12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брусенцева Татьяна Игоревна99
Не прекращайте мечтать, не прекращайте учиться!) Пунктуальна, ответственна и коммуникабельна. К любому делу подхожу творчески.
Россия, Курская обл., Курск

Психологически комфортный климат в классе.

Минимум девять лет жизни ребенок проводит в школе. И от того какие условия будут созданы во время его нахождения школе и будет зависеть развитие его личности. В стенах учебного заведения ребенок овладевает не только навыками обучения, но и навыками общения, которые, несомненно, пригодятся ему на протяжении всей жизни.  Формирование психологического климата в классе – важнейшее условие для формирования развития сбалансированной гармоничной личности, которая отлично будет взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми.

Психологический климат (ПК) класса - это устройство отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он получается из устойчивых отношений группы к человеку, к делу, объединяющему членов класса, к педагогу, а также к событиям, происходящим в классе и за его пределами.

Благоприятный климат классного коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни обучающихся, на их каждодневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации. ПК складывается вследствие динамики отношений между людьми: от ученика к ученику, от ученика к учителю, от учителя к ученику. Для установления благоприятного климата необходимо время.

Психологический климат создается и на уроке и вне урока. Классный коллектив – это социальное пространство, где контактируют ученики разных характеров и темпераментов. ПК – является итогом коллективной деятельности обучающихся, их взаимоотношений друг с другом, и соответственно, педагогу просто необходимо для организации крепкого и дружного классного коллектива, каждую свободную минуту стараться организовывать так, чтобы ребята проводили её вместе за каким то общим делом. На первом месте должна быть всегда именно общая заинтересованность и именно такое начало обязательно сможет помочь учредить все общие дела. Вне уроков должны появиться свои собственные общеклассные традиции, например, организация ежегодных вечеров, посвященных Дню матери и поздравление ветеранов от класса, приуроченное к 9 Мая и традиции общешкольные, например, ежегодное участие класса в «Смотре строя и песни», организация ребятами новогодних огоньков и т.п. Совместные переживания тоже важно как-то обыграть, например, устраивать поздравления учащихся с днем рождения всем классным коллективом; выражение искреннего сочувствия от имени класса, если у кого-то из ребят произошло печальное событие, болезнь, неудача. Важно совершать коллективные поездки и экскурсии по памятным местам, ходить в походы; посещать концерты и спектакли. Организация общего школьного классного пространства тоже важна, например украшение классной комнаты к Новому году или к Осеннему балу.

Педагогу необходимо обязательно сообщать ребятам о ходе выполнения общих задач, награждать ребят за инициативность и предприимчивость. Учителю следует чаще обращаться за индивидуальной помощью ученика и за коллективной помощью всего класса, чтобы ребята поверили в свои силы и свои способности, но помощь должна быть посильна и этична. Каждый ребенок должен быть отмечен какой-то наградой в ходе совместной деятельности, коллективные награды (кубок, грамота) за выполнение совместного задания группой учеников тоже обязательно должны быть. Сплоченность коллектива вне урока поможет организовать успешное обучение на уроке.

Педагогу следует суметь заслужить доверие ребенка. Чтобы он не боялся обратиться за помощью к своему учителю. Очень важно прочувствовать информацию, переданную ребенком, будь то радость, восторг, восхищение или же, наоборот, боль и страх, обида, тревога или же отчаяние. Школьники должны чувствовать поддержку и помощь учителя и на уроке и вне его – это еще одно из обязательных условий благоприятного ПК в школе. Педагогу следует привлекать весь классный коллектив к оказании поддержки однокласснику (если это целесообразно), что способствует развитию эмпатии и коллективной сплоченности. Каждый ребенок должен чувствовать «дружеское плечо» не только учителя-наставника, но и своего одноклассника-товарища.

К сожалению педагоги бывают слишком увлечены ходом урока и забывают о психологическом климате в классе во время него. ПК необходимо поддерживать постоянно, чтобы достичь результатов. Ведь успех любого занятия зависит именно от ПК во время урока и также его создание и поддержание является сложнейшей задачей для педагога при работе с обучающимися. ПК – это обязательное условие для полноценного и гармоничного развития личности ребенка: именно на его фоне мальчики и девочки раскрывают свой потенциал, свои таланты, активно общаются с окружающими их людьми, или же наоборот, дети становятся инертны, пассивны, безучастны.

Приветливая и дружелюбная обстановка на уроке, спокойная речь учителя, открытая поза учителя и зрительный контакт, внимание к каждой фразе, к каждому высказанному предложению , позитивная реакция педагога на желание ребенка высказать свое мнение, свою точку зрения и обязательно, тактичное мягкое исправление ошибок, которые допустил ученик - вот как должен вести себя педагог, желающий раскрыть потенциал каждого ученика. Важно, чтобы педагог позволял ученикам вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения, т.к. возможность общаться и высказывать свою позицию вызывает интерес к процессу обучения и прививает навыки ведения полемики. Педагог может использовать и уместный юмор и небольшие отступления от темы для построения ПК на уроке. Демонстрируя свою расположенность ученикам, используя искреннюю радость, благожелательность, педагог оказывает влияние на улучшение самочувствия его учеников и в ответ получает такую же реакцию. Умение не только «слушать», но и «слышать» своих учеников тоже очень важно для создания климата на уроке. Тактильный контакт тоже важен для построения ПК в классе. Он является очень тонким, даже интимным видом коммуникации. Особенно он важен для ребят из начального и среднего звена. Легкое похлопывание по плечу в одобрении выполненной работы и улыбка учителя – и глаза ребенка сияют, и он с радостью идет на урок.

Ребята не должны бояться входить в класс. Они должны хотеть идти в класс, на урок, хотеть показывать свои знания, получать новую информацию, задавать вопросы и получать ответы. Именно во время такого урока у ребенка не появляется эмоциональный дискомфорт, даже при условии, что обучающийся с чем-то не справился. Отсутствие беспокойства и испуга способствует ученику избавиться от психологических барьеров и ребенок сможет более точно выразить свою точку зрения.

Если ребята провинились – не кричите на них. Покажите провинившимся, что вы верите в них. Выслушайте их объяснения и доводы и вынесите справедливое решение. Уважайте их человеческое достоинство.

Важную роль для ПК на уроке играет и оценка. Педагогу нельзя забывать о поощрениях на уроке. Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание, но помните, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса и следовательно, нарушение благоприятного психологического климата, все должно быть в меру. Не нужно пренебрегать записями с похвалой в дневнике. Поставленный плюс к оценке в дневнике тоже дает положительную реакцию – ученик поднимается в своих глазах и , соответственно у него возникает желание идти в класс. Плохая оценка должна восприниматься как временное явление и быть дополнительным стимулом для более активной и плодотворной работы в классе и дома.

Если в течение урока отрицательные моменты практически отсутствуют, то по его окончании учащиеся покидают класс в хорошем настроении.

Советы по поддержанию ПК: оставляем за дверью плохое настроение; помним, что имя для человека -это самое приятное слово; не забываем, что слабый ученик, совсем не означает что он(она) плохой человек; если ребенка высмеивать и критиковать – он становится замкнутым; если ребенка поощрять и хвалить – он учится ценить себя.

В завершение хочется отметить, что ПК создается именно учителем, человечным и сострадательным отношением к ученику.

Педагог должен не только знать о способах создания ПК на своих уроках, но и применять их. У учителя будет несомненный успех , если для него будет важен эмоциональный комфорт его обучающихся и на его уроках будут использоваться игровая деятельность и различные виды искусства; будут формироваться совместные традиции; будут создаваться ситуации коллективного сопереживания и каждый ученик будет включен в общественную жизнь класса; если учитель будет инициативен в отношении классного коллектива; если общечеловеческие ценности будут всегда на первом плане в жизни класса.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.