Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.01 «Русский язык»
по программе подготовки квалифицированных рабочих,
служащих СПО по профессии
«Мастер по ремонту и обслуживанию ЖКХ»
на 2021-2022 уч.г.
Срок обучения 2 года 10 мес.
г. Билибино
2021
СОДЕРЖАНИЕстр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| 6 |
| 23 |
| 26 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».
1.3. Цели учебной дисциплины:
Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
1) российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовности к служению Отечеству, его защите;
4) сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированности основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
8) готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
метапредметных:
1) умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовности и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) владения языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владения навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
предметных:
1) сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владения навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владения умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владения умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знания содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированности представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
7) сформированности умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способности выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владения навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированности представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальная учебная нагрузка обучающегося - 171 час, в том числе:
обязательная аудиторная лабораторно-практическая работа обучающегося 114 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 57 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 58 |
практические работы | 44 |
консультации | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 57 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»
Разделы и темы | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | часы | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | |
Введение. | 2(+6) | |||
Введение в курс русского языка. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. | 1 | •Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; •характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; •составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; •приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; •определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; •вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; | ||
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | ||||
Практическая работа № 1 | 1 | |||
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования. Контрольная работа № 1. Входной контроль. Проверочный диктант. | ||||
Самостоятельная работа | 6 | |||
1. Прочитать: Воителёва Т.М. Русский язык 10-11 кл. Базовый уровень. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. 2. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): •Русский язык среди других языков мира. •Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия. •Языковой портрет современника. •Молодежный сленг и жаргон. •Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка. •А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка. •Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков. •Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы. | ||||
РАЗДЕЛ 1. Язык и речь. Функциональные стили речи | 16 (+10) | |||
Тема 1.1. Язык и речь. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Лингвостилистический анализ текста. | 1 | •Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; •вычитывать разные виды информации; •характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; •выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; •характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; •составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой - текста; •анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности •исправлять речевые недостатки, редактировать текст; •выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; •анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; •различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); •анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; •создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); •подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; | |
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности. | 1 | |||
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. | ||||
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: Заявление, доверенность, расписка, резюме. | 1 1 | |||
Публицистический стиль речи, его назначение. Основы ораторского искусства. Основные жанры публицистического стиля.. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | ||||
Искусство красноречия. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 1 | |||
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. | 1 | |||
Практическая работа № 2 Анализ поэтического текста. | 1 | |||
Тема 1.3. Текст как произведение речи. | Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. | 1 | ||
Типы речи. Описание. Типы речи. Повествование. | 2 | |||
Типы речи. Рассуждение. Практическая работа № 3.Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). | 1 1 | |||
Практическая работа № 4.Анализ структуры текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. | ||||
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | ||||
Повторение по теме «Язык и речь» | 1 | |||
Освоение видов переработки текста. Составить план. Составить конспект текста. | ||||
Тема 1.4. Функционально-смысловые типы речи | Практическая работа № 5 Контрольная работа | 1 | ||
Практическая работа № 6 Лингвостилистический анализ текста. | 1 1 | |||
Практическая работа № 7.Написать сочинение-рассуждение на тему «Мой техникум». | ||||
Практическая работа № 8. Составление связного высказывания на заданную тему. | 1 10 | |||
Самостоятельная работа | ||||
1. Прочитать: Воителёва Т.М. Русский язык 10-11 кл. Базовый уровень. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. 2. Подготовка сообщений: •Язык и культура. •Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи. •Вопросы экологии русского языка .•Виды делового общения, их языковые особенности. •Языковые особенности научного стиля речи. •Особенности художественного стиля. •Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования. •Экспрессивные средства языка в художественном тексте. •СМИ и культура речи. •Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. •Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы. •Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. | ||||
РАЗДЕЛ 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 8(+4) | |||
Тема 2.1. Фонетика | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. | 1 | •Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; •извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; •строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; •проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; •извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства | |
Фонетический разбор слова. | ||||
Тема 2.2. Орфоэпия | Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | 1 | ||
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | ||||
Практическая работа № 9. | 1 | |||
Расставить ударение в словах, используя орфоэпический минимум | ||||
Тема 2.3. Орфография | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 1 1 1 | ||
Употребление буквы ь. | ||||
Правописание о/е после шипящих и ц. | ||||
Правописание приставок на з- / с-. | ||||
Правописание и/ы после приставок. | ||||
Практическая работа № 10 | 1 | |||
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | ||||
Практическая работа № 11 | 1 | |||
Выявить закономерности функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставить устную и письменную речь. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
1. Прочитать: Воителёва Т.М. Русский язык 10-11 кл. Базовый уровень. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. 2. Исследование и подготовка сообщения на одну из тем (по выбору студентов): Русское письмо и его эволюция. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. | ||||
РАЗДЕЛ 3. Лексикология и фразеология | 16(+4) | |||
Тема 3.1. Лексика | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 1 1 1 | •Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; •объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; •познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) | |
Практическая работа № 12 | 1 | |||
Составить текст с максимальным использованием изобразительно–выразительных средств русского языка. | ||||
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). | 1 | |||
Практическая работа № 13 | 1 | |||
Восстановить деформированный текст. | ||||
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 1 1 | |||
Практическая работа № 14 | 1 | |||
Подобрать тексты с изучаемыми языковыми явлениями | ||||
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | 1 | |||
Тема 3.2. Фразеология. | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический разбор. | 2 | ||
Практическая работа № 15 | 1 | |||
Написать сочинение с максимальным количеством фразеологизмов. | ||||
Тема 3.3. Лексические нормы. | Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 1 | ||
Практическая работа № 16 | 1 | |||
Лексический и фразеологический анализ слова. | ||||
Практическая работа № 17 Составление связного высказывания с использованием заданных лексем. | 1 4 | |||
Самостоятельная работа | ||||
1. Прочитать: Воителёва Т.М. Русский язык 10-11 кл. Базовый уровень. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. 2. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Антонимы и их роль в речи. Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка. Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке. В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка». | ||||
РАЗДЕЛ 4. Морфемика, словообразование, орфография | 8(+2) | |||
Тема 4.1. Морфемика, словообразование, орфография | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | 1 | •Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; •проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; •извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; •характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; •опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; •извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; •использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова | |
Практическая работа №18 | 1 | |||
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Проанализировать одноструктурные слова с морфемами-омонимами; сопоставить слова с морфемами-синонимами. | ||||
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | 1 | |||
Практическая работа № 19 | 1 | |||
Распределить слова по словообразовательным гнездам, восстановить словообразовательную цепочку. Выработать навык составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. | ||||
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 1 | |||
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. | 1 | |||
Практическая работа № 20 Выполнить задание на правописание чередующихся гласных в корнях слов; правописание приставок при- / пре-; правописание сложных слов. | 1 | |||
Практическая работа № 21 | ||||
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Составить тексты (устные и письменные) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. | 1 2 | |||
Самостоятельная работа | ||||
1. Прочитать: Воителёва Т.М. Русский язык 10-11 кл. Базовый уровень. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. 2. Подготовка сообщений: Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Исторические изменения в структуре слова. | ||||
РАЗДЕЛ 5. Морфология и орфография | 28(+14) | |||
Тема 5.1. Имя существительное. | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. | 1 1 | •Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; •проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; •извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; •определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; •проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; •составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании. | |
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. | ||||
Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | ||||
Практическая работа № 22 | 1 | |||
Исследовать текст с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. Развитие умения правильного написания имён существительных. | ||||
Тема 5.2. Имя прилагательное. | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | 1 1 | ||
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | ||||
Практическая работа № 23 | 1 | |||
Развитие умения правильного написания имён прилагательных | ||||
Тема 5.3. Имя числительное. | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. | 1 | ||
Употребление числительных в речи. | ||||
Практическая работа № 24 | 1 | |||
Развитие умения правильного написания имён числительных. | ||||
Тема 5.4. Местоимение. | Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. | 1 | ||
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | ||||
Практическая работа № 25 | 1 | |||
Развитие умения правильного употребления в речи местоимений. | ||||
Тема 5.5. Глагол. | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. | 1 | ||
Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. | ||||
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | ||||
Практическая работа № 26 | 1 | |||
Развитие умения правильного написания глаголов. | ||||
Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола. | Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | 2 1 | ||
Морфологический разбор причастия. | ||||
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. | ||||
Практическая работа № 27 | 1 | |||
Развитие умения правильного написания причастий. | ||||
Тема 5.7. Деепричастие | Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. | 1 1 | ||
Морфологический разбор деепричастия. | ||||
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Синонимия деепричастий. | ||||
Практическая работа № 28 | 1 | |||
Развитие умения правильного употребления в речи деепричастий. | ||||
Тема 5.8. Наречие. | Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. | 1 | ||
Морфологический разбор наречия. | ||||
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | ||||
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | ||||
Практическая работа № 29 | 1 | |||
Развитие умения правильного написания наречий. | ||||
Тема 5.9. Служебные части речи | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки. | 1 | ||
Практическая работа № 30 | 1 | |||
Развитие умения правильного написания и употребления предлогов. | ||||
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | 1 | |||
Практическая работа № 31 | 1 | |||
Развитие умения правильного написания союзов. | ||||
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 1 | |||
Практическая работа № 32 | 1 | |||
Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. | ||||
Практическая работа № 33 Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами Самостоятельная работа 1. Прочитать: Воителёва Т.М. Русский язык 10-11 кл. Базовый уровень. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. 2. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Учение о частях речи в русской грамматике. Грамматические нормы русского языка. Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы). Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов). Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании. Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике. Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление. | 1 14 | |||
РАЗДЕЛ 6. Синтаксис и пунктуация | 36 (+17) | |||
Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | 1 | •Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); •комментировать ответы товарищей; •извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; •составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; •проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; •определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; •составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; •извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; •производить синонимическую замену синтаксических конструкций; •составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; •пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; •составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам | |
Практическая работа № 34 | 1 | |||
Особенности употребления словосочетаний. | ||||
Тема 6.2. Простое предложение. | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. | 1 | ||
Практическая работа. №35 | 1 | |||
Расставить знаки препинания в простом предложении. | ||||
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | 1 | |||
Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | 1 | |||
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | ||||
Практическая работа № 36 | 1 | |||
Расставить знаки препинания при однородных членах | ||||
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. | 1 | |||
Практическая работа № 37 | 1 | |||
Анализ предложений с обособленными и уточняющими членами. | ||||
Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | 1 | |||
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. | 1 | |||
Практическая работа. № 38 | 1 | |||
Анализ предложений с вводными словами и обращениями. | ||||
Тема 6.3. Сложное предложение. | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 1 | ||
Практическая работа № 39 | 1 | |||
Анализ постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении. | ||||
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 1 | |||
Практическая работа № 40 | 1 | |||
Анализ постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении. | ||||
Расставить знаки препинания в сложных предложениях | ||||
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | 1 | |||
Практическая работа № 41 | 1 | |||
Расставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | ||||
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 2 | |||
Практическая работа № 42 | 1 | |||
Составить схемы простых и сложных предложений. Составить предложения по заданным схемам. | ||||
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 1 | |||
Практическая работа № 43 | 1 | |||
Анализ предложений с прямой и косвенной речью. | ||||
Практическая работа № 44 | 1 | |||
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. | ||||
Консультации | 12 | |||
Самостоятельная работа | 17 | |||
1. Прочитать: Воителёва Т.М. Русский язык 10-11 кл. Базовый уровень. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. 2. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Роль словосочетания в построении предложения. Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики. Синтаксическая роль инфинитива. Предложения с однородными членами и их функции в речи. Обособленные члены предложения и их роль в организации текста. Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций. Монолог и диалог. Особенности построения и употребления. Синонимика простых предложений. Синонимика сложных предложений. Использование сложных предложений в речи. Способы введения чужой речи в текст. Русская пунктуация и ее назначение. Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста. | ||||
Итоговая аттестация в форме экзамена | ||||
114(+57) |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение.Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Практические занятия.Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.
1. Язык и речь. Функциональные стили речи.Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально- делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия. Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).Анализ структуры текста. Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение видов переработки текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфографияФонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-.Правописание и/ы после приставок.
Практические занятия.Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики
3. Лексикология и фразеологияСлово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия
как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов,
паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико- фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия. Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа. Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том
числе на лингвистическую тему.
4. Морфемика, словообразование, орфография
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия
и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в
разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.
Практические занятия. Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.
5. Морфология и орфографияГрамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен
существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний
имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический
разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое
и других с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений
в тексте. Синонимия местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола.Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте
одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание
не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным
оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного
и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот
и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический
разбор деепричастия.Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построенияпредложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание
наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака
действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории
состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Служебные части речи
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц.
Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление
междометий в речи.
Практические занятия. Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов омонимов, принадлежащих к разным частям речи. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
6. Синтаксис и пунктуация.Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях
речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с
различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и
стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия. Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных
текстов. Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /
сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. тАнализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
• Русский язык среди других языков мира.
• Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
• Языковой портрет современника.
• Молодежный сленг и жаргон.
• Деятельность М. В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
• А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
• Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
• Формы существования национального русского языка: русский литературный
язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
• Язык и культура.
• Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской
устной речи.
•
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся.
Многофункциональный комплекс преподавателя;
Наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
Информационно-коммуникативные средства;
Экранно-звуковые пособия;
Комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
Библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
Мультимедиа проектор; интерактивная доска.
Лазерный принтер.
Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки.
Для обучающихся:
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2016.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2016.
Дополнительная литература:Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 №
120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ,
от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от
27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
2.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования”».
4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
5.Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
6.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник
для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
7.Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
8.Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. —
М., 2011.
Словари:
1.Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А, Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.,
2001.
2.Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический
словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка
им. В. В.Виноградова / под ред. В.В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
3.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
4.Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —
М., 2005.
5.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
6.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И.Скворцова. — М., 2006.
7.Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М.,
2011.
8.Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
9.Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
В.В.Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы:
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики). www.posobie.ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www.prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).
www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа внеаудиторная самостоятельная работа внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа практическая работа практическая работа внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа внеаудиторная самостоятельная работа внеаудиторная самостоятельная работа внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа внеаудиторная самостоятельная работа внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа внеаудиторная самостоятельная работа внеаудиторная самостоятельная работа внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа внеаудиторная самостоятельная работа внеаудиторная самостоятельная работа внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа внеаудиторная самостоятельная работа внеаудиторная самостоятельная работа внеаудиторная самостоятельная работа практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» студенты должны достичь следующих результатов: личностных: 1) российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовности к служению Отечеству, его защите; 4) сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированности основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 8) готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; метапредметных: 1) умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовности и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 7) владения языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 8) владения навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. предметных: 1) сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владения навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 3) владения умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владения умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 5) знания содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; 6) сформированности представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; 7) сформированности умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8) способности выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) владения навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10) сформированности представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
2