Промежуточная итоговая диагностическая работа по биологии (10 класс)

0
0
Материал опубликован 25 February 2020 в группе

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной

диагностической итоговой работы по биологии обучающихся 10 класса по биологии


1.Назначение КИМ- работа предназначена для проведения процедуры проведения промежуточного итогового контроля по биологии в 10 классе с целью оценивания индивидуальных достижений обучающихся 10 класса по разделу «Общая биология». Результаты могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся при подготовке к ЕГЭ.

2. Документы, определяющие содержаниедиагностической работы

Содержание и структура промежуточной диагностической итоговой работы по предмету «Биология»разработаны на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии(приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

2)Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

3)Содержание действующих примерных программ среднего (полного) общего образования по биологии.

4)Биология : Общая биология .10-11 классы: / Под ред. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,В.В.Пасечник.-2-е издание-М.:Дрофа,2016 .

3.Характеристика структуры КИМ.

.Распределение заданий КИМ по типам даётся в таблице1.

Таблица 1. Распределение заданий по типам.


Задания с несколькими ответами:

Задания на установление последовательности процессов и явлений


Задания на установление соответствия

Работа с таблицей

Работа с текстом

Развёрнутый ответ. Решение задач

Итого:15

Распределение заданий промежуточной итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

Соотношение числа заданий по разным элементам содержания отражает учебное

время, отводимое в процессе изучения курса на тот или иной вопрос темы. В таблице 2 приведено распределение заданий стартовой диагностической работы по

элементам содержания темы.

В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений согласно требованиям к уровню подготовки выпускников.

Работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях:

Воспроизводить знания; применять знания и умения в знакомой и измененной. Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне. Применять знания в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем блокам стандарта средней школы по биологии.

Применять знания в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями представлены в части 2 работы. В работе используются задания повышенного и высокого уровней сложности.

Промежуточная итоговая работа включает следующие содержательные блоки: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система». Их содержание направлено на проверку знания положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; современной биологической терминологии и символики.

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии; методах исследования; роли ученых в познании окружающего мира; об общих признаках биологических систем; основных уровнях организации живой природы; о роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах; об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях; о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки; наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике; селекции организмов и биотехнологии; выявляет уровень овладения умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления; применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике. В итоговой работе, кроме того, предусматривается проверка различных ви- дов предметных умений и способов действий: использовать научные методы по- знания; определять адекватные способы решения биологических задач, исследовать практические ситуации; объяснять сложные биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Таблица 2. Распределение заданий по уровням усвоения содержания

Уровни усвоения содержания

Число заданий


Воспроизведение знаний: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями

5

Применение знаний в знакомой ситуации: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления

5

Применение знаний в измененной ситуации: установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.

5


4.Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительные материалы и оборудования не используются

5.Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

На выполнение всей работы отводится 45 минут.


6.Система оценивания выполнения отдельных заданий промежуточной

диагностической итоговой работы и в целом

1.Каждое из заданий части 1 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

2.За выполнение каждого из заданий части 2 выставляется 3 балла, если

1) Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

2) Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

3) Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3 2 1 Ответ неправильный 0: Максимальный балл 3




План промежуточной итоговой диагностической работы по биологии для учащихся 10 класса


задания

Проверяемый элемент содержания

Код контролируемого элемента

1

Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организа- ции живой природы

1.1

2

Клетка: химический состав, строение, функции органоидов. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.

2.3,2.4

3

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий

2.5

4.

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоз

2.7

5.

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач.

3.5

6.

Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; домашних животных, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений

3.8;

3.9

7.

Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины

3.6

8.

Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов

3.3




Промежуточная итоговая диагностическая работа

по БИОЛОГИИ

10 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение диагностической работы по биологии отводится 45 минут. Работа

включает в себя 15 заданий.


Ответы к заданиям 1–10записываются в виде, которая соответствует

номеру правильного ответа.

Ответы к заданиям11–15 запишите в работе в отведённом для этого месте.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Вашевнимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономиивремени пропускайте задание, которое не удаѐтся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможетевернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.




Желаем успеха!

























Вариант 1

Ответами к заданиям являются последовательность цифр, букв ,число или слово

(словосочетание). Ответы запишите в поля ответовв тексте работы.


.

t1582649113aa.png2.Установите соответствие между признакамии группами веществ, для которых эти признаки характерны: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.


ПРИЗНАКИ

ГРУППЫ ВЕЩЕСТВ

A) обеспечивают прочность клеточной стенки

1) углеводы

Б) в составе молекулы имеются атомы водорода, кислорода и азота

2) белки

В) выполняют транспортную функцию


Г) образуют гликоген


Д) образуют гликокаликс

Е) способны к ренатурации


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д

Е








3.Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена.

ПРОЦЕССЫ

1) Начинается с расщепления глюкозы

2) Образуются 2 молекулы С3Н4О3

3) Происходит в мембранах крист

4) Синтезируется 36 молекул АТФ

5) Одним из результатов является спиртовое брожение


ЭТАПЫ

А) Бескислородный этап

Б) Кислородный этап


4. Выберите три верных ответа из шести .

Форма бесполого размножения организмов – это

1) образование спор у мхов

2) партеногенез у насекомых

3) спорообразование у бактерий

4) почкование коралловых полипов

5) образование цист у амебы

6) митотическое деление одноклеточных водорослей


5.Изучите карту, на которой отмечены древние центры происхождения домашних

животных. Как называют центр, в котором впервые было проведеноодомашнивание курицы?


t1582649113ab.png


1)Средиземноморский2)Индо-Малайский3)Абиссинский4)Андийский


6.Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза

А) преобразование солнечной энергии в энергию АТФ

Б) образование возбужденных электронов хлорофилла

В) фиксация углекислого газа

Г) образование крахмала

Д) преобразование энергии АТФ в энергию глюкозы

Запишите в таблицу соответствующую последовательность букв.


А

Б

В

Г

Д

Е








7.На рисунке изображён вариационный ряд листьев лавровишни. Какую

изменчивость он иллюстрирует?

t1582649113ac.jpg

1) мутационную 2) модификационную3) комбинативную 4) соотносительную



8.Вставьте в текст «Эмбриональный период развития животного»пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этогоцифровые обозначения.

Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затемполучившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведеннуюниже таблицу.


ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОГО

Эмбриональное развитие начинается с момента оплодотворениязиготы, которая далее подвергается _____________(А). В результатеобразуется полый однослойный шаровидный зародыш _________(Б).Наодном из его полюсов клетки начинают впячиваться внутрь, постепеннообразуется двухслойный шаровидный зародыш – _________________(В).Его

наружный слой называется эктодерма, а внутренний ______________(Г).



ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ

1) рост

2) дробление

3) мезодерма

4) гаструла

5) глобула

6) куколка

7) бластула

8) энтодерма

Ответ:

9.Какие из простейших являются паразитами

1 амеба протей 2.амёба ротовая 3.вольвокс 4.трипаносома 5. Балантидий 6.инфузория-туфелька





10.В каком случае указан состав нуклеотида ДНК

1.аденин-рибоза-фосфат

2.урацил-дезоксирибоза-фосфат

3.цитозин-рибоза-фосфат

4.гуанин-дезоксирибоза-фосфат


11.Установите последовательность расположения наземных экосистем в порядке увеличения их биомассы:

1.тайга

2.влажные тропические леса

3.степь

4.тундра

5.саванна

6.листопадные леса

1

2

3

4

5

6








12Для чего для пересадки рассады капусты прищипывают кончик корня?

13.Какова роль грибов в природе?


14.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, вкоторых они сделаны, и запишите эти предложения без ошибок.


1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа,

затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены.

3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене,

относят к геномным мутациям. 4. Внутрихромосомные перестройки

могут быть связаны с удвоением гена. 5. Если в клетке происходит

изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.

6. Мутации всегда полезны организму

15. Решите задачу

У кошек ген В определяет черную окраску шерсти, а ген b – рыжую,наличие двух генов в генотипе дает черепаховую окраску. Генылокализованы в Х хромосомах.Какое по генотипу и фенотипу следуетожидать потомство от кошки с черепаховой окраской и рыжего кота, атакже от той же кошки и черного кота? Определите генотипы самки исамцов. Составьте схему решения задачи.




















Ответы к заданиям варианта


задания

Ответы

1

вакуоль

2

122122

3

11221

4

346

5

2

6

21354

7

2

8

2748


9


245

10

4


11


435162

12

Стимулирует рост боковых корней ;увеличивается площадь корневого питания растений

13

1.симбиоз 2.грибы-сапрофиты 3.грибы паразиты

14

1) 3 – изменения, связанные с удвоением какого-либо

нуклеотида в гене, относят к генным мутациям;

2) 5 – если в клетке происходит изменение числа хромосом, то

такие мутации называют геномными;

3) 6 – большинство мутаций – летальны, приносят гибель

организму, или мутации могут быть летальными,

нейтральными, полезными


15

1) первый случай: генотип черепаховой кошки – Х в Х b -

гетерозигота (гаметы: X B и X b ) и генотип рыжего кота – X b Y -

гетерогаметный с рецессивным геном (гаметы: X b и Y).

От таких родителей следует ожидать потомство: Х в Х b –

генотипгетерозигота; фенотип – кошка черепаховой окраски

шерсти, X B Y – генотип гетерогаметный с доминантным геном;

фенотип – кот с черной окраской шерсти, X b X b – генотип

рецессивнаягомозигота, фенотип – кошка рыжей окраски,

X b Y – генотипгетерогаметный с рецессивным геном;

фенотип – кот с рыжей окраской шерсти;

2) второй случай: генотип черепаховой кошки – Х в Х b

гетерозигота (гаметы: X B и X b ) и генотип черного кота – X B Y

гетерогаметный с доминантным геном (гаметы: X B и Y).

От таких родителей следует ожидать потомство:

X B X B – генотип доминантная гомозигота; фенотип – чёрная

кошка и X B Y – генотип гетерогаметный с доминантным геном;

фенотип – кот с черной окраской шерсти, Х в Х b – генотип

гетерозигота; фенотип – кошка черепаховой окраски шерсти и

X b Y – генотип гетерогаметный с рецессивным геном;

фенотип – кот с рыжей окраской шерсти














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.