 

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙКРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ:

тема

задачи

содержание

Сентябрь

Гуляй да присматривайся (экскурсия)

Вершки да корешки.

Спасы медовый и ореховый

Итоговое мероприятие: создание коллекции «Щедрая осень»

(М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.103)

Уточнить знания детей о приметах осени через дидактическую игру, заучивание заклички. Познакомить детей с народными поговорками, приметами сентября.

Закрепить знания детей об овощах, способах их употребления. Продолжать загадывать загадки. Воспитывать желание слушать русские народные сказки.

Знакомить детей с народными урожайными праздниками – Спасами

Загадки.

Поговорки

Приметы

Дидактическая игра «С какого дерева листок», Закличка «Осенушка-осень».

Загадки.

Сказка «Мужик и медведь»

игра «Вершки и корешки». Игра «Пчёлы»

Октябрь

«Хлеб да соль вам, гости дорогие»

Пироги

Пряники печатные

Итоговое мероприятие: Создание фотоколлекции хлеба, хлебных изделий

Знакомство с предметами быта, означающими русское гостеприимство: вышитый рушник, каравай, солонка.

Воспитывать уважение к трудовому процессу изготовления хлеба и людям труда. Знакомить с профессиями пекаря, хлебороба.

Рассматривание посуды для выпечки хлеба. Составление логической цепочки: «Как хлеб на стол пришёл». Лепка пирогов и пряников из солёного теста. Игра «Пирог». Р.н.с. «Колосок». Просмотр видеосюжета о выпечке хлеба в русской печи.

(И.В.Богачёва Моё Отечество – Россия! с.167); (Журнал «ДВ» № 2 2013г. с. 14)

Ноябрь

Народная вышивка


 


 

Кружева

«Нитки и ткачество»

Лоскутное одеяло

Итоговое мероприятие:

Создание коллекции «Разноцветье» из изделий в технике кружева, вышивки, печворка

Познакомить детей с искусством вышивки. Восхищаться многообразием предметов прикладного искусства, любить его, испытывать уважение к народным мастерам.

Познакомить детей с предметами рукотворного мира (воротник, салфетки). Показать красоту и изящество рукоделий. Воспитывать желание воспроизводить кружевные образы в изодеятельности.

Показать детям, что лоскутное шитье-это художественная работа, приносящая в дом пользу и красоту, бытовое удобство и духовность настоящего искусства. Воспитывать вкус, фантазию.

Рассматривание вышивки: полотенце, дорожка, подушка - думочка, фартук.

Обратить внимание на цвет, элементы узора (растительные узоры).

Рассматривание кружева. Просмотр видеосюжета о плетении кружев.

Игра «Кружева»

(В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 144, с.58)

Рассматривание веретена, прялки.

Загадки о веретене и прялке.

«Смотай клубочек»

Дидактическая игра «Для чего нитки нужны»

Декабрь

«Зима пришла, бабка на печь прилегла»

«Сею, сею, посеваю, с новым годом поздравляю!

«Украшение для ёлки» Итоговое мероприятие: составление коллекции старинных ёлочных украшений.

Продолжать знакомить детей с зимним фольклором, пословицами о зиме. Знакомить детей с предметом русского быта – печкой.

Знакомить детей с традицией празднования Нового года и Рождества в России, новогодним рождественским фольклором

Знакомство детей со старинными ёлочными украшениями

Игра «Два Мороза», «Бояре», чтение р.н.с. «Морозко», обрядовая песня «Печка-печурка», демонстрация иллюстрации «Устройство русской печи»

(В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 98)

Разучивание новогодних и рождественских колядок

(М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.41)

Январь

«Бабушкины спицы»

«Шерсть, вязание»

«Прядение»

«Труд человека кормит»

Итоговое мероприятие: Создание коллекции «Изделия из шерсти»

Познакомить детей со спицами и процессом вязания на них. Уточнить знания детей о том, откуда берётся шерсть, шерстяные изделия. Развивать мелкую моторику пальцев.

Познакомить детей с предметами обихода: веретено, прялка. Воспитывать интерес к р. н. сказкам. Знакомить детей с традиционными видами женского рукоделия.

Формировать представления о трудолюбии, справедливости.

Рассматривание одежды из шерсти

Р.н. игра «Пастухи».

Имитация движений (прядение, скручивание, мотание в клубочки)

Рассматривание веретена, прялки.

Рассказывание сказки «Золотое веретено»; пословица - «Труд человека кормит, а лень портит».

(В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 144, с. 58)

Февраль

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться».

«Богатыри земли русской»


 


 


 

«Русский народный мужской костюм»


 

«Богатырские доспехи»

Итоговое мероприятие: физкультурное развлечение «Богатырские игрища»

Уточнить представления детей о дружбе, взаимовыручке на основе сказки, пословиц. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Расширять кругозор детей на основе исторического материала, картины, доступного пониманию детей. Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время.

Знакомить детей с национальным мужским костюмом, деталями костюма: рубаха.

Знакомить детей с элементами богатырских доспехов: шлем, кольчуга

Чтение р.н. сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный»,

Беседа по сказке – что, значит, быть друзьями?

Вспомнить пословицы о дружбе.

Игра «Дрозд».

Рассказ воспитателя о защитниках земли русской.

Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова. Беседа по картине, обратить внимание на одежду, доспехи, оружие, игра «Петушинный бой», бой подушками

(И.В. Богачёва «Моё Отечество – Россия!» с. 73)

Путешествие в прошлое одежды. (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 107)

Стихи, былины о русских былинных богатырях, рассматривание картин русских художников. Исторические личности.

(И.В. Богачёва «Моё Отечество – Россия!» с. 73)

Март

«Ой, ты, масленица»

«Весна пришла»

«Помощники» История стиральной машины.

«Женский народный костюм»

Итоговое мероприятие: конкурс для девочек «Русская краса»

Возродить старинный народный праздник – Масленицу. Познакомить детей со смыслом игр и забав на празднике – пробудить весну – дать силу Солнцу и Земле.

Знакомство с весенним фольклором: закличками, пословицами.

Знакомить детей с процессом стирки. Путешествие в прошлое стиральной машины.

Продолжать знакомить детей с предметами женской старинной одежды: сарафан.

Закличка «Масленица».

Русские народные игры: «Пирог», «Крута гора», «Петушиный бой», «Горелки».

Закличка « Весна, весна поди сюда», хороводные весенние игры

(Журнал «Д.В» № 3 2013г. с.117)

Предметы: коромысло, рубель, стиральная доска

Путешествие в прошлое одежды. Рассматривание украшений для сарафана. Аппликация «Украшение сарафана»

(В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 107)

Апрель

Вербное воскресенье

«Весна идёт, весне дорогу!»

Пасха

Итоговое мероприятие: создание пасхальной коллекции яиц

Познакомить детей с празднованием «вербного воскресения». Дать знания о лечебном значении вербы. Воспитывать желание принимать активное участие в беседе и русской народной игре

Продолжать знакомить с народными приметами весны. Закрепить знания детей о характерных признаках весны.

Познакомить детей с праздником пасхи. Рассказать об обычае на пасху – обмениваться яйцами, о значении этого действия. Воспитывать желание играть в р. н. игры.

Рассказ о лечебной силе веток. Р.н. игра «Займи место».Угощение: печенье «барашки» (с вербными почками), продуктивная деятельность: веточка вербы (объёмная аппликация)

(М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.77)

Познакомить с народными приметами.

Чтение сказки «Как весна зиму поборола».

Заучивание заклички «Жаворонушки»

(журнал «ДВ» №2 2013г.с.25)

Закличка «Солнышко-вёдрышко».

Р.н. игра «Верба, вербочка».

Р.н. игра «Чьё яйцо дольше прокрутится?» «Катание яйца с горки», пасхальные игры

(Э.А.Халикова «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» с. 83)

Май

«Зыбка» «Колыбельные»

«Народная деревянная игрушка»

«Куклы-засыпушки»

Итоговое мероприятие: мастер-класс с родителями по изготовлению индивидуальной куклы -засыпушки

Знакомить детей с предметом быта: зыбкой. Показать способ укачивания куклы в зыбке. Осуществление гендерного воспитания.

Продолжать знакомить детей с культурным наследием русского народа, через колыбельные песни.

Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева.

Показать детям способ изготовления Куклы-засыпушки (по способу Куклы-Скатки).

Показ куклы-засыпушки, зыбки.

Рассматривание, обследование.

Пение колыбельных песен.

Народные игрушки из разных материалов, иллюстрации народных игрушек.


 


 


 

Материалы для самостоятельного изготовления игрушек

(В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с.131 – 115)


 

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ:

тема

задачи

содержание

Сентябрь

Цикл «Венок Осени»

«Праздник картошки»

«Заготовки. Лето в банке»

Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник «Венок Осени»

Систематизировать представления детей об осени, осенних приметах, пословицах об уборке урожая, о труде.

Расширять представления детей о национальном овоще – картошке, о блюдах из неё.

Познакомить детей с консервированием и заготовками урожая на зиму

Корзина с овощами, выращенными на огороде, фотоколлаж о летних работах на огороде д/с, коллекция причудливых овощей.

Демонстрация разнообразия блюд из картошки, загадки об овощах, пословицы о труде.

Демонстрация слайдов «Лето в банке» о видах осенних заготовок.

(Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс. 196, с.203)

Октябрь

«Путешествие в прошлое ложки»

«Капустные вечёрки»

Итоговое мероприятие: создание коллекции «Разные ложки»

Знакомить с кухонной утварью – ложкой, её изготовлением и использованием.

Знакомить детей с православным праздником Воздвиженье, с русским обычаем делать заготовки на зиму, рубить капусту. Воспитывать трудолюбие.

Рассматривание деревянной, металлической, мельхиоровой ложек. Сувенирные ложки. Разные материалы для изготовления ложки, роспись деревянных ложек. Мастерская по росписи ложки в стиле «Хохлома»

Народные пословицы о труде, загадки о капусте, овощах. Силовая игра для мальчиков «Перетягивание палки»

(М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду» с.29)

Ноябрь

«Рукодельницы»

«Путешествие в прошлое одежды»

Итоговое мероприятие: Мастерская по обучению вышиванию.

Систематизировать знания детей о народных промыслах Сибири. Способствовать овладению детьми некоторыми навыками рукоделия

Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека. Воспитание уважения к людям труда.

Пословицы о труде, людях труда. Просмотр мультфильма «Рукодельница и ленивица», видеоряд «Народные промыслы Сибири»

Импровизированное жилище древнего человека, кукла, одетая в шкуры, иллюстрации ткацкого станка, ткацкой фабрики.

(В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с.107)

Декабрь

История лампочки «Да будет свет!»

«Путешествие в прошлое часов»

«Как встречают Новый год в разных странах»

Итоговое мероприятие: фольклорное развлечение «Новогодняя сказка»

Формировать представление о прошлом лампочки

Познакомить с историей часов, разнообразием часов в соответствие от способа применения. Воспитывать уважение к труду человека – изобретателя, созидателя, творца.

Познакомить детей с новогодними традициями других народов, расширять представления детей о старинных обрядовых обычаях встречи Нового года

Настольная лампа, светец с лучинами, свеча, подсвечник, спички.

(В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 155)

Демонстрация видеоряда разнообразие часов: песочные, механические, солнечные, электронные. Рассматривание часового механизма

(В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 88)

Просмотр слайдов «Новый год в разных странах», игры на русский лад.

(Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс. 21)

Январь

«Уродилась коляда накануне Рождества»

«Крещение»

Итоговое мероприятие: Фольклорное развлечение с гаданиями и колядками «Новогодний сапожок»

Знакомство с рождественскими праздниками, святочными гаданиями.

Знакомить детей с православным праздником Крещение, формировать силу, ловкость в зимних играх на воздухе.

Прослушивание колядок, обрядовых песенок, просмотр мультфильма «Ночь перед Рождеством» по мотивам повести Н. Гоголя

(Э.А.Халикова «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» с. 23)

Весёлые игры и затеи: «коробейники», «русская баня», «счастливая подкова», «снежный тир», «ледяная карусель».

(Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс. 29, с.36)

Февраль

«Молодецкая удаль»

 

«Глиняный человек»

«Волшебная дудочка»

«Частушка» Итоговое мероприятие: фольклорный праздник – состязание «Молодецкая удаль»

Знакомить детей с русскими народными потешными играми. Воспитывать мужественность, развивать силу, ловкость.

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. Знакомить с природным материалом – глиной, свойствами её, использованием нашими предками в быту.

Знакомство с русскими народными инструментами. Различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые). Обучение игре на народных музыкальных инструментах

Развитие певческих навыков. Формирование умения выступать перед аудиторией.

Рассматривание картины Васнецова «Богатыри». Доспехи богатыря, оружие богатырей. Состязания для мальчиков. Девочки выступают в роли болельщиков.

(И.В. Богачёва «Моё Отечество – Россия!» с. 73)

Предметы быта из глины – горшок, крынка; глиняные игрушки дымковских мастеров. Просмотр мультфильма «Глинька»; художественное творчество: лепка игрушек – свистулек.

(В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 49)

Рассматривание народных инструментов, игра на них, слушание народной плясовой музыки

(В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 67)


 

Пение, прослушивание, подпевание народных частушек. С-р игра «Концерт»

(Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс.77)

Март

«Длинная коса – русская краса» Как украшали себя русские красавицы.

«Отшумела злая вьюга…»

«Сорок сороков – прилёт птиц»

Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник «Русская красавица»

Знакомство с русской портретной живописью. Продолжать знакомить детей с традиционным женским костюмом, украшениями.

Систематизировать знания детей о пробуждении природы весной. Знакомить с картинами русских художников о весне. Знакомить детей с народным праздником прилёта птиц

Просмотр фильма «Русские красавицы» по картинам русских художников.

 

Народные приметы весны. Загадки.

(Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс.51)

Стихи и загадки о птицах. Изготовление «Дерева птиц».

(М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.57)

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

«Колокольный звон»

«Пасха – Светлое воскресенье»

Итоговое мероприятие: Фольклорное развлечение «Красная горка»

Расширять представления детей о юморе, шутке.

Формировать представления детей о колокольном звоне, как о искусстве, знакомить с колоколами их расположением, с различными колокольными звонами. Знакомить детей с городами России, где выстроены архитектурные ансамбли с колокольнями: «Золотое кольцо России»

Систематизировать знания о православном празднике Пасха. Воспитание милосердия, добросердечности.

Народные докучные сказки, юмористический фольклор. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

(Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс.79)

Видеоряд «Колокола России», «Золотое Кольцо России», аудиозапись колокольного звона. Колокольчики разного размера.

(Э.А.Халикова «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» с. 30)

(М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.111)

создание композиции «Пасха», благотворительная акция «Спешите делать добро!»

(М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.82)

Май

«Праздник Троицы»

Мой город. Мой край. Моя страна.

«Реки Кан и Енисей.

Рыболовство»

Итоговое мероприятие: Экологический десант на берег реки Кан (совместно с родителями)

Вызвать интерес и уважение к русским традициям, формировать умение видеть красоту.

Систематизировать знания детей о городе, крае, стране, символике края, города, страны, их достопримечательностях, городах. Расширение представлений о реках города и края. Нахождение их на карте. Формировать знания о рыболовном промысле в давние времена и современном. Знакомить с приспособлениями для рыбной ловли. Познакомить с экологией рек и прибрежной полосы.

Загадки о берёзе, хороводные игры, обряд завивания берёзки

(Э.А.Халикова «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» с. 36,с. 75)

(М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.94, с.98)


 

Видеофильм «Россия». Фотоальбом «Реки Сибири», видеоряд «Богатство рек Красноярского края». Рассматривание сачка, сетей, удочки, других приспособлений для рыболовства. Пословицы о труде, загадки о рыбах и обитателях рек, о растительности рек. Изготовление альбома «Река Кан»

 

Список литературы:

О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа. СПб АКЦИДЕНТ, 1997г.

Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей. Составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розов, И.А.Щербакова, М. АРКТИ, 2003г.

М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова, Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Под редакцией Т.С.Комаровой, М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006г.

Моё Отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, Богачёва И.В. , М. изд. ГНОМ, 2004г.

Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Авторы составители: Э.А.Халикова, Н.В.Колебошина, Волгоград: Учитель, 2013г.

Календарные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении: конспекты занятий, тематические викторины, игры для детей 5-7 лет, автор – составитель Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2009г.

Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор- составитель В.Н.Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013г.

А.Куликова, А.Мешалкина. Проект «Злаки», журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2013г.с.14

С.Тищенко «Жаворонушки», журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2013г.с.25

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации