Открытое занятие в подготовительной группе на тему: «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского в страну Чуккокалу»
ГБДОУ д/с №120 Фрунзенского района г. Санкт - Петербурга
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Учитель-логопед: Логинова Л.А.
ТЕМА: «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского»
Цели:
1. Развивать интерес к художественной литературе и чтению.
2. Познакомить с творчеством К.И. Чуковского.
3.Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
4. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.
5. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа слов.
6. Автоматизация правильного произношения всех поставленных звуков.
7. Развитие речевых навыков, просодической стороны речи, зрительного гнозиса.
8. Воспитание любви к чтению, самостоятельности и навыков сотрудничества.
Оборудование: Портрет К. И. Чуковского, дидактические пособия: «Чудо-дерево», «Дом», « Паук и муха»; орешки для массажа, предметные картинки, буквы, перфокарты, мяч, мягкие игрушки, кукла Айболит, схемы слов, кроссворд, модели слов по частям речи.
Ход занятия
Дети входят и здороваются.
Логопед: «Дети, сегодня мы попадем в сказочную страну Чукоккалу. Кто скажет, кто её придумал?»
Дети: «Её придумал русский поэт Корней Иванович Чуковский, когда жил на своей даче у Финского залива».
Логопед: «В этой стране растет Чудо-дерево!»
Ребенок: «Как у наших у ворот
Чудо- дерево растет.
Чудо-чудо -чудо -чудо,
Расчудесное!
Не цветочки на нем, не листочки на нем,
А чулки да башмаки, словно яблоки!»
Логопед: «Что на нашем Чудо-дереве растет? Что мы можем объединить одним словом, а что-лишнее?»
Дети: «Пальто, платье, чулки — это одежда, а туфли — это обувь»
Логопед: «А на нашем Чудо- дереве растут гласные звуки, расставьте правильно пары гласных». Назовите гласные, перед которыми согласные читаются твёрдо, а перед которыми — мягко!
Логопед: «Дети, а сейчас поиграем в мяч, вы должны в слове заменить гласный звук на парный ему гласный звук!
( Мал — мял, вол - вёл, мыл — мил и т.п.)
Логопед: «Кто это сидит под деревом?»
Ребенок: «Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!»
Логопед: « К Айболиту пришли звери, которые наелись орешков и у них разболелись животики! Давайте поможем Айболиту и сделаем зверюшкам массаж! А сейчас себе сделаем массаж пальчиков, чтобы ничем не болеть!»
МАССАЖ
Мы научимся орешки между пальцами катать,
Это в школе нам поможет буквы ровные писать!
Логопед: «Дети закройте глаза, затем откройте и скажите, что изменилось и верните зверей в очередь?» (убежали обезьяна и слон ).
Логопед: «Прибежали другие звери. Дети, давайте определим место звука «Р» в названиях этих животных». Детям даются перфокарты, которые изображают зверей, на них схема места звука в слове. Дети садятся за стол и определяют место звука «Р» в названиях зверей ( корова, крыса, верблюд, рысь, тигр)
Логопед: «Доктор Айболит очень добрый и всё называет ласково, давайте и мы поиграем в игру «Приседалочка - уменьшалочка»:
Слова: лес-лесок- лесочек, гриб- грибок -грибочек, лист -листок -листочек, пень-пенёк-пенёчек, река-речка -реченька.
Логопед: «Доктор Айболит пригласил больных зверушек в свой шестиэтажный дом. В доме на каждом этаже пара окон. Но только в одном окне этажа стоит согласная буква, а во втором окне этого же этажа надо поставить парную согласную букву, тогда дом откроется».
Дети подбирают парные согласные.
Логопед: Поиграем в игру: «ТЯНИ -ТОЛКАЙ» (мяч).
Балка -палка, гол - кол, фата -вата, точка- дочка, жар -шар, зайка - сайка.
Логопед: «В гости к Айболиту кто - то ещё пришел, давайте заполним кроссворд и узнаем, кто пришел».
-Пришел Мойдодыр и принес зверям мыло, шампунь, мочалки, порошки, зубную пасту, все это мы можем назвать? (предметами гигиены)
ЧТЕНИЕ стихотворения детьми:
Давайте же мыться, плескаться
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане, всегда и везде -
Вечная слава воде!
Логопед: «Звери мылись и в бочке. Дети, давайте заменим первую букву в этом слове на другие буквы и прочитаем, что получится?» ( бочка -почка- ночка -кочка -дочка –мочка-точка)
Логопед: «Вдруг на первом этаже открылось окно: «Зайка выглянул в окно, стало заиньке темно». Прибежали буквы и стали тоже выглядывать в окно, но они боялись и высовывались до половины. Дети, вы узнаете буквы? Дети отгадывают буквы, наполовину закрытые ставней окна.
Логопед: «Вдруг откуда - то шакал на кобыле прискакал, вот вам телеграмма от гиппопотама».
Телеграмма: «Зелёный крокодил солнце в небе проглотил»
Разбор предложения по частям речи. Используются плоскостные модели, обозначающие части речи:
Зеленый - отвечает на вопрос: какой? Слово-признак (желтый овал).
Крокодил - отвечает на вопрос: кто? Слово-предмет, живой (красный квадрат).
Солнце -отвечает на вопрос: что? Слово-предмет, неживой (черный квадрат).
В - маленькое слово (белый маленький квадрат).
Небе - отвечает на вопрос: что? (небо). Слово-предмет, неживой (черный квадрат).
Проглотил -отвечает на вопрос: Что сделал? Слово-действие (синий треугольник).
Логопед: Кто победил крокодила? (медведь).
Мы ему сделаем подарок, подарим ему его портрет, подпишем его звуковой схемой!
(Дети собирают звуковую схему слова «медведь»).
ФЕДОРА (ребенок в костюме Федоры)
Ребенок - Федора:
Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
- Утюги считаются посудой? (нет).
- У меня сбежали тарелки, помогите их найти.
Логопед: Мы пойдем по кочкам, при этом будем говорить: са-са-са, за -за- за.
Логопед: «Вот и нашлись ваши тарелочки, Федора Егоровна!
Тут что-то написано (суффиксы написаны в центре тарелки, а по краям тарелки написаны корни слов), мы сейчас прочитаем:
Писа -, води -, учи- ( тель)
Носиль-, свар -, часов-( щик)
Развед -, лёт -, груз-(чик)
Мон -, бокс -, акт-(тёр)
Директ -, док -, скульп-( тор)
Федора Егоровна: «А вы кем хотите быть, какую профессию хотите выбрать себе? Не хотите быть бездельниками? Угощу вас пирожками, только скажите с чем начинка?»(предметные картинки с изображением пирожков, на которых изображены фрукты или овощи)
Дети говорят, какую профессию они выбирают и называют начинку пирогов: «Вишневая, капустная, яблочная, картофельная, морковная».
Пособие «Паутинки и мухи» - игра.
Дети берут в руки «паутинки» - шнурки с узелками и передвигаясь от узелка к узелку идут вперед, при этом произносят сначала звук «Ш», а потом звук «Ж».
Логопед: А вот паучок и муха. Из какой они сказки? (Муха-цокотуха).
Муха (ребенок в костюме мухи): Паучок хороший, он учит читать. Почитаем!
Дети читают предлоги «У - , про -, при -, от-, вы - , за - , об -, в -, пере -» с корнем слова «ходить» - игра «Паучок».
Паучок (ребенок в костюме паука): Я хочу, чтобы вы выполнили моё задание по перфокартам, запишите слова - названия картинок, количество дырочек должно совпасть с количеством букв и объясните, какую согласную вы напишите на конце слов, вспомните правило!
(Слова: Дед, арбуз, нож, кит, гриб ).
Правило: На конце слов звонкие согласные оглушаются, нужно подобрать слово во множественном числе. (Дети проверяют слова)
Логопед: Что за шум?
Ребенок: Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперед.
А за ним комарики на воздушном шарике.
Аза ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле. Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле.
Едут и смеются, пряники жуют.
Вдруг из подворотни страшный великан,
Рыжий и усатый та-ра кан! Та- ра кан, та -ра -кан, таракани
Он рычит, и кричит, и усами шевелит:
«Погодите, не спешите, я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».
Логопед: Кто победил это чудовище? (воробей)
Звери от радости опять стали кататься и нас пригласили покататься на машинках, самолете, поезде. На чем мы будем кататься, назовите одним словом (Транспорт).
Машинки: Большая машинка рычит грубым голосом: Р-Р- Р, а маленькая машинка рычит тоненьким голосочком: р-р- р. Машинки привезли нам ребусы, мы их решим устно. ( Изографы)
Самолет: летит ввысь и гудит громко : Л-Л- Л, улетает вдаль и гудит всё тише и тише: л- л -л. Читаем карточки с родственными словами с увеличительным и уменьшительно-ласкательным значениями (носище-носик, ножище-ножка, ручища-ручки, глазища-глазки, усищи-усики)
Поезд: Прицепите правильно вагоны поезда и соберите правильно сложные слова, которые соединяются буквами «О» или «Е».
Части слов: сам-о-вар, пеш-е-ход.
Логопед: Молодцы, дети! Поехали на поезде в гости к Бармалею! Чу-чу-чу !
БАРМАЛЕЙ (ребенок в костюме Бармалея):
В Африке разбойник, в Африке злодей,
В Африке ужасный БАРМАЛЕЙ!
Он бегает по Африке и кушает детей-гадкий,
нехороший, жадный БАРМАЛЕЙ!
Бармалей: Всех вас съем, если не выполните мои задания, а если выполните, то я стану хорошим! Дети, садитесь за стол, вот вам перфокарты.
Перфокарты: Вставить пропущенные буквы.
Чтение стихотворения: Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей!
«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей!
По базарам, по базарам буду, буду я гулять,
Буду даром, буду даром пироги я раздавать,
Кренделями, калачами ребятишек угощать.
Логопед: «Бармалей стал хорошим!»
Почитаем ещё стихи К.И. Чуковского «Рады, рады, рады».
Логопед: «Молодцы, дети! Вот и закончилось наше путешествие! Спасибо! Понравилось вам наше путешествие? До свидания!»