Урок математики в 6 классе на тему «Прямая и обратная пропорциональная зависимости»
Тема: Прямая и обратная пропорциональная зависимости.
Класс: 6.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Цель: отрабатывать умение решать задачи с помощью пропорции.
Задачи:
Обучающие:
-закрепить понятия отношения и пропорции, представление о прямой и обратной пропорциональных величин;
Развивающие:
- развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
-развить воображение, математическую интуицию, память, мышление, сформировать правильную математическую речь;
-поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности.
Воспитательные:
-повышать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент (1 минута).
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний, умений и навыков. (6 минут)
1. Найдите пропущенные числа и узнай слово (слайд 2, устно).
с лово
:5
+37
:3
-101
2 00
.2
:100
+4,1
.0,3
3
.2
+2,7
.6
:9
0 ,45
: 26
+4,8
:20
:0,7
5 ,6
17-в; 7-л; 0,1-и; 14-с; 0,2-а; 25-к.
С оставьте пропорции из получившихся чисел. (14:7=0,2:0,7 и т.д.)
2. Укажите верную пропорцию: (презентация слайд 3, устно):
а) 2 : 3 = 5 : 10; б) 5 : 10 = 8 : 4; в) 2 : 3 = 10 : 15;
г) 3 : 5 = 10 : 12; д) 16 : 6 = 8 : 3.
3. Найдите неизвестный член пропорции: (презентация слайд 4, устно):
а) 18 : х = 6 : 0,1; б) у : 2,5 = 40 : 0,2. в)
III. Сообщение темы и цели урока. (1 минута)
— Ребята, сегодня мы продолжим решать задачи на прямую и обратную пропорциональности с помощью пропорции.
IV. Актуализация знаний. (5 минута)
1. У каждого на партах есть карточка №1 (Приложение1). Заполните таблицу
-Определите, какая зависимость между массой упаковок и количеством упаковок? (Прямая пропорциональная зависимость.)
2. У каждого на партах есть карточка №2 (Приложение1). Заполните таблицу, вставив пропущенные данные, если значение пути не меняется (презентация слайд 6).
-Какая зависимость между скоростью и временем? (Обратная пропорциональная зависимость.)
-Как характеризуются прямо пропорциональные величины? Обратно пропорциональные величины?
V. Физминутка (1 минута)
VI. Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость. (16 минут)
1. Домашним заданием на прошлом уроке было: девочкам придумать сказку на прямую пропорциональную зависимость; мальчикам -на обратную пропорциональную зависимость. Давайте послушаем, что у вас получилось.
Слушаем девочек, анализируем что у них получилось. Решаем одну из задач. Автор задачи показывает решение у доски, а остальные решают в тетрадях.
Текст задачи: Зайчик посеял капусту для своих зайчат. Пришёл на свой участок и видит, что не вся капуста взошла. Идёт медведь и спрашивает: «Что ты зайчик печалишься?». Зайчик отвечает: « Капуста не вся взошла. Я сеял 200 семян, а взошло 170». Медведь почесал затылок и подумал, какой же это процент всхожести?
Решение.
Пусть х%- взошло капусты.
капуста проценты
посеял 200 семян 100%
взошло 170 семян x%
Зависимость прямо пропорциональная.
Пр опорция:
%
Ответ: 85% всхожести.
Слушаем мальчиков, анализируем что у них получилось. Решаем одну из задач. Автор задачи показывает решение у доски, а остальные в решают в тетрадях.
Текст задачи: 7 леших со всего леса решили помочь Бабе-Яге построить избушку на курьих-ножках. Они подсчитали, что построят её за 15дней, но на строительство пришли только 5 леших. Сколько дней им потребуется для постройки избушки?
Решение.
Пусть за х дней построят избушку 5 леших.
лешие дни
I 7 леших 15 дней
II 5 леших x дней
Зависимость обратно пропорциональная.
Пропорция:
дней потребуется 5 лешим, чтобы построить избушку.
Ответ: 21 день.
2. Нам пришло 2 письма от сказочных героев. Давайте посмотрим от кого письма, и что они нам пишут?
Первое письмо от Чебурашки (презентация слайд 7): «Мы с крокодилом Геной решили расчистить площадку для строительства дома, в котором будут жить друзья. Для этого три экскаватора работали 350 минут. За сколько минут эту площадку расчистили бы десять экскаваторов?»
(после разбора, решить самостоятельно, а затем прокомментировать с места)
Вопросы к учащимся:
-Прочитайте задачу.
-Что неизвестно в задаче?
- Чего нужно найти?
-Какая зависимость между рассматриваемыми величинами? (обратно пропорциональная.)
-Составьте краткую запись в виде таблицы.
-Самостоятельно решите задачу.
Решение.
Пусть х мин –время работы 10 экскаваторов.
Число экскаваторов время
I 3 350 мин
II 10 x мин
; мин необходимо 10 экскаваторам, чтобы расчистить площадку.
Ответ: 105 мин.
Второе письмо от дяди Фёдора из Простоквашино (презентация слайд 9): «Хозяйственный кот Матроскин завел корову и решил делать сливочное масло. Из молока получается 4% масла. Сколько молока нужно Матроскину, чтобы получить 100 кг масла?»
(после разбора, решить самостоятельно, а затем прокомментировать с места)
Вопросы к учащимся:
-Прочитайте задачу.
-Что неизвестно в задаче?
- Чего нужно найти?
-Какая зависимость между рассматриваемыми величинами? (прямо пропорциональная.)
-Составьте краткую запись в виде таблицы.
-Самостоятельно решите задачу.
Решение.
Пусть х кг необходимо молока.
Масса процент
м олоко x кг 100%
масло 100 кг 4%
; молока нужно Матроскину, чтобы получить 100 кг масла.
Ответ: 2500 кг молока.
VII. Самостоятельная работа. (10 минут)
Выполнение теста по вариантам. Дети садятся за ноутбуки. Сильные учащиеся по одному человеку и выполняют свой вариант, а слабые учащиеся садятся парами и выполняют один и тот же вариант.
Дети пишут свою фамилию и имя, нажимают кнопку пуск, выполняют тест, нажимают кнопку результат. Программа автоматически выполняет проверку, выставляет оценку и показывает правильный ответ. Ребята могут сравнить свой ответ с правильным.
Тест
I вариант | II вариант |
I. Укажите верную пропорцию 1). ; 2). 20:30=3:2; 3). ; 4).2:3=20:30 | I. Укажите верную пропорцию 1). ; 2). 4:5=20:25; 3). ; 4).20:25=5:4 |
II. Закончите предложение. Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая …. увеличивается во столько же раз; уменьшается во столько же раз; может как увеличиваться, так и уменьшаться; остаётся неизменной. | II. Закончите предложение. Две величины называют прямо пропорциональными, если при уменьшении одной из них в несколько раз другая …. уменьшается во столько же раз; увеличивается во столько же раз; может как увеличиваться, так и уменьшаться; остаётся неизменной. |
III. Закончите предложение. Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая …. увеличивается во столько же раз; может как увеличиваться, так и уменьшаться; уменьшается во столько же раз; остаётся неизменной. | III. Закончите предложение. Две величины называют обратно пропорциональными, если при уменьшении одной из них в несколько раз другая …. уменьшается во столько же раз; может как увеличиваться, так и уменьшаться; увеличивается во столько же раз; остаётся неизменной. |
IV. На изготовление 14 деталей расходуется 16,8 кг металла. Сколько потребуется металла на изготовление 27 таких деталей? Укажите верную пропорцию и ответ на вопрос. 1. 2. 3. 4. | IV. На изготовление 8 деталей расходуется 1,2 г серебра. Сколько серебра потребуется на изготовление 12 таких деталей? Укажите верную пропорцию и ответ на вопрос. 1. 2. 3. 4. |
V. 24 человека за 6 дней пропололи участок клубники. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с такой же производительностью? Укажите верную пропорцию и ответ на вопрос. 1. 2. 3. 4. | V. Определённую работу 8 человек выполняли за 25 дней. За сколько дней эту же работу выполнят 10 человек, работая с той же производительностью? Укажите верную пропорцию и ответ на вопрос. 1. 2. 3. 4. |
Ответы: I вариант 4,1,3,2,1; II вариант 2,1,3,1,2.
VIII. Итоги урока. (2 минуты) (Презентация слайд 11,12)
Из сказки в страну «Фантастики».
Представьте себе, что вы попали на планету, на которой нарушились математические и физические законы (произошла «путаница»). Для процессов, описываемых прямой пропорциональностью, используют обратную и наоборот, поэтому на планете говорят:
- Чем больше ты купил конфет, тем меньше заплатил денег.
- Чем дольше горит свеча, тем длиннее она становится.
Обоснуйте, правильно ли на этой планете говорят?
IX. Оценки за урок. (1 минута)
Выставление оценок и их комментарий.
XI. Домашнее задание. (1 минута) (Презентация слайд 13)
- № 794 [1].