Рабочая индивидуальная образовательная программа по чтению и развитию речи для учащегося 1 класса
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено на заседании МО учителей индивидуального обучения «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ ____________________ |
Согласовано на методсовете «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ зам. дир. по УР Ветохина И.В. |
Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ |
Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2016г. Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 1 КЛАССА
Зайцева Василия
на 2016 – 2017 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению в 1 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой, Москва., «Просвещение», 2009г. Рабочая программа ориентирована на учебник "Букварь" под редакцией В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, Москва "Просвещение" 2016г.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет 43 часов.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию звукопроизношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассникам учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных и т.д. Учащиеся знакомятся с понятиями слово, часть слова(слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, упражняются в составлении комбинаций из полосок, геометрических фигур, расположении их в определённой последовательности и заданном направлении(слева направо, сверху вниз). Упражнения осуществляются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
Букварный период ( 23 часов). В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением.
В коррекционных образовательных учреждениях 8 вида изменён порядок изучения звуков, букв и слоговых структур.
Усвоение звука предполагает выделение его, из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания пир обучении слитному чтению, и после них слоги со стечением согласных.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания прочитанного.
Нормативная база:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г
Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Основная образовательная программа начального общего образования.
Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.
Место учебного предмета в базисном учебном плане:
1 класс - 66 часов (2 часа в неделю)
Методы обучения грамоте: звуковой аналитико-синтетический, словесный, наглядный, практический .
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи:
- приобретение практических навыков устной речи;
- знакомство с русским алфавитом;
- совершенствование навыков чтения;
- воспитание интереса к родному языку.
С учетом уровня обучение воспитанников данного класса основными задачами являются:
- совершенствовать произношения и пространственной ориентировки;
- учить правильному произношению звуков, ;
- делать звукобуквенный анализ;
- повысить уровень общего речевого развития;
- формировать нравственные качества.
Содержание
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Добукварный период. |
43 |
2 |
Букварный период. |
23 |
Добукварный период
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;
привить интерес к обучению;
выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках письма и развития речи в добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Букварный период.
формировать звукобуквенный анализ и синтез;
заложить основы овладения письмом.
Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.
При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Для проведения занятий по обучению грамоте в 1 классе коррекционной образовательной школы VIII вида используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Формы организации урока:
индивидуальная работа;
Личностные и предметные результаты освоения определяются в соответствии с требованиями ФГОС
Личностные результаты
-
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
-
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Ученик научится: - дифференцировать цвета, правильно называть их
- выкладывать изображения предметов из геометрических фигур по образцу;
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- читать по слогам слова , предложения и короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
Учащиеся должны знать:
Минимальный уровень:
- читать по слогам слова из 2-3 слоговых структур; - различать слова, сходные по звучанию и звуковому составу;
делить слова на слоги;
слушать сказки, загадки, рассказы;
отвечать на вопросы по прочитанному;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
Достаточный уровень:
плавно читать целыми словами предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
читать по ролям;
выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;
учебно - методическая литература:
Учебники:
1.В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение»,2016.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва, «Просвещение» 2009
2. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.
3. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.
4. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1996г.
Методические пособия:
- картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
- картинная азбука;
- карточки для индивидуальной работы;
- настенная касса для букв разрезной азбуки;
- наборное полотно;
Календарно - тематическое планирование
№ |
тема |
Дата |
Кол-во часов |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
С.р. |
Предметные |
Личностные |
||||||
1 четверть |
17 |
|||||||
1 |
Добукварный период. Беседа "Здравствуй, школа!" |
1 |
Знать режим дня школьника. |
формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России; |
Работают с картинкой в учебнике, составляют предложения. |
|||
2-3 |
Ориентировка учащихся в ближайшем окружении (дом, адрес, члены семьи). |
2 |
1 |
Знать свой адрес, знать и называть всех членов своей семьи. |
овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире; |
Рассказывают свой домашний адрес, называют всех членов своей семьи. |
||
4-5 |
Школьные вещи. Понятие "слово". |
2 2 |
1 1 |
Знать и называть школьные вещи. |
формирование эстетических чувств; |
Называют школьные вещи; знакомятся с понятие "слово". |
||
6-7 8-9 10-11 |
Моя семья. Обобщающее название "Игрушки". Работа над понятием "слово". |
2 2 2 |
1 1 1 |
Игрушки, членов семьи. |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
Рассказывают о своей семье. |
||
12-13 |
Закрепление обобщающих понятий "Учебные вещи", "Игрушки". |
2 |
1 |
Знать учебные вещи, игрушки. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Дифференцируют учебные вещи и игрушки. |
||
14-15 |
Беседа "Утро школьника". |
2 |
1 |
. |
||||
16-17 |
Сказка "Репка" |
2 |
1 |
Знать содержание сказки |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
|||
2 четверть |
14 |
Знать содержание сказки |
||||||
1-2 |
Сказка "Колобок" |
2 |
1 |
Знать содержание сказки |
Пересказывает сказку по сюжетным картинкам. |
|||
3-4 |
Сказка "Теремок" |
2 |
1 |
Знать содержание сказки |
Пересказывает сказку по сюжетным картинкам. |
|||
5-6 |
Сказка "Маша и медведь" |
2 |
1 |
Знать содержание сказки. |
Пересказывает сказку по сюжетным картинкам. |
|||
7-8 |
Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности. Игра «Что звучит?» |
2 |
1 |
Различать звуки. |
Играет в игру "Что звучит?" |
|||
9-10 |
Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности. Игры с движениями (летит самолет) |
2 |
1 |
Играть в игры с движением. |
Подвижные игры. |
|||
11-12 |
Развитие речевого слуха. Звуки речи. Игра «Чей голосок?» |
2 |
1 |
Различать голоса животных, птиц. |
Играет в игру "Чей голосок?" |
|||
13-14 |
Развитие речевого слуха. Сравнение звуков окружающей действительности и речи. Игры «Что звучит?», «Кто подает голос?». |
2 |
1 |
Различать голоса животных, птиц |
Играет в игры «Что звучит?», «Кто подает голос?». |
|||
3 четверть |
19 |
|||||||
1-2 |
В мире речевых звуков. Различение речевых звуков. |
2 |
1 |
|||||
3-4 |
Упражнения на формирование фонематического восприятия, развитие речевого слуха. |
2 |
1 |
Игры на формирование фонематического восприятия. |
||||
5-6 |
Беседа «Окружающий меня мир». |
2 |
1 |
|||||
7-8 |
Выделение из слов гласного звука [а]. |
2 |
1 |
Выделять звук а в словах. |
||||
9-10 |
Звук [а]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [а]. |
2 |
1 |
|||||
11-12 |
Звук [а]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. |
2 |
1 |
Артикуляцию звука а. |
||||
13-14 |
Гласный звук [a], буква А. |
2 |
1 |
Находить букву а в словах. |
||||
15-16 |
Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [у]. |
2 |
1 |
Артикуляцию звука у. |
||||
17-18 |
Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. |
2 |
1 |
|||||
19 |
Выделение из слов гласного звука [у]. |
1 |
Выделять из слов гласный звук у. |
|||||
4 четверть |
16 |
|||||||
1-2 |
Гласный звук [y], буква У. |
2 |
1 |
Находить букву у в словах. |
||||
3-4 |
Гласный звук [У]. Буква У, у. Конструирование буквы из палочек. |
2 |
1 |
Конструировать букву у из палочек. |
||||
5-6 |
Гласный звук [У]. Буква У, у. Нахождение буквы среди других букв. |
2 |
1 |
Находить изученные буквы среди других букв. |
||||
7-8 |
Согласные звуки [м], [м’], буква М. |
2 |
1 |
Знать букву м. |
||||
9-10 |
Выделение из слов согласного звука [м]. |
2 |
1 |
Выделять из слов звук м. |
||||
11-12 |
Чтение слогов ам, ум, ма, му. |
2 |
1 |
Читать слоги с изученными буквами. |
||||
13-14 |
Гласный звук [o], буква О. Упражнение в чтении слогов. |
2 |
1 |
Знать букву о. |
||||
15-16 |
Чтение слогов и слов с буквами а, о, у, м. |
2 |
1 |
Читать слоги с изученными буквами. |