Статья «Педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики»
Лапко И.В.,
учитель математики
МОУ «Школа № 80 г. Донецка»
Педагогическое сопровождение детей с особыми
образовательными потребностями
на уроках математики
Преподавание математики детям с особыми образовательными потребностями, а именно, с легкой умственной отсталостью ведется по рабочей программе, составленной на основе Примерной адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Математика: 5 –9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (МОН ДНР 2019 года).
Математика для обучающихся с легкой умственной отсталостью является одним из основных учебных предметов. В моем 6 классе – это 3 часа в неделю. Программа по математике учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения математике имеет практическую направленность и готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения математикой.
Перед собой как учителем, работающим с такими детьми, ставлю такие задачи обучения:
Овладение минимальными математическими знаниями и умениями, которые необходимы для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности.
Развитие логического мышления, пространственного воображения.
Формирование предметных общеучебных умений. 4. Создание условий для социальной адаптации учащихся.
Важной задачей в 6 классе является изучение нумерации в пределах 10 тысяч, вычленение трех разрядных единиц (единиц, десятков, сотен), составляющих основу нумерации многозначных чисел. Продолжается изучение величин и единиц измерения длины (километр, миллиметр), массы, выработка практических умений измерения величин. При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться, прежде всего, четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Устные вычисления у таких детей затруднены.
Для достижения результата использую такие приемы:
- В начале урока применяю упражнения, которые позволяют сконцентрировать внимание после перемены. Вот несколько примеров таких упражнений:
Из таблицы 6х6, заполненной различными цифрами, необходимо выбрать четные (нечетные, которые делятся на два,…).
Запомнить рисунок на доске и через несколько секунд воспроизвести его в тетради.
- При объяснении нового материала понятия ввожу через образ, т.е даю карточки с рисунком, прошу произвести измерения и сделать вывод.
- Применяю приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление. Например, задания с пропуском элементов или нахождение лишнего элемента, исправление ошибок, позволяют развить внимание школьника. Задания на установление соответствия помогают закрепить материал.
- На уроке обращаю особое внимание на формирование математической речи, на умение списывать (под диктовку записать что – то не удается).
- . Домашнее задание задаю аналогичное классным упражнениям или практическое (измерить, взвесить), или на повторение табличных значений (таблица умножения, метрические системы мер: длины, массы). Как правило, дети успешно справляются с заданием, и это придает им уверенности. Важно, чтобы ученики через выполнение доступных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, что должно побудить желание учиться.
Мои учащиеся с разным уровнем подготовки и с разным отношением к процессу обучения.
Один складывает и вычитает с помощью линейки и многозначные числа. Таблицу умножения запомнить не удается, но алгоритм умножения в столбик использует (подглядывая в таблицу). Вторую четверть учим метрические системы мер, но продолжает путать длину и массу.
Другая ошибается, но умеет это делать, но часто отвлекается, пишет очень медленно, в итоге - успевает сделать за урок очень мало.
На уроке стараюсь создать такую атмосферу, чтобы ребенок не стеснялся высказываться, задавать вопросы. Неформальное общение позволяет исключить боязнь ребенка неправильно ответить или задать вопрос, если ему что-то непонятно.
Необходимо хвалить индивидуальные усилия ребенка. Критика, конечно, тоже необходима, но на уроке все - таки должно быть больше положительного, чем отрицательного. Уходя с урока, учащийся должен понимать, что сегодня на уроке он узнал что-то новое, научился чему – то…