Статья на тему: «Психологически комфортный климат в классе»
Статья на тему:
«Психологически комфортный климат в классе»
Подготовила:
Дубровина Юлия Олеговна
Учитель начальных классов
Средняя школа №62
Ярославль, 2022 год
«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
Анри Барбюс (Французский писатель).
Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, психологическому климату в классе. Управление психологическим климатом в любом коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. Одной из самых главных и сложных задач в работе педагога с детьми является создание психологической атмосферы в течение урока. Благодаря этому ребенок развивается, показывает свой талант, к чему способен, активно общается с преподавателем и сверстниками, или, наоборот, становится пассивным, замкнутым или отстранённым. Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идёшь с ощущением радости, работа в таком коллективе вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений, но есть и такие ученические классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. Почти в каждой школе встречаются классы, куда учителя отправляются вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. В запущенных случаях дело может закончиться массовым отказом учителей вести занятия в конкретном классе. Причём ученики в нём могут быть «сильными» или даже интеллектуально развитыми. [2] Многие учителя склоняются к выводу о неблагоприятном психологическом климате в данных классах. Но как избежать такого климата в классе?
Для начала нужно понять, что же такое психологический климат? Под понятием психологический климат понимают качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Французский психолог Анри Валлон связывает появление значимости сверстников для личности ребёнка во время поступления в школу. «С этого времени, наряду с взрослыми дети стремятся к созданию своеобразного, равноправного общества, в котором дифференциация индивидуальных отношений не носит того абсолютного характера, который ведет к исключительному предпочтению одного существа другому». [2]
В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Николай Сергеевич Мансуров, который изучал производственные коллективы. «Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон:
Таблица 1.
Климатическая зона | Климат | Описание |
Первая | Социальный | Определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. |
Вторая | Моральная | Определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. |
Третья | Психологический | Неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. |
Психологический климат, складывающийся в классном коллективе, может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. [2]
Таблица 2.
Характеристика благоприятного психологического климата | Характеристика неблагоприятного психологического климата |
В классе преобладают бодрые и жизнерадостные взаимоотношения, оптимизм в настроении. Отношения между детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. В отношениях преобладают поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями, в классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам коллектива. Будет присутствовать поддержка слабых, защита, помощь новичкам. Члены класса активны, полны энергии, быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание или искренность. | В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, а также присутствует соперничество. Ребята проявляют отрицательное отношение к одноклассникам, позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, презирают слабых, высмеивают новичков. В классе возникают конфликты, класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения. коллектив закрыт от всех и не стремится сотрудничать с другими коллективами. |
Преобладающие эмоции: Доброжелательность и защищённость, восторг и мобильность, креативность и радость, оптимизм и работоспособность, инициативность и спокойствие, честность и бескорыстие, понимание. | Преобладающие эмоции: Агрессивность и незащищённость, лень и зажатость, пассивность и пессимизм, грубость и сонливость, слабость физическая и эмоциональная. |
Для создания благоприятного климата в классе должны выполняться три главных функции:
Таблица 3.
Название функции | Описание функции |
«Открытие» ребёнка на общение | Функция «открытие» ребёнка на общение призвана создавать школьнику комфортные условия на уроке, таким образом, способствуя визуальному общению и тактильному контакту с учащимся [4]. |
«Соучастие» ребёнка в процессе | Данная функция призвана демонстрировать свои чувства радости, доброжелательности, расположенности. Учитель тем самым влияет на улучшение самочувствия школьников, и в ответ получает ту же реакцию. Эта операция выражается в двух умениях - умении слышать и умении задавать вопросы [4]. |
«Возвышение» ребёнка | Третья функция призвана для создания положительной репутации учащегося, повышения его самооценки. Благодаря данной функции школьник поверит в себя, свои силы, свои способности [4]. |
Для выявления психологически комфортного климата в классе существует множество методик, которые помогут диагностировать, корректировать групповые процессы, такие как, сплочение класса, корректирование состава микрогрупп, распределение обязанностей, выявление пассивных позиций, активизация творческой активности и многое другое. В своей статье я хочу поделиться двумя методиками, которыми пользуюсь каждый год работы.
Методика №1. Социодраматическая игра «Королевство»
Ребята встают полукругом в одном конце кабинета, большая часть пространства остаётся свободным. Участникам предлагается создать свое королевство, для этого необходимо, чтобы кто-то стал королем, например президент класса. Король встаёт в свободной части кабинета так, как ему хочется. Затем король выбирает себе королеву и наследника. Они встают так, как им хочется. Далее королева выбирает себе придворного шута и советника. Наследник – придворную даму и маршала королевской армии. Далее по такой схеме создается королевство. Роли придумываются в зависимости от количества человек в группе, а также представляют разные ролевые позиции. Роли могут быть следующие: придворный доктор или судья, солдат и повар, сапожник и пограничник, посыльный или парикмахер, промышленник и рабочий и т. д. (участники могут сами придумывать роли, необязательно регламентировать этот процесс). Итак, в конце все занимают те места в кабинете, на которые их поместили. Учитель фиксирует на бумаге королевство (рисует схему). Далее у каждого есть возможность одного хода: он либо меняет свою роль или остаётся на своём месте; он оставляет себя, как есть, а меняет кого-то ролями или местами; оставляет всех на своих местах, но просто назначает кого-то на другую роль. Каждый делает свой ход, а учитель снова фиксирует на бумаге королевство. Круг считается законченным, когда все участники сделали по одному ходу. После этого все садятся в общий круг, начинается обсуждение. Учитель каждому задаёт следующие вопросы:
Какие роли вы занимали в процессе игры?
Как вы действовали в ходе игры?
Что вы чувствуете после выполнения упражнения?
Удовлетворены ли вы процессом игры?
Были ли для вас неожиданными ваши роли? [5]
Методика №2. Методика изучения социально – психологического климата с помощью метода «Цветописи» (А. Н. Лутошкин)
Для определения эмоционального состояния класса с помощью цвета, испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип её использования. Шкала цветового диапазона настроений:
Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, учащимся предлагается выбрать из своего цветового набора тот цвет, который соответствует его настроению сегодня. Диагностика настроений проводится один или два раз в день, также может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются в течение месяца, четверти или более.
Задача педагога – зафиксировать определенное каждым ребёнком настроение в таблице с помощью цветных карандашей или фломастеров. Таблица по данной методике может выглядеть иначе – это зависит от выбранного периода, например, период исследования длится 5 учебных дней. Следовательно, таблица заполняется ежедневно 2 раза в день. Настроение каждого участника фиксируется в клеточке, находящейся на пересечении его фамилии с днём, соответствующим дате исследования.
ФИО | 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | |||||||||
утро | вечер | утро | вечер | утро | вечер | утро | вечер | утро | вечер | |||||
Иванова А.А | К | К | О | К | О | К | К | С | Ж | З | ||||
Соболев В.А | К | О | К | Ж | Ж | Ж | О | К | С | К | ||||
Петров П.И | О | О | З | З | К | Ж | О | Ф | О | З |
Результаты подлежат обработке в случаях, когда проводится самодиагностика настроений учеников на каждом занятии. Для получения индивидуальных показателей настроений подсчитывают частоту встречаемости каждого цвета представленного в шкале цветового диапазона настроений. Чтобы сравнить настроения всех участников исследования, подготавливают итоговую таблицу настроений по классу [7].
Существуют различные игры и упражнения, направленные на формирование и укрепление благоприятного климата в классе. В своей работе я использую игры:
Игра «Мои друзья». Цель: сплочение класса, повышение уверенности в себе и чувства защищенности. Дети встают в круг и, поочередно ударяя мячом об пол, говорят: «Я знаю пять имен моих друзей: Катя – «раз», Игорь – «два», Серёжа – «три», Саша – «четыре», Марина – «пять». А затем передают мяч другому участнику. По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой подводят детей к выводу о том, что хорошо иметь много друзей [8].
Упражнение – тренинг «Обними меня». Цель: установление доверительного контакта между детьми. Один ребёнок встаёт в центр и закрывает глаза, чтобы не видеть, кто из одноклассников вышел его поддержать. Остальные, кто захотел выйти, встают в круг, держаться за руки и поочерёдно говорят ласковые слова, комплименты, слова поддержки. После того, как все что – то сказали, происходит крепкое массовое объятие. После окончания упражнения у ребёнка нужно спросить, как он себя чувствует, какие ощущения.
Игра «Угадай меня». Цель: создание положительного эмоционального фона и активизация детей. Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу и пытается угадать, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого он угадал, говорит: «Да, это я (свое имя)». После того как водящему завязали глаза, дети могут тихонечко поменяться местами [9].
Игра «Покажи пальцем». Цель: реализация обратной связи в классе. Участники садятся в круг. Учитель просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто, с точки зрения каждого участника, обладает определенным свойством. Учитель задает следующие вопросы: «Покажите самого активного сегодня. Покажите самого веселого. Покажите самого обаятельного. Покажите того, кто сегодня удивил. Покажите того, кто помог вам сегодня. Покажите того, кто особенно много шутил и т. д» [9].
Игра «Слепой и Поводырь». Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других. Дети разбиваются на пары. Один - «слепой», а другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся. После окончания упражнение пары меняются ролями [9].
Улучшение психологического климата в классе является важным фактором повышения эффективности учебно – воспитательной работы. От того, насколько дружен классный коллектив, зависит от психологического состояния каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, и формирование личности школьников. Детский коллектив нужно формировать ежедневно. Это кропотливая и ответственная работа. В деле создания дружного коллектива важная роль принадлежит классному руководителю.
Существует множество рекомендаций классному руководителю по улучшению психологического климата в классе:
Необходимо создать в классе единую систему традиций и ценностей: коллективные поздравления с днем рождения учащихся, выражение искреннего сочувствие от имени класса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки – экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.
Нужно найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
Предоставить детям возможность испытать себя в различных видах деятельности и помогать ребятам, подняться на качественно новую ступень.
Постоянно подчеркивать, что отношения в классе определяются не только успеваемостью по предметам, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Вырабатывать условия успеха. Предложить детям задуматься, что реально они могут ожидать к концу четверти. Разобрать и проговорить причины, которые помешали сбыться каким-то ожиданиям. Наметить шаги для того, чтобы все ожидания сбылись.
Иногда можно привлечь родителей к тесному сотрудничеству со школой, информируйте их о наиболее важных направлениях и методах воспитательной работы, о положении дел в классе.
Обязательно следует проводить классные часы о дружбе, взаимопомощи, коллективизме. Использовать каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни человека. Также можно выделить основные правила дружбы, которые нужно обязательно соблюдать в классе. Проговорите эти правила с детьми, а лучше сделайте стенгазету и повесьте в классный уголок.
Верный сигнал вашей доброжелательности – добрая улыбка и приветливость. Не нужно подчеркивать разницу в социальном статусе, о возрасте между собой и учеником, высказывать свои соображения доброжелательно, в форме совета, внимательно и заинтересовано слушать учащихся.
Учитывать индивидуальные особенности школьника (его вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), состояние в данный момент, отношение к вам.
Уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких – либо неприятностей, недоразумения. Сохранять «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности!
Относиться уважительно к мнению других людей. Не исключать возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.
Называть всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.
Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми. Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они будут успешными и смогут раскрыть свои сильные стороны и способности. Чаще хвалить и поощрять в присутствии всего класса, но делать это следует за конкретно выполненное дело или поступок. Важно помочь непопулярным детям в классе выявить их значимость для коллектива.
Детей надо учить правилам общения и взаимодействия. Это может быть несколько классных часов, где через игры и упражнения учитель учит детей конструктивным способам общения. Объединять ребят совместными мероприятиями (поездками, тематическими классными часами и многое другое). Совместная деятельность в неурочное время очень объединяет класс, позволяя ребятам раскрыться с других сторон. Совместные мероприятия делают из просто класса – «класс-команду» [3], [10], [11].
Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее условие психологической атмосферы урока. Учитель должен понимать, что его отношение к работе, умение разговаривать с детьми и их родителями, другими учителями, умение радоваться успехам детей, умение выражать свои эмоциональные чувства и владеть ими – всё это и многое другое оказывает влияние на его взаимоотношения с учениками. Таким образом, психологический климат – важнейшее условие психического здоровья и успешности жизнедеятельности детей и взрослых. Не зря говорил Николай Александрович Добролюбов: справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Источники:
https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-uchebu-v-shkole-150-tsitat
https://mou36.ru/images/doc/1_SVEDENIA_MAOU/obrazovanie/metod_rekomendacii/klimat.pdf
https://lektsia.com/14x94ac.html
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07b0/00010597-695554b0/hello_html_8924c78.gif
https://cyberpedia.su/9x1024c.html
https://multiurok.ru/files/igry-formiruiushchie-blagopriiatnyi-psikhologiches.html