Конспект родительского собрания в логопедической группе для детей 5–7 лет с ТНР «Психомоторная коррекция»

4
2
Материал опубликован 10 November 2019 в группе

Конспект родительского собрания в комбинированной логопедической группе для детей 5-7 лет с ТНР.


Тема: Психомоторная коррекция. Метод замещающего онтогенеза. Как помочь ребенку дома.


Подготовила учитель-логопед Головинская Е.В.


Цель: знакомство родителей с методом замещающего онтогенеза.


Форма проведения: встреча.


Подготовка: составить и распечатать буклет для родителей.


План собрания:

  1. Водная часть, разминка.
  2. Основные понятия темы.
  3. Первый блок упражнений.
  4. Заключение.


Ход собрания:

  1. Добрый вечер, уважаемые родители. Большинство из вас после рабочего дня, устали, давайте немного разомнемся и выполним несколько простых упражнений, которые мы с детьми делаем каждый день.

1 упражнение. Разотрем ладони до горячего состояния. 20 сек.

2 упражнение. Большой палец правой руки спрячем в кулак левой руки и покрутим. То же с большим пальцем левой руки. По 10 сек.

3 упражнение. Разомнем края ушей мелкими прищипывающими движениями. Двигаемся по краю уха – точка, точка, точка, запятая (рисуем кружок на мочке уха). 15 сек.

4 упражнение. Положим ладони на уши и подвигаем вверх-вниз. 20 сек.

5 упражнение. Указательным пальцем потереть кончик носа. 5-10 секунд.

С детьми мы делаем такие упражнения каждый день, и даже несколько раз в день. Помогает активизировать концентрацию внимания. И занятия идут продуктивнее.


  1. Многие из вас прочитали в заключении три буквы: ОНР и номер уровня.

Что такое ОНР? Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к речевой и смысловой стороне.

Это и нарушение фонетико-фонематической стороны речи – звуки выговаривает неправильно, и нарушение восприятия - ребенок слышит по-своему слова, которые мы ему говорим. Например частое: небель (мебель), копата (лопата), бзрослый (взрослый), и нарушение лексико-грамматической стороны речи – трудности в словообразовании, словоизменении, выборе корректного слова при выборе из ряда синонимичных слов…

Но в то же время у детей поголовно моторная неловкость, пробуешь выставить их «по струночке» - голова потихоньку сползает в сторонку, стоять спокойно досчитав даже до 10 не могут, прыгать не умеют, стоять на одной ноге – вообще из области фантастики.

У многих детей были выявлены проблемы ортодонтического характера. Прогения, перекрестный прикус, глубокое резцовое перекрытие у каждого второго. А правильная осанка зависит, в том числе, и от положения нижней челюсти. В норме голова и корпус должны быть на одной линии, плечи – на одном уровне, лопатки не выступают.

Времени у нас мало, для нескольких детей в нашей группе это последний год в детском саду. Поэтому было принято решение о начале занятий по специальной программе замещающего онтогенеза.

Коротко об этом методе:

Онтогенез – это развитие организма.

На первом году жизни двигательное развитие ребенка проходит в определенной последовательности:

  • Рождение
  • Лежит на спине
  • В положении на животе поднимает голову, поднимает голову и лежа на спине. Удерживает голову, смотря вправо, влево.
  • Поворачивается со спины на один, другой бок, переворачивается на живот
  • Ползает на животе
  • Поднимается на руки
  • Садится
  • Раскачивается и ползает на четвереньках
  • Встает
  • Начинает ходить.

Благодаря этим простым, но таким нелегким для маленького действиям формируются оси тела, развивается межполушарное взаимодействие, закладывается основа для ориентирования в пространстве.

Правильное прохождение этой последовательности запускает ряд важнейших механизмов мозга.

Рождение через кесарево сечение, родовые травмы, частые заболевания, травмы, не «прыгал» (помните это упражнение – ставишь еще не умеющего ходить ребенка на поверхность, и он начинает приседать), не ползал совсем (встал и сразу пошел) или ползал мало, ходил на цыпочках… - раннее двигательное развитие влияет на речевое развитие ребенка.

Что же делать? Проходить все этапы младенчества сейчас. Мозговая организация функций в дошкольном возрасте еще пластична, и можно еще успеть восполнить то, что было упущено.

Метод замещающего онтогенеза — это комплекс простых упражнений, соответствующий этапам двигательного развития, начиная с момента рождения. Самое важное выполнять их в строгой последовательности и, по возможности, каждый день. Тогда эффективность возрастает в разы.

Противопоказания для домашних занятий и для занятий в детском саду по этому методу – повышенная эпилептическая готовность, другие клинические диагнозы, а также генетические синдромы. А также рекомендую более детально ознакомится с литературой по данному вопросу. Она указана в буклете.


  1. Упражнения:

Дыхательное. Сначала выполняется лежа на спине. Но вы можете и сидя сейчас попробовать: спина прямая, руки прижаты к туловищу, ноги не перекрещены. По команде «вдох» делаем глубокий вдох через нос, по команде «выдох» делаем шумный выдох через широко открытый рот.

Выполнить 5 раз. (Делаем вместе с родителями, эмоционально их подбадривая. Помним, что большую часть нашего спича слушатели забудут только выйдя за ворота детского сада. Двигательная память самая прочная, поэтому есть шанс, что упражнения будут выполнены дома, с детьми.)

Глазодвигательное. Исходное положение то же.

Нужен небольшой яркий предмет, например ручка с красным колпачком. Ручку расположить напротив переносицы ребенка, на расстоянии его вытянутой руки. Глаза следят за яркой точкой. Голова не двигается. Плавно перемещать ручку: вправо, центр, влево, центр, вверх, центр, вниз, центр. Приблизить к переносице (глаза сводятся), от переносицы. На крайних точках задержаться на 1-2 секунды.

Вытяните вперед правую руку. Покажите жест «Во!» (Кулак, большой палец вверх). Смотрите на ноготь большого пальца и плавно перемещайте: вправо, центр, влево, центр, вверх, центр, вниз, центр. Приблизить к переносице (глаза сводятся), от переносицы.

Растяжки. Исходное положение то же. По команде «раз» ребенок поднимает голову. По команде «два» опускает плавно голову на пол.

Двигательные.

Лодочка. Исходное положение – лежа на животе. Руки вытянуты вперед. По команде «раз» ребенок поднимает руки и ноги, держит 3-5 секунд. По команде «два» опускает плавно на пол.

Качалочка. Исходное положение – лежа на спине, обхватить руками ноги и покачаться. Повторить 10 раз.

Релаксация. Исходное положение – лежа на спине. Раскинуть руки и ноги как удобно. Закрыть глаза. (можно попросить родителей выполнить и это упражнение). Произнести несколько расслабляющих фраз: ты лежишь на теплом песочке, на тебя светит теплое нежное солнышко. Твоим ручкам и ножкам тепло. Спинке тепло. Животику тепло. Ты спокойно дышишь. Вдох, выдох. Я досчитаю до 10 и мы откроем глазки. (Считаете до 10). Полежим еще 5 секунд и будем осторожно вставать.

Если какое-то упражнение у ребенка не получается – помогаем, делаем по частям: в упражнении лодочка сначала поднимаем только руки, потом только ноги. Когда ребенок будет готов – делаем полное упражнение.


  1. Уважаемые родители, в наших руках очень хорошая возможность помочь детям уже сегодня, не прибегая к дорогостоящим процедурам, томатисам, плаванию с дельфинами и прочим чудесам нашего времени.

Готова ответить на все ваши вопросы и приглашаю вас на открытые занятия с детьми.

Комментарии

Спасибо большое. Жаль, что так поздно. Это бы собрание моим родителям перед 1 классом, чтобы с детьми летом позанимались. Теперь уже 2 класс. У многих логопедические и речевые проблемы. Занятия в садике не помогли. Может быть у Вас есть что-нибудь для второклассников? Полезные советы? Логопеда в школе, к сожалению, нет.

10 November 2019

Дети (и не только дети) могут быть всех возрастов, начиная с 4 лет! Я сама стала лучше себя чувствовать когда начала заниматься психомоторикой с детьми)

11 November 2019

Похожие публикации