Статья «Психологическое сопровождение выбора профессии учащимися коррекционной школы»
Статья
«Психологическое сопровождение выбора профессии учащимися коррекционной школы»
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на неё с обоюдной пользой для себя и окружающих. Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательная среда коррекционных школ.
Наличие отклонений в умственном развитии сказывается на том, что выбор профессии для умственно-отсталых учащихся , как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учёте их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.
Программа по профориентации, реализуемая педагогом-психологом, призвана помочь школьникам в нелёгкий переходный период.
Цель: оказание эффективной психолого – педагогической помощи учащимся 9-11 классов, их родителям, педагогам в вопросах профориентации выпускников.
Приоритетные направления реализации:
комплексная диагностическая оценка возможностей овладения учащимися теми или иными видами профессиональной деятельности, диагностика родителей относительно выбора детьми направления дальнейшего образования;
расширение и обобщение знаний выпускников о многообразии профессий;
развитие наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для трудовой самореализации, формирование таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии;
открытие дальнейших перспектив личностного роста;
формирование психологической готовности к вступлению во взрослую жизнь;
воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности: умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности.
Методы диагностического исследования:
Изучение и анализ общей и специальной литературы по проблеме;
изучение школьной, учительской и ученической документации.
Медико – психолого – педагогический анализ проблемы.
Изучение, анализ и обобщение педагогического опыта.
Педагогическое наблюдение.
Анкетирование.
Индивидуальные и групповые проверочные исследования.
Анализ, сравнение, аналогия, систематизация, классификация полученных данных.
Наименования основных диагностических методик:
Диагностика темперамента с помощью тестовой методики Айзенка.
Опросник для выявления готовности к выбору профессии.
Анкета «Кружки по выбору».
Дифференциально - диагностический опросник по выбору профессионального направления деятельности.
Принципы организации занятий:
«Организация взаимодействия» в интерактивном ключе, построение диалога между участниками.
«Ускорение» т.е. инициирование обсуждения, ориентированное на время выполнения работы над заданиями, постоянное использование разогревающих упражнений.
«Равновесие и дозирование». Это значит, что игр и упражнений, позволяющих убрать «мышечные зажимы» должно быть столько, сколько необходимо для того, чтобы включиться в работу над содержательной стороной занятия.
«Образность». Это значит, что работа учащихся над заданиями, упражнениями, результаты диагностики должны быть «отписаны» в рабочих тетрадях. Это не только помогает участникам запомнить и проанализировать полученную информацию, но и уловить суть той или иной проблемы, сформировать алгоритм действий и системность мышления.
«Проекция». Все знания, навыки и умения, полеченные учащимися в ходе этих занятий, должны быть тесно связаны с реальностью, то есть использоваться и применяться в конкретных жизненных ситуациях.
Формы групповой работы.
Индивидуальная работа («И один в поле воин»). Индивидуальная работа над заданиями, упражнениями, тестами позволяет ученику глубже разобраться в себе, в своих чувствах, в отношениях с окружающими.
Пример: упражнение «Я ценен для людей…». Задача – составить список утверждений. Затем каждый зачитывает свой список, происходит его обсуждение.
Рекомендации: не нужно торопить участников при выполнении подобных упражнений, так как сформулировать мысли о себе задача не из лёгких.
Работа в парах («Двойки»). Данная форма работы позволяет участникам приобрести навыки и умения, связанные с ведением диалога; научить приёмам сближения с партнёрам по общению, слушать и слышать человека, который находится рядом с тобой.
Пример: упражнение «Сходства». Задача составить список сходств. Затем списки зачитываются, происходит обсуждение.
Рекомендации: время подобной работы необходимо ограничивать, так как в условиях дефицита времени увеличивается интенсивность диалога, «я-сообщений» и, как следствие, повышается эффективность работы.
Работа в малых группах («Тройки и четвёрки»). Лучше в такую группу подбирать не общающихся друг с другом детей. Эта форма работы позволяет участникам лучше узнать, а главное почувствовать друг друга.
Пример: упражнение «Любовное послание». Задача – по заданным опорным словам, используя фантазию, составить любовное послание от лица человека определённой профессии.
Рекомендации: на подобное упражнение надо отводить достаточное количество времени, сопровождать комментариями, разъяснениями, примерами педагога. Такая форма работы позволяет почувствовать участникам свою состоятельность в деятельности, в социальной сфере.
Работа в группах по 5-6 человек. («Великолепная пятёрка»). Цель работы – формирование навыков эффективного взаимодействия, распознавание статусов по характерным речевым и невербальным (пантомимике) проявлениям.
Пример: упражнение «Монета». Задание – за спиной передаётся монета, по сигналу «стоп» она остаётся у того, кому её передали. Участники угадывают по мимике у кого из игроков противоположной команды находится монета.
Работа части группы («Аквариум»). Форма, позволяющая «растормозить» тех, кто не включился в работу, дать возможность участникам побывать в тех или иных ситуациях, «ролях».
Пример: упражнение «Место в маршрутке»- найти себе место, решить уступать ли его кому-либо.
Рекомендации: необходимо обеспечить пространство для выполнения, а остальным – для наблюдения. Такие игры – драматизации оживляют занятия, повышают к ним интерес. Очень важным является обсуждение.
Работа всей группы («Круг»). Участники осваивают приёмы и способы взаимодействия с большим количеством людей, что требует концентрации внимания, помогает развивать интуицию.
Пример: упражнение «Кто это?» - на одном из участников закрепляется табличка с именем какого-либо известного человека или человека какой-либо профессии, задаются вопросы, касающиеся периода жизни, внешности, пола и др. Методом исключения определяется наименование таблички.
Личностно-ориентированный подход.
- если есть возможность убеждать, а не приказывать, педагог выбирает просьбу и убеждение;
- если есть возможность не подавлять, а строить отношения на равных, то педагог выбирает возможность строить отношения на равных;
- если есть возможность не навязывать детям, ученикам что-либо, а предоставлять свободу выбора, то педагог предоставляет им свободу выбора;
- если есть возможность принять учащихся такими, какие они есть, то педагог принимает их такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками;
- если есть возможность разрешать конфликты мирным путём, то этот шанс надо использовать.
Личностные характеристики педагога:
теплота в отношениях – это, прежде всего, открытость и доступность. Нельзя надеть на себя маску сердечного человека, поскольку сразу почувствуешь фальшь;
искренность – это качество, обеспечивающее контакт с детьми. Демонстрировать свой «профессионализм», закрепляя позицию «сверху», значит быть неискренним.
эмпатия - способность к сопереживанию. Сопереживание и сочувствие нетождественны. Сочувствие – это в большей степени жалость к другому человеку.
безусловно позитивное отношение – это принятие и признание ценности другого человека.
а так же – уверенность в себе, оптимизм, интуиция, настойчивость.
Этапы занятия:
1.Организационный момент, содержащий приветствие, вступительное слово.
2.Основная часть, содержащая информационный блок по заданной теме.
3. Заключение. Ритуал прощания.
Приветствуется игровой характер некоторых упражнений, используется методы моделирования ситуаций, мозговой штурм, дискуссия, диалог, а так же упражнения – энергизаторы для создания положительного эмоционального настроя, поддержания атмосферы творчества.
Активно используется художественное слово: пословицы и поговорки, высказывания великих людей, видеоматериалы.
Методы повышения мотивации на уроках труда:
Направленность работы на изготовление продукции, имеющей полезное, прикладное назначение.
Приближенность характера учебных занятий к производственной деятельности.
Эмоциональное стимулирование через создание в учебном процессе ситуации занимательности, новизны.
Привитие нравственных привычек, то есть устойчивой потребности совершать нравственные поступки.
Введение нравственно – поощрительных оценок: “Молодец!”, “Старательный ученик” и т.п.
Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы возможно большего личного и социального благополучия, можно считать основной задачей дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.
Используемая литература:
1). Пашков А.Г., Гонеев А.Д. Педагогические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Курск, 2001.
2). Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации.-М., 2006.
3). Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.-М.2005.
4). Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.