| Организационный момент 1 мин | Приветствие | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие памяти Познавательные УУД: - развитие познавательной активности
|
1 | Этап мотивации 1 мин | Сегодня у нас пройдет необычный урок. Мы отправимся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. А чтобы наш корабль причалил к нужному берегу, какой же должна быть наша работа? Итак, в путь! Для начала нам нужно проложить маршрут. Ребята, у вас на партах лежат карточки, попробуйте разложить их в правильном порядке. Проверим, что у вас получилось?
А на что это похоже? |
Совместная, дружная, быстрая
Раскладывают карточки Вывешиваю на доске Порт «Начальный» Остров Разминка Остров Информации Остров Программирования Компьютерный остров Порт «Конечный»
- на план (блок-схему, алгоритм) |
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия 1 мин | Да, правильно Это маршрут нашего сегодняшнего урока, на каждом этапе вы постараетесь оценивать свою работу. Сейчас я вас попрошу раскрасить соответствующим цветом блок Порт Начальный Как вы готовы к уроку? Если вы чувствуете себя уверенно раскрасьте блок красным цветом, если есть сомнения синим цветом, если очень волнуетесь зеленым. Маршрутный лист ученика (цы) ___________________________ Порт Начальный
Остров Разминка
Остров Информации
Остров Программирования
Компьютерный остров
Порт Конечный
|
Оценивают свою готовность к уроку, раскрашивают блок Порт Начальный нужным цветом
|
| 6 мин | Остров Разминка Итак, наша первая остановка на Острове Разминка. Предлагаю вам небольшой Блиц- опрос. Приготовьте, пожалуйста, свои карточки, и поднимайте их той буквой вверх, которая соответствует правильному ответу. 1. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме начало? a. ромб b. овал c. круг d. прямоугольник 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата? a. ромб b. квадрат c. параллелограмм d. прямоугольник 3. Какой оператор описывает в программе на Паскале вывод результата? a. readln b. written c. вывод d. writeln 4. Назовите операторы ветвления в алгоритмическом языке a. если то иначе все b. если бы то c. условие то иначе d. если иначе то все 5. Какой оператор описывает в программе на Паскале ввод данных? a. readln b. listen c. вввод d. writeln 6. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме проверку условия? a. круг b. квадрат c. ромб d. прямоугольник 7. Какой оператор описывает в программе задание переменных? a. begin b. end c. var d. for 8. Какой оператор определяет целочисленную переменную на Паскале? a. integer b. real c. int d. longint 9. Какой оператор описывает в программе конец? a. конец b. the end c. end d. все 10. Какой оператор определяет в Паскале вещественные переменные? a. comp b. word c. integer d. real 11. Операция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй? a. mod b. div c. for d. var 12. Операция, вычисляющая остаток от деления первого аргумента на второй? a. mod b. div c. for d. var 13. sqr(a) – это a. оператор квадрата b. оператор корня c. оператор модуля d. оператор ветвления
91-100% - 3 балла От 70-90% - 2 балла От 50-69% - 1 балл Оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте блок Остров Разминка соответствующим цветом
| Работа с приложением Plickers Дети отвечают на вопросы, поднимают карточки той буквой вверх, которая соответствует правильному ответу.
ОЦЕНИ СЕБЯ Раскрашивают блок Остров Разминка нужным цветом
|
|
3 | Этап выявления места и причины затруднения Время выполнения 3 мин
2 мин | А теперь я предлагаю вам поработать в группах Каждая группа получает свое задание, и это задание в группе вы делите на 4 части. Каждый в группе выполняет свою часть задания. Ваша задача написать алгоритм по сказке в разных формах. Задание сказки Каждая группа получает изображение из сказки, где есть выбор Составьте алгоритм действий с помощью нумерованного списка, в табличном виде, в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке
Встречается ли в данных фрагментах ситуация выбора? Приведите еще примеры из русской литературы, где встречается проблема выбора действия? А в жизни часто ли нам приходится сталкиваться с выбором? Этапы программы А теперь давайте попробуем переложить ваши составленные алгоритмы на язык Паскаль. Проблемная ситуация 1 и 2 часть они напишут В 3 части возникает проблема в описании условного оператора - Почему мы не можем составить программу на языке Pascal? Какова тогда цель нашего урока? | Выполняют задание.
Каждая группа результат вывешивает на доске Если группа с заданием справилась, каждый получает по 2 балла, если не полностью справились 1 балл.
- высказываются |
|
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения
Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ) | Как же звучит тема урока? -Верно! Тема урока «Организация ветвления на языке Паскаль» или «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор» Сформулируйте, что мы должны с вами узнать и чему научиться на уроке? - Правильно! Сегодня наша задача научиться составлять программы с ветвлением на Паскале. Открываем тетради, записываем тему урока. Мы знакомы со многими операторами Паскаля, научились составлять линейные программы на языке Паскаль. Сегодня наша задача научиться составлять программы с ветвлением на Паскале.
| - формулируют цель и тему урока:
Узнатькак организуется ветвление на языке Паскаль. Научиться писать программы с ветвлением на языке Паскаль
| Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные УУД: - формирование грамотной речи Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка |
| Первичное вхождение в тему
2 мин | И мы с вами приплываем к следующему острову Остров Информации Предлагаю вам поработать с учебником в парах. Заполнив таблицу, вы узнаете, как алгоритм с ветвлением записать на языке Паскаль. У вас 2 минуты
Работа с учебником в паре составь таблицу ответь на вопросы: а) Как переводятся на русский язык слова IF, THEN, ELSE б) Какие виды логических выражений могут быть использованы в качестве условий? Проверка | - читают учебник на с. 129, составляют сравнительную таблицу в тетради для записей. -если, то, иначе;
- простые и сложные;
- ребята отвечают, как заполнили…
Отвечающие получают по 1 баллу | Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Личностные УУД: - развитие умения выделять главное; - формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыковструктурирования информации.
|
5 | Этап реализации построенного проекта 4 мин | Выполни вместе с учителем
Выполни самостоятельно Проверка по эталону
Поднимите руку у кого все правильно? 1 балл | запиши на языке Паскаль следующие условия 4 ученика по очереди записывают ответ на доске, остальные в тетради x mod 7 <> 0 y<>0 (x>-5) and (x<10) (x>=-1) and (x<=1) Отвечающие у доски получают по 1 баллу |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте блок Остров Информации соответствующим цветом
| ОЦЕНИ СЕБЯ Раскрашивают блок Остров Информации нужным цветом
|
| Физминутка Я попрошу вас выполнить мои команды, а вы выполняя их подумайте можно ли все сказанное и сделанное назвать алгоритмом Докажите А вы кто были? А какие вы были исполнители? 1 мин | Спортивная Если ты юноша, то выполняй ходьбу на месте, иначе выполни три наклона вперед. Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперёд-назад, иначе влево и вправо. Если у тебя серые глаза, то выполняй наклоны влево и вправо, иначе – поворачивай туловище влево, вправо. Если ты ученик восьмого класса, то встань ровно рядом со своей партой и приведи себя в порядок
| До физминутки должно пройти не более 20 минут Выполняют действия
|
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Работа в паре + самопроверка 3 мин | А мы с вами попадаем на Остров программирования
Выполни задание в паре, задание по вариантам
выполни взаимопроверку (каждая пара проверяет друг друга)
проверка по эталону Есть такие работы, которые выполнены правильно без ошибок, поднимите руку 2 балла | В паре Определить значение переменной С по фрагменту программы Ответ: 72 Ответ: 27
|
|
| Закрепление 2 мин | Выполни вместе с учителем | 1 ученик у доски program primer; varx,y: real; begin readln(x); if x<=5 then y:=sqr(x) else y:=sqrt(25*x); writeln(x); end. Отвечающий у доски получают 2 балла
| Регулятивные УУД: -умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.
|
| Самостоятельная работа по вариантам 4 мин |
| Преобразовать алгоритм, записанный на алгоритмическом языке в программу на языке Pascal. алг минимальное число нач вещ a, b, c, m . ввод a . ввод b . ввод c . m:=a . если b<m . . то m:=b все . если c<m . . то m:=c все . вывод m кон
program mini; var a, b, c, min: real; begin readln(a, b, c); min:=a; if b<min then min:=b; if c<min then min:=c; writeln('min=', min); end.
Преобразовать алгоритм, записанный на алгоритмическом языке в программу на языке Pascal. алг максимальное число нач вещ a, b, c, m . ввод a . ввод b . ввод c . m:=a . если b>m . . то m:=b все . если c>m . . то m:=c все . вывод m кон
program maxi; var a, b, c, max: real; begin readln(a, b, c); max:=a; if b> max then max:=b; if c> max then max:=c; writeln('max=', max); end. |
| 1 мин | Оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте блок Остров Программирования соответствующим цветом | ОЦЕНИ СЕБЯ Раскрашивают блок остров программирования нужным цветом |
|
|
|
|
8 | Этап включения в систему знаний и повторения
Компьютерный практикум 7 мин | А правильность написания программы мы проверим на компьютерах. И мы с вами переходим с следующему острову Компьютерный остров. -Выполни задание с помощью компьютера
Если программа работает 3 балла
Оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте блок Компьютерный остров соответствующим цветом | FreePascal или PascalABC Набирают свои программы.
Если кто-то справился раньше остальных назначаем консультантом. Доп. Задание для активных. 1.Ввести два числа. Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.
ОЦЕНИ СЕБЯ Раскрашивают блок Компьютерный остров нужным цветом |
| Межпредметные связи 2 мин | А теперь давайте в бортовой журнал запишем синквейн по теме урока Алгоритм работы: 1 строка - существительное /тема/ 2 строка - 2 прилагательных 3 строка - три глагола 4 строка - короткое предложение, отношение автора к теме 5 строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта. | Составляют синквейн
Ветвление Полная краткая Выбирать, действовать, программировать Выбор есть всегда. Условие |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Итоги урока, выставление оценок. 4 мин | Подведем итог - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? У кого этот кубик был закрашен зеленым или синим цветом? Цвет последнего блока изменился? Это хорошо. Не только вы, но и я очень довольна результатом
| ОЦЕНИ СЕБЯ Раскрашивают блок Порт Конечный нужным цветом
Поднимают руки - подсчитывают баллы, выставляют оценки. На доске будет висеть плакат с островами. Ребята себя оценивают и прикрепляют свой корабль к любому острову по желанию. 2 - 4 балла – оценка «3» 5 – 8 баллов – оценка «4» 9 и более баллов – оценка «5» Красный корабль – 5 Синий корабль – 4 Зеленый корабль - 3 остров Печали остров Неопределенности остров Открытий остров Успеха остров Радости остров Скуки остров Неожиданности остров Удачи остров Воодушевления
|
| Домашнее задание 1 мин | Задания на выбор | Попробуйте привести несколько примеров пословиц, которые содержат ветвление. Составить блок-схему решения квадратного уравнения. Написать программу на языке Pascal, которая позволяет выяснить, все ли цифры двухзначного числа одинаковые.
|
|