12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Саяпина О.А.28

Математика 6 класс

Тема урока: Прямая и обратная пропорциональная зависимости 

Урок разработала и провела

 учитель математики I квалификационной категории

Саяпина Ольга Анатольевна

2018-2019 учебный год

 

Тема: Прямая и обратная пропорциональная зависимости

Цель урока:

 1. Обучающая:

  • способствовать формированию и закреплению умений и навыков решения задач с помощью пропорций;
  • научить выделять в условиях задач две величины и устанавливать вид зависимости между ними;
  • записывать краткую запись и составлять пропорцию;
  • закреплять навыки и умения решать уравнения, имеющие вид пропорции.

2. Развивающая:

  • развивать память, внимание,  грамотную   математическую речь учащихся;
  • способствовать развитию творческой деятельности учащихся и интереса к предмету математика.

3. Воспитательная:

  • воспитывать аккуратность,  устойчивое внимание на уроке  математике;
  • воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других,   уверенность в себе и культуру общения.

Оборудование:   ЭОР, компьютер, экран  и  звуковые колонки, карточки для индивидуального решения задач  (возможно ошибочного), указка.

Тип урока: урок  открытия новых знаний.

Формы организации урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.

Структура урока:

1.     Организационный момент, приветствие, пожелание

2.     Этап изучения нового материала.

3.     Этап актуализации знаний.

4.     Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

5.     Этап подведения итогов урока.

6.     Домашнее задание.

7.     Рефлексия.

Ход урока:

I . Организационный момент, приветствие, пожелание.

Учитель читает: Здравствуйте дорогие ребята, хочу поприветствовать вас следующими словами: (слайд 1)

Математика – основа и царица всех наук,
И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
Ее мудрые законы, если будешь выполнять,
Свои знанья приумножишь,
Станешь ты их применять.
Сможешь по морю ты плавать,
Сможешь в космосе летать.
Дом построить людям сможешь:
Будет он сто лет стоять.
Не ленись, трудись, старайся,
Познавая соль наук.
Все доказывать пытайся,
Но не покладая рук.

Этим приветствием я призываю вас работать на уроке не покладая рук.

II. Этап изучения нового материала.

Ребята, я предлагаю  вам начать изучение нового материала с простенькой задачи, которую решит даже ученик начальной школы. У вас на парте лежит  задача с котиком. (  слайд 2. У вас есть котик. За сутки он съедает 2 пачки  «Вискаса». Вам нужно уехать на неделю. Сколько пачек  «Вискаса»  нужно купить для котика?) Ребята  решают задачу  устно и дают ответ.

 (Приложение 1)

 Скажите пожалуйста, можно ли эту задачу решить другим способом, опираясь на предыдущие темы ? (пропорцией)

а) Актуализация знаний:

1. Что такое пропорция?

2.Основное свойство пропорции?

 

3. Составление и решение задачи пропорцией.

рисунок 1

Дети, вы обратили внимание, рядом с кратким условием  задачи показаны стрелки, как вы думаете, что они нам показывают? ( величины увеличиваются, стрелки идут от меньшего к большему)Всегда ли нужно ставить стрелки? (любой ответ принимается)

б) Расширить кругозор учащихся

Следующая задача (слайд 3) За 8 кг мяса заплатили 1600 рублей. Сколько придётся  заплатить за 2 кг мяса?

(решение у доски сразу 2 учащихся) один ученик решает по действиям, а другой пытается  пропорцией. Учитель оценивает правильность решения задачи у обоих учеников. Давайте поставим стрелки  в направлении от меньшего  числа к большему.         

  Вывод:   Когда задачи можно решать пропорцией?  (когда в задаче две величины и обе они либо увеличиваются, либо уменьшаются.)  В таких случаях говорят: «Между величинами  задачи   прямая пропорциональная зависимость». В таких задачах ставят стрелки в одном направлении, от меньшего числа  к большему и составляют пропорцию по стрелке.

 

(слайд 4)

Обращаемся ко второй задаче в рисунках:  Из города А в город В можно добраться на поезде, который движется со скоростью 60 км/ч затратив на дорогу 6 часов, и на автомобиле, скорость которого 90 км/ч. Сколько времени уйдёт на дорогу, двигаясь на автомобиле?

Учитель предлагает решить задачу по действиям.

1)    Чему равен путь от города А до города В?

60ˑ 6 =360 км.

2)    Сколько времени уйдёт на поездку, если ехать на автомобиле?

3)    360: 90 = 4

А теперь  обратим внимание на краткую запись этой задачи в слайде и поговорим  на тему, что показывают стрелки?

 

рисунок2

 

Вывод:   Если в задаче две величины и одна из них увеличивается, а другая уменьшается, то  задачу можно решить пропорцией, только стрелки ставят в противоположных направлениях и  говорят: «между величинами обратная пропорциональная зависимость»  в этом случае пропорцию составляют тоже по стрелке.

Нужны ли  стрелки? Дадим однозначный ответ.

 III. Релаксация.  Звучит музыка, дети делают разминку

IV.  Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Так над какой темой мы сегодня работаем?

Открыли тетради, записали сегодняшнее число, тема урока и

 перейдём к учебнику стр 130 №783

 

   Попытайтесь  составить пропорцию и решить её.(по желанию  к доске выходят сразу 3 человека и решают задачу на отвороте. Правильность решения  комментирует учитель, сразу показывая ошибки в решении каждого ученика.( Ошибки у учеников  могут быть разными.)

 

рисунок3

 

 Ответ: 19,5 г

  Задача из учебника №785

V.  Итог урока. Выставление оценок.

VI. Домашняя работа: №784 №786 краткая консультация.

VII. Рефлексия

Приложение 1

рисунок4
рисунок5
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.