Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
С.С. Юкланова педагог- психолог,
С.В.Озякова старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад№14 «Солнышко», г. Шумерля
sveetikk@bk.ru
Аннотация
Статья посвящена теме психологического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении. В материале рассматриваются методы, коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, которые применяются при работе с детьми аутистического спектра, c задержкой психического, речевого развития.
Дети с особыми образовательными потребностями – это особенные дети, состояние здоровья которых препятствует полноценному освоению основной образовательной программы ДОУ в не специально созданных условиях обучения и воспитания.
Ключевые слова : Коррекция развития, инклюзивное образование, комплексная технология, ранняя социализация.
Всем известно, что дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности.
По мнению многих исследователей, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Меняется и современная система дошкольного образования, характеризующаяся переосмыслением принципов, содержания, форм, методов обучения и воспитания. [ 2, с.12 ]
Важно отметить, что особенно данные изменения касаются тех педагогов, которые работают с детьми с особыми образовательными потребностями. Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с особенностями в развитии и в поведении.
Инклюзивное обучение в детских учреждениях делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Необходимо отметить, что работа педагога-психолога в детском саду предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Существует несколько этапов работы с особенными детьми:
Организационно-методический этап, который включает в себя набор детей в группу, определение индивидуального образовательного маршрута.
Диагностический этап, включающий проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных ребёнка.
3. Коррекционно – развивающий этап. Подразумеваются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с педагогом-психологом и совместная работа с другими специалистами детского сада.
4. Заключительный этап характеризуется проведением итоговой диагностики, подведением итогов.
Диагностическое обследование детей проводится три раза в год, в начале, середине и в конце учебного года.
В настоящее время в образовательном процессе выдвигаются идеи развития и саморазвития личности, раскрытия творческого потенциала ребенка, его активности и самостоятельности. [2, с.9]
Данные принципы реализуются на разных этапах индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение возможности сохранения здоровья, формирование у субъекта образовательного процесса необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
В рамках профессиональной деятельности педагога-психолога активно применяются такие здоровьесберегающие технологии как:
– сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), динамические паузы, пальчиковые игротренинги и пр.);
– обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, элементы игротренингов, игровой самомассаж);
– коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.).
– здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
Особое место в работе педагога-психолога занимают коррекционно- здоровьесберегающе технологии.
Применение традиционных методов, приемов и средств в индивидуальной коррекционной работе психолога зачастую не приносит ожидаемый результат. Это обуславливает необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми. Особое место среди них занимают методы арт-терапии.
В работе используются такие виды арт-терапии как музыкотерапия, кинезитерапия, изотерапия и др.
Хотелось бы отдельно выделить одно из основных направлений арт-терапии - имаготерапию. Под имаготерапией в психологии понимается психотерапевтический метод, заключающийся в тренировке клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью [3, с.5].
В работе педагога-психолога ДОО большую актуальность составляют куклотерапия, либропсихотерапия, а также сказкотерапия.
Практика психокоррекционной деятельности с детьми доказывает, что положительного результата можно добиться только при совместной продуктивной работе с семьей. Мы рассматриваем такие формы работы, как психологическое консультирование, другими словами, дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.
Все используемые педагогом-психологом технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе с взрослыми, так и с детьми.
С расширением возможностей использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс развивающим, привлекательным для ребенка, приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающих психолого-педагогических воздействий, способствует активизации личностного потенциала дошкольника. Вместе мы создаем творческие, исследовательские проекты совместные праздники, ведь родители могут увидеть достижения своего ребенка, поверить в его успех, поучаствовать совместно с ребенком в конкурсах различного уровня.
Список используемых источников
Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: Сфера, 2004.— 512 с.
Cеменович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.
Серия книг Т. Трясоруковой по Развитию межполушарного взаимодействия у детей: речедвигательные, сенсомоторные, нейропсихологические игры, нейродинамическая гимнастика
Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции. – Ставрополь, 2011. – 240 с.