Программа кружка познавательной направленности для дошкольников «Сундучок чудес»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Детский сад № 9 «Семицветик»
ПРОГРАММА КРУЖКА «СУНДУЧОК ЧУДЕС»
Разработала воспитатель
высшей категории
Димяненко Е. В.
г. Зеленогорск 2012г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращениек отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. О воспитании у дошкольников причастности к духовным и культурным ценностям России говорится и в обновлённом Законе об образовании. На мой взгляд, именно система знаний поможет моим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, её духовности, национальных традиций русского народа и родного края.
Программа кружка составлена на основе парциальной программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», и методическому пособию «Народные праздники в детском саду»авторов М.Б.Зацепиной, Т.В. Антоновой.
Цель программы: приобщение дошкольников к русской народной культуре
Задачи программы кружка:
способствовать овладению детьми знаниями о предметах русского быта через экспозиции мини-музея «Горница»;
способствовать овладению детьми системой краеведческих знаний;
формировать основы праздничной культуры в традициях старинного русского народного гостеприимства, старинного гостевого этикета;
формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
осуществлять гендерное воспитание;
способствовать овладению детьми некоторыми действиями при изготовлении предметов народного прикладного искусства;
способствовать овладению детьми некоторыми певческими навыками и способностями к музицированию;
способствовать формированию у дошкольников основ экологической культуры.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА
Всё богатство русской культуры это как сундучок, который каждый раз открывает для дошкольников чудесное, выраженное не только в предметах, но и словах, традициях, играх. Таким образом, содержанием работы кружка являются:
фольклор (частушки, заклички, загадки, потешки и т.п.);
народные праздники и традиции;
предметы быта, одежды;
народное искусство;
русская народная игрушка;
русские народные игры.
Весь материал разбит на темы. Завершает изучение темы комплексные занятия, вечера развлечений, праздники в ритме народного календаря. Они обобщают все виды детской деятельности и дают ощущения целостности и законченности определённого календарного периода.
3. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:
Первый год работы: 3-4лет
Второй год работы: 4-5 лет
Третий год работы: 5-6 лет
Четвёртый год работы: 6-7 лет
4. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАНЯТИЙ И КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
Два раза в неделю, 18 занятий в год
5. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:
игра «Сундучок, открой тайну»;
знакомство с содержанием занятия;
художественно-творческая деятельность; двигательная деятельность; составление коллекции; музыкально- художественная деятельность (возможно привлечение других участников образовательного процесса: родителей, социальных партнёров);
выставление продукта занятия в мини-музее; итоговое мероприятие; праздник, акция, досуг.
6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (на этапе завершения обучения).
Дети владеют знаниями о русской культуре, произведениях русских мастеров, предметах старинного русского быта, русского фольклора. Используют в игре, самостоятельной деятельности, творчестве эти знания. Имеют представления о стране, крае, городе, о символике, растительном и природном мире, климатических и других национальных особенностях местности в которой живут.
Проявляют любознательность, стремление участвовать в экологических и благотворительных акциях и других социально значимых мероприятиях на разных уровнях.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ:
СРОКИ |
ТЕМА |
ЗАДАЧИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
СЕНТЯБРЬ |
Знакомство с русской избой (первое посещение) |
Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (с мини-музеем «Горница», домашней утварью). С устройством русской печи в простейшем понимании детей. Развивать интерес к посещению мини-музея. |
Макет избы, предметы быта, макет печи, горшки, лавка; потешки, песенки, сказки: «Заюшкина избушка», «Теремок». |
ОКТЯБРЬ |
«Ходит дрёма у ворот…». |
Знакомить со старинным предметом – колыбелькой, развивать познавательный интерес к песням, потешкам. Активизировать в речи детей слова «колыбелька», «люлька», «зыбка» |
Колыбелька. Сюжетная игра «качаем куколку» Пение и слушание колыбельных песенок |
НОЯБРЬ |
Матрёшка |
Знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, из чего она сделана, как украшена, рассматривание элементов росписи. Развивать интерес к народной игрушке. Использовать простейшие элементы росписи (завиток, точка) в росписи косыночки для матрёшки. |
Расписные матрёшки – семёновские, загорские; краски, кисти, печатки и треугольная заготовка для росписи косыночки для матрёшки |
ДЕКАБРЬ |
«Маша варежку надела» |
Знакомить с предметом рукотворного мира – варежкой, перчаткой; из чего и каким способом изготавливают эти предметы (показ вязания на спицах). Знакомить с понятием рукодельница, с инструментами для рукоделия и материалами: клубочками шерсти. Развивать бережное отношение к труду взрослых и вещам как к результату их труда. |
Пряжа, клубочки разного цвета и размера, спицы разные, вязаные вещи: варежки, перчатки, шарфики, шапочки |
ЯНВАРЬ |
История чайника |
Познакомить с историей возникновения чайника, с его предшественником – самоваром, расширять словарный запас, воспитывать культуру поведения за столом. |
Самовар, чайник, чайная посуда, угощение: сушки, пряники, баранки |
ФЕВРАЛЬ |
«Кто живёт у бабушки…» |
Знакомить с обитателями избы: котиком Васькой, а так же другими домашними животными и их детёнышами, которые живут в деревне. Развивать интерес к малому фольклорному жанру. |
Кот Васька (игрушка), корзина – домик для кота, потешка «Как у нашего кота», аудиозапись: мурлыкание кота, звуки, издающие дом. животными. |
МАРТ |
Куколка-тряпичка (проводится совместно с мамами в виде мастер-класса) |
Знакомить с рукотворной тряпичной куклой. Развивать желание совместно с мамой творить куколку из простейших материалов по мотивам народного творчества, украшать её и играть с ней. |
Готовые куколки-тряпички, куски ткани, набивка, нитки, иглы, пуговицы, обрезки тесьмы, ленты |
АПРЕЛЬ |
«Приди весна с радостью» |
Знакомить детей с закличками весны, приметами, вестниками весны – птицами. Развивать интерес к народному творчеству в процессе изготовления птичек из солёного теста |
Картины «Весна», «Птицы прилетели», заклички весны, аудиозапись «пение и щебет птиц»; для лепки: солёное тесто, стеки, печатки для придания индивидуальности, краски, кисти для украшения птичек после их высыхания |
МАЙ |
«Ах, моя берёзонька…» (проводится на территории детского сада в уголке леса, где высажены деревья нашей полосы) |
Знакомить детей с деревьями нашей полосы, учить узнавать среди них берёзку, отличая её по внешним признакам. Побуждать детей принимать активное участие в хороводной игре, пению песенки «Берёзонька», повязыванию ленточек на веточки. Развивать желание бережно относиться к живой природе. |
Картинки-иллюстрации «Деревья», ленты, птицы из бумаги, прикрепленные на палочках. |
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ:
ТЕМА |
ЗАДАЧИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
Сентябрь: «Во саду ли в огороде» «Каша – сила наша» Итоговое мероприятие: мастерская по изготовлению куколок – побрякушек |
Знакомство детей с сундучком чудес. Расширение знаний о русской природе, об урожае овощей и зерновых на примере русского фольклора. |
Корзинка с овощами, мешочки с крупами, загадки об овощах, игры: «как у нас огород», продуктивная деятельность: куклы-побрякушки |
Октябрь: «Капустница» «Пироги – то пироги» Итоговое мероприятие: развлечение «Капустница» (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.29) |
Знакомство детей с бытом русского народа, периодом, когда на Руси принято было рубить капусту и заготавливать её на зиму. Знакомить детей с производством пирогов, замесом теста, начинкой для осенних пирогов – капустой. |
Потешка «Капусту рубим», игра «Пироги печём мы сами», продуктивная деятельность: лепка из солёного теста пирожков, демонстрация замешивания теста для пирожков. |
Ноябрь: «Петушок – петушок» «Весёлая ярмарка» Итоговое мероприятие: Развлечение «Осенние посиделки» (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.33) |
Знакомить детей с дымковской игрушкой. Показать, как белят дымковские игрушки: мелом, разведённым на молоке. Создание коллекции народных игрушек. |
Рассматривание дымковской игрушки, сказка «Кот, петух и лиса», игра «Лиса в курятнике», роспись силуэтов дымковской игрушки |
Декабрь: «Здравствуй, Зимушка – Зима!» «Снегурушка» |
Знакомство детей с русским фольклором о зиме: загадки, пословицы, приметы, сказки. Закрепить знания детей о природных явлениях зимой, о жизни домашних животных и зверей в зимнее время года. |
Загадки о зиме, снеге, морозе. Сказка «Зимовье зверей», закличка «Мороз, мороз», создание макета «Зимний лес», украшение фонариков. Просмотр мультфильма по р.н.с. «Снегурочка» (Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс. 5) Итоговое мероприятие: мастерская «Новогодний фонарик» |
Январь: «Рождественские колядки» «Милости просим, гости дорогие» Итоговое мероприятие: фольклорное развлечение «Рождественские колядки» (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.41) |
Знакомство с горницей и её обитателями Митрофаном и Марусей и обстановкой горницы. Знакомить с основами гостеприимства. Показать, как освещались дома в старину. |
Предмет в сундучке: фонарик со свечкой, лучина, керосиновая лампа. Приговорка «Приглашение»,колядка «Щедровочка», игра «Два Мороза», просмотр мультфильма «Морозко» |
Февраль: «Масленица» «Идёт Матушка Весна» Итоговое мероприятие: фольклорное развлечение «Масленица» (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.49) |
Знакомить детей с народным праздником Масленицей и традициями русского народа. |
Песня «Блины», чтение сказки «Солнце и блины», изготовление соломенного чучела, закличка «Весна красна», просмотр мультфильма по русской сказке «Крылатый, Мохнатый да Масленый» |
Март: «Русский женский головной убор» «Платок расписной с кистями» Итоговое мероприятие: фольклорное развлечение «Праздник русского платка» |
Продолжать знакомство с предметами из чудесного сундучка: головными уборами. Рассматривание русских платков. Демонстрация способов ношения современного платка. |
Приговорка «Мой платочек расписной», игра «Платок»; просмотр мультфильмов «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продуктивная деятельность: украшение платочка (печатание); демонстрация фильма «Праздник русского платка» (Авторская разработка «Русский платок» см. в приложении) |
Апрель: «Птицы летите, весну несите!» «Пасха» Итоговое мероприятие: мастерская по украшению пасхальных яиц. |
Знакомить детей с фольклором о весне, о птицах, с русским праздником Пасха. Рассматривание яиц-писанок. |
Загадки, заклички, потешки о весне, прилёте птиц. Лепка птичек из солёного теста. (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 63) Создание коллекции «Пасхальные яйца», украшение пасхальных яиц – продуктивная деятельность. Игра «Катание яиц с горки» (Э.А.Халикова «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» с. 83) |
Май: «Я сплету венок» «Сошью Маше сарафан» Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник «Русский национальный костюм» |
Продолжать знакомство с предметами из чудесного сундучка: сарафаном, венком и лентами. |
Загадки об одежде, предметах, необходимых для изготовления одежды. Плетение венка: наблюдение за действием взрослого. Аппликация «Украшение сарафана» (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 60)
|
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙКРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ:
тема |
задачи |
содержание |
Сентябрь Гуляй да присматривайся (экскурсия) Вершки да корешки. Спасы медовый и ореховый Итоговое мероприятие: создание коллекции «Щедрая осень» (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.103) |
Уточнить знания детей о приметах осени через дидактическую игру, заучивание заклички. Познакомить детей с народными поговорками, приметами сентября. Закрепить знания детей об овощах, способах их употребления. Продолжать загадывать загадки. Воспитывать желание слушать русские народные сказки. Знакомить детей с народными урожайными праздниками – Спасами |
Загадки. Поговорки Приметы Дидактическая игра «С какого дерева листок», Закличка «Осенушка-осень». Загадки. Сказка «Мужик и медведь» игра «Вершки и корешки». Игра «Пчёлы» |
Октябрь «Хлеб да соль вам, гости дорогие» Пироги Пряники печатные Итоговое мероприятие: Создание фотоколлекции хлеба, хлебных изделий |
Знакомство с предметами быта, означающими русское гостеприимство: вышитый рушник, каравай, солонка. Воспитывать уважение к трудовому процессу изготовления хлеба и людям труда. Знакомить с профессиями пекаря, хлебороба. |
Рассматривание посуды для выпечки хлеба. Составление логической цепочки: «Как хлеб на стол пришёл». Лепка пирогов и пряников из солёного теста. Игра «Пирог». Р.н.с. «Колосок». Просмотр видеосюжета о выпечке хлеба в русской печи. (И.В.Богачёва Моё Отечество – Россия! с.167); (Журнал «ДВ» № 2 2013г. с. 14) |
Ноябрь Народная вышивка
Кружева «Нитки и ткачество» Лоскутное одеяло Итоговое мероприятие: Создание коллекции «Разноцветье» из изделий в технике кружева, вышивки, печворка |
Познакомить детей с искусством вышивки. Восхищаться многообразием предметов прикладного искусства, любить его, испытывать уважение к народным мастерам. Познакомить детей с предметами рукотворного мира (воротник, салфетки). Показать красоту и изящество рукоделий. Воспитывать желание воспроизводить кружевные образы в изодеятельности. Показать детям, что лоскутное шитье-это художественная работа, приносящая в дом пользу и красоту, бытовое удобство и духовность настоящего искусства. Воспитывать вкус, фантазию. |
Рассматривание вышивки: полотенце, дорожка, подушка - думочка, фартук. Обратить внимание на цвет, элементы узора (растительные узоры). Рассматривание кружева. Просмотр видеосюжета о плетении кружев. Игра «Кружева» (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 144, с.58) Рассматривание веретена, прялки. Загадки о веретене и прялке. «Смотай клубочек» Дидактическая игра «Для чего нитки нужны» |
Декабрь «Зима пришла, бабка на печь прилегла» «Сею, сею, посеваю, с новым годом поздравляю! «Украшение для ёлки» Итоговое мероприятие: составление коллекции старинных ёлочных украшений. |
Продолжать знакомить детей с зимним фольклором, пословицами о зиме. Знакомить детей с предметом русского быта – печкой. Знакомить детей с традицией празднования Нового года и Рождества в России, новогодним рождественским фольклором Знакомство детей со старинными ёлочными украшениями |
Игра «Два Мороза», «Бояре», чтение р.н.с. «Морозко», обрядовая песня «Печка-печурка», демонстрация иллюстрации «Устройство русской печи» (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 98) Разучивание новогодних и рождественских колядок (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.41) |
Январь «Бабушкины спицы» «Шерсть, вязание» «Прядение» «Труд человека кормит» Итоговое мероприятие: Создание коллекции «Изделия из шерсти» |
Познакомить детей со спицами и процессом вязания на них. Уточнить знания детей о том, откуда берётся шерсть, шерстяные изделия. Развивать мелкую моторику пальцев. Познакомить детей с предметами обихода: веретено, прялка. Воспитывать интерес к р. н. сказкам. Знакомить детей с традиционными видами женского рукоделия. Формировать представления о трудолюбии, справедливости. |
Рассматривание одежды из шерсти Р.н. игра «Пастухи». Имитация движений (прядение, скручивание, мотание в клубочки) Рассматривание веретена, прялки. Рассказывание сказки «Золотое веретено»; пословица - «Труд человека кормит, а лень портит». (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 144, с. 58) |
Февраль «Друг за дружку держаться – ничего не бояться». «Богатыри земли русской»
«Русский народный мужской костюм»
«Богатырские доспехи» Итоговое мероприятие: физкультурное развлечение «Богатырские игрища» |
Уточнить представления детей о дружбе, взаимовыручке на основе сказки, пословиц. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Расширять кругозор детей на основе исторического материала, картины, доступного пониманию детей. Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время. Знакомить детей с национальным мужским костюмом, деталями костюма: рубаха. Знакомить детей с элементами богатырских доспехов: шлем, кольчуга |
Чтение р.н. сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», Беседа по сказке – что, значит, быть друзьями? Вспомнить пословицы о дружбе. Игра «Дрозд». Рассказ воспитателя о защитниках земли русской. Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова. Беседа по картине, обратить внимание на одежду, доспехи, оружие, игра «Петушинный бой», бой подушками (И.В. Богачёва «Моё Отечество – Россия!» с. 73) Путешествие в прошлое одежды. (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 107) Стихи, былины о русских былинных богатырях, рассматривание картин русских художников. Исторические личности. (И.В. Богачёва «Моё Отечество – Россия!» с. 73) |
Март «Ой, ты, масленица» «Весна пришла» «Помощники» История стиральной машины. «Женский народный костюм» Итоговое мероприятие: конкурс для девочек «Русская краса» |
Возродить старинный народный праздник – Масленицу. Познакомить детей со смыслом игр и забав на празднике – пробудить весну – дать силу Солнцу и Земле. Знакомство с весенним фольклором: закличками, пословицами. Знакомить детей с процессом стирки. Путешествие в прошлое стиральной машины. Продолжать знакомить детей с предметами женской старинной одежды: сарафан. |
Закличка «Масленица». Русские народные игры: «Пирог», «Крута гора», «Петушиный бой», «Горелки». Закличка « Весна, весна поди сюда», хороводные весенние игры (Журнал «Д.В» № 3 2013г. с.117) Предметы: коромысло, рубель, стиральная доска Путешествие в прошлое одежды. Рассматривание украшений для сарафана. Аппликация «Украшение сарафана» (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 107) |
Апрель Вербное воскресенье «Весна идёт, весне дорогу!» Пасха Итоговое мероприятие: создание пасхальной коллекции яиц |
Познакомить детей с празднованием «вербного воскресения». Дать знания о лечебном значении вербы. Воспитывать желание принимать активное участие в беседе и русской народной игре Продолжать знакомить с народными приметами весны. Закрепить знания детей о характерных признаках весны. Познакомить детей с праздником пасхи. Рассказать об обычае на пасху – обмениваться яйцами, о значении этого действия. Воспитывать желание играть в р. н. игры. |
Рассказ о лечебной силе веток. Р.н. игра «Займи место».Угощение: печенье «барашки» (с вербными почками), продуктивная деятельность: веточка вербы (объёмная аппликация) (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.77) Познакомить с народными приметами. Чтение сказки «Как весна зиму поборола». Заучивание заклички «Жаворонушки» (журнал «ДВ» №2 2013г.с.25) Закличка «Солнышко-вёдрышко». Р.н. игра «Верба, вербочка». Р.н. игра «Чьё яйцо дольше прокрутится?» «Катание яйца с горки», пасхальные игры (Э.А.Халикова «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» с. 83) |
Май «Зыбка» «Колыбельные» «Народная деревянная игрушка» «Куклы-засыпушки» Итоговое мероприятие: мастер-класс с родителями по изготовлению индивидуальной куклы -засыпушки |
Знакомить детей с предметом быта: зыбкой. Показать способ укачивания куклы в зыбке. Осуществление гендерного воспитания. Продолжать знакомить детей с культурным наследием русского народа, через колыбельные песни. Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева. Показать детям способ изготовления Куклы-засыпушки (по способу Куклы-Скатки). |
Показ куклы-засыпушки, зыбки. Рассматривание, обследование. Пение колыбельных песен. Народные игрушки из разных материалов, иллюстрации народных игрушек.
Материалы для самостоятельного изготовления игрушек (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с.131 – 115) |
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ:
тема |
задачи |
содержание |
Сентябрь Цикл «Венок Осени» «Праздник картошки» «Заготовки. Лето в банке» Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник «Венок Осени» |
Систематизировать представления детей об осени, осенних приметах, пословицах об уборке урожая, о труде. Расширять представления детей о национальном овоще – картошке, о блюдах из неё. Познакомить детей с консервированием и заготовками урожая на зиму |
Корзина с овощами, выращенными на огороде, фотоколлаж о летних работах на огороде д/с, коллекция причудливых овощей. Демонстрация разнообразия блюд из картошки, загадки об овощах, пословицы о труде. Демонстрация слайдов «Лето в банке» о видах осенних заготовок. (Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс. 196, с.203) |
Октябрь «Путешествие в прошлое ложки» «Капустные вечёрки» Итоговое мероприятие: создание коллекции «Разные ложки» |
Знакомить с кухонной утварью – ложкой, её изготовлением и использованием. Знакомить детей с православным праздником Воздвиженье, с русским обычаем делать заготовки на зиму, рубить капусту. Воспитывать трудолюбие. |
Рассматривание деревянной, металлической, мельхиоровой ложек. Сувенирные ложки. Разные материалы для изготовления ложки, роспись деревянных ложек. Мастерская по росписи ложки в стиле «Хохлома» Народные пословицы о труде, загадки о капусте, овощах. Силовая игра для мальчиков «Перетягивание палки» (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду» с.29) |
Ноябрь «Рукодельницы» «Путешествие в прошлое одежды» Итоговое мероприятие: Мастерская по обучению вышиванию. |
Систематизировать знания детей о народных промыслах Сибири. Способствовать овладению детьми некоторыми навыками рукоделия Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека. Воспитание уважения к людям труда. |
Пословицы о труде, людях труда. Просмотр мультфильма «Рукодельница и ленивица», видеоряд «Народные промыслы Сибири» Импровизированное жилище древнего человека, кукла, одетая в шкуры, иллюстрации ткацкого станка, ткацкой фабрики. (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с.107) |
Декабрь История лампочки «Да будет свет!» «Путешествие в прошлое часов» «Как встречают Новый год в разных странах» Итоговое мероприятие: фольклорное развлечение «Новогодняя сказка» |
Формировать представление о прошлом лампочки Познакомить с историей часов, разнообразием часов в соответствие от способа применения. Воспитывать уважение к труду человека – изобретателя, созидателя, творца. Познакомить детей с новогодними традициями других народов, расширять представления детей о старинных обрядовых обычаях встречи Нового года |
Настольная лампа, светец с лучинами, свеча, подсвечник, спички. (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 155) Демонстрация видеоряда разнообразие часов: песочные, механические, солнечные, электронные. Рассматривание часового механизма (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 88) Просмотр слайдов «Новый год в разных странах», игры на русский лад. (Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс. 21) |
Январь «Уродилась коляда накануне Рождества» «Крещение» Итоговое мероприятие: Фольклорное развлечение с гаданиями и колядками «Новогодний сапожок» |
Знакомство с рождественскими праздниками, святочными гаданиями. Знакомить детей с православным праздником Крещение, формировать силу, ловкость в зимних играх на воздухе. |
Прослушивание колядок, обрядовых песенок, просмотр мультфильма «Ночь перед Рождеством» по мотивам повести Н. Гоголя (Э.А.Халикова «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» с. 23) Весёлые игры и затеи: «коробейники», «русская баня», «счастливая подкова», «снежный тир», «ледяная карусель». (Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс. 29, с.36) |
Февраль «Молодецкая удаль»
«Глиняный человек» «Волшебная дудочка» «Частушка» Итоговое мероприятие: фольклорный праздник – состязание «Молодецкая удаль» |
Знакомить детей с русскими народными потешными играми. Воспитывать мужественность, развивать силу, ловкость. Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. Знакомить с природным материалом – глиной, свойствами её, использованием нашими предками в быту. Знакомство с русскими народными инструментами. Различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые). Обучение игре на народных музыкальных инструментах Развитие певческих навыков. Формирование умения выступать перед аудиторией. |
Рассматривание картины Васнецова «Богатыри». Доспехи богатыря, оружие богатырей. Состязания для мальчиков. Девочки выступают в роли болельщиков. (И.В. Богачёва «Моё Отечество – Россия!» с. 73) Предметы быта из глины – горшок, крынка; глиняные игрушки дымковских мастеров. Просмотр мультфильма «Глинька»; художественное творчество: лепка игрушек – свистулек. (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 49) Рассматривание народных инструментов, игра на них, слушание народной плясовой музыки (В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» с. 67)
Пение, прослушивание, подпевание народных частушек. С-р игра «Концерт» (Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс.77) |
Март «Длинная коса – русская краса» Как украшали себя русские красавицы. «Отшумела злая вьюга…» «Сорок сороков – прилёт птиц» Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник «Русская красавица» |
Знакомство с русской портретной живописью. Продолжать знакомить детей с традиционным женским костюмом, украшениями. Систематизировать знания детей о пробуждении природы весной. Знакомить с картинами русских художников о весне. Знакомить детей с народным праздником прилёта птиц |
Просмотр фильма «Русские красавицы» по картинам русских художников.
Народные приметы весны. Загадки. (Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс.51) Стихи и загадки о птицах. Изготовление «Дерева птиц». (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.57) |
Апрель «Шутку шутить – людей насмешить» «Колокольный звон» «Пасха – Светлое воскресенье» Итоговое мероприятие: Фольклорное развлечение «Красная горка» |
Расширять представления детей о юморе, шутке. Формировать представления детей о колокольном звоне, как о искусстве, знакомить с колоколами их расположением, с различными колокольными звонами. Знакомить детей с городами России, где выстроены архитектурные ансамбли с колокольнями: «Золотое кольцо России» Систематизировать знания о православном празднике Пасха. Воспитание милосердия, добросердечности. |
Народные докучные сказки, юмористический фольклор. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» (Ю.А. Вакуленко Календарные мероприятия в ДОУс.79) Видеоряд «Колокола России», «Золотое Кольцо России», аудиозапись колокольного звона. Колокольчики разного размера. (Э.А.Халикова «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» с. 30) (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.111) создание композиции «Пасха», благотворительная акция «Спешите делать добро!» (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.82) |
Май «Праздник Троицы» Мой город. Мой край. Моя страна. «Реки Кан и Енисей. Рыболовство» Итоговое мероприятие: Экологический десант на берег реки Кан (совместно с родителями) |
Вызвать интерес и уважение к русским традициям, формировать умение видеть красоту. Систематизировать знания детей о городе, крае, стране, символике края, города, страны, их достопримечательностях, городах. Расширение представлений о реках города и края. Нахождение их на карте. Формировать знания о рыболовном промысле в давние времена и современном. Знакомить с приспособлениями для рыбной ловли. Познакомить с экологией рек и прибрежной полосы. |
Загадки о берёзе, хороводные игры, обряд завивания берёзки (Э.А.Халикова «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» с. 36,с. 75) (М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду с.94, с.98)
Видеофильм «Россия». Фотоальбом «Реки Сибири», видеоряд «Богатство рек Красноярского края». Рассматривание сачка, сетей, удочки, других приспособлений для рыболовства. Пословицы о труде, загадки о рыбах и обитателях рек, о растительности рек. Изготовление альбома «Река Кан» |
Список литературы:
О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа. СПб АКЦИДЕНТ, 1997г.
Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей. Составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розов, И.А.Щербакова, М. АРКТИ, 2003г.
М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова, Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Под редакцией Т.С.Комаровой, М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006г.
Моё Отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, Богачёва И.В. , М. изд. ГНОМ, 2004г.
Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Авторы составители: Э.А.Халикова, Н.В.Колебошина, Волгоград: Учитель, 2013г.
Календарные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении: конспекты занятий, тематические викторины, игры для детей 5-7 лет, автор – составитель Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2009г.
Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор- составитель В.Н.Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013г.
А.Куликова, А.Мешалкина. Проект «Злаки», журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2013г.с.14
С.Тищенко «Жаворонушки», журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2013г.с.25