Программа психологической диагностики уровня развития когнитичной и личностной сферы учащихся с ОВЗ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сопыревская основная школа»
Красносельского района Костромской области
Рассмотрено на педагогическом совете: от «_____»____________201__г. | Утверждаю: директор школы _____________/Е.В. Сметанина Приказ №____от «___»_________201___г. |
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОГНИТИЧНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ
УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Срок реализации:
1 этап - сентябрь 2019 г.
2 этап – май 2020 г.
Разработала:
Педагог-психолог Щепкина Е. П.
2019
Содержание программы:
Пояснительная записка…………………………………………....................................3
Методологические принципы построения обследования…….....................4
Описание диагностических методик, используемых в программе……………..6
Сроки реализации программы………………………………...................................10
План диагностики……………………………………………….......................................11
Литература, использованная для разработки программы……...................13
Пояснительная записка
В настоящее время особую важность приобретает разработка и практическое применение надежного инструментария для психологической диагностики.
Для диагностики уровня развития детей с ОВЗ важно установить как наличие отклонений от нормы в уровне развития когнитивной сферы, так и соотношение между выраженностью нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы. Для этого необходимо правильно осуществить подбор методик, позволяющих получать количественные и качественные характеристики, с помощью которых можно оценить степень сформированности различных сторон познавательной деятельности, определить пути и направления коррекции, выбрать образовательный маршрут для учащегося.
Со времени создания первых тестов на способности, проблема интеллекта и методов оценки особенностей его развития стала предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время признается существование сложной структуры интеллекта, включая общие и специфические факторы. В основе общих факторов лежат определенные нейрофизиологические или психофизиологические механизмы приема и переработки информации. На психологическом уровне они могут проявляться в особенностях активности и саморегуляции. Специфические (частные) факторы представляют собой основные виды действий, операций по обработке информации, усваиваемые при обучении и по мере накопления жизненного опыта. При изучении интеллектуальной недостаточности у детей необходимо соблюдение двух основных принципов: целостности экспериментально-психологического исследования и учета. При выборе соответствующих конкретных наборов диагностических методик для оценки уровня умственного развития целесообразно опираться на некий общий принцип.
Выбор диагностических методик должен удовлетворять следующему принципу: в набор целесообразно включать два блока взаимодополняющих методик:
1 блок - должен способствовать выявлению уровня развития и состояния когнитивной сферы. Необходимо исследовать психические функции, операций, процессы и др., т.е. особенностей приема и переработки сенсорной информации, мыслительной (речевой) деятельности.
2 блок - должен способствовать выявлению уровня развития или состояния эмоционально-волевой сферы, интересов, мотивов, личных способностей, т.е. особенностей произвольной регуляции деятельности, обеспечивающей успешность приема и переработки поступающей информации, решение перцептивных и мыслительных задач.
Подбор методик с учетом вышесказанного имеет место при диагностике уровня психического развития ребенка с трудностями в обучении. Направленное взаимосвязанное изучение соотношения уровня развития произвольной регуляции и познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) имеет особенно большое значение при обследовании детей с трудностями обучения на предмет отграничения ЗПР от педагогической запущенности, легкой умственной отсталости и выбора путей оптимальной коррекции в той или иной системе обучения.
Методологические принципы построения обследования
Психодиагностическое обследование ребенка, позволяющее установить особенности его интеллектуального развития, степень и характер отклонения от нормы, если оно имеется, проводится с использованием различных наборов методик.
Целесообразно сформулировать требования к наборам диагностических методик:
- Используемые методики должны выявить структуру познавательной деятельности, т.е. должны позволять оценить соотношение особенностей регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти).
- Используемые методики должны способствовать обнаружению как актуального уровня развития тех или иных психических функций, так и потенциальных возможностей, для чего используемые процедуры должны включать разные виды помощи.
- Обследование не должно продолжаться более одного часа и должно быть поэтапным. К началу обследования обычно подготавливается педагогическая характеристика ребенка с описанием поведения.
- При обследовании целесообразно использовать, определенный, небольшой набор методик, позволяющий качественно и количественно оценить уровень умственного развития, наличие и характер отклонений в психическом развитии.
В целом совокупность данных психологического обследования должна способствовать выявлению структуры познавательной деятельности, индивидуальных особенностей ребенка.
Основными целями программы являются:
- Выявить уровень актуального развития когнитивной и личностной сферы.
Получить целостную картину психического развития ребенка с ОВЗ.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:
Диагностическое обследование каждого психического процесса.
Анализ полученных результатов по каждому показателю отдельно и по всем показателям в совокупности.
Описание диагностических методик, используемых в программе.
1-ый блок методик направлен на оценку уровня развития когнитивной сферы:
1. Мышления
2. Памяти
3. Внимания
4. Речи
5. Восприятия
1. Для оценки уровня развития мышления в программу включены следующие методики:
а) «Сравнение понятий»
Цель: Методика позволяет оценить уровень развития понятийного мышления, исключить/выявить конкретное мышление ребенка и дает возможность оценить степень сформированности или присутствие не сформированности умения анализировать.
(Ребенку предъявляются на слух пары слов, которые обозначают предметы/явленияопределения. Необходимо назвать, в чем сходство и в чем различие данных предметов/явлений/определений.)
б) «Выделение существенных признаков предмета»
Цель: Методика направлена на диагностику сформированности умения анализировать, выделять существенные признаки предметов или явлений и абстрагироваться от второстепенных признаков, а также замеряет уровень развития логического мышления.
(Ребенку предъявляется понятие/явление/предмет и несколько признаков, относящихся к нему. Необходимо выделить самые существенные признаки, без которых данное явление/понятие/предмет не может существовать).
в) методика «Выстрой аналогии»
Цель: Замеряется умение выстраивать аналоговые связи между предметами и явлениями. Показывает уровень сформированности логического мышления.
(Ребенку предъявляются парные картинки, между которыми существует связь. Необходимо определить эту связь и привести пример подобной связи, только на других предметах/понятиях/явлениях)
г) «Собери целое из частей»
Цель: Изучается способность к синтезу, соединению частей в целое. Изучаются особенности зрительного восприятия.
(Необходимо собрать из разрозненных частей целое. Разрозненными частями в данном случае могут быть написанные части одного целого/либо картинки, как части одной большой картины)
д) «Определи последовательность событий»
Цель: Методика позволяет диагностировать уровень развития логического мышления, замерить кругозор.
(Ребенку предъявляются картинки, изображающие какой-либо процесс/событие, разбитое на разные «зыенья». Необходимо определить и выстроить правильную «цепь» происходящего.)
2. Для оценки уровня развития памяти, в программу включены методики:
а) «Визуальный ряд»
Цель: Методика позволяет диагностировать уровень развития зрительной памяти.
б) «Слуховой ряд»
Цель: Методика позволяет диагностировать уровень развития слуховой памяти.
(В данных методиках ребенку предъявляются картинки или слова, которые необходимо воспроизвести на слух или на зрительную память).
3. Для оценки уровня развития внимания, в программу включены методики:
а) «Корректурная проба»
Цель: Методика позволяет оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, распределение и переключение.
(Ребенку предъявляется лист, на котором изображено большое количество разных предметов. Необходимо, в соответствии с инструкцией, выполнить разные виды заданий (на поиск определенных элементов, вычеркивание одних предметов и подчеркивание других, подсчет определенных элементов за обозначенный промежуток времени и т.п.)
4. Для оценки уровня развития речи, в программу включены методики:
а) «Составь рассказ по картинкам».
б) «Опиши увиденное».
Цель: Данные методики позволяют диагностировать словарный запас ребенка, сформированность речевых конструкций, замерить кругозор.
5. Для оценки уровня развития восприятия, в программу включены методики:
а) «Чего не хватает?»
Цель: Данная методика используется для оценки целостности восприятия.
(Ребенку предъявляются картинки с предметами, в которых отсутствуют некоторые части. Необходимо определить каких частей не достает).
б) «Найди предметы», «Узнай, кто это»
Цель: Данные методики позволяют оценить способность к дифференцированному восприятию.
(Ребенку предъявляются картинки, на которых изображены несколько предметов, наложенных друг на друга. Необходимо «вычленить» отдельные предметы, абстрагируясь от других).
в) «Разрезные картинки»
Методика позволяет оценить способность к зрительному синтезу.
2 блок методик:
Направлен на оценку уровня развития эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка с ОВЗ. В данный блок методик включены следующие:
- Графический диктант (рисование по клеткам под диктовку педагога).
- Упражнения на действие по образцу (необходимо детально скопировать орнамент/узор, представленный в данном задании).
- Тест на самооценку «Человечки» (Ребенку предъявляется картинка, на которой изображены человечки на дереве. Каждый из человечков занимает свою позицию и занимается/либо не занимается каким-то делом. Ребенок должен идентифицировать себя с каким-либо человечком и объяснить свой выбор. На основании ответа, строитсягипотеза о самооценке личности).
Подборка картинок с разными эмоциями человека (Обсуждение эмоций, изображенных на рисунках).
Цель: Данные методики позволяют диагностировать интерпретацию ребенком эмоциональных состояний других людей, замерить уровень развития саморегуляции, умение действовать по образцу, оценить диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, передачу эмоционального состояния в речевом плане.
Сроки реализации программы:
Программа реализуется в начале учебного года, в течение первого учебного месяца в соответствии с графиком занятий с педагогом-психологом.
План диагностики
№ п/п | Вид диагностируемого процесса | методика | Количество часов |
1 | Мышление | Сравнение понятий; выделение существенных признаков предмета; «Выстрой аналогии»; «Собери целое из частей»; «Определи последовательность событий» | 1 |
2 | Память | визуальный картиночный ряд; слуховой словесный ряд. | 1 |
3 | Внимание | Корректурная проба | 1 |
4 | Речь. Восприятие. | составление рассказа по картинкам; описание увиденных предметов, «Чего не хватает?»; «Узнай кто это?»; «Разрезанные картинки». | 1 |
5 | Эмоционально-волевая сфера | графический диктант; упражнения на действие по образцу; подборка картинок с разными эмоциями человека. | 1 |
6 | Личностная сфера | Тест «Человечки» | 1 |
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ПИТЕР, 2010.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений (в шести томах), т. 4. Детская психология. / Под ред. Эльконина Д.Б., М.: Педагогика, 1984
4. Гуревич К.М., Лубовский В.И. Предисловие редакторов перевода // В кн.: Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1; Пер. с англ. // Под ред. Гуревича К.М., Лубовского В.И., М.: Педагогика, 1982, - с. 5-14.
5. Дети с задержкой психического развития / Под.ред. Власова Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А., - М.: Педагогика, 1984
6. Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей. // Дефектология, 1984, № 1 – с. 28-34.
7. Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова Т.А. Основы общей и клинической психологии. – Краснодар: «Советская Кубань», 2000. – 304 с.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
9. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития // Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. - М., 1991.
10. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики.//Вопросы психологии, 1989.- №1- с.55- 62.
13