12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виноградова Виктория44
1

Психологическое занятие с элементами тренинга "Жить без агрессии"

Цели занятия:

-психологическое просвещение, профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Задачи:

- дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, критериях и формах агрессивности;

развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием;
– обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
– накопление психологических знаний о безопасных способах выражения агрессии.


Ход занятия.

1. Вводная часть. Вхождение в тему.

ачать наше занятие сегодня я предлагаю с веселого приветствия.

Упражнение № 1. Приветствие «Как здороваются олени»

Вы знаете, как здороваются олени? Давайте поздороваемся: ушками, носиком, плечиками. А теперь как люди - пожмем друг другу руки.

Упражнение №2. «Тайна имени».

Цель: знакомство с группой подростков, получение первичной информации.

Я предлагаю рассказать вам о своем имени. Как известно, имя для человека оказывает большое значение. Взрослеет человек и его имя тоже изменяется. Давайте поразмышляем над скрытым значением вашего имени. Для начала откроем тайну первой буквы вашего имени. Что вас ведет по жизни? А на что нужно обратить внимание?

Например: «Я — Виктория, и я вежливая».

Или: «Я — Игорь. Искренний и Импульсивный».

Подумайте 1 минутку, после этого можете представиться и рассказать значение своего имени.


- А теперь, ребята, прошу вас показать условным сигналом свою готовность к работе: две ладони смотрят на меня – “я готов сегодня работать активно”; ладони повернуты тыльной стороной ко мне – “я не готов сегодня работать активно”; одна ладошка “лицом”, а другая тыльной стороной – “я готов работать, но у меня сегодня нет настроения”.

- “Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Давайте посмотрим, что это за правила.»

Упражнение №3. «Правила в группе» (каждый ребенок по-очереди зачитывает правила )

Цель: установление групповых норм.

1.Добровольность участия: не хочешь говорить или выполнять задание - не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.

2.Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твоё мнение.

3.Не выносить информацию за пределы круга.

4. Не обсуждать после занятий.

5.Не лгать. Лучше промолчать.

6.Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.

2. Основная часть.

2.1.Ребята, попрошу вас посмотреть на следующий слайд.

Определите по этим картинкам, о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Правильно, мы будем с вами говорить об агрессии, видах агрессии и как правильно управлять своими эмоциями.


Упражнение №4. Мозговой штурм на тему «Агрессивное поведение». 

Давайте поразмышляем над следующими вопросами:

Как вы думаете, что такое агрессивное поведение?

Какие ассоциации возникают при слове агрессия?

АГРЕС­СИЯ (от латинского «agressio» — нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и не­одушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.)

Давайте вместе подумаем и обсудим, по каким признакам мы можем отличить агрессивного человека? ( Как он выглядит? Как и что он говорит?

Как ведет себя в разговоре? Какое у него поведение?)

Примерные ответы детей: (агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно, нападает, угрожает, громко говорит, может размахивать руками, ведет себя грубо, нахально, недоброжелательно)


Психологами разработаны критерии определения агрессивности.

Критерии агрессивности подростка:

Подросток:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.


Формы проявления агрессии:

-грубое, вызывающее поведение;

-драки;

-нарушение дисциплины;

-пропуск занятий.


2.2. Я хочу рассказать вам одну притчу о змее. Послушайте внимательно.

Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями”.

- “Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях? Не спешите с ответом.

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты.

Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.

Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других.
Деструктивная агрессия направлена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.

2.3.Упражнение №5. Мини лекция «Виды агрессии».

А теперь давайте познакомимся с видами агрессии.

Прямая агрессия

Вербальная (словесная) – когда кричат, угрожают, насмешничают, обзываются, ругаются матом и т.д.;

Физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;

Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

Косвенная агрессия

Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);

Полное игнорирование – бойкот;

Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)


Упражнение №6. «Разбор жизненных ситуаций»

-  Для наглядности, предлагаю рассмотреть следующие случаи из жизни (раздаю бумажки с ситуациями):

1. Парень, узнав, что его девушка встречается с его другом, - наносит кулаками увечье сопернику.

2. На вечеринке одна девушка выпускает в другую целую обойму язвительных реплик, и настолько выводит ее из себя, что та, в конце концов, уходит с вечеринки.

3. Несмотря на то, что пациент кричит от боли, стоматолог крепко захватывает больной зуб щипцами и быстро вырывает его.

4. Мать кричит на раскапризничавшегося ребенка, шлепает его.

5. Кот стал душить цыплят, и хозяин его убил из ружья.

6. Ученик на парте написал обидные слова, предназначенные определенному человеку.


Итак, в каких из вышеперечисленных случаев представлена агрессия?

(Учащиеся обсуждают эту тему и высказывают свои соображения)


- Таким образом, мы выделяем в определении агрессии 4 самых важных признака: (обобщает и подводит к выводу):

Нацеленное поведение. То есть - имеется намерение.

Вред. (Действием или словом. Агрессия может быть и вербальной (словесной)).

Живому существу. Люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по собственным различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам. Но подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Это поведение можно расценивать как эмоциональное, но не агрессивное.

Например, разбить тяжелым молотком стекло автомобилю на аттракционе, заплатив за него - это не агрессивное поведение. Но если автомобиль принадлежал вашему врагу - то это поведение агрессивно.

- Не желающему такого обращения. Т.е. даже если вам кажется, что ваше поведение - невинное развлечение, но человеку оно не по душе, то ваши действия будут называться агрессивными.

Упражнение №7 «Я злюсь, когда…»

Цель: снижение эмоционального напряжения.

Содержание: Все участники записывают на листочке ситуации, в которых они обычно злятся.

Каждый участник по кругу или по желанию резко мнёт лист, одновременно говорит фразу: «Я злюсь, когда…», после чего бросает скомканный лист в середину комнаты.

После  завершения  упражнение  обсуждается.


Упражнение №8. "Волшебные заросли"

Цель: научить подростков контролировать свои эмоции, речь и негативные импульсы.

Время выполнения: 5 минут

Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми "волшебными водорослями" - всеми остальными участниками. "Водоросли" понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить "водоросли" пропустить его в центр круга. Остальные участники не должны пропускать водящего, ни при каких обстоятельствах. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.

- Ребята, а вы заметили, что в процессе нашей игры, некоторые из вас применяли агрессию по отношению к нашим зарослям?


Упражнение №9“А я – не тормоз” 

Цель: выплеск негативных эмоций, снятие агрессии.

Участники стоят в кругу, рассчитываются на 1,2,3,4,5,6,7,8,9…по порядку. Запоминают свой номер. Затем в круг встает один из участников и называет два числа, например, 3 и 12. Те, подростки, чьи это номера меняются местами, и тот, кто стоит в кругу пытается тоже встать на место одного из номеров 3 или 12. Кто не успел, остается в кругу и говорит: А я – не тормоз! Все участники: А мы – заметили! Затем он называет два номера и так продолжается игра.

Рефлексия: Как чувствовали себя во время игры? Как ощущения тех, кто стоял в кругу?



Упражнение №10 «Чудо-ладошка»

Цель: способствовать оптимизации внутригрупповых связей, активизировать самосознание, формировать позитивное самоощущение и способность к позитивной оценке других людей.

Оборудование: листы бумаги и ручки.

Процедура проведения: участники на листе бумаге обводят свою ладонь. Внутри каждого пальца необходимо написать по одному качеству, которое они больше всего в себе ценят. Затем листы передаются по кругу, и каждый участник дописывает в центре ладони то качество, которое он ценит в этом человеке. В конце упражнения рисунки передаются их автору. Обсуждается по кругу: понравилось, что написали его соседи, или нет. Что участники испытывают после оценки своих товарищей?



3. Итог занятия.

Упражнение №11. «Что делать с агрессией и гневом».

Цель: обучение конструктивным способам выражения гнева.

Детям раздаю карточки, ребенок обсуждает свой вариант.

Предлагаю еще подумать над вопросом: «Как избежать использования агрессии в жизни?» или «Что делать, если понимаешь, что готов совершить агрессивный поступок?»

Как избавиться от насилия и жестокости в современном обществе. Предложите свой рецепт “неагрессивного мира”. Что для этого необходимо.

РИСОВАТЬ

ПИСАТЬ РАССКАЗЫ

СМЕЯТЬСЯ

ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ

КОЛОТИТЬ ПОДУШКУ или боксёрскую грушу

ПРОСТИТЬ ОБИДУ

ЛЕПИТЬ

ЗАНЯТЬСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ

ГОВОРИТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕШЬ

КОНТРАСНЫЙ ДУШ

МЫТЬЕ ПОСУДЫ

ПОСЛУШАТЬ МУЗЫКУ

СКОМКАТЬ ГАЗЕТУ И ВЫБРОСИТЬ

ВДОХНУТЬ ГЛУБОКО ДО 10 РАЗ

ПОГУЛЯТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ



Что нового вы узнали на занятии?

Что вам понравилось?

С какими трудностями вы столкнулись в ходе занятия?

Упражнение №12. Рефлексия занятия.

С каким настроением вы уходите с занятия?

Если с хорошим настроением - поднимите добрый смайлик, если с плохим настроением (вам не понравилось занятие) – злой смайлик.

У кого добрый смайлик – спасибо большое за работу, было очень приятно!

У кого злой смайлик, давайте обсудим почему. Значит, встретимся в следующий раз.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.