12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кручкович Наталья Анатольевна69

Н.А. Кручкович

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ

С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация.

В статье рассматривается психологическое благополучие педагогов с разным стажем педагогической деятельности. Автор статьи полагает, что работа педагогов носит постоянный стрессогенный характер. Профессиональная деятельность преподавателей проходит в условиях, которые требуют усиленной затраты внутренних резервов человека. Это, несомненно, отражается на их психике и на выборе стратегии поведения в профессиональной деятельности.

Ключевые слова:

Педагогическая деятельность, педагогический стаж, методы работы, психологическое благополучие.

N.A. Kruchkovich

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF TEACHERS

WITH DIFFERENT TEACHING EXPERIENCE

Annotation.

The article examines the psychological well-being of teachers with different teaching experience. The author of the article believes that the work of teachers is constantly stressful. The professional activity of teachers takes place in conditions that require increased expenditure of internal human reserves. This undoubtedly affects their psyche and the choice of a strategy of behavior in their professional activities.

Keywords:

Pedagogical activity, teaching experience, working methods, psychological well-being.

Педагогическая деятельность относится к одной из самой сложной, созидательной деятельности, является эмоционально-напряженной и характеризуется высоким уровнем стрессогенности.

Наше гипердинамичное время, необходимость быстро ориентироваться в стремительно меняющемся мире становится стрессовыми факторами для педагогов. Сегодня педагогу важно передавать спокойное отношение к происходящим событиям детям и их родителям, сохраняя при этом эмоциональное равновесие, доброжелательность в общении с детьми и их родителями.

Педагог создает комфортную и безопасную образовательную среду, оказывает значительное влияние на личность обучающегося, побуждает к саморазвитию. Во многом это зависит от того, насколько сам педагог способен к позитивному преобразованию себя и своей жизни, т. е. к благополучию.

Рассмотрим психологическое благополучие педагогов с разным стажем педагогической деятельности.

На старте педагогической деятельности молодой специалист немало знает, но как применить свои знания, не всегда правильно умеет. Первые пять лет это время приспособления молодого педагога к условиям работы в образовательном учреждении. Преподаватели с таким стажем работы нередко применяют дисциплинарные методы влияния, что основном дает в противоположный эффект.

Здесь на помощь молодому педагогу может прийти наставничество под руководством грамотного опытного педагога.

В последующие от шести до десяти лет работы у педагога совершается стабилизация профессиональной деятельности, формируется профессиональная позиция. Педагог совершенствует методы и приемы обучения.

Преподаватели со стажем работы от одиннадцати до пятнадцати лет нередко переживают так называемый «педагогический кризис», который соединен с пониманием того, что существует противоречие между желанием что-то изменить (метод работы, стиль общения с детьми и т.п.) и потенциалом педагога. Педагоги данной группы проявляют значительный интерес к обучающимся, умеют выстраивать конструктивные взаимоотношения с ними. Они реже, чем молодые педагоги, применяют угрозы, требования, наказания.

От шестнадцати до двадцати лет работы в образовательном учреждении характеризуются вхождением в так называемый кризис «середины жизни». Это возраст предварительных жизненных результатов. Нередко возникает рассогласованность между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Возможно понижение профессионализма, поэтому начинают формироваться защитные механизмы. Вместе с тем это время, когда педагог предан своему делу, увлечен работой с обучающимися.

Наиболее значительных результатов труда добиваются педагоги со стажем работы от двадцати одного до двадцати пяти лет. У них зачастую высокий уровень сформированности профессионально важных качеств. Они могут всецело отдать себя профессии, имея в своей семье уже самостоятельных детей, достигнув определенной устойчивости в социально-экономическом плане.

Педагог со стажем более двадцати пяти лет без энтузиазма воспринимает жажду экспериментов, например, прийти к нему на открытый урок, сделать предметом обсуждения его опыт, видя в этом желание ущемить его, изобличить профессиональные ошибки. В подобном возрасте возможно возникновение «синдрома выгорания».

Распознают три стороны данного явления: профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к новому, срывом отношений партнерства с обучающимися, биологическое старение и психоэмоциональное перенапряжение.

Выполнение профессионального долга в эмоционально-затратных условиях требует от педагога повышенной личностной стабильности к различным сложным жизненным ситуациям, высокого уровня жизнестойкости.

Педагог в любых обстоятельствах должен быть мотивированным, эффективным, настроенным на позитивное функционирование. Хорошее психологическое благополучие имеет особое значение для педагогов, т. к. оно включает в себя саморазвитие педагога, акцентирует его внимание на смысле жизни и смысле профессиональной деятельности, выстраивает цепочку задач, позволяющих педагогу максимально раскрыться и овладеть педагогическим мастерством, помогает устанавливать и поддерживать доверительные отношения с учащимися. Обладая всеми этими качествами, педагог может совершенствоваться в своей профессии. Если у педагога хорошее психологическое состояние, то он с большей вероятностью внесет интеллектуальный, творческий, инновационный вклад в развитие личности обучающегося. Психологическое благополучие педагога является важнейшим условием успешной реализации модернизации образования.

Библиографический список:

Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности: Педагогика и психология, 2012. 138 с.

Котова С.А. Особенности личностных характеристик и смысложизненных ориентаций педагогов с разным стажем работы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2011.

139 с.

Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью. – Иркутск: 2009. 372 с.

Заусенко И. В., Минюрова, С. А. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога. / Заусенко И. В., Минюрова С. А. Педагогическое образование в России, 2013 № 1. с. 101.

Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человек // Ползуновский вестник. – 2004. № 3. 208 с.


Сведения об авторе:

Кручкович Наталья Анатольевна, Россия, Череповец, БПОУ ВО «Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина», методист.

Kruchkovich Natalia Anatolyevna, Russia, Cherepovets, Cherepovets Regional School of Arts and Crafts named after V.V. Vereshchagin, methodologist.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.