Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых обучающихся детских объединений социально- педагогического и научно-познавательного направлений МБОУ ДОД ЦДЮТ "Ровесник"»

5
0
Материал опубликован 25 March 2021

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник»

города Евпатории Республики Крым»


Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых обучающихся детских объединений социально- педагогического и научно-познавательного направлений МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».


Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей является комплексной технологией в поддержке и развитии ребенка, в обучении, воспитании и социализации.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем применить полученные знания и навыки в практической жизни.

Социально-педагогическое и научно-познавательное направление ориен­тированно на развитие организационной, интеллектуальной, информационно-коммуникативной, инновационной компетентностей, а также компетенций в сфере познавательной деятельности.

Безусловно, каждый из педагогов в процессе занятий развивает эти  компетентности,  используя для этого разные формы и виды занятий.  На примере детских объединений данных направлений мы рассмотрим эти компетентности более подробно.

В детском объединении «Лидер» организационная компетентность является приоритетной. Развитие детского самоуправления является актуальной социально - педагогической задачей.

Особое внимание уделяется умению организовать интересное дело и реализовать его. Задача педагога не только научить этому подростков, но и нести ответственность за его выполнение.

Свои организаторские способности ребята реализуют в общественной организации «Городской ученический парламент».

На ежегодной сессии ГУП они утверждают план работы, выбирают спикера и членов комиссий, которые затем отвечают за данные мероприятия.

Например, комиссия по культуре, спорту и туризму совместно со взрослыми,

организовала Городской бал старшеклассников для учащихся школ города. Ребята готовят сценарий, продумывают план мероприятия, выбирают ведущих, готовят бальные игры и задания.

Каждый обучающийся выполняет определенную роль в организации мероприятия.

Проект очень популярен среди школьников города, в прошлом году он был посвящен году кино, в этом году ребята готовят литературный бал на тему «Признание в любви».

Показателен и Городской фестиваль «Парад городов-героев», т.к. участие в мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание учащихся школ города, повышают имидж нашего Центра, уровень профессиональной компетентности педагогов.

Для самых активных и заинтересованных обучающихся детского объединения «Лидер» состоялся квест  «Прикоснись к искусству», на выставке в галерее «Золотого ключика».

На улицах Евпатории прошла акция «День улыбки», приуроченная ко Всемирному Дню улыбки. Дети по своей инициативе подготовили цветные яркие флаги, листовки и объявления с целью поднять настроение обычным прохожим на центральных улицах города.

Данные мероприятия характеризуют познавательную активность обучающихся.

В Евпатории прошёл слёт лидеров ученического самоуправления Республики Крым в рамках развития Российского движения школьников. Активисты детского объединения «Лидер» представляли наш город. Участие в таких мероприятиях дает возможность проявить свои лидерские качества и завести новых друзей.

Информационно - коммуникативная компетентность в этом детском объединении выступает даже не как обязательность, а как потребность. Требования многих конкурсов Всероссийского уровня по ученическому самоуправлению предполагают владение навыками информационных технологий.

Например, для участия во Всероссийском конкурсе «Ученическое самоуправление» необходимо было создать и вести свою группу в социальной сети Вконтакте, организовать и провести мероприятие, снять видеоролик и выложить в свою и региональную группу. Под руководством педагога ребята сняли видеоролик, давайте посмотрим.

Организаторские способности и приобретенные лидерские качества помогают ребятам реализовывать свои планы в дальнейшей жизни.

Подготовка и реализация массовых мероприятий показывают социализацию ребенка в обществе.

Опыт детского объединения «Клуб интеллектуальных игр «Мудрая сова» в формировании интеллектуальной компетенции представляет собой применение комплексного способа подачи учебного материала средствами информационных технологий. В ходе учебного процесса происходит развитие интеллектуальных способностей, активизируется познавательная и творческая активность обучающихся, формируются умения работы в команде, создается ситуация успеха.

В течение года клуб организует традиционные турниры по интеллектуальным играм: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Интеллектуальный марафон». По итогам городского чемпионата клуба «Мудрая сова» команда – победитель забирает переходящий кубок в свою школу. Количество участников интеллектуальных игр растёт с каждым годом. Два года назад в играх принимало участие около 100 команд.

Благодаря сетевому взаимодействию команды клуба активно принимают участие в международных турнирах. Так, по итогам международного асинхронного турнира «Сказочный сундучок» команды клуба занимают призовые места и получают грамоты.

Интеллектуальные игры – это возможность реализовать важную потребность подросткового возраста в признании со стороны других и подтверждении своей социальной значимости. Например, игроки старшей возрастной категории уже владеют навыками игры, умеют работать в команде, а самое главное, получают удовольствие от решения сложных вопросов.

Одним из направлений деятельности клуба является проектная деятельность. Дети успешно участвуют в конкурсах различного уровня: в 2015г. Куленкова Лиза с проектом «Городской бал старшеклассников» приняла участие сразу в трех конкурсах: республиканский конкурс «Крым 21 век» 2 место; республиканский конкурс «Лидер» (1 место) и всероссийский «Мы это делаем вместе» (2 место); 2016г. Порошина Арина с проектом «Фестиваль «Парад городов-героев» заняла 1 место в республиканском конкурсе «Крым 21 век» и 2 место во всероссийском конкурсе «Изменим мир к лучшему».

Проектная деятельность не только развивает познавательную и социальную активность ребят, но и развивает коммуникативные навыки, умение выступать перед аудиторией, презентовать свои работы.

Одним из путей повышения качества дополнительного образования является использование инновационных технологий, т.е. применение интерактивных форм и методов обучения.

В детском объединении «Юный эрудит» активно применяется интерактивная форма занятий в виде тренингов. Участвуя в процессе групповой дискуссии, ролевых играх обучающиеся получают навыки результативного общения в позитивной атмосфере.

Таким образом, развиваются социально-психологическая и коммуникативная компетентности. У ребят формируются навыки общения, умения работать с информацией, умения работать в парах и малых группах, исчезает страх допустить ошибку и высказать неправильное предположение. Это содействует дальнейшей социализации ребенка как в классе, так и в общении со сверстниками.

На занятиях в детском объединении «Знатоки» также активно применяется интерактивный метод обучения как способ формирования интеллектуальной компетентности обучающихся.

Педагог использует слайд-презентации, что делает занятия более привлекательными и доступными для современных детей. Ребята сами готовят мультимедийные путешествия, навыки приобретенные при подготовке работ, раскрывают свободу владения как информацией, так и компьютерными технологиями.

Внедрение информационно – компьютерной технологии повышает интерес обучающихся к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. А это подтверждают результаты – команды под руководством Галины Вадимовны – победители и призеры городских игр и международных игр. В этом году команда заняла 3 место в Международном турнире «Золотая осень».

Педагог успешно проводит школьные синхронные турниры.

Ребятам нравится практическая отработка игр и викторин, где они сами могут проверить свои знания. Таким образом, обучающиеся имеют возможность не только свободно владеть информацией, но раскрыть свои интеллектуальные способности, активно применять приобретенные знания и навыки в социуме.

Цель организации учебно-воспитательного процесса фотостудия «Позитив» – раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся и их развитие средствами фотоискусства.

В ходе обучения широко используются информационно – компьютерные технологии, педагог использует в своей работе различные видеоуроки: «Уроки фотошопа»; «Композиция в фотографии», «Уроки фотографии»; «Фотосъемка портрета в центре города», «Три простых способа разнообразить свои фотографии» и пр.

Ребята активно посещают профессиональные мастер – классы, что даёт возможность студийцам постоянно оттачивать своё мастерство. С целью отработки полученных знаний и навыков обучающиеся проводят фотосъемку как в студии так и на природе - фотопленер. Фотосъёмка дает возможность не только закрепить свои знания но и собрать фотоматериал. Участие в многочисленных фотовыставках как онлайн, так и в реальном времени позволяет обучающимся повышать свой уровень, а также критично оценивать свои работы. Обучающиеся являются победителями конкурсов различного уровня, участвуют в фото - выставках.

Полученные навыки обучающиеся студии активно применяют в реализации фотопроектов. У многих ребят занятие фотографией из хобби перерастает в возможность заработка –они занимаются свадебной фотосъемкой, снимают семейные торжества, индивидуальные фотосъемки.

Практически все дети общаются посредством социальных интернет-сетей ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер, Фейсбук, Инстаграмм. Они имеют возможность благодаря этому показать свои работы широкой аудитории, тем самым реализовать свои возможности.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.


Бессарабова Т.А.,

методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»


4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации