Психологическая игра для воспитанников подготовительной к школе группы «В школу с улыбкой»

8
2
Материал опубликован 20 March 2020 в группе

Безрукова Инна Алексеевна

педагог-психолог

МБДОУ №13

г. Мурманск

Психологическая игра

для воспитанников подготовительной к школе группы

«В школу с улыбкой»

Психологическая игра «В школу с улыбкой» проводилась с воспитанниками подготовительной к школе группы в рамках реализации проекта «В школу с улыбкой. Повышение социально-личностной готовности к обучению в школе у воспитанников 6-7 лет». На занятие присутствовали воспитатели и специалисты дошкольного учреждения, родители воспитанников.

Цель: формирование навыков социально-коммуникативной деятельности у воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Задачи:

1. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

2. Дать каждому ребёнку возможность выразить свои эмоции и чувства;

3. Развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение;

4. Научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров;

5. Научить детей принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу;

6. Закрепить умение обращаться с просьбой к постороннему взрослому;

7. Снизить у детей эмоциональную напряженность по отношению к школьной жизни.

Оборудование и материалы: магнитная доска, магниты; конверты с буквами «Ш», «К», «О», «Л», «А»; плакат с изображением здания; одноразовые тарелочки (3 шт.), салфетки, печенье; осенние листочки, конверт с приглашением; карточки со словами (ошибки, озорники, любезные, любознательные, любопытные, красивые, культурные, шалуны, школьники, активные); рисунки детей с изображением детей, идущих в школу, портфель со школьными принадлежностями и игрушками; магнитофон с активной музыкой.

Количество участников: 6 – 10 человек.

Возраст детей: 6-7 лет.

Предварительная работа: беседы, разыгрывание разных ситуаций и чтение художественных произведений о доброте, школе, правилах общения с детьми и взрослыми, беседы об особенностях реагирования на неудачи, ошибки, игры «Хорошо-плохо», «Делай добро», «Так бывает или нет», рисунок «С кем я пойду в школу».

Ход занятия

Вводная часть

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова встретится с вами. И сегодня к нам пришли гости, чтобы увидеть, что интересного у нас здесь происходит. Вы не против? Поприветствуем гостей.

Дети: Здравствуйте! Мы очень рады видеть Вас у нас.

Приветствие: дети стоят в кругу, протягивая руку другу, называем имя друга ласково. Свободной рукой приветствуем другого друга ласково. Таким образом получается паутина из рук. Под счёт «раз, два, три» дети поднимают руки вверх и «разрывают» паутину.

Психолог: отлично мы друг друга поприветствовали. Что чувствовали, когда ваше имя называли ласково.

Дети отвечают.

Дети рассаживаются на стулья, которые стоят полукругом.

Психолог: Ребята, сядьте поудобнее. Представьте. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчке, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги … Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя. Он улыбается тебе, и ты улыбаешься.

Дети выполняют движения под слова психолога.

Психолог: А теперь откройте глазки и представьте, что зайка прыгает по залу, улыбается взрослым и нам.

Дети и взрослые улыбаются друг другу.

Психолог: А сейчас посмотрите друг на друга. Вы весёлые, умные, красивые. Вы замечательные. Я хочу вручить вам вот такое ПРИГЛАШЕНИЕ. Посмотрим, что внутри?

Психолог вместе с детьми открывает конверт, достают рисунок (с изображением дороги, здания, неба, солнца, туч), пронумерованные осенние листочки с заданиями. Рисунок психолог прикрепляет на доску, карточки-листочки раскладывает на столе.

Психолог: Ой, что это такое? Куда это так интересно нас приглашают? Слушайте тут написано: Мы вас приглашаем …

Куда – узнаете сами!

Когда – поймёте сами!

С кем – догадаетесь сами!

Дети слушают психолога, рассматривают рисунок.

Психолог: Ну и приглашение! Непонятное! Вы что-нибудь понимаете? Что здесь изображено? Что это за здание, дом, что это за место такое?

Дети предлагают свои варианты, обосновывают их.

Психолог: Ребята, я поняла только одно, что для того чтобы узнать, понять и догадаться нужно выполнить несколько заданий. Вот они, пронумерованы. И тогда узнаем, как же называется это место. Вы согласны со мной?

Дети: да, согласны.

Основная часть занятия

Психолог вместе с детьми берёт осенний лист №1 и читает:

В том или этом зале стоит инструмент!

Он всех манит и зовёт.

Крышку ты открой скорей и послание найди!

Абракадабра какая-то! Я не поняла куда надо идти? А вы?

Дети предлагают варианты. Если испытывают трудности, то психолог ориентирует детей к музыкальному инструменту. Дети открывают крышку пианино, берут конверт – послание, достают из конверта БУКВУ «О» и слово «ОЗОРНИКИ».

Психолог: Превращаемся в озорников. Пошалим? Потопаем?

Дети: да-да.

Психолог: На моих занятиях можно баловаться, но только по правилам: музыка звучит тихо – топаем чуть слышно, ну а если громко – топаем со всей силой. Начинаем. Гости тоже могут к нам присоединиться.

Психолог включает музыку, меняя громкость, а дети топают тихо и громко.

Психолог: отлично пошумели. Как настроение?

Дети отвечают.

Психолог: Ну а теперь прикрепим на доску БУКВУ «О», «ОЗОРНИКИ», осенний листочек. Несите лист №2.

Психолог и дети сидят в кругу на стульях.

Психолог вместе с детьми берёт осенний лист №2 и читает:

ГОСТИ. ПЕРВЫЙ РЯД. СЕДЬМОЕ МЕСТО.

Что это значит? И где же нам искать послание? Вы догадались?

Дети: Наверно, послание находится у зрителя из первого ряда, место семь.

Психолог: И что надо сделать?

Дети: надо подойти и вежливо попросить у зрителя послание.

Психолог: А теперь поднимите глаза, посмотрите на гостей. Они нам улыбаются, и мы им улыбаемся. А гость, который сидит на седьмом месте, первого ряда помашет нам рукой и приветливо улыбнётся.

Психолог: У кого есть желание заполучить для нас это послание? Не стесняйтесь! вспомните, мы с вами проигрывали, как можно обратиться к постороннему взрослому с просьбой – подходим к взрослому, улыбаемся, смотрим в глаза и проговариваем слова. Попробуем?

Один ребёнок подходит к гостю и просит послание. Гость отдаёт.

Ребёнок или дети: спасибо!

Психолог: Молодцы! С лёгкостью справились с заданием! И не страшно было, а что вы чувствуете?

Дети отвечают, рассказывают о своих чувствах.

Психолог: Давайте посмотрим, что же за послание для нас приготовили. Это БУКВА «Л» и к нему слово «ЛЮБЕЗНЫЕ». Это слово очень подходит к вам, вы умеете общаться со взрослыми. И в подтверждении гости улыбаются вам.

Психолог и дети помещают на доску БУКВУ «Л», слово «ЛЮБЕЗНЫЕ» и осенний листочек.

Психолог: Отлично всё у нас получается! Перейдём к листочку №3. Читаем: ПОДСКАЗКА В ОТГАДКЕ ЧИТАЙТЕ ЗАГАДКУ:

Я сто скрипучих песенок

Услышали от деточек.

Людям, рада я! Поверь!

Я заботливая … (ДВЕРЬ)

Дети хором отвечают: дверь.

Психолог: Ой, у нас же две двери, на какой спрятано послание для нас?

Дети рассматривают двери и обнаруживают конверт на двери №2. Достают БУКВУ «А» и слово «АКТИВНОСТЬ»

Психолог и дети читают послание: Спорт – любимая игра,

В неё играем мы всегда.

Те, кто спортом увлечён,

Здоровьем не обделён!

Психолог: Я знаю, что вы на физкультуре играете в одну очень интересную игру «Золотые ворота». Давайте в неё сыграем вместе с гостями.

Дети приглашают зрителей в игру: Поиграйте со мной, пожалуйста.

Ребёнок объясняет правила игры: эта игра очень лёгкая, она похожа на игру «Ручеёк». Мы становимся парами, друг за другом, руками образуем ворота.

слова игроков

действия

Золотые ворота пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй раз запрещается

Ну, а третий раз и два

Закрываем ворота

пары проходят под воротами



опускают ворота, пойманная пара встаёт в начало

После игры все расходятся по местам. Дети благодарят взрослых за игру.

Психолог: Отлично! Хорошо подвигались.

Психолог и дети помещают на доску БУКВУ «А», слово «АКТИВНЫЕ», и осенний листочек.

Психолог и дети сидят в кругу на стульях.

Психолог: Отлично всё у нас получается! Принесите листочек №4. Слушайте внимательно. Читаем: За окном природа,

Утро, день и ночь.

За окном погода –

Солнце, ветер, дождь.

Психолог: Я ничего не поняла, где нужно искать послание. Есть кто понял?

Дети: Да. Наверно, нужно подойти к окну.

Психолог: А к какому окну, у нас в зале много окон. Посмотрите на шторе прикреплён листок, подходите к нему.

Дети подходят к окну и на подоконнике находят конверт с БУКВОЙ «К», слова «КРАСИВЫЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ» и коробку с печеньем.

Психолог: Коробка. Ух-ты! Печенье! Устроим вкусный перерыв?

Дети: да, конечно.

Психолог: Но что нам с вами делать, печенья меньше, чем нас с вами?

Дети предлагают варианты. Психолог наблюдает какую же стратегию выберут дети и как решат сладкую проблему.

Психолог: Посмотрите, я нашла ещё одну коробку с печеньем. Что нам делать сейчас?

Психолог: Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого? В этой игре с каждым обошлись справедливо? Как вы пытались уговорить своего партнёра?

Дети отвечают.

Психолог: Вы молодцы! Справились и с этим заданием. Давайте вместе прикрепим к плакату БУКВУ «К», слова «КРАСИВЫЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ» и осенний листочек.

Психолог и дети сидят в кругу на стульях.

Психолог: Отлично всё у нас получается! Перейдём к последнему листочку-посланию №5. Тут в конверте БУКВА Ш-Ш-Ш и слова «ШАЛУНЫ», «ШКОЛЬНИКИ», и ваши рисунки. Вы, наверно, уже догадались что это за здание? Можно хором.

Психолог прикалывает букву и слова к плакату.

Дети: Школа! Это школа!

Психолог: Правильно! Это школа.

Буква шалунишка в гости к Вам пришла

Полезное для школы что-то принесла!

Посмотрим, что же такое интересное и полезное принесла нам буква «Ш»?

Психолог: Ребята перед вами самый настоящий атрибут школьной жизни. Хотите посмотреть, что внутри лежит? Действуйте!

Дети просматривают все предметы, откладывают в сторону лишнее, объясняют, почему не пригодится в школе.

Психолог: Молодцы! Вы замечательно справились с последним заданием. А рисунки (рисовали на прошлом занятии) прикрепите к плакату. Значит в приглашении речь идёт о школе?

Дети: Да.

Психолог: А теперь посмотрите внимательно и давайте догадаемся – когда нас ждут в школе?

Дети, рассматривая картину: осенью.

Психолог: А как вы догадались?

Дети: На картине много осенних листочков.

Психолог: Правильно. Ну и последний вопрос – с кем вы пойдёте осенью в школу?

Дети: С друзьями, родителями, братьями и сёстрами.

Психолог: Конечно, со своими друзьями. А эти замечательные слова: озорники, любезные, любознательные, любопытные, красивые, культурные, активные, шалуны, школьники - касаются всех детей, которые уже учатся в школе или ещё только пойдут в школу.

Заключительная часть занятия

Психолог и дети сидят в кругу на стульях.

Психолог: отлично мы сегодня поработали. Мне очень понравилось. А вам?

Дети отвечают.

Психолог: Я вам предлагаю на открытках названия книг о школе и вместе с родителями на зимних каникулах их почитать.

Дети рассматривают, благодарят.

Психолог: ну и теперь наши любимые «кричалки»! Скажите тихо-тихо «Я хороший!». Скажите так, чтобы гости услышали «Я всё знаю!». А теперь скажите так громко, чтобы медведь в лесу проснулся «Я молодец!».

Дети выполняют задание психолога.

Психолог: Ну и теперь наши любимые аплодисменты гостям, себе и друг другу за работу. А теперь посмотрите на гостей, они нам улыбаются, улыбнитесь им и их улыбки заберите с собой.



Список литературы

1. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

2. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2006

3. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Изд. 6-е. – Ростов н\Д: Феникс, 2013

4. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008

5. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боясь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005

6. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

7. Саранская О. Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013

8. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013

9. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб.: ЛОИУУ, 1996

Список литературы

для совместного прочтения детьми с родителями

1. Барто А. Стихи про школу.

2. Галявкин В. В. Тетрадки под дождём.

3. Драгунский Д. В. Плохой мальчик.

4. Остер Г. В. Вредные советы и другие истории.

5. Маршак С. Разговор с первым классом.

6. Юдаева М. В. О школе с улыбкой. Смешные стихи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Инна Алексеевна, спасибо за хорошую методическую разработку!

20 March 2020

Галина Васильевна, спасибо за благодарность. Буду рада, если это занятие Вам поможет в работе.

26 March 2020