Материал на проверке

Психологические рекомендации для развития познавательной сферы учащихся

0
0
Материал опубликован 2 December

Психологические рекомендации по развитию

познавательных способностей

Задания на устойчивость внимания

Корректурная проба

 Суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые символы в печатном тексте.  Условия проведения: ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.

 По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)

" Найди ошибки". 

  Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:

         "На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня".

 

 

«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1974).

 

Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, , при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.

После выполнения задания необходимо подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком.

Не исправлено 1 – 2 ошибки  высший уровень внимания;

  3 – 4 ошибки средний;

 не увидено 5 и более ошибок  низкий.

Тест Мюнстенберга

  Варианты:

- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки :

СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА 

      -  среди букв  найти лишнее слово     ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ

      -  отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)

ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ   /Под лежачий камень вода не течёт./

Найди отличия

«Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.

Например : зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.

Н  М  Е  Т  Р  А  Л  О  С

1   2    3  4  5   6  7   8   0

23458 ,  4854

-прочитать полученные числа ;

- заменить их суммой разрядных слагаемых ;

- назвать общее число сотен, десятков и т.д. ;

- узнать, на сколько первое число больше второго.

Игра «Заметь всё»

Дан ряд чисел: 4, 5, 7, 8, 9, 1, 3, 2. Дети в течение 6–10 секунд смотрят на них. Затем карточки с числами закрываю и задаю вопросы:

Какие цифры вы запомнили?

Назови соседей .

Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?

Какие две первые?

Три последние?

Похожие упражнения можно предложить с предметными картинками, геометрическими фигурами.

Игровые упражнения:

1. Игра в слова

В поездке или на прогулке поиграйте в слова. Первый участник говорит любое слово, а следующий — придумывает свое слово с буквы или слога, на который заканчивается предыдущее. И интересно, и просто!

2. Скрытые предметы

Положите на стол несколько предметов (желательно не менее 10), запомните их, закройте непрозрачной тканью. Проговорите названия предметов, и как они расположены. Постепенно можно увеличивать количество предметов.

3. Запомните рисунок

4. Это упражнение для запоминания с помощью зрительной памяти. Возьмите рисунок, в течение минуты рассматривайте его, а потом попробуйте детально воспроизвести его на бумаге.

5. Что изменилось?

На столе стоят различные предметы. Ребенок осматривает стол и запоминает их, после чего на минутку выходит. За это время на столе происходят небольшие перемены. Ребенку надо заметить, что изменилось. Чтобы родителю самому не запутаться, можно сделать фото стола на смартфон. Самые сложные перестановки – когда похожие фигуры меняются местами. Со временем ребенок научится быть предельно внимательным к таким мелочам. В школе развитое внимание и память станут гарантией хорошей успеваемости.

6. Придуманные истории

Ребенку рассказывают истории про героя, который попадает в разнообразные приключения. Потом слушатель должен рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним происходило, кого он встретил. Этот метод развивает слуховую память и внимание. Без внимательности невозможно запомнить детали. Возможно, сначала у ребенка все получится не очень хорошо, но со временем результаты будут улучшаться.
Аналог этого метода – рисование по памяти. Тренировка также развивает внимательность, но упор сделан на зрительной памяти. Покажите ребенку рисунок и попросите по памяти нарисовать, что на нем было изображено. Даже если сам рисунок получится не очень хорошо, ничего страшного. Главное – насколько хорошо запомнились детали.

7. Чтение и пересказ тренируют все виды памяти:

зрительную память;

слуховую память (запоминание наизусть стихов);

двигательную;

тактильную.

Двигательная память может развиваться во время физических занятий, при рисовании, записывании. Однако она же тренируется, когда ребенок рассказывает, что он делал, как двигался, куда ходил.

Развитие мышления:

Найдите  слово в слове.

Теленок, челка, зубр, зоопарк, гроза, кобра, краска. Скот, корм, кочки, кустарник. Китель, кисель, кров, крапива, краны, крот.

Ответы: лен, елка, зуб, парк, поза, коза, роза, пар, роза, кора, каска. Кот, сок, ком, очки, куст, тир, наст. Кит, ель, ель, сел, ров, вор, ива, рак, вар, раны, рак, кот, рот, ток.

Подберите необходимые по смыслу слова. 

Медведь – лес, верблюд - … (пустыня).

Человек – одежда, конфета - … (фантик).

Лес – дерево, степь - … (трава).

Самолет – ангар,машина - … (гараж).

Школа –  … (детство), институт – юность.

Глаз – слепой, нога - … (хромой).

(Зима) … - снег, лето – дождь.

Взрослый – терапевт, … (детский) – педиатр.

Стоматолог – зубы, … (окулист) – глаза.

Температура – градусник, … (вес) – весы.

Зима – лед, … (весна) – вода.

Глаза – два, нос - … (один).

Лапы – животное, руки - … (человек).

Телевизор – смотреть, радио - … (слушать).

Огурец – зеленый, помидор - … (красный).

Сосна – хвоя, осина - … (лист).

Корова – молоко, пчела - … (мед).

Лыжи – снег, коньки - … (коньки).

Светофор – три, радуга  - …(семь).

Суша – вода, небо - … (земля).

Медведь – берлога, аист - … (гнездо).

Стрелка – часы, колесо - … (машина).

Коза – капуста, белка - … (орехи, грибы).

Кофта – шерсть , шуба - … (мех).

Ваза – стекло, кастрюля - … (металл).

Чай – печенье, суп - … (хлеб).

День – обед, вечер - … (ужин).

Магазин – продавец, больница - … (врач).

Рыба – река, птица - … (небо).

Инструмент – работа, кукла - … (игра).

Молоко – масло, мясо - …  (фарш).

Машина – руль, корабль - … (штурвал).

Самолет – аэропорт, корабль - … (порт).

Подберите слова по определениям.

Глубокое, соленое, черное … (море).

 Голубые, карие, грустные … (глаза).

Молочные, больные, коренные - … (зубы).

Десертная, чайная, столовая … (ложка).

Заварной, фарфоровый, электрический … (чайник).

Шахматная, снежная, английская … (королева).

Кучевое, белое, кудрявое  … (облако).

Бурый, белый, косолапый … (медведь).

Заглавная, прописная, печатная … (буква).

Седые, русые, редкие … (волосы).

Злая, сторожевая, дворовая … (собака).

Стеклянная, трехлитровая, консервная … (банка)

Обеденный, письменный, кухонный …(стол).

Белое, парное, коровье … (молоко).

Липовый, пчелиный, душистый… (мед).

Белоствольная, раскидистая, зеленая … (береза).

Острый, болгарский, черный … (перец).

Рабочий, праздничный, выходной … ( день).

Детский, зимний, вишневый … (сад).

Отчий, многоэтажный, детский … (дом).

Зеленая, газонная, сорная … (трава).

Подсолнечное, оливковое, соевое … (масло).

Подберите обобщающие понятия.

Кисель, кефир, сок, чай – (напитки).

Серьги, браслет, цепочка, кулон - …

Муравейник, нора, логово, берлога - …

Двойка, тройка, пятерка, единица - …

Топор, лопата, пила, отвертка - …

Глина, шерсть, дерево, пластмасса - …      

Самолет, корабль, лодка, мотоцикл - …

Дирижер, шофер, воспитатель, портной - …

Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка - …

Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло - …

Храбрость, доброта, трудолюбие, честность - …

Продолжите ряд слов, относящихся к одному обобщению.

Стол, стул, диван,…

Сосна, береза, липа, …

Жасмин, шиповник, сирень,…

Земляника, клюква, малина,…

Сыроежка, лисичка, подберезовик, …

Сок, кефир, компот,…

Творог, сыр, масло,…

Сосиски, колбаса, котлета, …

Врач, повар, летчик, …

Автобус, электричка, трамвай, …

Телевизор, утюг, настольная лампа, …

Учебник, карандаш, тетрадь, …

Шишка, орех, желудь, …

Корабль, катер, яхта, …

Дождь, ветер, иней, …


Расскажите, во что превратятся следующие предметы.

Стул без спинки …  (Табурет.)

Чашка без ручки … (Стакан.)

Кепка без козырька … (Шапка.)

Кофта без рукавов … (Жилет.)

Снеговик без холода … (Вода.)

Мороженое  без холодильника … (Молоко.)

Дерево без веток … (Бревно.)

Спички без серы … (Палочки.)

Диван без спинки … (Кровать.)

Портфель без ручки … (Папка.)

Подушка без перьев … (Наволочка.)

Всадник без лошади … (Пешеход.)

Объясните ошибку в предложенном сравнении.

Вата легкая, а гиря черная. (Тяжелая.)

Зебра полосатая, а леопард злой. (Пятнистый.)

Холодильник белый, а ковер мягкий. (Цветной.)

Ваза хрустальная, а стаканчик легкий. (Стеклянный.)

У гуся длинная шея, а цыпленок маленький. (Короткая.)

У зайца длинные уши, а медведь коричневый. (Короткие.)

Морковь оранжевая, а огурец растет на земле. (Зеленый.)

Распределите слова по логическому принципу.

Май, март, апрель.

Ночь, утро, вечер, день.

Каша, мир, палец. (Например, в порядке увеличения количества букв.)

Старик, мальчик, мужчина.

Десять, два, пять, семь.

Бабушка, дочь, мама.

Среда, пятница, вторник.

Найдите логическую связь между тремя предметами. Докажите, что один предмет отличается по каким-либо признакам.

Корова, лошадь, лев.

Петух, гусь, воробей.

Елка, береза, сосна.

Море, река, озеро.

Коза, свинья, корова.

Брюки, шорты, юбка.

Свекла, морковь, огурец.

Слива, яблоко, персик.

Стол, полка, стул.

Трамвай, электричка, троллейбус.

Сковорода, чашка, кастрюля.

Глаза, нос, брови.

Ночник, торшер, свеча.

Простыня, пододеяльник, наволочка.

Найдите и подробно опишите различные черты двух сходных предметов (объектов).

Самолет и птица.                             Кастрюля и сковородка.

Кукла и девочка.                              Шкаф и тумбочка.

Ваза и банка.                                    Наволочка и пододеяльник.

Коляска и санки.                              Зонт и крыша.

Велосипед и автобус.                      Солнце и луна.

Книга и альбом.                               Трамвай и метро.

Столб и дерево.                                Река и озеро.

Нож и ножницы.                               Платье и сарафан.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.