Психолого-педагогическая консультация на тему: «Детские страхи».
Психолого-педагогическая консультация на тему: «Детские страхи».
Описание ситуации (проблемы)
За консультацией педагога-психолога обратилась мама мальчика младшего школьного возраста (Степан, 9 лет). Мама обеспокоена наличием у ребенка большого количества страхов. Со слов мамы, Степан уже продолжительный период времени боится опоздать куда-либо, так как боится, что за этим последует серьезное наказание. При этом ребенка ни дома, ни в школе не наказывают, даже наоборот - постоянно хвалят: мальчик спокойный, доброжелательный, хорошист и не нарушает дисциплину. Кроме этого, Степан всегда боялся врачей, потому что переживал, что ему обязательно сделают укол.
По словам мамы, теперь Степан боится не только врачей, но и вообще незнакомых людей. На вопрос мамы «Почему?» ребенок отвечает, что боится, что ему причинят физический вред. В связи с этим, ребенок перестал самостоятельно выходить гулять во двор: теперь он требует присутствия мамы, папы или старшей сестры. Однако в деревне, в гостях у бабушки, он самостоятельно гуляет и незнакомцев не боится.
Так же мама подозревает наличие у Степана ещё одного страха, о котором он категорически отказывается говорить – страха собак. По словам мамы, страх очевиден, потому что ребенок при виде собаки сразу берет ее за руку, сильно сжимает и под любым предлогом пытается уйти сам и увести маму в другом направлении. Если ребенок находится в деревне у бабушки, он не выйдет из дома, пока не убедится, что на улице нет собак. На вопрос мамы «Ты собаку испугался?» ребенок отвечает отрицательно или просто молчит.
Мама переживает, что все эти страхи мешают ребенку полноценно «функционировать в обществе». В школу теперь Степана провожают и встречают из нее (мама, папа, сестра), во дворе он не гуляет, не общается со сверстниками и в целом стал пугливым и напряжённым.
Консультация 1
Анализ ситуации - сбор дополнительных анамнестических сведений о ребенке и его окружении в форме беседы, в ходе которой маме было предложено ответить на серию вопросов:
- Как проходило развитие ребенка, в том числе и в дошкольном детстве (обращались ли когда-нибудь родители к неврологам, психиатру)?
- Стоял ли ребенок на учёте у этих специалистов?
- Как проходит обучение в школе?
- Насколько хорошо общается ребенок со своими сверстниками и знакомыми взрослыми?
- Нет ли изменений в этом общении?
- Помимо школы посещает ли ребенок кружки или секции?
- В какой период времени (как давно) появились/стали усиливаться страхи ребенка
Вывод
Родители к специалистам не обращались, и ребенок на учёте врачей - специалистов не стоял. Были плановые медосмотры в детском саду и школе. Ребенок развивается нормотипично. Посещает школу с удовольствием, у него много друзей, к знакомым взрослым отношение не поменялось. Помимо школы ребенок посещает секцию «футбол» по собственному желанию, есть успехи.
Со слов мамы, тревожное состояние ребенка длится около полугода. При этом никаких психотравмирующих ребенка событий она с этим не связывает – все в этот период было в «обычном режиме». Однако при общении с ребенком на тему страхов маму настораживает, что про страх собак ребенок категорически не говорит, замыкается.
Решение
Так как при работе со страхами более эффективными оказываются арт-терапевтические методы, а ребенку, скорее всего, трудно вербализовать свой страх, мы с мамой Степана пришли к выводу, что необходимо найти способ выражения ребенком своего эмоционального состояния.
Педагогом-психологом были рекомендованы несколько арт-терапевтических упражнений:
- нарисовать свой страх;
- упражнение сказкотерапии «сказка по кругу» с привлечением всех членов семьи;
- техника песочной терапии – на листе каждый член семьи рисует свой страх клеем, а потом посыпает листок песком (если нет песка, манкой, кофе/какао, соль);
- театр кукол (мягкое игрушки, Лего и т.п.).
Родителю было предложено в течение недели предлагать Степану одну из форм работы до тех пор, пока ребенок не отреагирует свой страх и не выйдет из отрицания своих эмоций.
С родителем была выстроена стратегия реагирования на рассказ ребенка о своих переживаниях.
Учитывая остроту ситуации, было принято решение о проведении нескольких консультаций. Мама должна была прийти на консультацию через неделю. Дополнительно, я попросила заполнить обоих родителей опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.) для изучения особенностей стиля воспитания родителей.
На следующий день мама Степана прислала заполненные опросники на электронную почту. Опросники не выявили нарушений стиля воспитания, которые могли бы привести к возникновению/усилению страхов ребенка.
Консультация 2
Обсуждение результатов использования арт-терапевтических техник
Консультация началась с обсуждения результатов использования арт-терапевтических техник, которые были рекомендованы родителю на первой консультации.
По словам мамы, оказалась действенной техника «Театр кукол» (Лего). Когда мама предложила Степану поиграть в Лего и построить город, в котором живут мультяшные страхи, ребенок живо отозвался и принялся строить дом, поляну, собаку. В процессе создания города он сочинил историю о том, как в один из дней мальчик долго собирался на футбол и уже почти опаздывал. Он выбежал из подъезда и наткнулся на огромную собаку. Собака стала лаять и почти укусила мальчика, а мужчина, который держал собаку, стал кричать на ребенка и обзываться. Мальчик убежал домой, расплакался и опоздал на футбол. В конце Степан добавил: «Мама, ты не будешь ругаться? Это я тогда опоздал». Далее мама рассказала о том, что ребенок предложил создать мультфильм всей семьей. (Приложение 3)
Таким образом был найден источник страхов ребенка.
На данной консультации с родителем обсуждались особенности взаимодействия с ребенком в посттравмирующий период.
Итог работы
По итогам проведенных двух консультаций мама попросила о сопровождении ребенка педагогом-психологом.
В дальнейшем в рамках работы ГАУ ВО ЦППМС (по государственному заданию) с мальчиком была проведена диагностика личностной и эмоциональной сфер, по итогам которой ребенок был зачислен на занятия по индивидуальной коррекционно-развивающей программе «Коррекция детских страхов».
Таким образом, для решения запроса родителя в рамках консультирования были использованы как классические приемы консультирования (постановка вопросов, отражение содержания, и чувств клиента, интерпретация, структурирование), так и обучение родителя новой деятельности, в которой он освоил новые модели поведения для достижения целей консультирования.
Методы, используемые при консультировании: беседа, элементы арт-терапии, психологическая диагностика.