Промежуточная итоговая диагностическая работа по биологии (10 класс)
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной
диагностической итоговой работы по биологии обучающихся 10 класса по биологии
1.Назначение КИМ- работа предназначена для проведения процедуры проведения промежуточного итогового контроля по биологии в 10 классе с целью оценивания индивидуальных достижений обучающихся 10 класса по разделу «Общая биология». Результаты могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся при подготовке к ЕГЭ.
2. Документы, определяющие содержаниедиагностической работы
Содержание и структура промежуточной диагностической итоговой работы по предмету «Биология»разработаны на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии(приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
2)Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
3)Содержание действующих примерных программ среднего (полного) общего образования по биологии.
4)Биология : Общая биология .10-11 классы: / Под ред. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,В.В.Пасечник.-2-е издание-М.:Дрофа,2016 .
3.Характеристика структуры КИМ.
.Распределение заданий КИМ по типам даётся в таблице1.
Таблица 1. Распределение заданий по типам.
|
Задания с несколькими ответами: |
Задания на установление последовательности процессов и явлений |
Задания на установление соответствия |
Работа с таблицей |
Работа с текстом |
Развёрнутый ответ. Решение задач |
Итого:15 |
Распределение заданий промежуточной итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.
Соотношение числа заданий по разным элементам содержания отражает учебное
время, отводимое в процессе изучения курса на тот или иной вопрос темы. В таблице 2 приведено распределение заданий стартовой диагностической работы по
элементам содержания темы.
В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений согласно требованиям к уровню подготовки выпускников.
Работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях:
Воспроизводить знания; применять знания и умения в знакомой и измененной. Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне. Применять знания в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем блокам стандарта средней школы по биологии.
Применять знания в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями представлены в части 2 работы. В работе используются задания повышенного и высокого уровней сложности.
Промежуточная итоговая работа включает следующие содержательные блоки: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система». Их содержание направлено на проверку знания положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; современной биологической терминологии и символики.
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии; методах исследования; роли ученых в познании окружающего мира; об общих признаках биологических систем; основных уровнях организации живой природы; о роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах; об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях; о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки; наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике; селекции организмов и биотехнологии; выявляет уровень овладения умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления; применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике. В итоговой работе, кроме того, предусматривается проверка различных ви- дов предметных умений и способов действий: использовать научные методы по- знания; определять адекватные способы решения биологических задач, исследовать практические ситуации; объяснять сложные биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Таблица 2. Распределение заданий по уровням усвоения содержания
Уровни усвоения содержания | Число заданий |
Воспроизведение знаний: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями | 5 |
Применение знаний в знакомой ситуации: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления | 5 |
Применение знаний в измененной ситуации: установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. | 5 |
4.Дополнительные материалы и оборудование
При проведении работы дополнительные материалы и оборудования не используются
5.Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
6.Система оценивания выполнения отдельных заданий промежуточной
диагностической итоговой работы и в целом
1.Каждое из заданий части 1 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
2.За выполнение каждого из заданий части 2 выставляется 3 балла, если
1) Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
2) Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
3) Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3 2 1 Ответ неправильный 0: Максимальный балл 3
План промежуточной итоговой диагностической работы по биологии для учащихся 10 класса
№ задания | Проверяемый элемент содержания | Код контролируемого элемента |
1 | Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организа- ции живой природы | 1.1 |
2 | Клетка: химический состав, строение, функции органоидов. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. | 2.3,2.4 |
3 | Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий | 2.5 |
4. | Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоз | 2.7 |
5. | Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. | 3.5 |
6. | Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; домашних животных, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений | 3.8; 3.9 |
7. | Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины | 3.6 |
8. | Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов | 3.3 |
Промежуточная итоговая диагностическая работа
по БИОЛОГИИ
10 класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по биологии отводится 45 минут. Работа
включает в себя 15 заданий.
Ответы к заданиям 1–10записываются в виде, которая соответствует
номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям11–15 запишите в работе в отведённом для этого месте.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Вашевнимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономиивремени пропускайте задание, которое не удаѐтся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможетевернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
Ответами к заданиям являются последовательность цифр, букв ,число или слово
(словосочетание). Ответы запишите в поля ответовв тексте работы.
.
2.Установите соответствие между признакамии группами веществ, для которых эти признаки характерны: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
ПРИЗНАКИ | ГРУППЫ ВЕЩЕСТВ |
A) обеспечивают прочность клеточной стенки | 1) углеводы |
Б) в составе молекулы имеются атомы водорода, кислорода и азота | 2) белки |
В) выполняют транспортную функцию | |
Г) образуют гликоген | |
Д) образуют гликокаликс Е) способны к ренатурации |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
3.Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена.
ПРОЦЕССЫ 1) Начинается с расщепления глюкозы 2) Образуются 2 молекулы С3Н4О3 3) Происходит в мембранах крист 4) Синтезируется 36 молекул АТФ 5) Одним из результатов является спиртовое брожение | ЭТАПЫ А) Бескислородный этап Б) Кислородный этап |
4. Выберите три верных ответа из шести .
Форма бесполого размножения организмов – это
1) образование спор у мхов
2) партеногенез у насекомых
3) спорообразование у бактерий
4) почкование коралловых полипов
5) образование цист у амебы
6) митотическое деление одноклеточных водорослей
5.Изучите карту, на которой отмечены древние центры происхождения домашних
животных. Как называют центр, в котором впервые было проведеноодомашнивание курицы?
1)Средиземноморский2)Индо-Малайский3)Абиссинский4)Андийский
6.Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза
А) преобразование солнечной энергии в энергию АТФ
Б) образование возбужденных электронов хлорофилла
В) фиксация углекислого газа
Г) образование крахмала
Д) преобразование энергии АТФ в энергию глюкозы
Запишите в таблицу соответствующую последовательность букв.
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
7.На рисунке изображён вариационный ряд листьев лавровишни. Какую
изменчивость он иллюстрирует?
1) мутационную 2) модификационную3) комбинативную 4) соотносительную
8.Вставьте в текст «Эмбриональный период развития животного»пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этогоцифровые обозначения.
Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затемполучившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведеннуюниже таблицу.
ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОГО
Эмбриональное развитие начинается с момента оплодотворениязиготы, которая далее подвергается _____________(А). В результатеобразуется полый однослойный шаровидный зародыш _________(Б).Наодном из его полюсов клетки начинают впячиваться внутрь, постепеннообразуется двухслойный шаровидный зародыш – _________________(В).Его
наружный слой называется эктодерма, а внутренний ______________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ
1) рост
2) дробление
3) мезодерма
4) гаструла
5) глобула
6) куколка
7) бластула
8) энтодерма
Ответ:
9.Какие из простейших являются паразитами
1 амеба протей 2.амёба ротовая 3.вольвокс 4.трипаносома 5. Балантидий 6.инфузория-туфелька
| | |
10.В каком случае указан состав нуклеотида ДНК
1.аденин-рибоза-фосфат
2.урацил-дезоксирибоза-фосфат
3.цитозин-рибоза-фосфат
4.гуанин-дезоксирибоза-фосфат
11.Установите последовательность расположения наземных экосистем в порядке увеличения их биомассы:
1.тайга
2.влажные тропические леса
3.степь
4.тундра
5.саванна
6.листопадные леса
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
12Для чего для пересадки рассады капусты прищипывают кончик корня?
13.Какова роль грибов в природе?
14.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, вкоторых они сделаны, и запишите эти предложения без ошибок.
1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа,
затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены.
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене,
относят к геномным мутациям. 4. Внутрихромосомные перестройки
могут быть связаны с удвоением гена. 5. Если в клетке происходит
изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.
6. Мутации всегда полезны организму
15. Решите задачу
У кошек ген В определяет черную окраску шерсти, а ген b – рыжую,наличие двух генов в генотипе дает черепаховую окраску. Генылокализованы в Х хромосомах.Какое по генотипу и фенотипу следуетожидать потомство от кошки с черепаховой окраской и рыжего кота, атакже от той же кошки и черного кота? Определите генотипы самки исамцов. Составьте схему решения задачи.
Ответы к заданиям варианта
№ задания | Ответы |
1 | вакуоль |
2 | 122122 |
3 | 11221 |
4 | 346 |
5 | 2 |
6 | 21354 |
7 | 2 |
8 | 2748 |
9 | 245 |
10 | 4 |
11 | 435162 |
12 | Стимулирует рост боковых корней ;увеличивается площадь корневого питания растений |
13 | 1.симбиоз 2.грибы-сапрофиты 3.грибы паразиты |
14 | 1) 3 – изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к генным мутациям; 2) 5 – если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными; 3) 6 – большинство мутаций – летальны, приносят гибель организму, или мутации могут быть летальными, нейтральными, полезными |
15 | 1) первый случай: генотип черепаховой кошки – Х в Х b - гетерозигота (гаметы: X B и X b ) и генотип рыжего кота – X b Y - гетерогаметный с рецессивным геном (гаметы: X b и Y). От таких родителей следует ожидать потомство: Х в Х b – генотипгетерозигота; фенотип – кошка черепаховой окраски шерсти, X B Y – генотип гетерогаметный с доминантным геном; фенотип – кот с черной окраской шерсти, X b X b – генотип рецессивнаягомозигота, фенотип – кошка рыжей окраски, X b Y – генотипгетерогаметный с рецессивным геном; фенотип – кот с рыжей окраской шерсти; 2) второй случай: генотип черепаховой кошки – Х в Х b гетерозигота (гаметы: X B и X b ) и генотип черного кота – X B Y гетерогаметный с доминантным геном (гаметы: X B и Y). От таких родителей следует ожидать потомство: X B X B – генотип доминантная гомозигота; фенотип – чёрная кошка и X B Y – генотип гетерогаметный с доминантным геном; фенотип – кот с черной окраской шерсти, Х в Х b – генотип гетерозигота; фенотип – кошка черепаховой окраски шерсти и X b Y – генотип гетерогаметный с рецессивным геном; фенотип – кот с рыжей окраской шерсти |