Занятие окружающего мира «Простые и ценные камни в природе»
Конспект занятия « Простые и ценные камни в природе».
Приоритетная область – « Познание».
Цель: Дать общие представления о некоторых камнях, познакомить с их применением.
Образовательные задачи:
Дать детям представление о том, что камни в природе есть везде: в земле, по берегам рек и озер, морей. Речные камни – неровные, разной формы, бывают с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны.
Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений.
Формировать первое представление о поделочных камнях, которые применяются для отделки зданий и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор) и добываются в нашей местности.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать у детей интерес к полезным ископаемым: сенсорные ощущения, умение обследовать камни и полезные ископаемые с помощью органов чувств, называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, эстетические чувства.
Развивающая предметно – пространственная среда темы:
Набор речных и морских камней, кусочки мрамора, гранита – на подносах, сосуд с водой, лупы.
Салфетки на каждого ребенка.
Учебный набор «Из чего состоит гранит» (кварц, слюда, полевой шпат), и набор «Из чего состоит мрамор» (известняк); кусочки дерева, гвозди, молоток.
Открытки:
- памятник А.С.Пушкину;
- Могила Неизвестного Солдата;
- Московское метро – станция «Кропоткинская», набережная Москвы-реки и Красная площадь (изделия из гранита)
-Новосибирское метро – царство мрамора
-Фонтанный комплекс в Искитимском парке имени И.В. Коротеева и т. д.
5. Проспекты по применению мрамора и гранита местных месторождений.
6. Музейные экспозиции: изделия, сделанные из мрамора (скульптуры, светильники, настольные письменные приборы, облицовочные плитки, мозаики, вазы, панно).
Предварительная работа:
1. Беседы «Что такое горы», «Подземная кладовая».
2. Чтение «Про бел-горюч камень» С.М. Голицына.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
В-ЛЬ: Ребята, скажите мне, что нас окружает?
ДЕТИ: Нас окружают предметы.
В-ЛЬ: А что еще?
ДЕТИ: Природа.
В-ЛЬ: Какая бывает природа?
ДЕТИ: Природа бывает живая и неживая.
В-ЛЬ: Какие признаки живой природы вы знаете?
ДЕТИ: Дышит, размножается, растет, двигается, питается.
В-ЛЬ: Давайте с вами поиграем. Я буду называть разные слова, а вы поднимайте соответственно круги. Если живое – то круг зеленого цвета, а если не живое – то круг красного цвета. Игра «Живое – неживое».
В-ЛЬ: Дети, к нам пришла интересная посылка со звуковым письмом, давайте его послушаем:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы правильно отгадали мои загадки на прошлом занятии. Сегодня я снова поведу вас в мое Подземное Царство, где хранятся каменные тайны. Вот я решила послать вам посылку предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мою очередную загадку, которая находится в конверте. Желаю вам удачи.
Хозяйка Медной горы»
Давайте откроем конверт и отгадаем загадку:
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий, в ладошке лежать,
Тяжелый, большой, одному не поднять,
Кто, дети, загадку мою отгадал,
Кто этот предмет по приметам узнал?
( КАМЕНЬ)
В-ЛЬ: Правильно ли мы отгадали, ребята, давайте посмотрим (открывает посылку – там камни)
Смотрите, ребята, в посылке камни – значит, мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте о камнях и побеседуем.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Дети садятся за лабораторные столы.
(на каждом по разносу на двоих детей, камни речные, морские, мрамор, гранит, кусочки дерева, сосуд с водой, салфетки)
В-ЛЬ: Ребята, я вам сейчас включу музыку, а вы закройте глаза, внимательно послушайте её, и представьте себе картину по звукам этой музыки (слушание).
Что ты слышал …? Какая картина получилась? А у тебя…? (ответы детей).
Давайте теперь ещё раз послушаем: слышите, как шумит море? Оно как бы разговаривает с нами. Волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, а они стучат друг о друга. Кто из вас был летом на море? Что вы там видели на берегу?
ДЕТИ: На берегу много разных камней, море шумит.
В-ЛЬ: Ребята, найдите на подносе морские камни и положите их перед собой. Посмотрите на них и расскажите, какие они?
Опытническая деятельность детей:
Дети описывают форму, цвет; какая у них поверхность, какие края - гладкие, овальные, круглые, твердые, холодные, красивые, разноцветные и т. д.
В-ЛЬ: Как вы думаете, почему они такие? (ответы детей). Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает края, и они становятся гладкими, без единого уголка.
В-ЛЬ: Теперь найдите речные камни и положите их рядом с морскими камнями. Потрогайте их. Что вы можете сказать про речные камни? Какие они? (шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами). Так чем же морские камни отличаются от речных? (ответы детей).
В-ЛЬ: Возьмите в руку камень и крепко-крепко его сожмите. Изменил камень форму или нет? (нет). Почему? (он твердый). Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и кусочек дерева, попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (гвоздь вошел в дерево). Сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Как вы думаете, что будет? (предположения детей). Я забиваю, не получается. (В-ль предлагает 2-3 детям попробовать).
В-ЛЬ: Давайте, я еще раз попробую (гвоздь гнется, но не вбивается). Ну что, ребята, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? (Ответы детей: он согнулся, но не забился). Как вел себя камень? Значит, какой можно сделать вывод? (Ответы детей: камень тверже дерева).
В-ЛЬ: Как камень и дерево будут вести себя в воде?
Вот перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду, что с ним произойдет? (Ответы детей: дерево поплывет). А сейчас осторожно опустим камень в воду. Что произошло с камнем? (Ответы детей: он утонул). Почему? (Ответы детей: он тяжелее воды). Почему же плавает дерево? (Ответы детей: оно легче воды).
В-ЛЬ: Ребята, обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его, какой он сейчас? (Ответы детей: мокрый). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Ответы детей: цветом (мокрый камень темнее)).
В-ЛЬ: Где мы с вами можем встретить камни? (Ответы детей: в реке, в море, на дороге, в песке и т.д.). А есть ли камни в нашей группе? (Ответы детей: в музее камней, в макете вулкана, в лотке пескостола, в аквариуме).
В-ЛЬ: А как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? И как? (ответы).
В-ЛЬ: Ребята, я хочу вместе с Хозяйкой Медной Горы познакомить вас с еще одним интересным камнем. Называется этот камень – гранит. Найдите такой же на своем подносе и возьмите в руки. Какой он на ощупь? (Ответы детей: шершавый, неровный).
Он весь одного цвета? (Ответы детей: нет, он разноцветный, красивый).
В-ЛЬ: Возьмите лупы и рассмотрите гранит. Оказывается гранит – это черная порода. Если внимательно посмотрим, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зерен. Они разные по цвету и виду. В состав гранита вошли три разных камня: - сверкающий кварц,
- темная слюда,
- цветной полевой шпат (показывает).
Из гранита строят набережные рек, изготавливают памятники. Но есть у гранита его давний соперник - это мрамор.
Мрамор – тоже горная порода (в-ль показывает детям мрамор).
Найдите у себя на подносах мрамор и возьмите его в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он? (Ответы детей: он гладкий, блестящий, красивый).
В-ЛЬ: Мрамор, как и гранит, состоит из нескольких компонентов. В его состав входят:- кальций,
- известняк,
- цветные примеси, которые придают ему разную окраску (показывает).
В-ЛЬ: Посмотрите на мрамор через лупу, что вы видите? (ответы). Мрамор для строителей – главный отделочный материал. И самым ценным является белый мрамор (показывает).
Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в Новосибирском метро – им украшены многие станции. У нас в Искитимском районе тоже есть места добычи этого полезного ископаемого.
Работа с картой:
Дети наклеивают значки на карту. _____
В-ЛЬ: Ребята, а в конверте есть еще какой-то журнал. Давайте его осмотрим. Этот журнал называется «Обруч», в нем напечатана сказка «О чем шептались камешки», которую написал Рыжов И.Н.. Хозяйке Медной Горы очень хочется, чтобы мы ее прочли. После сна я вам ее прочту.
А сейчас все идем в музей на новую экспозицию «Использование природного камня (мрамора)».
Показ экспозиции и рассказ воспитателя.
Добыча мрамора в карьере. Современное оборудование для работы и обработки.
Рассказ воспитателя об отделочных работах (фасады зданий, детали декора в интерьере, подоконники, полы с рисунками, лестницы).
Камины, декоративные элементы (колонны, капители, пилястры и др.)
Реставрационные работы – восстановление полированной фактуры на изношенных мраморных и гранитных ступенях, очистка камня.
Показ объектов, возведенных с применением гранита и мрамора в Москве, Новосибирске, Искитиме (фасады зданий, фонтаны).
Многообразие цветовых оттенков добываемого мрамора и гранита.