Проверочная работа по литературе для учащихся с интеллектуальными нарушениями (6 класс)

1
0
Материал опубликован 29 June 2017 в группе

МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №35»

Всероссийский конкурс

для педагогов коррекционных классов

на лучшую методическую разработку «Проверочная работа»

Проверочная работа

по литературе

для учащихся

с интеллектуальными нарушениями

(6 класс)

Составитель: Иванова Н.Н.

учитель высшей кв. категории

г.Череповец

2017г.


 

Чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии учащихся. Программа в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) предъявляет требования по литературе к учащимся 6 классов в умении не только читать правильно и выразительно, но и работать по содержанию прочитанного: выделять главную мысль и определять основные черты характера героев произведения, пересказывать текст полно и кратко.

Педагогическая практика показывает, что дети с умственной отсталостью имеют значительные затруднения при работе с учебным текстом, которые заключаются в восприятии и осмыслении содержания прочитанного, запоминании, воспроизведении, построении собственного речевого высказывания. У большинства учеников чтение характеризуется сниженным темпом, большим количеством ошибок, низким уровнем понимания и выразительности.

Значительная часть учащихся понимает недостаточность своих результатов в процессе деятельности на уроке. Убедившись, что их усилия справиться со школьными трудностями напрасны, они теряют желание к интеллектуальной деятельности. Такие дети больше всего бояться подтверждения собственной беспомощности. Их страх неудачи, поражения становится главной причиной негативного отношения к учёбе. Пугаясь, что работа будет низко оценена, они вообще не работают на уроке.

Поэтому учителю необходимо строить учебный процесс в работе с детьми с нарушением интеллекта так, чтобы добиться преодоления негативного отношения к учению.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с умственной отсталостью к учебному предмету является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. И в тоже время, игра реализует познавательные, коррекционные и воспитательные задачи.

Дидактические игры возможно использовать на уроке литературы не только на этапе повторения и закрепления, но и при проверке знаний. Наиболее распространённой является игра-соревнование. Они могут проводиться как коллективно, так и индивидуально. Для этого класс может быть разделён на две команды или каждый ученик совершает игровые действия самостоятельно, вне зависимости от окружающих детей. Групповая игра-соревнование служит хорошим воспитательным средством, так как коллектив отвечает за каждого своего члена.

В ходе урока участие детей может оцениваться жетонами. При подведении итогов для получения соответствующей оценки выявляется количество жетонов.

Таким образом, доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения между учащимися способствуют успешному изучению, повторению и проверке учебного материала.

Приведённые ниже дидактические игры построены с учётом программных требований по литературе в 6 классе, с опорой на учебник «Чтение 6 класс» ИМ Бгажноковой, ЕС Погостиной, М., «Просвещение» 2010г., разработаны для учащихся с нарушением интеллекта, предусматривают последовательное усложнение, носят привлекательный развивающий характер. Предлагаемый материал может быть использован на уроке литературы для проверки знаний по теме «Как прекрасен мир живой природы». В случае заторможенности, вялости учащихся предложенные задания могут быть упрощены либо дозированы.

Проверочная работа по теме «Как прекрасен мир живой природы»

Цель: контроль за степенью усвоения ЗУНов в работе с текстом по теме

Задачи:

образовательная- проверить знания, умения и навыки работы с текстом по теме

коррекционная- коррекция внимания, мышления через дидактическую игру

воспитательная- содействовать устойчивой мотивации к чтению

Оборудование:

Изученные произведения:

В Бианки «Сентябрь»

И Бунин «Ле,с точно терем расписной…»

Ю Качаев «Грабитель»

Б Житков «Белый домик»

А. Белорусец «Звонкие ключи»

К Паустовский «Заячьи лапы»

Е Носов «Хитрюга»

В. Бианки «Октябрь»

Дидактические игры
 

Разминка«Наведи порядок»

«Что перепутал художник»

«Кто больше»

Музыкальная пауза «Угадай»-д/з

«Сложи пазлы»

«Кроссворд»

Ход урока


 

- Ребята, любите ли вы играть?

- Поднимите руку те, кто любит побеждать в игре.(поднимают)

- Кто скажет, что нужно делать, чтобы стать победителем в иге?(быть активным, стараться вспомнить необходимую информацию)

- Сегодня на уроке литературы я предлагаю вам тоже поиграть. Вы согласны?(отвечают)

- Но чтобы стать победителем в сегодняшней игре, вам просто необходимо будет вспомнить содержание прочитанных произведений. За каждый правильный ответ полагается жетон. (Например: количество жетонов больше или равно 5 будет равняться оценке «5», количество жетонов меньше 5, но больше 3 – оценке «4», и т.д.)

- Напомните, какие интересные произведения мы с вами читали.(список произведений)

- Помните ли вы, чем понравились все тексты , на какую тему они написаны? (тема «Как прекрасен мир живой природы»

1. Разминка «Наведи порядок»

Цель: создание мотивации на игру, коррекция слухового внимания

Оборудование: В Бианки «Сентябрь», В. Бианки «Октябрь».

Перечень примет:

Всё чаще хмурится небо.

Идут дожди.

Начинает желтеть, буреть, краснеть лист на деревьях.

Ветры - листодёры срывают с леса последнее отрепье.

Легко покачиваясь в воздухе вдруг оборвётся с ветки лист и бесшумно скользнёт по земле.

В память о красном лете устанавливаются тёплые, ясные, тихие дни.

Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком.

Незаметно по ночам отбывают в дальний путь ласточки.

Прячутся насекомые, застывают змеи, обмирают ящерицы, звери одеваются в тёплые шубки, набивают свои кладовки, устраивают себе берлогу.

Зайчихи принесли зайчат - листопадничков.


 

Ход игры: учитель называет изменения в природе в сентябре и в октябре, ученики должны хлопнуть в ладоши только когда прозвучат приметы из рассказа «Сентябрь». Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были правильными.


 

- Давайте дадим командам название. В рассказах, которые мы сейчас вспомнили есть очень интересные слова. Если их разгадать и вспомнить о каком месяце так говорили, то получится название команды. На партах лежат карточки двух цветов со слогами.( Хмурень. Грязник.)

- Какой месяц называли «хмурень»?( сентябрь) Ваша команда так и будет называться.

- Какой месяц называли «грязник»?( октябрь) Ваша команда так и будет называться.


 


 

2. «Что перепутал художник?»

Цель: выявление понимания значения слов «лиловый, золотой, багряный», коррекция зрительного внимания

Оборудование: отрывок стихотворению И Бунина «Лес, точно терем расписной…»; иллюстрация к стихотворению , несоответствующая по цвету и правильно раскрашенная; оттенки цветов: лиловый – бледно красный, золотой – жёлтый, багряный – ярко красный.


 

Ошибка Раскраска


 


 

 

 


 


 


 


 


 

Правильный ответ

 

Ход игры: учитель предлагает прочитать отрывок из стихотворения, вспомнить необычные оттенки «лиловый, золотой, багряный, лазурный», и раскрасить правильно иллюстрацию к стихотворению или найти неправильно раскрашенные кусочки картины. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были правильными.


 


 

3. «Кто больше!»

Цель: выявление умения ориентироваться в текстовом формате, коррекция зрительного внимания

Оборудование: слова, соединённые между собой, расположенные по спирали или просто в строчке «Медведьтрусграбительхлопотуньябандитнахалвесельчак» (Медведь, грабитель, бандит, нахал)


 

Медведьтрусграбительхлопотуньябандитнахалвесельчак


 

Ход игры: учитель предлагает найти слова, характеризующие медведя в рассказе Ю Качаева «Грабитель» и выделить цветным карандашом. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были правильными.


 

Динамическая пауза.

Цель: профилактика возникновения утомления

Оборудование: текст Е Носова «Хитрюга», мяч, мелодия

Ход игры: учитель предлагает представить, что в руках колючий ёж. Необходимо быстро передать его любому участнику, изобразив какие колючие у него иголки.

4. «Сложи пазлы»

Цель: выявить умение соотносить информацию с названием произведения, коррекция памяти

Оборудование: тексты, пазлы со словами к текстам, предметы: корзина, бутылка с водой .

Б Житкова «Белый домик»

А. Белорусец «Звонкие ключи»

На море

В деревне

капитан

грибник

Хлеб, бутылка с водой

Горбушка хлеба и 2 яблока

Сели на мель

заблудился

Испугались, что их не найдут

Испугался ежа, собаку

Плакала, молчал

Плакал, искал дорогу

Вспоминали слова мамы

Вспоминал отца

Поплыл в сторону огней

Пошёл на Полярную звезду

Рискованное путешествие з

Необдуманное решение


 


 

Ход игры: учитель выдаёт командам предметы: корзину, бутылку с водой; предлагает вспомнить рассказы, в которых они встречались. Затем обращает внимание на доску.

Одной команде нужно выбрать пазлы со словами, к тексту Б Житкова «Белый домик», второй команде – к тексту А. Белорусец «Звонкие ключи». Собрав правильно пазлы, дети смогут проверить свой выбор на обратной стороне(для удобства собирать пазлы в прозрачную обложку для тетради, закрыть и легко перевернуть, прочитать название произведения) . Доказать свою правоту ученики могут составив предложения с опорой на пазлы. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были правильными.


 

Кроссворд «Заячьи лапы»


 

Цель: выявить знание содержания текста, накопление словаря по произведению К Паустовского «Заячьи лапы»

Оборудование: кроссворд

Ход игры: учитель объясняет, что/ надо отгадать для заполнения клеток под номерами 1,2,3…Учащиеся, отгадавшие слово вписывают его в соответствующий ряд клеток. Задания записываются на доске или даются на листке каждой команде. Дети или команда, чьи ответы были правильными, награждаются фишками.


 

По горизонтали

Пушистые, покрытые серебряными мягкими волосками листья, которые мальчик предложил зайцу поесть.

Озеро, возле которого произошли события в рассказе.

Жаркий ураган дул … недели без передышки.

Заяц их пожег на лесном пожаре.

Улица, на которой жил доктор, вылечивший зайца.

От жары смола на деревьях стала похожа на янтарный …

Отказался помочь обгоревшему зайцу.

Зверь, который помог спастись деду от лесного пожара.


 

По горизонтали


 

Так называл в рассказе зайца дед.

Чрезвычайное происшествие в лесу.

Часть тела зайца, по которой можно его отличить от других.

Какой доктор вылечил зайца?

Какие лапы были у зайца после пожара?

Кличка собаки, которая жила у деда.

Река, с которой принесло грозу.

Он уговорил детского врача помочь зайцу, обгоревшему в лесном пожаре.


 


 


 


 


 

 

Ответ:


 


- Ребята, подошло время подвести итог игры. Сосчитайте полученные жетоны. Посмотрите на лист самооценки. Оцените свою активность, старательность.

- А теперь послушайте мою оценку вашей работы.

- Поднимите руку, кому понравилось участвовать в игре.

- Тогда до новых встреч!

 

Литература

АК Аксёнова, ЭВ Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка». М., Пр. 1987г.

ИГ Сухин «Незнайка, Хотабыч, Карлсон и все-все-все» М., Новая школа, 1994г

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации