12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наконечная Надежда Николаевна856
Россия, Воронежская обл., Воронеж
2

Психологическая помощь в определении будущей профессии на этапе обучения в школе

Подбор дальнейшего профессионального пути обучающихся нередко считается значительной проблемой. Ученики не знают, как правильно поступить после окончания учебного заведения, как выбрать профессию или же пойти работать. На мой взгляд, эта проблема не нова, она была и будет волновать большое количество молодых людей еще долгое время. Вопрос в том, как можно помочь ученику определиться в этом сложном выборе. Как раз здесь есть место для психолого-педагогической поддержки.

Психологическая помощь – это емкое понятие. Его содержание включает в себя огромное количество теорий и практик, варьирующихся от применения глубинного интервью, до многообразных техник социально-психологического тренинга, понятий и методов медицинской психотерапии, без которых отношения психолога-консультанта с клиентом могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь тогда превратится в простое выражение сочувствия или учению морали [1]. Понятие «психологическая помощь» отражает такую психосоциальную практику, сферой деятельности в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Соответствующий специалист занимается кругом проблем, в которых отражаются как особенности психической жизни конкретного человека, так и особенности целого сообщества, отражающего психологическую специфику его функционирования. Также психологическая помощь – это сфера и способ деятельности, оказывающие человеку и сообществу помощь в решении широкого круга проблем, возникающих в течении жизни человека в социуме и его взаимоотношений с ним. Понимание проблемы психологической помощи тесно связано с пониманием психики человека как такого пространства человеческого бытия, многогранность которого и определяет совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста, а именно: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (глубинные и ситуативные) конфликты и переживания, проблемы социализации (такие, как профориентация или создание семьи), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть, весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как части социума, наделенного психикой [7]. М. К. Тутушкина [10] говорит, что психологическая помощь включает в себя психодиагностику, диагностику развития, коррекцию развития, психотерапию, различные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

Суть психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человека или целого сообщества в ситуациях затруднения, возникающих в ходе личностного и социального бытия. Психологическая помощь обычно состоит из психодиагностики (объективное информирование клиента), психологической коррекции (воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастной нормой психического развития), психологического консультирования (помощь психически здоровым людям в достижении ими личностного развития) и психотерапии (активное воздействие на личность клиента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности) [8].

В психологической поддержке можно выделить несколько шагов, а именно первый шаг состоит в том, чтобы установить контакт, наладить продуктивную коммуникацию на основе уважения и доверия. Второй связан с необходимостью понять учащегося, надо разобраться в его внутреннем мире, выявить те потребности, способности, интересы, которыми он уже обладает. После можно сделать следующий шаг – помочь понять самого себя, осознать свой потенциал, определить и визуализировать цель собственного развития [2].

Перед определением дальнейшей профессии и своего пути, обучающемуся следует осознать, чем бы он хотел заниматься всю свою жизнь. У одних учеников есть определенный и конкретный ответ на этот вопрос, но есть и такие, кому сложно выбрать какую-то область собственной предстоящей работы. Посодействовать здесь может профильная ориентация – специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, повышение готовности молодых людей к социальному, профессиональному самоопределению [4]. Эта деятельность обучает учеников способам принятия решения, анализу возможных ограничителей свободы выбора, а также проведение профильных и профессиональных проб. Особенная роль отводится самопознанию и рефлексии.

«Профессиональная ориентация – это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности – игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика, профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация и профессиональное воспитание» [9].

В профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации.

Теорию профориентации можно определить следующим образом: «Это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности» [11].

Это определение сравнительно простое и общее, но с точки зрения научной строгости, неизбежной при определении теории любой деятельности, более глубокое определение понятия следующее: «Теория профориентации – это форма научной организации научного знания, дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях двух процессов – профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и ориентирования ее на профессии, по которым ощущается общественная потребность в кадрах» [6].

Важный компонент теории профориентации – определенные закономерности. Поиск их служит общей целью научной деятельности. Познание закономерностей – это, в конечном счете, то самое главное, ради чего обычно и предпринимаются научные исследования. Найденные закономерности обычно выражаются с помощью понятийного аппарата и специфического языка науки, отличающегося большей точностью, выразительностью, большими возможностями стыкования профориентации с понятиями других наук и в том числе с математикой.

Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов профориентации завершена: предстоит еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей всем требованиям [12].

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающихся) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы[5]:

  • Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
  • Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности.
  • Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.
  • Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
  • Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.
  • Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы – принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода.
  • Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы.
  • Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Профессиональное самоопределение личности – длительный, характеризующийся поэтапным развитием субъективно-объективный процесс согласования профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессии, рынка труда, отражающий социальное развитие личности, ее потребности в самоактуализации и самореализации [3].

Ценностные ориентации обучающихся, формируемые в процессе профессионального самоопределения, представляют собой отражение ценностей, признаваемых ими в качестве стратегических жизненных и профессиональных целей, состоят из трех компонентов: когнитивного (знание мира профессий и требований, предъявляемых к ним и человеку; знание своих склонностей, способностей; знание о необходимости социально-значимых профессиональных качеств), эмоционально-оценочного (убежденность в важности и необходимости труда; в необходимости ценностного отношения к выбору профессии; соотнесение своих профессиональных предпочтений и способностей с востребованностью профессий), поведенческого (ориентация на осознанный выбор профессии; на самореализацию в будущей профессии; готовность к разработке личного профессионального плана), которые являются основой профессионального самоопределения [4].

Профессиональное самоопределение у обучающихся в реальной жизни может опираться на такие пути, как интуитивный, то есть прислушиваться к собственному внутреннему голосу; метод проб и ошибок, то есть реально пробуя выполнять различные роли и примерять их к себе; следовать советам и рекомендациям сверстников и взрослых; следовать своим логическим рассуждениям, с помощью выбора рационального способа принятия решений.

Проблему психолого-педагогической поддержки при выборе профессионального пути можно решить объединением ресурсов всех субъектов образовательного процесса и созданием определенной системы их взаимоотношений.

Таким образом, профессиональная поддержка и содействие, оказываемые ученику в решении их психологических проблем, их социальной адаптации, самореализации, преодолении сложной психологической ситуации и реабилитации, имеющие свои определенные характеристики. Психолого-педагогическая помощь при профессиональном самоопределении личности состоит в организации обучающегося в образовательной сфере, которая обязана выстраиваться на непрерывном анализе событий, возникших в прошлом и настоящем, а также на увлечениях и интересах предстоящего будущего. Исходя из этого, справедливо можно заметить, что увеличивается необходимость в организации индивидуальной и групповой форм оказания психолого-педагогической поддержки, например, таких как индивидуальные консультации и психологические тренинги.

Психолого-педагогическая поддержка будет более успешной, если реализовать ее на ранней стадии обучения, обучающийся мотивирован в определении профессионального пути, а также более конкретизирована теоретическая основа по проблеме выбора профессии подростком.


Список литературы

Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. Москва: Академический проект, 2000. 719 с.

Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. Москва: Астрель, 2002. 245 с.

Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. Москва: Эксмо, 1995. 65с.

Иваненко М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства. Екатеринбург: Генезис, 2005. 208 с.

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. // Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16.

Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. Москва: Генезис, 2005. 128 с.

Роджерс K. P. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. Москва: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 464 с.

Рыбакова Н. А. Консультирование как психосоциальная помощь населению // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. №3. С. 31-41.

Сазонова А. Д. Профессиональная ориентация учащихся. Москва: Просвещение, 1988. 223 с.

Тутушкина М. К. Практическая психология. Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2001. 368 с.

Юсфин С. М. Педагогическая поддержка в школе // Народное образование. 1998. №6. С. 78-83.

Якиманская И. С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога: Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Москва: Наука, 2000. 217 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.