Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей»
Козаногина
Любовь Юрьевна
учитель-логопед,
«специалист первой категории»
МБДОУ «Ясли- сад №370
г. Донецка»
Психолого – педагогическое сопровождение одаренных
Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности.
В. Сухомлинский.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников. Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиций реализации ГОС дошкольного образования как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования. Создание условий, помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию задач, поставленных ГОС ДО.
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» особое внимание уделяет развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, формированию предпосылок учебной деятельности, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- любознательность, познавательная самостоятельность;
- активность жизненной позиции, инициативность;
- креативность в решении различных жизненных ситуациях;
- патриотизм;
- уважительность к традиционным ценностям, духовно – нравственная направленность личности ребенка на основе общечеловеческих социокультурных ценностей.
Все эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, социально – коммуникативной, речевой, продуктивной, трудовой, познавательно – исследовательской, двигательной, музыкальной, изобразительной, конструктивной, посредством восприятия художественной литературы и фольклора.
Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации и все это обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление всесторонне развитой личности.
Что такое детская одаренность.
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия – одаренных детей, и интеллектуально – творческий потенциал каждого ребенка. Понятие детская одаренность обычно ассоциируется в нашем сознании с селекцией, отбором по уровню умственных способностей. Особый оттенок всей домашней образовательной деятельности и специальным родительским усилиям по развитию потенциала ребенка придает то, что родители и дети не выбирают друг друга. Отсюда можно сделать такой вывод, что самое главное правило для родителей: одаренный ребенок – это ваш ребенок. Стоит обратить внимание, что именно вера родителей в возможности своего ребенка – один из важнейших источников его настоящих и будущих успехов.
Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Большинство ученых склоняются к тому, что одаренность – суммарное, общее личностное свойство. Отсюда вывод: если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика показывает, что выдающиеся, одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в разных областях. Такими были Леонардо да Винчи, Р. Декарт, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, В. И. Вернадский и многие другие гениальные люди.
Формы проявления детской одаренности.
Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, называют явной. Завуалированную, замаскированную – называют скрытой, или латентной, одаренностью. Существует и другая, очень похожая градация – актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, замеченную психологами, педагогами, родителями, называют актуальной. Детей, которые показывают актуальную одаренность, чаще называют уже не одаренными, а талантливыми детьми.
И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют потенциальной.
Мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сам сумел сделать с тем даром, который имеет. Поэтому очень важно, и родителям и педагогам дошкольного учреждения поддерживать маленьких «почемучек», помогать выбирать ребенку вид деятельности, заботится о сохранении его здоровья и психологического благополучия.
К этой проблеме примыкает другая, не менее важная. Умственный потенциал человека не статичен, он существует лишь в динамике и постоянно меняется.
Одаренные дети.
Произнося словосочетание «одаренные дети», мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. В специальной литературе много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих описаний, отметим, что этот подход справедлив и оправдан. Действительно, есть выдающиеся дети. Они существенно отличаются от сверстников, они поражают всех своими невероятными успехами. Совсем иной аспект проблемы высвечивается при другом использовании слов «одаренность» и «дети». Поменяем их местами, и перед нами уже не просто новое словосочетание – «детская одаренность», а принципиально иная психолого – педагогическая проблема. В этом смысле одаренность представляет уже не как исключительность, а как потенциал, дар природы, имеющийся у каждого.
Особенности развития, проявляющиеся в познавательной сфере.
Любопытство – любознательность – познавательная потребность.
Этими понятиями обозначается «лесенка», ведущая к вершинам познания. На первой ее ступеньке неизбежно оказываются все дети: и одаренные, и неодаренные. Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая как потребность в умственных впечатлениях, характерна для каждого здорового ребенка. При воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя в устойчивое психическое образование – познавательную потребность. Одаренный ребенок не терпит никаких ограничений своим исследований, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его самой важной отличительной чертой. Известный психолог Н. С. Лейтес отмечал, что детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства – это искренний интерес к миру, использование любой возможности, чтобы чему – нибудь научиться, узнать что – то новое об предметах окружающей среды.
Сверхчувствительность к проблемам.
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Среди качеств, свойственных одаренному ребенку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест. Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему, делать свои собственные умозаключения. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к ранее неизвестному.
Познавательная самодеятельность.
Это понятие предложено известным психологом Д. Б. Богоявленской. Под познавательной самодеятельностью понимается в данном случае стремление к постоянному углублению в проблему (способность к ситуативно нестимулируемой деятельности). Проводя экспериментальную работу с детьми, психолог заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы, - это начало будущей, новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д. Б. Богоявленская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».
Высокий уровень развития логического мышления.
Способность действовать в соответствии со строгими законами логики – мыслить логически – многие специалисты традиционно считали основной характеристикой одаренного ребенка. Одаренные дети, как и одаренные люди, в целом действительно отличаются от большинства других высоким уровнем развития этой способности. Отмечая это, мы должны помнить, что это очень важная, но все же не единственная характеристика одаренности.
Склонность к открытым задачам (задачам дивергентного типа).
Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым (дивергентным) задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и «высокой, степенью неопределенности» не подавляют, а, напротив, стимулируют активность ребенка. В открытых задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение таких задач требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения прошлых знаний, а интуиции, озарения (инсайта).
Оригинальность мышления.
Способность выдвигать новые, порой самые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, называют оригинальностью мышления. Она проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, поделок, аппликаций, сочинений историй, конструировании и других продуктивной детской деятельности. Например, все дети рисуют цыпленка, а одаренный ребенок расширяет рамки восприятия и рисует не только цыпленка, но и его семью: петушка и курочку, зернышки.
Гибкость мышления.
Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать причинно – сдедственные и ассоциативные связи и переходить (в мышлении и в поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления. Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т. п.), однако полностью ими не определяется.
Легкость генерирования идей («продуктивность мышления»).
Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их возможностей для выбора из них оптимальных, их сопоставления, развития, углубления и тому подобное. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой – необходимой предпосылкой творчества.
Легкость ассоциирования.
Легкость ассоциирования представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями.
Способность к прогнозированию.
В психологии способность к прогнозированию рассматривается обычно в нескольких смысловых аспектах:
- как способность мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена;
- как интуиция;
- как способность представить себе возможный результат действия до его осуществления;
- как способность организма подготовиться к реакции на какое – либо событие до его наступления;
- как «опережающее отражение».
Высокая концентрация внимания.
Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых – в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.
Отличная память.
Преимущества одаренного ребенка в творческой деятельности обеспечиваются не столько большим объемом хранящейся у него информации, сколько высокой эффективностью действия операционных механизмов памяти. К ним относятся, в первую очередь, способы структурирования информации. Синтез способностей к запоминанию с качествами, отмеченными выше, порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей.
Способность к оценке.
Известный русский психолог А. М. Матюшкин отмечал, что способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя в этим его самостоятельность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.
Интересы и склонности.
Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна их них – устойчивость. Проявляется она в характерном упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов. Многие одаренные дети, часто под влиянием взрослых, резко ограничивают круг своих интересов и достигают больших успехов в каком – либо одном направлении (математика, музыка, шахматы и др.). Эту категорию детей называют уже не одаренными, а талантливыми детьми.
Одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания. Разглядеть одаренного ребенка в сфере образования очень сложно. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника. Правильно ли это?
У одаренного ребенка много социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.
Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий.
Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.
Цель психолого -педагогтческого сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Работа всего педагогического коллектива МБОУ по всестороннему развитию способностей и одаренности детей направлена на создание условий для максимальной реализации потенциальных возможностей дошкольника, развитие его интересов, склонностей, способностей.
При этом решаются следующие задачи:
Создание системы целенаправленного выявления, развития и поддержки способных и одаренных детей.
Создание максимально благоприятных, комфортных условий для развития способных и одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.
Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям способных и одаренных детей.
Развитие социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала педагогических работников в работе с одарёнными и способными детьми.
Формирование системы мониторинга личностного роста способных и одаренных детей.
Обеспечение взаимодействия ДОУ с учреждениями дополнительного образования детей.
Развитие эмоциональной устойчивости.
Формирование навыков саморегуляции.
. Преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах).
Формирование коммуникативных навыков.
. Развитие творческих и интеллектуальных способностей каждого ребенка.
Повышение уверенности детей в себе и в своих способностях.
Снижение уровня тревожности.
Сопровождение детей может быть как индивидуальным (работа с одним ребенком), так и подгрупповым (работа несколькими детьми).
Психолого – педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей предъявляет к педагогам и родителям такие требования к методам развития личности:
Самому быть творческим. Общаясь с ребенком, мы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Родительский пример – один из ведущих методов воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте;
Предметно – пространственная среда. Очень важно, чтобы не только в дошкольном учреждении, но и дома была обстановка, содействующая проявлению и развитию творческих способностей ребенка. Каждый из нас в своем доме создает определенное предметно – пространственное окружение, определяемое стилем жизни, которое может либо содействовать, либо препятствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей. Благодаря этой среде мы продолжаем воспитывать детей в то время, когда занимаемся другими делами или находимся за пределами дома;
Заражать детей своей любовью к творчеству. У педагога всегда должны быть вопросы: Кто? Что? Когда? Зачем? Где? Почему ты так думаешь? А как еще можно? А что можно сделать, если …? Мало быть творческим самому, мало создавать дома обстановку творчества, надо неустанно заботиться о том, чтобы увлечь этим ребенка, сделать творчество его внутренней потребностью;
Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет свое мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива;
Воспитать в себе привычку говорить как можно чаще «да!». Воспитание и ограничение тесно связаны в обыденном сознании. Ежедневно анализируя свое поведение, педагоги должны находить ограничения, которые содержат пользу, а какие приносят вред;
Демократический стиль общения. Коллегиальный, демократический стиль общения с ребенком создает именно те условия, которые необходимы для развития творческих способностей. И напротив, жесткий, неоправданно строгий, авторитарный стиль общения хорош для воспитания сознательной дисциплины, необходимой послушному исполнителю. Известный английский педагог Дж. Локк в одной из своих работ очень точно отметил – «рабская дисциплина порождает рабский характер»;
Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Подражательность – основа обучаемости дошкольника и младшего школьника, именно поэтому велика опасность закрепления стремлений к несамостоятельным, конформным, нетворческим решениям;
Всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные черты творческого поведения;
Предлагайте ребенку такой материал, где сами чувствуете себя одаренным. У каждого из нас есть область знаний или вид деятельности, где мы профессионалы. Старайтесь держаться ближе к этой области. Это важно для того, чтобы ребенок видел, чувствовал вашу настоящую, искреннюю увлеченность;
Не бойтесь неожиданных вопросов. Детский вопрос – свидетельство интереса ребенка, нестандартный вопрос – не что иное, как свидетельство нестандартного взгляда на мир.
Формирование системы мониторинга личностного роста способных и одаренных детей.
Обеспечение взаимодействия ДОУ с учреждениями дополнительного образования детей.
Дошкольный период – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности. У дошкольника повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.
Детям дошкольного возраста свойственны сила и глубина впечатлений, они наиболее податливы педагогическим влияниям. Все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся в черты характера – оказываются особенно прочными и являются основой для дальнейшего развития личности. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал В. А. Сухомлинский. При правильном сопровождении детей взрослыми, у них интенсивно развиваются целостное восприятие мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, раскрывается их одаренность. Игры, труд, занятия, повседневное общение с близкими людьми и сверстниками является для ребенка своеобразной школой практики, благодаря которой осуществляется процесс усвоения, уточнения, творческой переработки, а также активного переосмысления всей суммы ранее имеющихся у него знаний, умений и навыков. Важно начинать с дошкольного возраста развивать способности детей, выявлять их творческий потенциал, чтобы в дальнейшем мы гордились талантливыми людьми. Для этого, уже с детского сада необходимо создать специальные условия для успешного развития способностей каждого ребенка.
Воспитание – всегда творческий поиск, не терпящий бездумности и скороспелых решений. Для психолого-педагогического сопровождения ребенка, взрослому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, мотивировать его деятельность, разбираться в побудительных мотивах его поступков в сложившийся ситуации, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием. В одном случае на ребенка лучше влияет указание, сделанное спокойным деловым тоном, в другом – обращение мягкое, ласковое, в третьем – в виде вопроса или напоминания, в четвертом – в форме шутки и т.п.
В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков и в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными.
Творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов. Творчество начинается в игре, именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. И здесь необходима помощь взрослого в организации и в реализации замысла игры, стимулирования их разнообразия. Именно предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны. Таким образом, семья, детский сад, внешкольное учреждение призваны сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Ценностью для дошкольников должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности.
Одним из важных условий эффективной работы с одаренными и способными детьми – применение педагогических технологий. Педагогическим коллективом активно используются технологии, которые способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей дошкольников.
Технология исследовательского обучения.
Технология проектирования.
Технология открытых задач.
Технология Триз.
Технология игрового обучения, применения арттерапии.
Интерактивные технологии.
Литература
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 октября 2021 № 128-НП..
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. – сост. Арутюнян Л. Н., Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н., Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»». – Донецк: Истоки, 2018. – 208с.
Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада /Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; Под. ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.: ил.
Ломтева Т.А. «Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет). – М.: Дрофа- Плюс, 2005.- 272с.: ил.- (Психология для всех и для каждого).
Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.: ил.
Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение/Художник Левина Л. И. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.: ил. – (Семейная педагогика).