Психолого-педагогическая рекомендация по работе с учеником
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕНИКОМ
Проблема | Р.учителям | Р.родителям | Р.ученику |
Заниженная самооценка Сверхчувствительное отношение к неудачам Повышенная тревожность | Создавать ситуацию успеха на уроке посредством выполнения учеником посильных для него заданий Публично выделять достижения ученика, чтобы ребенок старался раскрываться Поощрять за старание, даже если результат выполнения работы на невысоком уровне путем высказываний «Молодец», «Умница», «Старание налицо» Избегать публичной критики Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один.При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы Подсказывать стратегию общения с другими учителями, одноклассниками Относиться мягко, не обсуждать и не осуждать способности ученика Не требовать немедленного включения в деятельность | Обратить внимание на психологический климат семьи Уделять больше времени совместной деятельности с ребенком, поддерживать в его начинаниях Создавать ситуацию успеха во внеучебных видах деятельности (бытовой, творческой, спортивной и т.п.), ориентируясь на способности и возможности ребенка Давать посильные ответственные поручения, подкрепляя похвалой и не рассчитывая на идеальное выполнение. Оценивать не результат, а активность, старание Включать в процесс обсуждения и принятия семейно-бытовых решений, повышая значимость мнения ребенка Снизить уровень требовательности, ценность школьных отметок, уделяя внимание знанию и пониманию Не пугать грядущими проблемами, не рисовать картинки с негативным разрешением ситуации, подбадривать и убеждать в позитивном исходе любой проблемной ситуации Снижать значимость травмирующих событий (критика учителя, невнимание одноклассниц) Научиться справляться со своим раздражением на ребенка или окружающих, общаться более спокойно Хвалить и одобрять за конкретные поступки, действия Предоставлять свободный режим, поощрять для активизации инициативы Находить позитивные моменты в негативных ситуациях Учить воспринимать промахи как руководство к самоизменению, а не как неудачи. Разрешать ребенку ошибаться Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей | Хвалить себя за малейшие достижения. Можно завести «Дневник достижений» Престать критиковать себя по пустяковым поводам Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней Записаться в театральный кружок, творческую студию, в которой можно будет перевоплощаться Посещать подростковые клубы Оказывать помощь слабоуспевающим Стремиться проявлять инициативу, выступать с предложениями Воспринимать неудачу как очередной урок, стимул к развитию |
Низкий групповой статус, замкнутость | Включать в общественные внутриклассовые мероприятия Включать ученика в подгруппы для выполнения самостоятельных групповых домашних проектов Развивать постепенно лидерские качества, поощряя активность, веря в ученика Показывать публично свое доверие ученику | Развивать постепенно лидерские качества Предоставлять самостоятельность Включать в обсуждение множества вопросов дома, принимая в расчет мнение ребенка, повышая его статус Приглашать в гости семьи с детьми | Согласно интересам заниматься в социально-актуальных секциях, кружках, активно проявляя себя во внешкольном коллективе Интересоваться деятельностью классного коллектива, его интересами Самому доброжелательно относиться к классу |
Неадекватно завышенная самооценка | Объективно оценивать возможности и способности ученика, приводить в пример других учеников Ставить заслуженные оценки Включить в группу для выполнения проекта, хвалить всех участников Включить в группу более способных учеников Не допускать вседозволенности Не выделять часто в классе Строго относиться Конструктивная критика | Не следует перехваливать ребенка. Перестать восторгаться по малейшему поводу. Заменить воспитательную установку «Ты-лучше других» на «нет людей лучше или хуже, все мы разные и все достойны уважения». Объяснять, что подобная точка зрения характерна для настоящих лидеров, уверенных в себе людей Указывать на ошибки, недостатки поведения, пробелы в способностях Создавать ситуации, в которых приходилось бы отказываться от своих поверхностных потребностей, отказываться от желаемого в пользу других Давать задания сделать приятное кому-то из близких, но инкогнито. | Учиться ставить себя на место других Начать заботиться о ком-либо Критично подходить к своим поступкам Находить общие интересы с одноклассниками, самому идти им навстречу Реалистично оценивать свои силы Меньше хвастаться Помогать в выполнении малоприятных работ (уборка территории, мусора) |
Внимание Слабая концентрация Отвлечения Легкость выполнения заданий + отвлекаемость | Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания класса посредством грамотно построенного урока Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также «Обратите внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п. Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения Учитывать тип темперамента и модальность восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический) Индивидуальные усложненные задания для проявления своей сообразительности. Задания должны быть в меру сложными и выполнимыми Предложить составить опорную схему урока, параграфа | При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка Устанавливать сроки для работы Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки Обратить внимание на развитые способности ребенка, приобщать к достижению серьезных целей в учебе, спорте
| На уроке задавать вопросы учителю по теме занятия, принимать активное участие на уроке Выполнять интересные упражнения для развития внимательности Выделять в окружающих явлениях, предметах детали Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв) |
Неграмо-тность Небогатый словарный запас | Давать возможность высказаться, выражать свои мысли, помогать подбирать слова Помогать довыразить мысль, чтобы не терялась нить ответа Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников | Приобщать к чтению познавательной, художественной литературы. При отсутствии мотивации «рекламировать» произведения, книги, ориентируясь на интересы ребенка Показывать на примерах плюсы развитой, грамотной речи Приводить комичные примеры неграмотности из литературы, анекдотов Стимулировать речевую активность Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение Играть в развивающие речь игры Помогать в работе с текстами, учить выделять главное Возможно обращение к репетитору по русскому языку и культуре речи | Описывать в дневнике свой день, подробно, как будто пишешь увлекательный рассказ Учить стихотворения и поэмы Читать познавательную и художественную литературу Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их Обращаться к энциклопедиям и словарям за помощью |
Податливость чужому мнению | Практиковать диалогический стиль взаимодействия с классом Относиться с уважением к мнению ученика Создавать ситуации для собственного выбора и выражения мнения | Проводить больше времени с ребенком, интересоваться его потребностями, отношениями с друзьями Давать проявлять свое мнение, не диктуя своего Воспитывать лидерские качества Подталкивать и поощрять за проявление инициативы, самостоятельности Создавать ситуации для самостоятельного решения и выбора Говорить об опасности следования чужому мнению, желанию угождать и отказу от своей позиции Выявить способности ребенка и помочь обнаружить хобби Увлечь глобальной идеей, распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет | Не поддаваться на провокации, позволяя манипулировать собой Чаще спрашивать себя «Действительно ли я с этим согласен?», «Чего Я хочу на самом деле», «Почему я позволяю другим людям руководить моими мыслями и действиями?» Следовать собственным интересам, не боясь быть отвергнутым друзьями, т.к. появятся, которые будут уважать твое мнение, если ты сам уважаешь свои потребности |
Недисципли-нирован- ность | Разработать правила поведения в классе Приобщить хулигана следить за их выполнением, фиксировать нарушения Предлагать дополнительные задания, н-р, составить опорную схему урока, параграфа Направлять эмоциональность, демонстративность в творческом направлении Поискать причину в методе преподавания, возможно ученику скучно на этих уроках | Поощрение хорошего поведения на уроке Наказания за систематические нарушения дисциплины | Стремиться находить для себя познавательную выгоду в занятии |
Неорганизо-ванность | Управлять вниманием на уроке Предлагать план занятия При поручении составлять совместный поэтапный план, со средствами его реализации Ставить сроки для и выполнения заданиям Контролировать выполнение, давая конструктивную оценку результата | Приучать к планированию времени Следить за распорядком дня ребенка Периодически вести хронометраж распределения времени, помогать упорядочивать его Следить за объемом и посильностью нагрузки ребенка в школе, секциях, студиях Обсуждать минусы и последствия неорганизованности на доступных примерах Предлагать художественные произведения, в которых описываются организованные люди, например, великие полководцы Суворов, Кутузов, Наполеон | Ставить перед собой достижимые цели и намечать средства их реализации Составлять список посильных дел на день, разбивать дела на этапы Обдумывать последствия своих действий |
Сложности в запоминании информации | Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации Рекомендовать разбивать на смысловые части, пересказывать своими словами | Помогать упражнения, развивающие память | Упражнения для развития памяти Практиковать мнемотехнические методы запоминания Материал разбить на смысловые части, составить план, запомнить опорные слова, пересказать текст своими словами Придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску |
Резкость и грубость в общении Вспыльчи-вость | Не отвечать агрессией на грубость Конструктивная критика резкости по типу здесь и сейчас Постараться вывить причину грубости, что он хочет этим показать (возможно не умеет выражать чувства конструктивно) Конструктивно, один на один, призывать контролировать свои эмоции. Спросить, как бы он себя чувствовал, если окружающие бы «выливали» на него свое недовольство или плохое настроение В индивидуальной беседе указать на минусы этого качества Провести беседу или тренинговое занятие с психологом «Бесконфликтное общение» Рассмотреть с психологом приемы саморегуляции Рекомендовать просмотр фильма «Управление гневом» Возможны занятия с подростковым психологом | Оценить свое поведение. Допускаете ли Вы сами грубость и резкость в общении с ребенком? Самим учиться конструктивно выражать свои эмоции Разобраться в причинах грубости. Возможно, она кроется в протесте, обиде, желании обратить на себя внимание Поговорить с ребенком как со взрослым, помочь ему разобраться в своих чувствах. Говорить о чувствах других людей, по отношению к которым ребенок ведет себя грубо Спросить, что он чувствует при подобном отношении Красочно описать последствия грубости-окружающие отвернутся, будут негативно отзываться, перестанут воспринимать как нормального человека Спросить у него совета, как следует себя вести с резким в общении сослуживцем Выражать свою любовь и оказывать поддержку ребенку Объяснить, что в порыве гнева можно сильно ранить чувства другого человека и самому потом испытывать за это чувство вины Показать на примерах, что гораздо выгоднее быть добродушным и спокойным, что с такими людьми приятнее общаться, что их уважают окружающие Показать личным примером, что любую конфликтную ситуацию можно решить мирным путем | Прежде чем что-либо сказать грубое, представить себя на месте этого человека Позитивно относиться к окружающим Учиться прощать людям недостатки поведения, характера Учиться регулировать свое состояние Проявлять больше терпимости и сдержанности Обсуждать с близкими людьми жизненные ситуации, школьные проблемы Отслеживать проявления вспыльчивости и наблюдать в этот момент за своими чувствами Направлять негативные эмоции в другую деятельность-зарядка, уборка Стремиться сначала обдумать последствия проявления агрессии перед тем как что-либо обидное сказать и сделать |
Несамостоятельность | Давать задания, поручения для самостоятельного выполнения, сначала легкие, постепенно повышая уровень сложности и ответственности | Стимулировать активность ребенка Видеть в подростке взрослого человека Снизить до разумных пределов контроль | Проявлять инициативу Ставить интересные цели и стремиться их постепенно достигать без помощи взрослых |
Пассивность | Заинтересовать в выполнении заданий, применять групповые методы обучения, включая его в группу успевающих учеников, чтобы он ощутил успех в группе и возможно перенес и индивидуальный план действий | Наблюдать за способностями и стимулировать их | Быть инициативным на уроках, чтобы заработать авторитет |
Неформальный лидер | Не давать диктовать свои условия одноклассникам Спрашивать не только мнение ученика, но и класс, давая другим выразить свое | Прислушиваться к чужому мнению Учиться слушать и уважать мнение другого | |
Безответствен- ность | Давать поручения, от которых будет зависеть деятельность класса При систематическом невыполнении заданий, временно отказать во внимании | Показывать образец ответственности на своем примере Подбирать мотивационные стимулы для следования обещаниям, согласно особенностям ребенка Давать почувствовать дискомфорт от нарушения обещаний, невнимательного отношения родителей к его просьбам Подарить домашнее животное, чтобы он заботился о нем Показывать значимость мнения ребенка в семье для повышения его самооценки, таким образом, показывая свое доверие и уверенность в выполнении обязательств | Участвовать в общественных делах класса, школы Добросовестно относиться к порученным делам Выбирать для выполнения только достижимые задания |
Приоритет зубрежки | Предлагать задания в форме, где «зубрежка» будет исключена из средств выполнения, например, задания для развития мышления. привлечения ранее полученных знаний, конкретного применения на практике Научить ребят различным способам запоминания информации | Следить за способом подготовки домашних заданий Показывать непродуктивность зубрежки, предлагая другие формы запоминания информации | Не ограничиваться только чтением учебника, не стараться дословно заучивать материал Практиковать пересказ Освоить и практиковать смысловые способы запоминания информации или ассоциативные |
Стремление угодить учителю | Выявить мотивы такого поведения Не поощрять подобных действий ребенка Не выделять из классного коллектива без заслуженного повода Сказать, что вы его цените и принимаете таким, какой есть. «Ты можешь мне помогать, если есть искренняя потребность, я ценю помощь, но на оценки это не влияет» | Одобрять и хвалить ребенка, отмечая ценность его достижений Выражать свою поддержку и любовь Принимать его таким, какой он есть, почаще говорить об этом, чтобы желание заслуживать любовь окружающих ослабевало Перестать подавать подобный пример самим Снизить ценность отметок Беседовать о целях ребенка, его планах, школьных делах, обсуждая продуктивные стратегии достижения цели вместо стремления угождать | Разобраться в себе, ответить на вопрос «Почему я стремлюсь угождать учителю», «Есть ли другие способы достижения своих целей?» |
5
Кияйкина Наталья Федоровна