Психологическая игра для воспитанников подготовительной к школе группы «В школу с улыбкой»
Безрукова Инна Алексеевна
педагог-психолог
МБДОУ №13
г. Мурманск
Психологическая игра
для воспитанников подготовительной к школе группы
«В школу с улыбкой»
Психологическая игра «В школу с улыбкой» проводилась с воспитанниками подготовительной к школе группы в рамках реализации проекта «В школу с улыбкой. Повышение социально-личностной готовности к обучению в школе у воспитанников 6-7 лет». На занятие присутствовали воспитатели и специалисты дошкольного учреждения, родители воспитанников.
Цель: формирование навыков социально-коммуникативной деятельности у воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Задачи:
1. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
2. Дать каждому ребёнку возможность выразить свои эмоции и чувства;
3. Развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение;
4. Научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров;
5. Научить детей принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу;
6. Закрепить умение обращаться с просьбой к постороннему взрослому;
7. Снизить у детей эмоциональную напряженность по отношению к школьной жизни.
Оборудование и материалы: магнитная доска, магниты; конверты с буквами «Ш», «К», «О», «Л», «А»; плакат с изображением здания; одноразовые тарелочки (3 шт.), салфетки, печенье; осенние листочки, конверт с приглашением; карточки со словами (ошибки, озорники, любезные, любознательные, любопытные, красивые, культурные, шалуны, школьники, активные); рисунки детей с изображением детей, идущих в школу, портфель со школьными принадлежностями и игрушками; магнитофон с активной музыкой.
Количество участников: 6 – 10 человек.
Возраст детей: 6-7 лет.
Предварительная работа: беседы, разыгрывание разных ситуаций и чтение художественных произведений о доброте, школе, правилах общения с детьми и взрослыми, беседы об особенностях реагирования на неудачи, ошибки, игры «Хорошо-плохо», «Делай добро», «Так бывает или нет», рисунок «С кем я пойду в школу».
Ход занятия
Вводная часть
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова встретится с вами. И сегодня к нам пришли гости, чтобы увидеть, что интересного у нас здесь происходит. Вы не против? Поприветствуем гостей.
Дети: Здравствуйте! Мы очень рады видеть Вас у нас.
Приветствие: дети стоят в кругу, протягивая руку другу, называем имя друга ласково. Свободной рукой приветствуем другого друга ласково. Таким образом получается паутина из рук. Под счёт «раз, два, три» дети поднимают руки вверх и «разрывают» паутину.
Психолог: отлично мы друг друга поприветствовали. Что чувствовали, когда ваше имя называли ласково.
Дети отвечают.
Дети рассаживаются на стулья, которые стоят полукругом.
Психолог: Ребята, сядьте поудобнее. Представьте. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчке, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги … Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя. Он улыбается тебе, и ты улыбаешься.
Дети выполняют движения под слова психолога.
Психолог: А теперь откройте глазки и представьте, что зайка прыгает по залу, улыбается взрослым и нам.
Дети и взрослые улыбаются друг другу.
Психолог: А сейчас посмотрите друг на друга. Вы весёлые, умные, красивые. Вы замечательные. Я хочу вручить вам вот такое ПРИГЛАШЕНИЕ. Посмотрим, что внутри?
Психолог вместе с детьми открывает конверт, достают рисунок (с изображением дороги, здания, неба, солнца, туч), пронумерованные осенние листочки с заданиями. Рисунок психолог прикрепляет на доску, карточки-листочки раскладывает на столе.
Психолог: Ой, что это такое? Куда это так интересно нас приглашают? Слушайте тут написано: Мы вас приглашаем …
Куда – узнаете сами!
Когда – поймёте сами!
С кем – догадаетесь сами!
Дети слушают психолога, рассматривают рисунок.
Психолог: Ну и приглашение! Непонятное! Вы что-нибудь понимаете? Что здесь изображено? Что это за здание, дом, что это за место такое?
Дети предлагают свои варианты, обосновывают их.
Психолог: Ребята, я поняла только одно, что для того чтобы узнать, понять и догадаться нужно выполнить несколько заданий. Вот они, пронумерованы. И тогда узнаем, как же называется это место. Вы согласны со мной?
Дети: да, согласны.
Основная часть занятия
Психолог вместе с детьми берёт осенний лист №1 и читает:
В том или этом зале стоит инструмент!
Он всех манит и зовёт.
Крышку ты открой скорей и послание найди!
Абракадабра какая-то! Я не поняла куда надо идти? А вы?
Дети предлагают варианты. Если испытывают трудности, то психолог ориентирует детей к музыкальному инструменту. Дети открывают крышку пианино, берут конверт – послание, достают из конверта БУКВУ «О» и слово «ОЗОРНИКИ».
Психолог: Превращаемся в озорников. Пошалим? Потопаем?
Дети: да-да.
Психолог: На моих занятиях можно баловаться, но только по правилам: музыка звучит тихо – топаем чуть слышно, ну а если громко – топаем со всей силой. Начинаем. Гости тоже могут к нам присоединиться.
Психолог включает музыку, меняя громкость, а дети топают тихо и громко.
Психолог: отлично пошумели. Как настроение?
Дети отвечают.
Психолог: Ну а теперь прикрепим на доску БУКВУ «О», «ОЗОРНИКИ», осенний листочек. Несите лист №2.
Психолог и дети сидят в кругу на стульях.
Психолог вместе с детьми берёт осенний лист №2 и читает:
ГОСТИ. ПЕРВЫЙ РЯД. СЕДЬМОЕ МЕСТО.
Что это значит? И где же нам искать послание? Вы догадались?
Дети: Наверно, послание находится у зрителя из первого ряда, место семь.
Психолог: И что надо сделать?
Дети: надо подойти и вежливо попросить у зрителя послание.
Психолог: А теперь поднимите глаза, посмотрите на гостей. Они нам улыбаются, и мы им улыбаемся. А гость, который сидит на седьмом месте, первого ряда помашет нам рукой и приветливо улыбнётся.
Психолог: У кого есть желание заполучить для нас это послание? Не стесняйтесь! вспомните, мы с вами проигрывали, как можно обратиться к постороннему взрослому с просьбой – подходим к взрослому, улыбаемся, смотрим в глаза и проговариваем слова. Попробуем?
Один ребёнок подходит к гостю и просит послание. Гость отдаёт.
Ребёнок или дети: спасибо!
Психолог: Молодцы! С лёгкостью справились с заданием! И не страшно было, а что вы чувствуете?
Дети отвечают, рассказывают о своих чувствах.
Психолог: Давайте посмотрим, что же за послание для нас приготовили. Это БУКВА «Л» и к нему слово «ЛЮБЕЗНЫЕ». Это слово очень подходит к вам, вы умеете общаться со взрослыми. И в подтверждении гости улыбаются вам.
Психолог и дети помещают на доску БУКВУ «Л», слово «ЛЮБЕЗНЫЕ» и осенний листочек.
Психолог: Отлично всё у нас получается! Перейдём к листочку №3. Читаем: ПОДСКАЗКА В ОТГАДКЕ ЧИТАЙТЕ ЗАГАДКУ:
Я сто скрипучих песенок
Услышали от деточек.
Людям, рада я! Поверь!
Я заботливая … (ДВЕРЬ)
Дети хором отвечают: дверь.
Психолог: Ой, у нас же две двери, на какой спрятано послание для нас?
Дети рассматривают двери и обнаруживают конверт на двери №2. Достают БУКВУ «А» и слово «АКТИВНОСТЬ»
Психолог и дети читают послание: Спорт – любимая игра,
В неё играем мы всегда.
Те, кто спортом увлечён,
Здоровьем не обделён!
Психолог: Я знаю, что вы на физкультуре играете в одну очень интересную игру «Золотые ворота». Давайте в неё сыграем вместе с гостями.
Дети приглашают зрителей в игру: Поиграйте со мной, пожалуйста.
Ребёнок объясняет правила игры: эта игра очень лёгкая, она похожа на игру «Ручеёк». Мы становимся парами, друг за другом, руками образуем ворота.
слова игроков | действия |
Золотые ворота пропускают не всегда Первый раз прощается Второй раз запрещается Ну, а третий раз и два Закрываем ворота | пары проходят под воротами опускают ворота, пойманная пара встаёт в начало |
После игры все расходятся по местам. Дети благодарят взрослых за игру.
Психолог: Отлично! Хорошо подвигались.
Психолог и дети помещают на доску БУКВУ «А», слово «АКТИВНЫЕ», и осенний листочек.
Психолог и дети сидят в кругу на стульях.
Психолог: Отлично всё у нас получается! Принесите листочек №4. Слушайте внимательно. Читаем: За окном природа,
Утро, день и ночь.
За окном погода –
Солнце, ветер, дождь.
Психолог: Я ничего не поняла, где нужно искать послание. Есть кто понял?
Дети: Да. Наверно, нужно подойти к окну.
Психолог: А к какому окну, у нас в зале много окон. Посмотрите на шторе прикреплён листок, подходите к нему.
Дети подходят к окну и на подоконнике находят конверт с БУКВОЙ «К», слова «КРАСИВЫЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ» и коробку с печеньем.
Психолог: Коробка. Ух-ты! Печенье! Устроим вкусный перерыв?
Дети: да, конечно.
Психолог: Но что нам с вами делать, печенья меньше, чем нас с вами?
Дети предлагают варианты. Психолог наблюдает какую же стратегию выберут дети и как решат сладкую проблему.
Психолог: Посмотрите, я нашла ещё одну коробку с печеньем. Что нам делать сейчас?
Психолог: Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого? В этой игре с каждым обошлись справедливо? Как вы пытались уговорить своего партнёра?
Дети отвечают.
Психолог: Вы молодцы! Справились и с этим заданием. Давайте вместе прикрепим к плакату БУКВУ «К», слова «КРАСИВЫЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ» и осенний листочек.
Психолог и дети сидят в кругу на стульях.
Психолог: Отлично всё у нас получается! Перейдём к последнему листочку-посланию №5. Тут в конверте БУКВА Ш-Ш-Ш и слова «ШАЛУНЫ», «ШКОЛЬНИКИ», и ваши рисунки. Вы, наверно, уже догадались что это за здание? Можно хором.
Психолог прикалывает букву и слова к плакату.
Дети: Школа! Это школа!
Психолог: Правильно! Это школа.
Буква шалунишка в гости к Вам пришла
Полезное для школы что-то принесла!
Посмотрим, что же такое интересное и полезное принесла нам буква «Ш»?
Психолог: Ребята перед вами самый настоящий атрибут школьной жизни. Хотите посмотреть, что внутри лежит? Действуйте!
Дети просматривают все предметы, откладывают в сторону лишнее, объясняют, почему не пригодится в школе.
Психолог: Молодцы! Вы замечательно справились с последним заданием. А рисунки (рисовали на прошлом занятии) прикрепите к плакату. Значит в приглашении речь идёт о школе?
Дети: Да.
Психолог: А теперь посмотрите внимательно и давайте догадаемся – когда нас ждут в школе?
Дети, рассматривая картину: осенью.
Психолог: А как вы догадались?
Дети: На картине много осенних листочков.
Психолог: Правильно. Ну и последний вопрос – с кем вы пойдёте осенью в школу?
Дети: С друзьями, родителями, братьями и сёстрами.
Психолог: Конечно, со своими друзьями. А эти замечательные слова: озорники, любезные, любознательные, любопытные, красивые, культурные, активные, шалуны, школьники - касаются всех детей, которые уже учатся в школе или ещё только пойдут в школу.
Заключительная часть занятия
Психолог и дети сидят в кругу на стульях.
Психолог: отлично мы сегодня поработали. Мне очень понравилось. А вам?
Дети отвечают.
Психолог: Я вам предлагаю на открытках названия книг о школе и вместе с родителями на зимних каникулах их почитать.
Дети рассматривают, благодарят.
Психолог: ну и теперь наши любимые «кричалки»! Скажите тихо-тихо «Я хороший!». Скажите так, чтобы гости услышали «Я всё знаю!». А теперь скажите так громко, чтобы медведь в лесу проснулся «Я молодец!».
Дети выполняют задание психолога.
Психолог: Ну и теперь наши любимые аплодисменты гостям, себе и друг другу за работу. А теперь посмотрите на гостей, они нам улыбаются, улыбнитесь им и их улыбки заберите с собой.
1. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2006
3. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Изд. 6-е. – Ростов н\Д: Феникс, 2013
4. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008
5. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боясь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005
6. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
7. Саранская О. Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013
8. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013
9. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб.: ЛОИУУ, 1996
Список литературы
для совместного прочтения детьми с родителями
1. Барто А. Стихи про школу.
2. Галявкин В. В. Тетрадки под дождём.
3. Драгунский Д. В. Плохой мальчик.
4. Остер Г. В. Вредные советы и другие истории.
5. Маршак С. Разговор с первым классом.
6. Юдаева М. В. О школе с улыбкой. Смешные стихи.
Ковалева Галина Валентиновна
Инна Алексеевна Безрукова