Урок математики в 6 классе «Прямая и обратная пропорциональная зависимости»
Математика 6 класс
Тема урока: Прямая и обратная пропорциональная зависимости
Урок разработала и провела
учитель математики I квалификационной категории
Саяпина Ольга Анатольевна
2018-2019 учебный год
Тема: Прямая и обратная пропорциональная зависимости
Цель урока:
1. Обучающая:
- способствовать формированию и закреплению умений и навыков решения задач с помощью пропорций;
- научить выделять в условиях задач две величины и устанавливать вид зависимости между ними;
- записывать краткую запись и составлять пропорцию;
- закреплять навыки и умения решать уравнения, имеющие вид пропорции.
2. Развивающая:
- развивать память, внимание, грамотную математическую речь учащихся;
- способствовать развитию творческой деятельности учащихся и интереса к предмету математика.
3. Воспитательная:
- воспитывать аккуратность, устойчивое внимание на уроке математике;
- воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, уверенность в себе и культуру общения.
Оборудование: ЭОР, компьютер, экран и звуковые колонки, карточки для индивидуального решения задач (возможно ошибочного), указка.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.
Структура урока:
1. Организационный момент, приветствие, пожелание
2. Этап изучения нового материала.
3. Этап актуализации знаний.
4. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
5. Этап подведения итогов урока.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
Ход урока:
I . Организационный момент, приветствие, пожелание.
Учитель читает: Здравствуйте дорогие ребята, хочу поприветствовать вас следующими словами: (слайд 1)
Математика – основа и царица всех наук,
И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
Ее мудрые законы, если будешь выполнять,
Свои знанья приумножишь,
Станешь ты их применять.
Сможешь по морю ты плавать,
Сможешь в космосе летать.
Дом построить людям сможешь:
Будет он сто лет стоять.
Не ленись, трудись, старайся,
Познавая соль наук.
Все доказывать пытайся,
Но не покладая рук.
Этим приветствием я призываю вас работать на уроке не покладая рук.
II. Этап изучения нового материала.
Ребята, я предлагаю вам начать изучение нового материала с простенькой задачи, которую решит даже ученик начальной школы. У вас на парте лежит задача с котиком. ( слайд 2. У вас есть котик. За сутки он съедает 2 пачки «Вискаса». Вам нужно уехать на неделю. Сколько пачек «Вискаса» нужно купить для котика?) Ребята решают задачу устно и дают ответ.
(Приложение 1)
Скажите пожалуйста, можно ли эту задачу решить другим способом, опираясь на предыдущие темы ? (пропорцией)
а) Актуализация знаний:
1. Что такое пропорция?
2.Основное свойство пропорции?
3. Составление и решение задачи пропорцией.
Дети, вы обратили внимание, рядом с кратким условием задачи показаны стрелки, как вы думаете, что они нам показывают? ( величины увеличиваются, стрелки идут от меньшего к большему)Всегда ли нужно ставить стрелки? (любой ответ принимается)
б) Расширить кругозор учащихся
Следующая задача (слайд 3) За 8 кг мяса заплатили 1600 рублей. Сколько придётся заплатить за 2 кг мяса?
(решение у доски сразу 2 учащихся) один ученик решает по действиям, а другой пытается пропорцией. Учитель оценивает правильность решения задачи у обоих учеников. Давайте поставим стрелки в направлении от меньшего числа к большему.
Вывод: Когда задачи можно решать пропорцией? (когда в задаче две величины и обе они либо увеличиваются, либо уменьшаются.) В таких случаях говорят: «Между величинами задачи прямая пропорциональная зависимость». В таких задачах ставят стрелки в одном направлении, от меньшего числа к большему и составляют пропорцию по стрелке.
(слайд 4)
Обращаемся ко второй задаче в рисунках: Из города А в город В можно добраться на поезде, который движется со скоростью 60 км/ч затратив на дорогу 6 часов, и на автомобиле, скорость которого 90 км/ч. Сколько времени уйдёт на дорогу, двигаясь на автомобиле?
Учитель предлагает решить задачу по действиям.
1) Чему равен путь от города А до города В?
60ˑ 6 =360 км.
2) Сколько времени уйдёт на поездку, если ехать на автомобиле?
3) 360: 90 = 4
А теперь обратим внимание на краткую запись этой задачи в слайде и поговорим на тему, что показывают стрелки?
Вывод: Если в задаче две величины и одна из них увеличивается, а другая уменьшается, то задачу можно решить пропорцией, только стрелки ставят в противоположных направлениях и говорят: «между величинами обратная пропорциональная зависимость» в этом случае пропорцию составляют тоже по стрелке.
Нужны ли стрелки? Дадим однозначный ответ.
III. Релаксация. Звучит музыка, дети делают разминку
IV. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Так над какой темой мы сегодня работаем?
Открыли тетради, записали сегодняшнее число, тема урока и
перейдём к учебнику стр 130 №783
Попытайтесь составить пропорцию и решить её.(по желанию к доске выходят сразу 3 человека и решают задачу на отвороте. Правильность решения комментирует учитель, сразу показывая ошибки в решении каждого ученика.( Ошибки у учеников могут быть разными.)
Ответ: 19,5 г
Задача из учебника №785
V. Итог урока. Выставление оценок.
VI. Домашняя работа: №784 №786 краткая консультация.
VII. Рефлексия
Приложение 1