12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия14













Статья на тему:

«Психологически комфортный климат в классе во время уроков»





Подготовила:

Гужева Юлия Александровна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №4

Города Богданович

Свердловской области













Богданович 2022

Организация благоприятной психологической обстановки во время образовательного процесса – это важная составляющая его часть, которая напрямую безусловно отражается на качестве образования. От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.

Одним из важнейших факторов создания позитивного психологического климата в начальных классах – это использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий, обеспечение комфортных психоэмоциональных условий обучения школьников.

Практика показывает, что психологическая комфортность в обучении способствует выработке у учащихся положительной учебной мотивации, снижению уровня агрессивности школьников и в целом улучшению качества образовательной среды.

Реализация принципа психологической комфортности на уроках может быть организована с помощью следующих приёмов и методов:

1.Оценка психологического состояния класса в целом и нервно-психического состояния отдельных учащихся (конфликтная ситуация, проблема здоровья).

2.Психологический настрой учащихся в начале урока.

Использование карточек выражающих соответствующее эмоциональное состояние (радость, грусть). Например: «Улыбнитесь, посмотрите, друг на друга, подарите улыбки и хорошее настроение своим товарищам. Пусть такое настроение сохранится у вас в течение всего урока». Установка учащихся на оптимистическую перспективу, на конкретный результат в начале урока. Например, (при сниженной работоспособности) «Сегодня у нас интересный и увлекательный урок, вы все справитесь с заданием и получите пятёрки!».

3.Психологический климат на уроке. Организация работы на уроке таким образом, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции.

4.Создание ситуации успеха. Атмосфера доброжелательности. Поддержка и помощь со стороны учителя (не бойся, я с тобой; ты сможешь; у тебя всё получится). Персональная исключительность (только вы можете справиться с этим заданием). Авансирование (для закрепления ситуации успеха в определённых случаях — преднамеренное завышение оценивания результата работы). Мотивация (это необходимо для…). Скрытая инструкция (не забудь, обрати внимание, хорошо было бы если…).

5.Предупреждение психоэмоциональных перегрузок. Использование на уроках эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, весёлая история, юмористическая картинка, музыкальная минутка и т.д.). Психокоррекционные паузы (цветные кубики).

Необходимо отметить, что на уроке важен не только психологический, но и интеллектуальный комфорт:

- смена видов деятельности;

- темп урока;

— поощрение учащихся (обязательно положительное отношение к малейшему успеху учащихся);

— индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся (разноуровневые задания, с учётом знаний и способностей учащихся);

— аргументированная оценка.

Успешность в обучении напрямую связана со здоровьем ребёнка, соответственно на уроке необходим и физический комфорт:

— упражнения для глаз;

— дыхательные гимнастики;

— динамические паузы (тематические);

— физминутки

— релаксация (в любой части урока).

Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.

Существует ряд действий педагога по конструированию комфортной среды во время учебно-воспитательного процесса.

В первую очередь - это обеспечение наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности.

• Установление личного контакта.

— Не стоит забывать, что самый приятный звук для человека – это его имя. Обращаюсь к ученику по имени (согласитесь, что зачастую мы называем лишь фамилию ученика). Словесные поощрения типа « молодец», «умница», которые подбадривают ученика, воодушевляют, вызывают у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя, т.к. для ученика взаимоотношения с учителем имеют огромное значение. Некоторым детям как раз в жизни и не хватает этих слов, потому они и стараются, что поверили учителю и стали принимать его реплики как оценку их работы.

— Обязательно устанавливаю визуальный контакт. Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока мы просим детей подняться для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.

— И еще нельзя забывать о тактильном контакте, он производится через прикосновение. Использую такие приемы как эмоциональное поглаживание: внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, погладить по головке. Разрешаю приносить в школу( особенно в 1 классе) свою любимую игрушку: во время перемены можно поиграть с ней, а на уроке при волнении можно за нее подержаться: ведь она своя, родная, домашняя.

Проявляя доброжелательное отношение к ученику, мы тем самым пробуждаем положительное отношение школьника к учению.

• Демонстрируйте свою расположенность.

• Используйте навык эмпатического слушания, цель которого — создание у учащихся ощущения того, что его чувства и переживания приняты, понятны и интересны педагогу;

• Проявляйте больше положительных эмоций;

• Осуществляйте индивидуальную поддержку как помощь (подбадривание, снятие напряженного состояния, защиту); Результат помощи всегда взаимоприятен: для ребенка — это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога — удовлетворенность, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников.

• Не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);

• Обращайтесь за помощью к своим ученикам, в целях создания ситуации успеха, когда ребенок бы поверил в себя, свои силы, способности. После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями;

• Обучение и воспитание старайтесь выстраивать без наказания и окриков.

• Не забывайте, что любое эмоциональное состояние, включая состояние отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме; Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо агрессивного словесного воздействия, организация вместо жесткой дисциплины, компромисс вместо конфронтации;

• Старайтесь, чтобы чаще звучали слова одобрения, похвалы, поощрения.

На уроках в начальных классах комфорт складывается ещё и из таких параметров как наличие уютного, оборудованного современными техническими средствами и всем необходимым для творчества кабинета. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований при которых необходимо не забывать проветривать учебную аудиторию до начала учебных занятий, во время перемен.

Не требует доказательств и то, что пребывание на свежем воздухе благотворно влияет на психофизиологический комфорт учащихся и учителей. Конец учебного года, к примеру, — это самое благодатное время для выхода с ребятами на свежий воздух, экскурсии на природе, обмена впечатлениями от увиденного, общения. Детям необходимо общаться друг с другом.

Таким образом Можно сказать, что для благоприятного психологического климата важны все факторы: и такие как, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, сработанность. И классный руководитель должен стремиться воплотить их в действие, сначала конечно важные, а затем и все остальные. Так более важные факторы создают основу, а другие выступают неотъемлемой частью поддержки этой основы.














Литература:

1.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М.: Просвещение, 1989

2.Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. — СПб.: Речь, 2006.

4.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Академия, 2000.

5.Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. — СПб.: Питер, 2008.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.