12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гульнара Серверовна Федянина703
Работаю воспитателем в детском саду. Люблю своих воспитанников. Стремлюсь постоянно саморазвиваться и развивать способности своих воспитанников. Горжусь своими победами и и достижениями своих ребят.
Россия, Белгородская обл., п.Томаровка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п.Томаровка Яковлевского городского округа»

Яковлевский район Белгородской области»

Методическая разработка мероприятия

«Семинар-практикум с элементами тренинга «Мир особого ребенка»

Автор: Федянина Гульнара Серверовна воспитатель

Семинар-практикум с элементами тренинга

«Мир ОсобОВоЗейки - особого ребенка»

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности воспитателей, педагогов-психологов, логопедов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; повышение компетентности в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

Развивать умение учитывать особенности детей с ОВЗ при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.

Используемые формы и методы: проблемный метод изложения материала, тренинговые упражнения, направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение коллектива.

Целевая группа: воспитатели, педагоги-психологи, логопеды.

Оборудование: мольберт, макет солнца, лучи солнца (карандаши и ручки, фломастеры, маркеры), схематичная фигура мальчика, релаксационная музыка.

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада нашей встрече. Надеюсь на плодотворную работу и на то, что каждый получит положительные эмоции и зарядится определенным багажом информации. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.

Ведущий (зачитывает стихотворение):

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

1. Упражнение “Поделись теплом”.

Предлагаю перед активной работой объединиться и поделиться теплом. Давайте встанем в один общий круг. Закройте глаза, расслабьтесь, представьте радостное состояние абсолютного покоя и счастья, улыбнитесь. Почувствуйте, как Вы расслаблены, тепло, уверенность и спокойствие овладевает вами. А теперь, возьмитесь за руки и поделитесь своей энергией добра, тепла и духовных сил друг с другом. Вот мы с вами образовали круг добра и энергии. Почувствовали тепло? Замечательно! (релаксационная музыка)

2. Упражнение «Сильные стороны»

Цель: осознание собственных способностей и умений.

Каждому участнику раздаются лучики. Участники пишут на них свои сильные стороны профессионального мастерства: качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми.

Задача участников сложить лучики в одно солнце сильных профессиональных умений и способностей.

t1653285423aa.jpg

Участники приклеивают свой лучик к общему солнцу, объединяясь в одно общее солнце профессионалов своего дела.

Вопросы для обсуждения:

Кто испытывал неловкость, затруднения?

Узнали ли вы что-то новое о своих коллегах?

Ведущий: Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в работе. Какие-то стороны взаимоотношений предлагают задуматься, какие-то еще не достигли нужных способностей.

Много умений и знаний, сильных сторон педагогического мастерства мы с вами собрали.

Обратите внимание: у нас гость и зовут его ОсобОВоЗейка! Он нас будет сегодня сопровождать в течение нашей встречи.

t1653285423ab.png

(схематичная фигура ребёнка, который олицетворяет всех детей с ограниченными возможностями здоровья)

3. Упражнение «Проникновение»

Родился долгожданный и желанный ребенок. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза)Особый. Он плохо слышит, не видит, много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами.

Какое чувство родилось у вас при встрече с ОсобоОВоЗейкой?

(или с похожими детьми?)

Ведущий: Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. В эту группу входят дети, требующие особого внимания и подхода к воспитанию.

4. Упражнение «Трудности»

Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются обычные дети.

- Назовите определённую трудность детей с ОВЗ, связанную с процессом освоения программы или с общением со сверстниками и взрослыми. (Ведущий записывает на мольберте все предлагаемые варианты ответов).

Итак, подведём итоги.

У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:

1. очень низкий темп выполнения заданий;

2. постоянная нужда в помощи взрослого;

3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности

4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);

6. трудности в понимании инструкции;

7. нарушения координации движений;

8. низкая самооценка и повышенная тревожность;

9. высокий уровень психомышечного напряжения;

10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

Ведущий. Чтобы испытать на себе, что чувствует ребенок с ОВЗ при не совсем удачном выполнении заданий, предлагаю превратиться в ребенка и поиграть упражнение «Художник»

5. Упражнение «Художник». / Рассогласование тела и интеллекта/

Инструкция: Упражнение выполняется в положении альбом на голове, придерживать не ведущей рукой, взять фломастер и четко выполнять инструкции. Не разговаривать.

Нарисуйте в верхней части листа маленький ровный круг – это будет голова снеговика.

В нижней части листа нарисуйте большой круг – основание снеговика.

Теперь вернитесь к голове снеговика и нарисуйте на ней черный цилиндр.

В промежутке между маленьким и большим кругами нарисуйте круг среднего размера –туловище снеговика.

Теперь снова вернитесь к голове и в правой её части нарисуйте глаз снеговика.

С левой стороны туловища нарисуйте руку снеговика, чтобы она заканчивалась в виде пальцев, держащих метлу.

В том месте, где соприкасаются маленький и средний круги, нарисуйте шарф, обмотанный вокруг шеи снеговика, чтобы его концы развевались по ветру вправо.

Нарисуйте второй глаз в левой части снеговика и точно посередине между глаз нарисуйте нос - морковку.

С правой стороны туловища нарисуйте ещё одну руку, чтобы на ней сидела птичка ровно посередине ветки.

Нарисуйте улыбку на лице снеговика. Теперь нарисуйте маленькую ёлочку, стоящую слева от снеговика. Прекратите рисовать.

Рефлексия.

Легко было выполнять задание?

Теперь можете взглянуть на своё художественное произведение.

Какие чувства, испытывали при работе?

Что мешало?

Как отражался на работе быстрый темп и «сухость» ведущего?

Какие чувства вызвал результат работы?

А дети с ОВЗ, с которыми мы работаем, находятся в таких ситуациях и испытывают такие чувства каждый день. Что еще они ощущают и чувствуют?

6. Притча «Протяни ты ему руку»

В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный громко кричал, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. "Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я вытащу тебя из болота". Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. "Дай же мне руку!" - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: "Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда ты сможешь его спасти".

Рефлексия.

Подумайте, пожалуйста, как мы можем помочь детям с ОВЗ?

Вернемся к нашему ОсобОВоЗейке. Подумайте, что может дать ему каждый из нас? (Раздаются стикеры на клеевой основе, каждому по одной)

Запишите на розовых стикерах свое предложение, что Вы, как педагоги можете дать ребёнку с ОВЗ?

А на голубых стикерах напишите свое пожелание этому ребенку.

Теперь по очереди зачитайте, что Вы написали и наклейте стикеры на фигуру мальчика ОсобОВоЗейки в виде одежды.

Один цвет - это рубашка, другой цвет – брюки. Я думаю, что нашему ОсобОВоЗейке понравилось с нами общаться! (приклеивается улыбка мальчику)

Заключение:

Хочу озвучить Вам еще одну мудрость:

- Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

- Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

- Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

- Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

- Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

- Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

- Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно!

В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

7. Упражнение «Поблагодари себя»

Ведущий: Молодцы! Хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу. И погладим себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того, чтобы снять стресс, можно погладить себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. И будьте здоровы!

Спасибо Вам за внимание и за работу!


Приложение Памятка для всех участников:

Каждый наш поступок,

который видят или слышат дети,

каждое наше слово, интонация,

в которой, оно произносится,

является капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием личности

П.П. Кащенко

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации. Уровень цивилизованного развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником

Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.


Список литературы

Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.

Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.

Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.