12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лобанова Виктория Михайловна544 Заместитель директора по УВР, учитель математики и информатики Россия, Еврейская АО, с. Двуречье Материал размещён в группе «УРОКИ, КИМы, ИГРЫ, практикумы, творческие задания по ИНФОРМАТИКЕ, МАТЕМАТИКЕ и другим дисциплинам.» |
Урок по теме «Прямая и обратная пропорциональность»
Тема урока | Прямая и обратная пропорциональность | |||
Класс | 7 класс | |||
Тип урока | Урок рефлексии | |||
Номер урока по данной теме | Второй урок | |||
Цели урока | Деятельностная: формирование у учеников способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа, формирование умения детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений. Содержательная: формирование понятий прямой и обратной пропорциональностей, формирование умений и навыков решать задачи, связанные с прямо и обратно пропорциональными величинами | |||
Планируемые результаты урока | Предметные: решают задачи с прямо пропорциональной зависимостью и обратно пропорциональной зависимостью. Личностные: объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; проявляют познавательный интерес к изучению предмета, способам решения учебных задач; дают адекватную самооценку учебной деятельности; понимают причины успеха в учебной деятельности. Метапредметные: – регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средства ее достижения; – познавательные: передают содержание в сжатом или развернутом виде; – коммуникативные: умеют оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом ситуаций. | |||
Учитель | Лобанова Виктория Михайловна | |||
Учебник | Алгебра. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Бунимович и др.] – 2 изд. – М. : «Просвещение», 2014 | |||
Методические рекомендации | Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс. Авторы: С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова | |||
Ход урока | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | ||
I. Мотивационный этап | 0,5 мин. | |||
Здравствуйте, дорогие ребята! Умственный труд непременно должен быть полезным, то есть он не только должен быть направлен к известной разумной цели, но он, кроме того, должен достигать этой цели (обсуждение высказывания). | ||||
II. Задачи урока | 0,5 мин. | |||
Тема сегодняшнего урока «Прямая и обратная пропорциональность». Какие задачи поставите перед собой на сегодняшний урок? | Научиться различать прямую и обратную зависимости и решать задачи с прямой и обратной пропорциональными зависимостями | |||
III. Актуализация | 12 мин | |||
Сформулируйте определение прямо пропорциональных величин. Назови формулу прямой пропорциональности. Фронтальный опрос. После ответа ученика на экране демонстрируется верный ответ. | ||||
Какие две величины называются обратно пропорциональными? Назови формулу обратной пропорциональности. | ||||
Выполняя следующие задания, обосновывайте свой ответ. | ||||
III. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения | 2 мин. | |||
В каком задании возникли затруднения? Как ты думаешь, в чем причины? | Учащиеся анализируют свою деятельность, выявляют причины успеха/неуспеха. Возможно, одноклассники дают пояснения для решения задания (При наличии времени допустима повторная демонстрация задания, при этом числовые значения/порядок ответов/обозначение переменных меняются). | |||
IV. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). | 1 мин. | |||
Как решить задачу, связанную с прямой и обратной пропорциональностью? | Составляют план решения. Чтобы найти одну величину, зная другую, нужно: 1. Определить вид пропорциональности. 2. Сформулировать определение и определить, умножением или делением будет найдена неизвестная величина. 3. Найти неизвестную величину. | |||
V. Физкультминутка | 2 мин. | |||
Учитель называет зависимости различных величин, дети должны определить, какая это зависимость – прямая или обратная. Если прямая – обе руки вверх (одинаково направленные стрелочки) и хлопок на головой, если обратная – одна рука вверх, другая – вниз (стрелочки в разных направлениях) и топ двумя ногами. Ответы на счет три про себя. Комментарии по зарядке (почему возникли сомнения в последнем случае). | Зависимость между путем, пройденным автомашиной с постоянной скоростью, и временем ее движения (с увеличением скорости (времени) увеличивается путь); зависимость между скоростью автомашины и затраченным на путь временем (с увеличением времени на прохождение пути, скорость уменьшается); зависимость между стоимостью товара, купленного по одной цене и его количеством (с увеличением (уменьшением) цены, увеличивается (уменьшается) стоимость покупки); длина стороны квадрата и его периметр; количество дежурных в 7 Б классе и время, затраченное на уборку; чем больше народа, тем меньше кислорода; чем выше пень, тем выше тень; зависимость роста человека от его возраста. | |||
VI. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы | 12 мин. | |||
Решение задач: № 167 (а), № 169, №172, № 173 (у доски) | ||||
VII. Осуществление рефлексии | 1 мин. | |||
Давайте, еще раз повторим основные понятия. Приведите собственные примеры на прямую и обратную пропорциональные зависимости. | Формулируют, приводят собственные примеры. Прямо пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз. Обратно пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз. | |||
VIII. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Тест по теме «Прямая и обратная пропорциональности» + № 164 (по вариантам) | 10 мин. | |||
Оптимальный вариант организации этапа, когда каждый учащийся сидит за отдельным компьютером. Возможные варианты: часть учащихся за компьютерами, часть – работают с бумажным вариантом теста. | ||||
IX. Осуществление рефлексии | 2 мин. | |||
| ||||
X. Выставление отметок, оценка работы | 1 мин. | |||
XI. Домашнее задание | 1 мин. | |||
Повторить определения п. 2.2 стр. 50-52, решить задачи № 164, № 167 (б), № 169 (б), № 170 (б, г). По желанию – задания темы «Прямая и обратная пропорциональности» в ЯКлассе |
Приложение 1
Задания для актуализации
Приложение 2
Тест по теме «Прямая и обратная пропорциональности»