Программа психологической диагностики уровня развития когнитичной и личностной сферы учащихся с ОВЗ

4
0
Материал опубликован 17 April 2020

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сопыревская основная школа»

Красносельского района Костромской области



Рассмотрено

на педагогическом совете:

от «_____»____________201__г.

Утверждаю:

директор школы

_____________/Е.В. Сметанина

Приказ №____от «___»_________201___г.









ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОГНИТИЧНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ

УЧАЩИХСЯ С ОВЗ



Срок реализации:

1 этап - сентябрь 2019 г.

2 этап – май 2020 г.







Разработала:

Педагог-психолог Щепкина Е. П.




2019



Содержание программы:

Пояснительная записка…………………………………………....................................3

Методологические принципы построения обследования…….....................4

Описание диагностических методик, используемых в программе……………..6

Сроки реализации программы………………………………...................................10

План диагностики……………………………………………….......................................11

Литература, использованная для разработки программы……...................13




Пояснительная записка

В настоящее время особую важность приобретает разработка и практическое применение надежного инструментария для психологической диагностики.

Для диагностики уровня развития детей с ОВЗ важно установить как наличие отклонений от нормы в уровне развития когнитивной сферы, так и соотношение между выраженностью нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы. Для этого необходимо правильно осуществить подбор методик, позволяющих получать количественные и качественные характеристики, с помощью которых можно оценить степень сформированности различных сторон познавательной деятельности, определить пути и направления коррекции, выбрать образовательный маршрут для учащегося.

Со времени создания первых тестов на способности, проблема интеллекта и методов оценки особенностей его развития стала предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время признается существование сложной структуры интеллекта, включая общие и специфические факторы. В основе общих факторов лежат определенные нейрофизиологические или психофизиологические механизмы приема и переработки информации. На психологическом уровне они могут проявляться в особенностях активности и саморегуляции. Специфические (частные) факторы представляют собой основные виды действий, операций по обработке информации, усваиваемые при обучении и по мере накопления жизненного опыта. При изучении интеллектуальной недостаточности у детей необходимо соблюдение двух основных принципов: целостности экспериментально-психологического исследования и учета. При выборе соответствующих конкретных наборов диагностических методик для оценки уровня умственного развития целесообразно опираться на некий общий принцип.

Выбор диагностических методик должен удовлетворять следующему принципу: в набор целесообразно включать два блока взаимодополняющих методик: 

1 блок - должен способствовать выявлению уровня развития и состояния когнитивной сферы. Необходимо исследовать психические функции, операций, процессы и др., т.е. особенностей приема и переработки сенсорной информации, мыслительной (речевой) деятельности.

2 блок - должен способствовать выявлению уровня развития или состояния эмоционально-волевой сферы, интересов, мотивов, личных способностей, т.е. особенностей произвольной регуляции деятельности, обеспечивающей успешность приема и переработки поступающей информации, решение перцептивных и мыслительных задач. 

Подбор методик с учетом вышесказанного имеет место при диагностике уровня психического развития ребенка с трудностями в обучении. Направленное взаимосвязанное изучение соотношения уровня развития произвольной регуляции и познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) имеет особенно большое значение при обследовании детей с трудностями обучения на предмет отграничения ЗПР от педагогической запущенности, легкой умственной отсталости и выбора путей оптимальной коррекции в той или иной системе обучения.

Методологические принципы построения обследования

Психодиагностическое обследование ребенка, позволяющее установить особенности его интеллектуального развития, степень и характер отклонения от нормы, если оно имеется, проводится с использованием различных наборов методик.

Целесообразно сформулировать требования к наборам диагностических методик: 

  • Используемые методики должны выявить структуру познавательной деятельности, т.е. должны позволять оценить соотношение особенностей регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти).
  • Используемые методики должны способствовать обнаружению как актуального уровня развития тех или иных психических функций, так и потенциальных возможностей, для чего используемые процедуры должны включать разные виды помощи.
  • Обследование не должно продолжаться более одного часа и  должно быть поэтапным. К началу обследования обычно подготавливается педагогическая характеристика ребенка с описанием поведения.
  • При обследовании целесообразно использовать, определенный, небольшой набор методик, позволяющий качественно и количественно оценить уровень умственного развития, наличие и характер отклонений в психическом развитии.
  • В целом совокупность данных психологического обследования должна способствовать выявлению структуры познавательной деятельности, индивидуальных особенностей ребенка.

Основными целями программы являются:

  • Выявить уровень актуального развития когнитивной и личностной сферы.
  • Получить целостную картину психического развития ребенка с ОВЗ.

Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

Диагностическое обследование каждого психического процесса.

Анализ полученных результатов по каждому показателю отдельно и по всем показателям в совокупности.



Описание диагностических методик, используемых в программе.

1-ый блок методик направлен на оценку уровня развития когнитивной сферы:

1. Мышления

2. Памяти

3. Внимания

4. Речи

5. Восприятия



1. Для оценки уровня развития мышления в программу включены следующие методики:

а) «Сравнение понятий»

Цель: Методика позволяет оценить уровень развития понятийного мышления, исключить/выявить конкретное мышление ребенка и дает возможность оценить степень сформированности или присутствие не сформированности умения анализировать.

(Ребенку предъявляются на слух пары слов, которые обозначают предметы/явленияопределения. Необходимо назвать, в чем сходство и в чем различие данных предметов/явлений/определений.)

б) «Выделение существенных признаков предмета»

Цель: Методика направлена на диагностику сформированности умения анализировать, выделять существенные признаки предметов или явлений и абстрагироваться от второстепенных признаков, а также замеряет уровень развития логического мышления.

(Ребенку предъявляется понятие/явление/предмет и несколько признаков, относящихся к нему. Необходимо выделить самые существенные признаки, без которых данное явление/понятие/предмет не может существовать).

в) методика «Выстрой аналогии»

Цель: Замеряется умение выстраивать аналоговые связи между предметами и явлениями. Показывает уровень сформированности логического мышления.

(Ребенку предъявляются парные картинки, между которыми существует связь. Необходимо определить эту связь и привести пример подобной связи, только на других предметах/понятиях/явлениях)

г) «Собери целое из частей»

Цель: Изучается способность к синтезу, соединению частей в целое. Изучаются особенности зрительного восприятия.

(Необходимо собрать из разрозненных частей целое. Разрозненными частями в данном случае могут быть написанные части одного целого/либо картинки, как части одной большой картины)

д) «Определи последовательность событий»

Цель: Методика позволяет диагностировать уровень развития логического мышления, замерить кругозор.

(Ребенку предъявляются картинки, изображающие какой-либо процесс/событие, разбитое на разные «зыенья». Необходимо определить и выстроить правильную «цепь» происходящего.)



2. Для оценки уровня развития памяти, в программу включены методики:

а) «Визуальный ряд»

Цель: Методика позволяет диагностировать уровень развития зрительной памяти.

б) «Слуховой ряд»

Цель: Методика позволяет диагностировать уровень развития слуховой памяти.

(В данных методиках ребенку предъявляются картинки или слова, которые необходимо воспроизвести на слух или на зрительную память).



3. Для оценки уровня развития внимания, в программу включены методики:

а) «Корректурная проба»

Цель: Методика позволяет оценить разные параметры внимания:  устойчивость,  концентрация, распределение и переключение. 

(Ребенку предъявляется лист, на котором изображено большое количество разных предметов. Необходимо, в соответствии с инструкцией, выполнить разные виды заданий (на поиск определенных элементов, вычеркивание одних предметов и подчеркивание других, подсчет определенных элементов за обозначенный промежуток времени и т.п.)

4. Для оценки уровня развития речи, в программу включены методики:

а) «Составь рассказ по картинкам».

б) «Опиши увиденное».

Цель: Данные методики позволяют диагностировать словарный запас ребенка, сформированность речевых конструкций, замерить кругозор.


5. Для оценки уровня развития восприятия, в программу включены методики:

а) «Чего не хватает?»

Цель: Данная методика используется для оценки целостности восприятия.

(Ребенку предъявляются картинки с предметами, в которых отсутствуют некоторые части. Необходимо определить каких частей не достает).

б) «Найди предметы», «Узнай, кто это»

Цель: Данные методики позволяют оценить способность к дифференцированному восприятию.

(Ребенку предъявляются картинки, на которых изображены несколько предметов, наложенных друг на друга. Необходимо «вычленить» отдельные предметы, абстрагируясь от других).

в) «Разрезные картинки»

Методика позволяет оценить способность к зрительному синтезу.



2 блок методик:

Направлен на оценку уровня развития эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка с ОВЗ. В данный блок методик включены следующие:

  • Графический диктант (рисование по клеткам под диктовку педагога).
  • Упражнения на действие по образцу (необходимо детально скопировать орнамент/узор, представленный в данном задании).
  • Тест на самооценку «Человечки» (Ребенку предъявляется картинка, на которой изображены человечки на дереве. Каждый из человечков занимает свою позицию и занимается/либо не занимается каким-то делом. Ребенок должен идентифицировать себя с каким-либо человечком и объяснить свой выбор. На основании ответа, строитсягипотеза о самооценке личности).
  • Подборка картинок с разными эмоциями человека (Обсуждение эмоций, изображенных на рисунках).

Цель: Данные методики позволяют диагностировать интерпретацию ребенком эмоциональных состояний других людей, замерить уровень развития саморегуляции, умение действовать по образцу, оценить диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, передачу эмоционального состояния в речевом плане.



Сроки реализации программы:

Программа реализуется в начале учебного года, в течение первого учебного месяца в соответствии с графиком занятий с педагогом-психологом.



План диагностики

п/п

Вид диагностируемого процесса

методика

Количество часов

1

Мышление

Сравнение понятий;

выделение существенных признаков предмета;

«Выстрой аналогии»;

«Собери целое из частей»;

«Определи последовательность событий»


1

2

Память

визуальный картиночный ряд;

слуховой словесный ряд.

1

3

Внимание

Корректурная проба

1

4

Речь. Восприятие.

составление рассказа по картинкам;

описание увиденных предметов,

«Чего не хватает?»;

«Узнай кто это?»;

«Разрезанные картинки».

1

5

Эмоционально-волевая сфера

графический диктант;

упражнения на действие по образцу;

подборка картинок с разными эмоциями человека.



1

6

Личностная сфера

Тест «Человечки»



1





Список использованной литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ПИТЕР,    2010. 

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в     развитии. – М.: Просвещение, 1973.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений (в шести томах), т. 4. Детская психология. / Под ред. Эльконина Д.Б., М.: Педагогика, 1984

4. Гуревич К.М., Лубовский В.И. Предисловие редакторов перевода // В кн.: Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1; Пер. с англ. // Под ред. Гуревича К.М., Лубовского В.И., М.: Педагогика, 1982, - с. 5-14.

5. Дети с задержкой психического развития / Под.ред. Власова Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А., - М.: Педагогика, 1984

6. Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей. // Дефектология, 1984, № 1 – с. 28-34.

7. Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова Т.А. Основы общей и клинической психологии. – Краснодар: «Советская Кубань», 2000. – 304 с.

8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

9. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития // Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. - М., 1991.  

10. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики.//Вопросы психологии, 1989.- №1- с.55- 62.


13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации