Статья «Психологические особенности студентов при освоении образовательной программы»

2
0
Материал опубликован 6 May 2022 в группе

Психологические особенности студентов при освоении образовательной программы


Организация работы в образовательной среде по вопросам профилактики зависимого поведения обучающихся, является неотъемлемой частью ответственности образовательной организации. Своевременная диагностика студентов, анализ результатов показывает наличие социально негативных явлений в студенческой среде. На основе чего, можно осмыслить и оценить эффективность воспитательного и ресурсного компонента ОО в развитии обучающегося. Анализ так же предусматривает разработку профилактических программ, обеспечивающих развитие различных ресурсов обучающихся (навыки уверенного поведения, повышения самооценки, компетентности в сфере разрешения конфликтов, формирования просоциальной системы ценностей, «цифровой гигиены» и других).

Единый мониторинг социально-психологического тестирования оценивает индивидуальную вероятность вовлечения в зависимое поведение. Данная методика предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Зависимое поведение (Аддикция) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема химических веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Данное тестирование позволяет выявить студентов с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение.

Факторы риска могут быть выражены у студента на следующих уровнях:

Высокий уровень – Явная рискогенность социально-психологической вовлечённости в зависимое поведение. Студенты составляющие группу риска.

Средний уровень – Латентная (скрытая форма состояния) рискогенность. Это студенты расположенные к зависимому поведению.

Низкий уровень – Норма. Студенты не вовлечённые в зависимое поведение.

Студенты вошедшие в группу риска нуждаются в социально-психологической помощи.

Обобщённый Портрет студента с явной рискогенностью выглядит мрачно.

"Проявляет повышенную чувствительность к критике. Тяжело переносит ситуацию проигрыша, неудачи. Зависим от мнения и требований группы, в поведении ведомый. Не самостоятелен в принятии решений, ориентирован на социальное одобрение. Уклоняется от персональной ответственности за свои поступки. Проявляет интерес к социально неодобряемым действиям и мнениям. Понимает, что одним можно нарушать нормы, а другим нельзя. Идентифицирует себя с теми, кому можно. Испытывает азарт избегания наказания. Проявляет пониженную критичность к себе, своему поведению. Склонен к риску, опасности. Эмоционально неустойчив, легко расстраивается, раздражителен, вспыльчив. Не контролирует свои эмоции, перепады настроений. Нетерпелив, подвержен сиюминутным побуждениям. Решения принимает поспешно, действует спонтанно. Не уверен в себе, склонен к предчувствиям. Напряжен в трудных жизненных ситуациях. При этом, может быть и застенчив, трудно вступать в контакт с другими людьми. Интенсивность эмоциональной реакции не соответствует силе воздействующего стресса. Часто находится в негативном эмоциональном состоянии. Склонен к недоброжелательному обращению с окружающими."

Социально-психологическое тестирование является диагностическим компонентом воспитательной деятельности образовательной организации. Полученные результаты определяют направленность и содержание профилактической работы с обучающимися, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. На основании результатов методики для обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение рекомендуется разрабатывать индивидуальные или групповые профилактические программы. Нам необходимо совместно разработать профилактические меры, направленные на усиление факторов защиты и снижение факторов риска вовлечения в зависимое поведение.

 Деятельность образовательной организации в рамках первичной профилактики вовлечения обучающихся в зависимое поведение.

Методы работы

Виды профилактики

Уровни профилактики:

Специфическая

Неспецифическая

Социальный

Формирование внутренней политики организации в отношении профилактики ПАВ. Включенность в реализацию муниципальных и региональных профилактических программ

Организация досуга обучающихся, спортивные соревнования и праздники, (в том числе на муниципальном и региональном уровнях) – формирование альтернативной социальной среды

Семейный

Информационная, просветительская, консультативная работа с родителями

Вовлечение родителей в совместную с детьми просоциальную деятельность

Личностный

Индивидуальная и групповая работа, консультирование, тренинги личностного роста

Вовлечение детей во внеучебную деятельность, создание среды самопроявления


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.