Психологическое занятие «Остров Дружба»
Занятие «Остров «Дружба»
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи занятия:
Создать условия для:
формирования доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
формирования навыков согласованных действий, умений разрешать конфликтные ситуации;
овладения способом взаимодействия с окружающим миром и совершенствование навыков саморегуляции для преодоленияэмоционального и поведенческого нарушений.
Ход занятия
Дети сидят в кругу на стульчиках лицом друг к другу.
Ритуал приветствия. Добрый день, ребята. Рада вас видеть. Надеюсь, что эти минуты, проведенные вместе, станут для нас с вами незабываемыми. Предлагаю вам отправиться вместе со мной в сказочное путешествие…на остров «Дружба». Но вначале давайте поздароваемся…только не как обычно: рукопожатиями или словами… а взглядом. Посмотрите друг на друга так, чтобы всем нам стало тепло и уютно.
Замечательно.
Упражнение №1 Клубок. Путь наш не близкий, нужно пройти по Дороге испытаний. Посмотрите, у меня в руке волшебный клубок. Передавайте его друг другу, наматывая на палец нитку, называйте такое качество, которое, по вашему мнению, необходимо для успешного общения. Эта волшебная нить объединила нас в одно целое. Вот так мы будем связаны во время нашего путешествия – событиями, деятельностью, желаниями, поступками, но иногда «нить» может рваться.
Потяните нить каждый на себя. (Нить натягивается и рвется). Так люди не всегда могут договориться между собой). И для того чтобы нить не рвалась, мы должны работать по определенным правилам. Мы их знаем. Напомните их.
Итак, мы начинаем.
Основная часть занятия
Упражнение №2. «Ищу друга»
Представьте, что вы ищите друга и даете объявление в газету, которая так и называется «Ищу друга». Напишите, каким должен быть ваш друг? В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Главное, чтобы ваше объявление привлекло внимание других.
- Время истекло. Наклейте ваши объявления на стенд. Теперь каждый молча читает их и на понравившихся одном-двух объявлениях, которые привлекли ваше внимание, ставит галочку сбоку.
Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество галочек на ваших листах. Назовите эти цифры.
- Какое объявление нашло больший отклик?
-Что помешало вам откликнуться на другие объявления? (большое количество требований, предъявляемых к будущему другу)
Естественно, ведь нелегко соответствовать высокому запросу. И потом самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагать взамен. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, в которых человек предлагает то, чем он сам обладает, в общий котел дружбы, то есть он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание и умение не только брать, но и давать.
Спасибо, ваши объявления помогли нам узнать, каким должен быть настоящий друг.
А мы продолжаем путь.
Упражнение №4 «Болото»
Дорога проходит через болото с кочками. Оступиться- значит попасть в трясину. Вы должны помочь друг другу пройти через топь. поддерживая своих друзей, чтобы никто не упал. (Дети помогают друг другу с помощью гимнастических палок)
Дети выполняют задание под музыку.
“Молодцы, ребята, не только сами не упали, но и товарищам своим помогли.
Упражнение №5 «Волшебный цветок»
Перед вами фото девочки, зовут ее Мальвина (показываю фотографию девочки с эмоцией грусти, печали). Какое у нее настроение?
(ответы детей)
Возьмите пустые лепестки. Подумайте, как можно ей помочь? Напишите или нарисуйте такой способ помощи, который, по-вашему, будет самым верным. (дети зачитывают свои ответы и клеят лепестки. (психолог меняет фотографию)
-Как вы думаете, почему случилось чудо?
(Ответы детей).
У нас все получилось, значит, можно двигаться дальше.
Чтобы добраться до острова «Дружба», мы должны переплыть океан. Но нам не на чем плыть. Нет у нас корабля.
Упражнение №5
Давайте построим корабль. Тем более, что для этого у нас есть все материалы.
Хватило ли материала?
Как работала ваша группа?
Смогли ли вы распределить роли?
Помогали ли вы друг другу?
Довольны ли вы результатом?
Сердился ли кто – то на кого – то?
Рефлексия.
Как вы сейчас себя чувствуете? Что вам хотелось бы сказать? Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились?Какие чувства возникли у вас во время путешествия? Скажите, какие качества помогли нам справиться со всеми испытаниями? (ответы детей).
Давайте узнаем, какая погода в нашей группе.. Возьмите тот символ, тот цвет, который соответствует вашему настроению (тучка, облако, солнце). (или воздушные шарики)
(На нашем занятии мы выяснили, что на наше состояние оказывает влияние общение с окружающими нас людьми, а наше поведение влияет на их состояние. И мы находимся в постоянной связи с людьми, которые нас окружают. Нужно только быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, и тогда все будет получаться. И тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым.)
Мы справились с нашим нелегким путешествием! Большое спасибо за внимание. Мне было очень приятно с вами общаться.
Примерная схема анализа психологического занятия.
Цели и задачи занятия.
Вид занятия (психогимнастика, занятие с элементами тренинга, развивающее занятие и др.).
Форма занятия (групповая либо индивидуальная).
Этапы занятия, их связь.
Продолжительность занятия.
Соответствие игр и упражнений целям занятия.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при проведении занятия.
Использование педагогом – психологом невербальных приемов в общении с детьми.
Доступность, логичность, эмоциональность речи педагога- психолога.
Темп, громкость, правильность, интонированность, четкость артикуляции речи педагога – психолога.
Уместность применения наглядного материала.
Эстетичность наглядного материала.
Эмоциональное состояние детей во время занятия.
Отношение детей к педагогу-психологу (позитивное, негативное).
Психологическая дистанция между педагогом-психологом и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»).
Использование всех каналов восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический.
Реакции педагога – психолога на проявления детей:
-на нарушение дисциплины;
-на высказывания;
-на юмор.