Конспект родительского собрания в логопедической группе для детей 5–7 лет с ТНР «Психомоторная коррекция»
Конспект родительского собрания в комбинированной логопедической группе для детей 5-7 лет с ТНР.
Тема: Психомоторная коррекция. Метод замещающего онтогенеза. Как помочь ребенку дома.
Подготовила учитель-логопед Головинская Е.В.
Цель: знакомство родителей с методом замещающего онтогенеза.
Форма проведения: встреча.
Подготовка: составить и распечатать буклет для родителей.
План собрания:
- Водная часть, разминка.
- Основные понятия темы.
- Первый блок упражнений.
- Заключение.
Ход собрания:
- Добрый вечер, уважаемые родители. Большинство из вас после рабочего дня, устали, давайте немного разомнемся и выполним несколько простых упражнений, которые мы с детьми делаем каждый день.
1 упражнение. Разотрем ладони до горячего состояния. 20 сек.
2 упражнение. Большой палец правой руки спрячем в кулак левой руки и покрутим. То же с большим пальцем левой руки. По 10 сек.
3 упражнение. Разомнем края ушей мелкими прищипывающими движениями. Двигаемся по краю уха – точка, точка, точка, запятая (рисуем кружок на мочке уха). 15 сек.
4 упражнение. Положим ладони на уши и подвигаем вверх-вниз. 20 сек.
5 упражнение. Указательным пальцем потереть кончик носа. 5-10 секунд.
С детьми мы делаем такие упражнения каждый день, и даже несколько раз в день. Помогает активизировать концентрацию внимания. И занятия идут продуктивнее.
- Многие из вас прочитали в заключении три буквы: ОНР и номер уровня.
Что такое ОНР? Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к речевой и смысловой стороне.
Это и нарушение фонетико-фонематической стороны речи – звуки выговаривает неправильно, и нарушение восприятия - ребенок слышит по-своему слова, которые мы ему говорим. Например частое: небель (мебель), копата (лопата), бзрослый (взрослый), и нарушение лексико-грамматической стороны речи – трудности в словообразовании, словоизменении, выборе корректного слова при выборе из ряда синонимичных слов…
Но в то же время у детей поголовно моторная неловкость, пробуешь выставить их «по струночке» - голова потихоньку сползает в сторонку, стоять спокойно досчитав даже до 10 не могут, прыгать не умеют, стоять на одной ноге – вообще из области фантастики.
У многих детей были выявлены проблемы ортодонтического характера. Прогения, перекрестный прикус, глубокое резцовое перекрытие у каждого второго. А правильная осанка зависит, в том числе, и от положения нижней челюсти. В норме голова и корпус должны быть на одной линии, плечи – на одном уровне, лопатки не выступают.
Времени у нас мало, для нескольких детей в нашей группе это последний год в детском саду. Поэтому было принято решение о начале занятий по специальной программе замещающего онтогенеза.
Коротко об этом методе:
Онтогенез – это развитие организма.
На первом году жизни двигательное развитие ребенка проходит в определенной последовательности:
- Рождение
- Лежит на спине
- В положении на животе поднимает голову, поднимает голову и лежа на спине. Удерживает голову, смотря вправо, влево.
- Поворачивается со спины на один, другой бок, переворачивается на живот
- Ползает на животе
- Поднимается на руки
- Садится
- Раскачивается и ползает на четвереньках
- Встает
- Начинает ходить.
Благодаря этим простым, но таким нелегким для маленького действиям формируются оси тела, развивается межполушарное взаимодействие, закладывается основа для ориентирования в пространстве.
Правильное прохождение этой последовательности запускает ряд важнейших механизмов мозга.
Рождение через кесарево сечение, родовые травмы, частые заболевания, травмы, не «прыгал» (помните это упражнение – ставишь еще не умеющего ходить ребенка на поверхность, и он начинает приседать), не ползал совсем (встал и сразу пошел) или ползал мало, ходил на цыпочках… - раннее двигательное развитие влияет на речевое развитие ребенка.
Что же делать? Проходить все этапы младенчества сейчас. Мозговая организация функций в дошкольном возрасте еще пластична, и можно еще успеть восполнить то, что было упущено.
Метод замещающего онтогенеза — это комплекс простых упражнений, соответствующий этапам двигательного развития, начиная с момента рождения. Самое важное выполнять их в строгой последовательности и, по возможности, каждый день. Тогда эффективность возрастает в разы.
Противопоказания для домашних занятий и для занятий в детском саду по этому методу – повышенная эпилептическая готовность, другие клинические диагнозы, а также генетические синдромы. А также рекомендую более детально ознакомится с литературой по данному вопросу. Она указана в буклете.
- Упражнения:
Дыхательное. Сначала выполняется лежа на спине. Но вы можете и сидя сейчас попробовать: спина прямая, руки прижаты к туловищу, ноги не перекрещены. По команде «вдох» делаем глубокий вдох через нос, по команде «выдох» делаем шумный выдох через широко открытый рот.
Выполнить 5 раз. (Делаем вместе с родителями, эмоционально их подбадривая. Помним, что большую часть нашего спича слушатели забудут только выйдя за ворота детского сада. Двигательная память самая прочная, поэтому есть шанс, что упражнения будут выполнены дома, с детьми.)
Глазодвигательное. Исходное положение то же.
Нужен небольшой яркий предмет, например ручка с красным колпачком. Ручку расположить напротив переносицы ребенка, на расстоянии его вытянутой руки. Глаза следят за яркой точкой. Голова не двигается. Плавно перемещать ручку: вправо, центр, влево, центр, вверх, центр, вниз, центр. Приблизить к переносице (глаза сводятся), от переносицы. На крайних точках задержаться на 1-2 секунды.
Вытяните вперед правую руку. Покажите жест «Во!» (Кулак, большой палец вверх). Смотрите на ноготь большого пальца и плавно перемещайте: вправо, центр, влево, центр, вверх, центр, вниз, центр. Приблизить к переносице (глаза сводятся), от переносицы.
Растяжки. Исходное положение то же. По команде «раз» ребенок поднимает голову. По команде «два» опускает плавно голову на пол.
Двигательные.
Лодочка. Исходное положение – лежа на животе. Руки вытянуты вперед. По команде «раз» ребенок поднимает руки и ноги, держит 3-5 секунд. По команде «два» опускает плавно на пол.
Качалочка. Исходное положение – лежа на спине, обхватить руками ноги и покачаться. Повторить 10 раз.
Релаксация. Исходное положение – лежа на спине. Раскинуть руки и ноги как удобно. Закрыть глаза. (можно попросить родителей выполнить и это упражнение). Произнести несколько расслабляющих фраз: ты лежишь на теплом песочке, на тебя светит теплое нежное солнышко. Твоим ручкам и ножкам тепло. Спинке тепло. Животику тепло. Ты спокойно дышишь. Вдох, выдох. Я досчитаю до 10 и мы откроем глазки. (Считаете до 10). Полежим еще 5 секунд и будем осторожно вставать.
Если какое-то упражнение у ребенка не получается – помогаем, делаем по частям: в упражнении лодочка сначала поднимаем только руки, потом только ноги. Когда ребенок будет готов – делаем полное упражнение.
- Уважаемые родители, в наших руках очень хорошая возможность помочь детям уже сегодня, не прибегая к дорогостоящим процедурам, томатисам, плаванию с дельфинами и прочим чудесам нашего времени.
Готова ответить на все ваши вопросы и приглашаю вас на открытые занятия с детьми.
Голдина Лилия Вильевна
Головинская Елена Викторовна