Как быстро решить задачи на нахождение времени начала или конца события

Объяснение учебного материала в школе основывается на методику преподавания конкретного предмета. Так должно быть в теории. Но на практике происходит часто по другому сценарию. Те учащиеся, которые обучаются на тройки, в большинстве случаев не понимают новой темы. И учителю, как режиссеру, по ходу урока приходится придумывать другой способ подачи материала, чтобы он был понятен и слабоуспевающим учащимся.
Хочу поделиться своими находками по объяснению тем по математике в начальной школе.
Как быстро решить задачи на нахождение времени начала или конца событияТакие задачи есть в ВПР по математике в 4 классе. Дети, которые хорошо ориентируются во времени, решают их без труда. А вот для других учащихся они оказываются очень сложными.
Пример задачи 1. «Витя с родителями едут в гости в деревню к бабушке. На дорогу у них выходит 1 ч 30 мин. Они должны приехать в 18 ч 20 мин. В какое время нужно выехать им из дома?»
В этой задаче нужно найти начало события, значит, стрелки часов перекрутить назад, поэтому задача будет решаться вычитанием. Из 18 ч можно отнять 1 ч, а вот из 20 минут не отнимем 30 минут. Занимаем один час у 18 часов. Этот час переводим в минуты и надписываем над минутами. Теперь сосчитать очень просто. Из 17 ч – 1 ч = 16 ч и из 80 мин – 30 мин = 50 мин. Получается ответ – 16 ч 50 мин.
Запись решения выглядит так:
60 мин
18 ч 20 мин – 1 ч 30 мин = 16 ч 50 мин
Пример задачи 2. «Вадим приступил к выполнению домашнего задания в 19 ч 50 мин, и на это у него ушел 1 ч 20 мин. Во сколько он закончил выполнение домашней работы?»
В данной задаче нужно найти время окончания события, стрелки часов прокрутить вперед, значит, нужно решать её сложением. К 19 ч + 1 ч = 20 ч, к 50 мин + 20 мин = 70 мин. Поскольку в 1 ч - 60 мин, то 70 мин раскладываем на две части: 60 мин и 10 мин. Так как 60 мин – это 1 час, то прибавляет его к часам, а 10 мин остается. Получаем – 21 ч 10 мин.
Записываем так:
19 ч 50 мин + 1 ч 20 мин = 20 ч 70 мин= 21 ч 10 мин
60 мин 10 мин
Дети в начальной школе часто путают эти понятия. Объясняю другими словами, понятными для детей.
Периметр – это внешняя граница фигуры (так детям более понятно, почему его нужно находить сложением, и не нужно заучивать правило).
|
Площадь – это то, что находится внутри фигуры, или то, сколько места занимает данная фигура.
|
При таком объяснении дети лучше понимают смысл этих определений и способы их нахождения.
Сумму одинаковых слагаемых дети запоминают легко и быстро (2 + 2 = 4, 3 + 3 = 6 и т. д.). Зная результаты их сложения, можно быстро найти сумму других слагаемых. Рассуждаем так:
Если 4 + 4 = 8, то 4 + 5 = 9 (одно из слагаемых увеличилось на 1, значит и сумма увеличится на 1).
Если 6 + 6 = 12, то 6 + 7 = 13.
К 8 + 8 = 16, значит 8 + 9 = 17.
Дети, научившиеся пользованным данным приёмом сложения, очень быстро начинают считать устно (не пользуясь числовым рядом и приёмом присчитывания).